Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вариант 1 Часть 1 (А)




Скачать 311.83 Kb.
Дата05.07.2017
Размер311.83 Kb.

Вариант 1

Часть 1 (А)


При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А20) обве­дите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Какое из названных событий произошло в 862 г.?

1) призвание варяжских князей

2) поход Аскольда и Дира на Константинополь

3) крещение княгини Ольги

4) захват князем Олегом Киева

А2. Кто из архитекторов является строителем Архангельско­го собора в Московском Кремле?

1) Алевиз Фрязин Новый

2) Барма и Постник

3) Марк Фрязин

4) Аристотель Фиораванти

A3. В Древнерусском государстве сбор дани князем с под­властных племен назывался

1) полюдье 3) барщина

2) оброк 4) выкуп

А4. Что из названного было причиной крестьянско-казацкого движения Емельяна Пугачева в XVIII в.?

1) неудачи России в войне с Турцией

2) деятельность Уложенной комиссии

3) усиление крепостного гнета

4) развитие промышленного производства

А5. Прочтите отрывок из литературного произведения и оп­ределите, о каком церковном деятеле в нем говорится.

«Долго принуждала его братия стать игуменом. И он нако­нец внял их мольбам. Не по своей воле игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к это­му, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это, платы не давал, как делают некоторые честолюбцы, вырываю­щие всё друг у друга. И пришел преподобный в свой монас­тырь, в обитель Святой Троицы».

1) Антонии Печерском 3) Зосиме Соловецком

2) Несторе-летописце 4) Сергии Радонежском



А6. «Жандармом Европы» называли императора Николая Павловича, царствующего в Российской империи

1) с 1796 по 1801 год

2) с 1801 по 1825 год

3) с 1825 по 1855 год

4) с 1855 по 1881 год

А7. В 1897—1899 гг. министром финансов СЮ. Витте бы­ла проведена денежная реформа, ознаменовавшая введение в России

1) золотого обращения

2) серебряного обращения

3) медного рубля

4) бумажных кредитных билетов

А8. Как в российской империи называлось казачье поселе­ние, состоящее из одного-двух дворов?

1) станица

2) уезд

3) хутор


4) волость

А9. В результате реформы системы народного просвещения, проведенной при Александре 1,

1) университетам предоставлялась широкая автономия

2) деятельность студенческих организаций запрещалась

3) открылись земские школы для крестьянских детей

4) вводилось всеобщее среднее образование

А10. Прочтите отрывок из записок князя СП. Трубецкого и укажите название организации, о которой идет речь.

«...Сначала молодые люди ограничивались только разговора­ми между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и оп­ределить порядок действий, которыми намерены были поддер­живать и подкреплять предположения государя. 9-го февраля 1816 года Пестель, Никита Муравьев, Сергей Шипов и Трубец­кой положили основание обществу.., Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав Общества, послед­ний занялся правилами принятия членов и порядком действий их в обществе».

1) «Союз спасения»

2) «Союз благоденствия»

3) «Общество соединенных славян»

4) «Земля и воля»



А11. Какое событие произошло в августе 1917 г.?

1) «Кровавое воскресенье»

2) вступление России в Первую мировую войну

3) выступление генерала Л.Г. Корнилова

4) подписание Брестского мира

А12. Что из указанного относится к стройкам первых пяти­леток?

1) Магнитогорский металлургический комбинат

2) Транссибирская железная дорога

3) Красноярская ГЭС

4) Волжский автомобильный завод (ВАЗ)

А13. Какое из перечисленных понятий возникло в связи с осуществлением индустриализации?

1) монополия

2) концессия

3) стахановец

4) продразверстка

AI4. Что стало одной из причин неудачи и потерь советских войск в войне с Финляндией в 1939 г.?

1) помощь Финляндии со стороны Англии и Франции

2) массовые репрессии в 1930-х гг. среди командного состава Красной Армии

3) внезапность нападения на СССР финских войск

4) количественное преобладание финской авиации и артил­лерии

А15. Прочтите отрывок из доклада министра Николаю II и укажите фамилию автора этого доклада.

