Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Валерий Иванов-Таганский Королева в доме Достоевского Пьеса в двух частях по произведениям




страница1/7
Дата11.01.2017
Размер0.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7



Валерий Иванов-Таганский

Королева в доме Достоевского

Пьеса в двух частях по произведениям

Ф.М. Достоевского и дневникам А.Г Достоевской

Москва, 2016г.
Действующие лица:
Анна Григорьевна Достоевская

Федор Михайлович Достоевский

Николай 1 - царь

Граф Орлов

Генерал Сумароков

Мария Дмитриевна – первая жена Достоевского

Вергунов - учитель

Аполлон Майков – поэт

Паша – пасынок Достоевского

Эмилия – жена покойного брата Михаила

Николай Некрасов - поэт

Стелловский – издатель

Гинтерлах – торговец

Перов - художник

Суслова - возлюбленная Достоевского

Розанов – писатель

Аксаков - писатель

Рассыльный

Жандарм

Священник

Группа петрашевцев
Аглая

Рогожин герои произведений

Бабушка Достоевского

Первый слуга

Ставрогин

Верховенский

Черт

Старая служанка

Первый слуга

1-ый репортер

2-ой репортер

3-й репортер

1-ый могильщик

2-ой могильщик


«Многие русские писатели чувствовали бы

себя лучше, если бы у них были такие жены,

как у Достоевского» Л. Толстой

«Больше российской словесности,

так никогда не везло!»

В. Корнилов об А.Г. Сниткиной – Достоевской

В зрительном зале появляется актриса, которая в дальнейшем

будет играть роль жены Достоевского. Она направляется к сцене.

Актриса. Актер МХТ Леонидов так передал впечатление от встречи с Анной Григорьевной Достоевской: «Я увидел и услышал «что-то», ни на что не похожее, но через это «что-то», через эту десятиминутную встречу, через его вдову я ощутил Достоевского: сто книг о Достоевском не дали бы мне столько, сколько эта встреча. Я ощутил около себя дыхание его, Достоевского. (Актриса поднимается на сцену. Звучит «Канон в ре мажоре» И. Пахельбеля.)
Распахивается легкий светлый занавес испещренный

стенографическими записями. Слева диван и кресло; рядом

столик, в глубине массивный письменный стол и стулья. Над

диваном репродукция картины Рафаэля «Сикстинская

мадонна». В стороне небольшое возвышение («ростра»*) для

комментарий и свидетельств. (*Ростра (Лат.) – Царская трибуна,



украшенная носами трофейных кораблей.)

Актриса берет со стола толстую тетрадь.


Актриса. Это наиболее достоверный, основанный на тщательно отобранных и проверенных фактах сценографический дневник Анны Григорьевны Достоевской, расшифрованный через много лет и ставший живым рассказом о Достоевском в самый плодотворный период творчества писателя, когда им были созданы великие романы- трагедии от «Преступления и наказания» до «Братьев Карамазовых». (Музыкальный акцент. Актриса надевает легкую пелеринку, подходит к большой доске, на которой в середине 19 века тренировались стенографы, и делает мелом запись: «Стенографический дневник» А. Г.Сниткиной - Достоевской».)

Анна Григорьевна. Этот стенографический дневник переведен и переписан мною через двадцать семь лет. (Добавляет к предыдущей записи еще две: «Первая часть. До замужества. Пятница, 20 февраля 1849 г.» (Играет оркестр. Звучит мазурка..)

В пятницу двадцатого февраля 1849 года император Николай 1 давал бал в Зимнем дворце. Карнавал летел, кружился, гремел мазуркой. В первой паре танцевал Царь. Внезапная депеша русского посланника во Франции сорвала карнавал. ( Конский топот. Быстро входит посол России во Франции.)



Посол (у ростры). Ваше Императорское величество, все кончено! Король Луи Филипп отрекся. Франция провозглашена республикой. (Отдаленно звучит «Марсельеза». Но самое страшное: революция перекинулась в Германские земли, охватила Австрийскую империю. Вся Европа находится в брожении. (Громко звучит «Марсельеза».

