Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вальдорфская педагогика




страница1/10
Дата07.07.2017
Размер0.64 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Вальдорфская педагогика


[.
Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная[ педагогическая система, основанная на антропософских представлениях.

Вальдорфская педагогика основывается[1][2] на выделившемся из теософии[3] религиозно-мистическом[4][3][5][6] учении Рудольфа Штайнера — антропософии.

Вальдорфовские школы являются общеобразовательными[7]и принципиально отрицают идею массовой специализации в школьном возрасте[8][неавторитетный источник? 522 дня]. В вальдорфской школе отсутствуют оценки и преподавание ведётся преимущественно без учебников[9]

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время (сентябрь, 2013) в мире насчитывается 1025 вальдорфских школ, находящихся в 60 странах[10], и более 2000 детских садов[11], признанных Международным форумом вальдорф/штайнеровских школ (Гаагским кругом), Педагогической секцией Свободной Высшей школы духовной науки Гётеанума и Друзьями вальдорфского образования[12]. Название «вальдорфская школа» является зарегистрированной международной торговой маркой, права на её использование принадлежат Союзу независимых вальдорфских школ (СНВШ)[источник не указан 518 дней](Германия)[13][14][15][16].

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения[17]. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ[18][19][20].

В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей[2], не преподаётся детям ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[21][22]. Критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[23][24][25]. Религиоведами[источник не указан 515 дней], а также некоторыми критиками[25] централизованное и направляемоеАнтропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение.[источник не указан 456 дней]


Антропософское представление о человеке как основа вальдорфской педагогики


Согласно программному документу Европейского совета вальдорфского образования, формообразующим принципом вальдорфской педагогики является антропософия].

Штайнер стремится подчинить педагогику не конъюнктурным требованиям "позднеиндустриального демократического общества достижений", а потребностям развития ребёнка. Эти потребности рассматриваются им в свете его антропософских гипотез о триединстве человека, его четырёх сущностях и учения о темпераментах.


Триединство человека.


В человеке соединяются Дух, Душа и Тело, которым соответствуют мысль (интеллектуальные и познавательные способности), чувство (эмоциональная сфера, художественные и творческие способности) и воля ("производственные и практические" способности). Поэтому задачей педагогики является не только развитие интеллектуальных способностей, но и эмоциональное взросление и становление воли.

Четыре сущности человека.


Штайнер описывает, помимо физического тела, ещё три сущности человека, которые не подлежат непосредственному восприятию (их наличие обнаруживается по действиям, которые они производят). По его представлению, в человеке взаимодействуют

  • Физическое тело,

  • Эфирное тело, отвечающее за рост и жизненные силы,

  • Астральное тело, отвечающее за проявление психических переживаний.

Душа ощущающая, благодаря которой у человека возникают чувства, отличные от физических.

Душа рассудочная, благодаря которой человек может логически мыслить

Душа сознательная, благодаря которой может осознавать и контролировать свои поведения и поступки


  • Я — бессмертная духовная составляющая человека.

Эти сущности "рождаются" в указанной последовательности с семилетними промежутками . Школьный период примерно совпадает с рождениями двух сущностей:

  • Эфирное тело рождается одновременно с выпадением у ребёнка молочных зубов, т.е. примерно в 7 лет. Если до этого ребёнок учился благодаря "подражанию и примеру, то теперь в основу обучения ложатся "следование и авторитет", развиваются душевные силы обучения, образная фантазия и память.

  • Астральное тело рождается в начале пубертата, т.е. примерно в 14 лет (начало третьей семилетки). Начинается интенсивное эмоционально взросление, развитие интеллектуальных способностей: абстрактного мышления, "силы суждения" и "свободной мысли".

Воспитание понимается Штайнером как "содействие развитию", и в этом смысле в 21 год с рождением "Я" начинается саморазвитие.

Темпераменты.


Штайнер развивает учение о темпераментах в русле антропософии, соотнося ту или иную сущность с определённым темпераментом (преобладание той или иной сущности означает преобладание соответствующего темперамента):

  1. Физическое тело — меланхолик,

  2. Эфирное тело — флегматик,

  3. Астральное тело — сангвиник,

  4. Я — холерик.

Каждый человек обладает уникальным смешением темпераментов, что обуславливает его индивидуальность].

Применение этой концепции продуктивно в течение первых трёх лет обучения (например, следует обеспечивать соседство одинаковых темпераментов, тогда они "пресыщаются собой", выравниваются). Впоследствии ребёнок созревает настолько, что может контролировать проявления своего темперамента, и в преподавании можно уже не учитывать темпераменты.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • Антропософское представление о человеке как основа вальдорфской педагогики
  • Триединство человека.
  • Четыре сущности человека.
  • Темпераменты.