«При нашей бедности капиталов внутри страны, при необ­ходимости значительную часть народных сбережений расходо­вать на государственные потребности, особенно на усиление боевой готовности и на развитие железных дорог, необходи­мый рост нашей ...промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов».

1) СЮ. Витте

2) П.А. Столыпин

3) В.К. Плеве

4) А.Ф. Керенский



А16. В каком году руководством СССР было принято реше­ние о вводе войск в Афганистан?

1) в 1968 г. 2) в 1979 г. 3) в 1989 г. 4) в 1999 г.



А17. На XX съезде КПСС

1) принята новая партийная программа

2) Н.С. Хрущев был отстранен от должности Первого секре­таря ЦК КПСС

3) одобрен курс на перестройку

4) разоблачен культ личности Сталина

А18. Культурная жизнь СССР в период «оттепели» характе­ризовалась

1) полным отказом власти от идеологического давления на творческую интеллигенцию

2) публикацией некоторых ранее запрещенных литературных произведений

3) закрытием ряда театров, журналов, газет

4) критикой творчества писателей М. Зощенко, А. Ахматовой

А19. Какая из перечисленных мер относится к реформе по­литической системы в СССР в период перестройки?

1) полная ликвидация цензуры

2) судебное преследование противников перестройки

3) принятие новой Конституции СССР

4) провозглашении курса на «гласность»

А20. Что было одним из последствий Карибского кризиса 1962 г.?

1) отказ ведущих держав от производства ядерного оружия

2) прекращение помощи СССР Кубе

3) создание блока НАТО

4) отказ США от вторжения на Кубу

Часть 2 .


Задания В1—В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв шли цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записыва­ется буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие со­бытия. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

A) царствование Бориса Годунова Б) царствование Федора Ивановича B) царствование Михаила Федоровича Г) царствование Василия Шуйского















В2. Установите соответствие между именами монархов и со­бытиями, относящимися к их царствованию.

К каждому элементу первого столбца подберите соответству­ющий элемент из второго и внесите в строку ответов выбран­ные цифры под соответствующими буквами.



ПРАВИТЕЛИ

A) Павел I

Б) Елизавета Петровна

B) Екатерина Великая

4) разделы Речи Посполитой


СОБЫТИЯ

1) Швейцарский поход А.В. Суворова

2) участие России в Семилетней войне

3) взятие Азова





Запищите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В










В3. Какие из перечисленных ниже имен путешественников стали известны своими открытиями новых земель в XIX в.? Укажите два верных имени из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в ука­занном месте без дополнительных символов.

1) И.Ф. Крузенштерн 4) С. И. Дежнев

2) Афанасий Никитин 5) Ф.Ф. Беллинсгаузен

3) Ермак Тимофеевич

Ответ:_______________.

В4. Прочтите отрывок из воспоминаний В. Г. Белинского и напишите название журнала, о котором пишет критик.

«Давно уже было всем известно, что знаменитый поэт наш Александр Сергеевич Пушкин вознамерился издавать журнал; наконец первая книжка этого журнала уже и вышла, многие да­же прочли ее, но, несмотря на то, у нас, в Москве, этот журнал есть истинная новость, новость дня, новость животрепещущая, и в этом смысле то, что хотим мы сказать о нем, будет настоя­щим известием. Дело в том, что у нас в Москве очень трудно его достать за какие бы то ни было деньги...»

Ответ:-----------------------.

В5. Что из названного характеризует политический режим в СССР в 1930-е гг.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным от­ветам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) культ личности 4) гражданские свободы

2) прекращение репрессий 5) многопартийность

3) борьба с инакомыслием

Ответ:_______________.

В6. Прочтите отрывок из сообщения российских СМИ и укажите год, когда происходили описываемые события.