Анна Григорьевна. Двадцать четвертого февраля Николай 1 подписал приказ военному министру о мобилизации армии. Это была его реплика на революцию во Франции. Была еще одна реплика Царя – глубоко секретная. (В глубине появляются фигуры петрашевцев, на головах осужденных колпаки. На авансцене Николая 1, нервно ходит, вглядываясь в силуэту осужденных.)


Николай 1. Граф Орлов? (Вбегает граф Орлов.) Граф, что с петрашевцами, узнали какого они поведения и образа мыслей.

Граф Орлов. Нам уже все известно, Ваше Величество: Петрашевский организатор первого социалистического общества в России. Идеи общества: отмена крепостного права, реформа суда и тюрем, возможность осуществить «Золотой век» человечества, где не будет богатых и бедных, страданий и слез, где торжествует любовь и красота, которая спасет мир. Все участники заговора по вашему приказу арестованы и ждут наказания. (Жест в сторону арестованных.)

Анна Григорьевна. На это сообщение был очень характерный ответ.

Николай 1. Да, все, что вы перечислили, только на поверхности. (Ходит вдоль неподалеку выстроенных в линию арестованных.) Но мы знаем их секретные планы: убить императора! (Жест в сторону осужденных.) Отварить кабаки для черни! (Жест в сторону осужденных.) Взбунтовать солдат и мужиков. (Жест в сторону осужденных.)

Орлов. Есть установка напоить их водкой и внезапно предать разграблению Зимний дворец и богатые кварталы Санкт-Петербурга.

Николай 1. Знаю! Конечный план этого чудовищного замысла: установить на десятилетия диктатуру, завести жандармов в тридцать раз больше, чем при моем управлении.

Граф Орлов. По нашим данным у главарей есть планы расчленить Россию, пустить сюда ростовщиков и либералов со всего света и кричать на всю Европу, что они продвигают Россию к «цивилизованному обществу».

Николай 1. Знаю! Это их давняя мечта! (Поднимается на ростру, говорит громко и с пафосом). Не выйдет, господа либералы! У меня есть долг! Я чужд «общей заразе своекорыстия». Россия не пойдет путем «коммерческих народов». У прав человека есть и долг, и обязанности, И пусть знают, что я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания свода законов любви, правды и веры и уничтожения крепостного права. Это непустые слова. Они имеет священный смысл. Все должно умолкнуть перед этим замыслом. Таков мой лозунг и ответ революции. (Гул аплодисментов. Царь спускается с ростры. Жестом подзывает графа Орлова.) Итак, приступить к наказанию петрашевцев. (Отводит Орлова в сторону. Доверительно.) Граф, лучше ежели только не будет разгласки. Перед окончательным приговором (Разворачивается к строю арестованных.) разыграем «фарс» на эшафоте.
За светлым занавесом – силуэты осужденных, рядом деревянный помост.
Жандарм. Становите их. Снять шапки... Будут читать конфирмацию.

Священник (держа в руках крест, произносит). Братья, перед смертью надо покаяться... Я призываю к исповеди

Жандарм. Гробы! Колпаки надвинуть на глаза!

Анна Григорьевна. И вот приговор двадцати трем петрашевцам: «За участие в преступных замыслах подвергнуть смертной казни расстрелянием».

Священник. Покайтесь!

Анна Григорьевна. От покаяния отказались все, но к кресту приложились. Жандарм (командует). На прицел!

Анна Григорьевна. Барабанная дробь разрезала молчание, шестнадцать ружей уставились в небо... (Барабанный бой!) И вдруг…Трясущимся осужденным развязали глаза и зачитали новый приговор
  1   2   3   4   5   6   7

  • Москва, 2016г. Действующие лица: Анна Григорьевна Достоевская Федор Михайлович Достоевский Николай 1 - царь
  • Паша – пасынок Достоевского Эмилия – жена покойного брата Михаила Николай Некрасов - поэт Стелловский – издатель
  • Рассыльный Жандарм Священник Группа петрашевцев Аглая Рогожин герои произведений
  • Первый слуга 1-ый репортер 2-ой репортер 3-й репортер 1-ый могильщик 2-ой могильщик
  • «Больше российской словесности, так никогда не везло!» В. Корнилов об А.Г. Сниткиной – Достоевской
  • Николай 1.
  • Анна Григорьевна.
  • Орлов.
  • Жандарм.
  • Священник