«По сведениям из достоверных источников, Президент СССР М.С. Горбачев, отстраненный в ночь на 19 августа от власти ГКЧП "в связи с неспособностью управлять государс­твом из-за состояния здоровья", находится сейчас под домаш­ним арестом на даче в Крыму».



Ответ:-----------------------.

В7. Установите соответствие между фамилиями руководите­лей СССР и периодами их пребывания у власти.

К каждому элементу первого столбца подберите соответству­ющий элемент из второго и внесите в строку ответа выбранные цифры под соответствующими буквами.



ФАМИЛИИ

A) Н.С. Хрущев

Б) М.С. Горбачев

B) Л.И. Брежнев



ПЕРИОДЫ

1) 1982-1984 гг.

2) 1964-1982 гг.

3) 1953-1964 гг.

4) 1985-1991 гг.

Часть 3 (С)


Для ответов на задания этой часты (С1—С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер зада­ния (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочтите отрывок из исторического документа и ответь­те на вопросы С1—С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

«Мир и дружба пребудут отныне... между их государствами и обоюдными подданными.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верхов­ные слои Китая или несовместимые с принципом равноправ­ности...

...Российское императорское правительство уступает импера­торскому... правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и тер­риториальных вод, а также все права, преимущества и концес­сии, связанные с арендой или составляющие ее часть, и уступа­ет равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...

...Российское императорское правительство уступает импера­торскому... правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней остро­ва, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты прини­мается за предел уступаемой территории».



С1. Укажите название документа и год его появления.

С2. С каким событием связано появление этого документа?

СЗ. Назовите имя российского императора, упоминаемое в документе.

С4. Перечислите потери России, связанные с этим событием^-

Выполните задания С5—С6, относящиеся к внешней поли­тике России в начале XIX в.

С5. Назовите основные итоги (не менее 2-х) внешней поли­тики России в царствование Александра I.

С6. Приведите примеры (не менее 2-х) военных успехов России этого периода.

Вариант 2


При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А20) обве­дите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

Часть 1 (А)


А1. Какое из названных событий произошло в 1097 г.?

1) смерть Ярослава Мудрого

2) Любечский съезд князей

3) дунайские походы князя Святослава

4) вокняжение в Киеве Владимира Мономаха

А2. Кто из названных лиц был архитектором Зимнего дворца в Санкт-Петербурге?

1) Джакомо Кваренги 3) Антонио Ринальди

2) Доменико Трезини 4) Варфоломей Растрелли

A3. В административном отношении Московское царство в XV—XVI вв. делилось на:

1) губернии 3) области

2) уезды 4) края

А4. Что из названного было следствием преобразований Петра I?

1) отмена обязательной службы дворян

2) раскол в Русской Православной церкви

3) укрепление российского абсолютизма

4) формирование сословно-представительной монархии

А5. Прочтите отрывок из документа и определите, с каким событием он связан.

«В Нижнем же казны становилось мало. Он же начал писать по городам в Поморские и во вся Понизовые, чтоб им они по­могали идти на очищение Московского государства. В городах же слышали в Нижнем собрания, рады были и посылали к нему на совет и многую казну к нему посылали».

1) созданием Второго ополчения в 1612 г.

2) походом Лжедмитрия I на Москву

3) избранием на царство Михаила Романова

4) избранием на царство Бориса Годунова



А6. В каком году Россия подписала с Францией Тильзитский мирный договор?

1) в 1801 г.

2) в 1803 г.

3) в 1807 г.

4) в 1812 г.

А7. Кому из государственных деятелей императором Нико­лаем I было поручено проведение реформы управления госу­дарственными крестьянами?

1) М.М. Сперанскому

2) П.Д. Киселеву

3) Я.И. Ростовцеву

4) А.Х. Бенкендорфу

А8. Как назывался архитектурный стиль, для которого харак­терно использование-мотивов античного зодчества, стремление к большей строгости и суровой массивности форм, доминирование военной эмблематики и нейтральных цветов в окраске зданий?

1) русско-византийский стиль

2) барокко

3) модерн

4) ампир

А9. Что из названного является одной из причин русско-ту­рецкой войны 1877—1878 гг.?

1) поддержка освободительной борьбы южных славян против Турции

2) стремление Турции завоевать Болгарию

3) союзнические обязательства России перед Англией и Францией

4) помощь Германии в расширении степени ее влияния на Балканах

А10. Прочтите отрывок из статьи К.С. Аксакова «О русском воззрении» и укажите, к какому направлению общественно-по­литической мысли принадлежал автор.

«Русский народ имеет прямое право как народ на общечело­веческое, а не через посредство и не с позволения Западной Ев­ропы. К Европе относится он критически и свободно, прини­мая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а на­циональность европейскую откидывая..,»

1) западникам

2) славянофилам

3) декабристам

4) народовольцам



A11. В каком году начался переход от «военного коммуниз­ма» к НЭПу?

1) в 1918 г. 3) в 1927 г.

2) в 1921 г. 4) в 1929 г.

А12. Важнейшим внешнеполитическим событием 1939 г. было

1) подписание пакта о ненападении с Германией

2) заключение мира с Финляндией

3) установление дипломатических отношений с США

4) принятие СССР в Лигу Наций

А13. Какой термин возник в связи с проведением массовой коллективизации в конце 1920-х гг.?

1) коммуна 3) подкулачник

2) стахановец 4) хутор

А14. Поражение России в войне с Японией (1904—1905 гг.) было обусловлено

1) началом первой российской революции

2) непродуманностью и ошибочностью действий русского военного командования

3) началом проведения экономических и политических ре­форм в России

4) поддержкой Японии со стороны США

А15. Прочтите отрывок из воспоминаний советского воена­чальника и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

«2 февраля 1943 года прозвучали последние залпы битвы... Она дала Родине тысячи и тысячи героев — рядовых бойцов, командиров, политработников. Их подвиги — символ нашей во­инской славы. Большое количество соединений и частей было удостоено почетных наименований, награждено орденами, пре­образовано в гвардейские. Признанием особых заслуг героев явилось сооружение на легендарном Мамаевом кургане величест­венного памятника-ансамбля».

1) Курской битве

2) освобождении Ленинграда

3) битве за Днепр

4) Сталинградской битве



А16. Какое из названных событий произошло в начале 1990-х гг.?

1) Карибский кризис

2) ввод советских войск в Афганистан

3) создание СНГ

4) принятие новой Конституции СССР

А17. С кем из указанных политических деятелей связывают начало «холодной войны»?

1) И.В. Сталиным 3) Н.С. Хрущевым

2) Л.И. Брежневым 4) М.С. Горбачевым

А18. Что из перечисленного характеризовало внутреннюю политику советского руководства в 1965—1985 гг.?

1) проведение политики гласности

2) ослабление роли партии в жизни общества

3) прекращение критики культа личности Сталина

4) проведение массовых репрессий

А19. Какая из названных мер была связана с проведением в России в 1990-е гг. радикальных экономических реформ?

1) оснащение предприятий новейшей техникой

2) ограничение сферы рыночных отношений

3) отказ от командных методов управления экономикой

4) возвращение к пятилетним планам развития народного хозяйства

А20. Причиной сокращения промышленного производства в СССР в начале 1990-х гг. было

1) отказ от командных методов руководства экономикой

2) осуществление приватизации государственной собственности

3) непоследовательность экономических реформ М. Горбачева

4) массовое забастовочное движение против реформ

Часть 2 (В)


Задания В1—В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв шли цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записыва­ется буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие со­бытия. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

A) поход Аскольда и Дира на Византию Б) поход Святослава на Византию B) поход Олега на Византию Г) поход Игоря на Византию



Ответ: _______________________________

В2. Установите соответствие между именами полководцев и военными событиями.

К каждому элементу первого столбца подберите соответству­ющий элемент из второго и внесите в строку ответов выбран­ные цифры под соответствующими буквами.



ПОЛКОВОДЦЫ

A) А. В. Суворов

Б) П.А. Румянцев

B) А.Д. Меншиков



СОБЫТИЯ

1) битва при Лесной

2) сражение при Ларге и Кагуле

3) взятие Хотина

4) Итальянский поход


Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В










В3. С какими из перечисленных ниже стран воевала Россия в XIX в.? Укажите две страны из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в ука­занном месте без дополнительных символов.

1) Франция

2) Турция

3) Великобритания

4) США

5) Италия



Ответ:____________________

В4. Прочтите приказ фельдмаршала и напишите название войны, во времена которой он был отдан.

«Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».



Ответ:_________________

В5. Что из названного относилось к политике «военного ком­мунизма»? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) передача в частные руки мелких и средних предприятий

2) продразверстка в деревне

3) введение натурального налога

4) отмена платы за жилье, транспорт, коммунальные услуги

5) привлечение иностранного капитала



Ответ:____________________________
В6. Прочтите отрывок из исторического документа к укажи­те имя руководителя СССР, о котором идет речь.

«По характеру он был добродушным и мягким человеком, лю­бил шутку и сам воплощал собой стабильность, которая, впрочем, обернулась застоем, а его податливость и тщеславие привели к постыдному манипулированию со стороны окружения».

Ответ:-----------------------.

В7. Установите соответствие между событиями XX в. и года­ми, когда происходили эти события.

К каждому элементу первого столбца подберите соответству­ющий элемент из второго и внесите в строку ответов выбран­ные цифры под соответствующими буквами.



СОБЫТИЯ

A) XX съезд КПСС

Б) принятие Конституции РФ

B) полет первого человека в космос



ГОДЫ

I) 1991 г.

2) 1956 г.

3) 1993 г.

4) 1961 г.


Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В









Часть 3 (С)


Для ответов на задания этой часты (С1—С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер зада­ния (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочтите отрывок из исторического документа и ответь­те на вопросы С1—С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

«Из всех родов западноевропейского социализма мы всецело сочувствуем анархистам, но полагаем, что осуществление анархи­ческих идеалов во всей их полноте в данный момент невозмож­но. Мы решаемся написать на своем знамени исторически выра­ботанную формулу «ЗЕМЛЯ и ВОЛЯ». Эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота.

Все внимание революционной партии должно быть устрем­лено: 1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с су­ществующими уже народными организациями революционного характера; 2) ослабить, расшатать, то есть дезорганизовать силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания».



С1. К какому общественно-политическому движению отно­сится устав созданной организации?

С2. Когда была создана эта организация?

СЗ. Какие задачи поставлены в программе членами органи­зации?

С4. Используя знания по истории, отметьте, какова была судьба этой организации?

Выполните задания CSC6, посвященные периоду пере­стройки.

С5. Укажите не менее двух задач реформирования полити­ческой системы СССР, поставленных партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в период перестройки.

С6. Приведите не менее двух примеров реформ политичес­кой системы СССР в период перестройки.

Вариант 3


При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А20) обве­дите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

Часть 1 (А)


А1. Какое из названных событий произошло в 1237 г.?

1) битва на реке Калке

2) взятие монголами города Рязани

3) Куликовская битва

4) взятие монголами города Киева

А2. В правление какого древнерусского князя был составлен первоначальный вариант «Русской Правды»?

1) Владимира Святославича

2) Ярослава Мудрого

3) Всеволода Ярославича

4) Владимира Мономаха

A3. Какой государственный орган был создан при Петре I?

1) Земский собор 3) Святейший Синод

2) Боярская дума 4) Верховный Тайный совет



А4. Что из названного было причиной возвышения Москвы?

1) умелая политика московских князей

2) ослабление Золотой Орды

3) внешнеторговые связи Руси

4) переход к новой системе земледелия

А5. Прочтите отрывок из летописи и определите, о каких исторических персонажах идет в нем речь.

«И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отправились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?" Тамошние же жители ответили: "Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые пост­роили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам"».

1) Аскольде и Дире 3) Олеге и Игоре

2) Борисе и Глебе 4) Святославе и ВладимиреАб. Что из названного относится к социально-экономичес­ким процессам первой половины XIX в.?

1) формирование вотчинного землевладения

2) начало промышленного переворота

3) появление первых мануфактур

4) национализация промышленности



А7. Сражение под Смоленском, Бородинская битва, Тару­тинский марш-маневр — героические страницы истории войны

1) Ливонской

2) Отечественной

3) Крымской

4) Первой мировой

А8. Как в газете «Голос» от 16 февраля 1880 г. современни­ками был назван период, когда М.Т. Лорис-Меликов находился во главе внутренней политики государства?

1) «период контрреформ»

2) «эра либеральных реформ»

3) «диктатура сердца»

4) «эра меркантилизма»

А9. Активный рост сельского хозяйства в 70—90-х гг. XIX в. сдерживало

1) сохранение крестьянской общины

2) частичное уничтожение помещичьего землевладения

3) внедрение новых сельскохозяйственных машин

4) усиление сельскохозяйственной специализации районов страны

А10. Прочтите высказывание А.И. Герцена о письме и ука­жите имя его автора.

«"Письмо" его потрясло всю мыслящую Россию и имело пол­ное право на это. После "Горя от ума" не было ни одного литера­турного произведения, которое сделало бы такое сильное впечат­ление. Между ними — десятилетнее молчание, 14 декабря, висели­цы, каторга, Николай. (...) Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать».

1) А.С. Пушкин 3) Н.Г. Чернышевский

2) В.Г. Белинский . 4) П.Я. Чаадаев

АН. В каком году был образован Союз Советских Социа­листических республик?

1) в 1918 г. 3) в 1924 г.

2) в 1922 г. 4) в 1936 г.

А12. С деятельностью П.А. Столыпина связано

1) подписание мира с Японией

2) проведение аграрной реформы

3) создание Временного правительства

4) осуществление коллективизации

А13. Какое из перечисленных понятий связано с новой эко­номической политикой?

1) концессия

2) пятилетка

3) хутор


4) стахановец

А14. Что из названного стало последствием подписания в 1939 г. пакта о ненападении с Германией?

1) вступление СССР в Лигу Наций

2) передача Германии Судетской области в Чехословакии

3) раздел между Германией и СССР сфер влияния в Восточ­ной Европе

4) присоединение СССР к антикоминтерновскому согла­шению

А15. Прочтите фрагмент из обращения «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и укажите дату его принятия.

«Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победо­носное восстание рабочих и гарнизона... съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

1) 26 февраля 1917 г.

2) 1 сентября 1917 г.

3) 26 октября 1917 г.

4) 5 января 1918 г.



А16. Какой из указанных периодов был назван периодом «оттепели»?

1) 1945-1953 гг. 3) 1965-1985 гг.

2) 1953-1964 гг. 4) 1981-1991 гг.

А17. Какое из названных событий поставило мир на грань ядерной войны?

1) введение советских войск в Чехословакию в 1968 г.

2) ввод советских войск в Афганистан в 1979 г.

3) Карибский кризис 1962 г.

4) война во Вьетнаме

А18. Одной из задач первого послевоенного пятилетнего плана в СССР было

1) преимущественное финансирование сельского хозяйства

2) дальнейшее развитие тяжелой промышленности

3) техническое переоснащение всех предприятий легкой промышленности

4) сохранение и материальное обеспечение всей армии

А19. Что являлось одной из важнейших задач внешней по­литики РФ с начала 1990-х гг.?

1) помощь странам Азии и Африки

2) всестороннее взаимодействие с государствами СНГ

3) восстановление советского режима в странах Восточной Европы

4) укрепление позиций России на Дальнем Востоке

А20. Причиной перехода руководства СССР в середине 1980-х гг. к политике перестройки является

1) массовые митинги и демонстрации населения страны с требованиями перемен

2) требования международных банков о выплате советским государством внешних долгов

3) резкое обострение международной обстановки

4) усиление кризисных явлений в разных сферах жизни об­щества

Часть 2 (В)


Задания В1—В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв шли цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записыва­ется буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите имена названных иконописцев в хроноло­гическом порядке их жизни и деятельности. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) Феофан Грек В) Дионисий

Б) Симон Ушаков Г) Андрей Рублев

Ответ:

В2. Установите соответствие между именами правителей и событиями, относящимися ко времени их правления.

К каждому элементу, первого столбца подберите соответству­ющий элемент из второго и внесите в строку ответов выбран­ные цифры под соответствующими буквами.



ПРАВИТЕЛИ

A) Иван Грозный

Б) Петр I

B) Едизавега Петровна



СОБЫТИЯ

1) начало книгопечатания в России

2) создание первого музея в России

3) создание первого Университета

4) открытие первых лицеев


Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В










В3. Какие из перечисленных ниже художественных полотен принадлежат кисти художников-передвижников? Укажите две картины из пяти предложенных. Обведите цифры, соответству­ющие верным ответам, и запишите их в указанном месте без до­полнительных символов.

1) «Всадница» 4) «Последний день Помпеи»

2) «Сватовство майора» 5) «Явление Христа народу»

3) «Грачи прилетели» Ответ:-----------------------.



В4. Прочтите отрывок из ходатайства инициативной группы на имя цесаревича Александра Александровича и укажите на-

- звание открывающегося музея.

«...Убеждены, что интерес к прошлому должен опираться на подлинные документы — письменные и вещественные памятни­ки, собранные в специальном хранилище. Это будет музей, куда явился бы историк за справкой, романист, директор театра, ар­тист — за нужными ему красками, куда могли бы привести детей, чтобы навеки запечатлеть в их памяти историческое событие, ис­торическую обстановку, куда мог бы придти и необразованный человек и вынести желание узнать, что было когда-то и что есть теперь, чтобы узнать, что со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране. Основная цель музея — "служить нагляд­ной историей", для чего будут собираться все памятники знаме­нательных событий истории Русского государства».

Ответ:_______________.

В5. Что из названного произошло в первое десятилетие XX в.? Укажите два верных положения -из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) русско-японская война

2) вступление на престол Николая II

3) выборы первой Государственной думы

4) вступление России в Первую мировую войну

5) обнародование декрета о земле



Ответ:________________ .

В6. Прочтите отрывок из исторического документа и укажи­те год его издания.

«...В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собс­твенной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революцион-• ных завоеваний...

...Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и обществен­ных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу...»

Ответ:________________ .

В7. Установите соответствие между понятиями и периодами, с которыми они связаны

К каждому элементу первого столбца подберите соответству­ющий элемент из второго и внесите в строку ответа выбранные цифры под соответствующими буквами.



ПОНЯТИЯ

A) перестройка

Б) десталинизация

B) сталинизм



ПЕРИОДЫ

1) 1945—1953 гг.

2) 1953—1964 гг.

3) 1965-1985 гг.

4) 1985-1991 гг


Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В









Часть 3 (С)


Из письма государственного деятеля начала XX в.

«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь?.. Представлялось избрать один, из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми сила­ми постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это стоило бы потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы пока­зан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь — предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собра­ний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государст­венную думу — это в сущности и есть конституция... Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось не­избежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем усту­пать по мелочам и все-таки прийти к тому же».



С1. Назовите автора письма.

С2. В каком году появился этот документ?

СЗ. Укажите, в связи с какими событиями появился этот до­кумент?

С4. На какие реформы («уступки») вынужден был согласить­ся автор?

С5. Назовите не менее трех направлений развития русской культуры XVIII в.

С6. Приведите не менее двух примеров памятников зодчест­ва этого периода.