Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Вахаб особенности исторических взглядов хафиза абру




Скачать 339.48 Kb.
Дата08.07.2017
Размер339.48 Kb.
ТипАвтореферат



На правах рукописи


РЕЗАГОЛИЗАДЕХ АХАНГАР НАРГЕС ВАХАБ

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ

ВЗГЛЯДОВ ХАФИЗА АБРУ

Специальность: 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой

степени кандидата исторических наук

Душанбе – 2015


Работа выполнена в Институте языка, литературы, востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан

Научный руководитель: Гоибов Голиб Гоибович, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан

Официальные оппоненты: Кушматов Абдували, доктор исторических наук, профессор кафедры древней и средневековой истории Таджикского национального университета
Собиров Нусратулло Иноятович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры общественных наук Таджикского технического университета им. М.Осими
Ведущая организация: Курган-Тюбинский государственный университет имени Носира Хусрава
Защита состоится «19» марта 2015 г. в 10.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.047.008.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук, на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан по адресу: 734025, г. Душанбе. Пр. Рудаки, 33.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. И. Ганди Академии наук Республики Таджикистан и на сайте Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ – www.taj-history.tj
Автореферат разослан «____» ______________ 2015г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук Додхудоева Л.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы: Исторические факты и свидетельства указывают на то, что иранские цари в древности проявляли особенный интерес к записи событий и их сохранению, о чем свидетельствуют многочисленные копии книг «Худойнома» («Летопись владыки») и «Гохнома»(«Дворцовая летопись»).

После утверждениz ислама в Иране такие мусульманские историки, как Хамза Исфахани, Бируни, Масъуди, Якуби и Ибн Мискавейхи, опираясь на работы своих предшественников, авторов «Худойнома»и «Гохнома»,создавали свои исторические трактаты. Подъем перевода книг с арабского языка на персидский в Арабском халифате создало необходимые условия для становления и развития персидской историографии. В период правления Газневидов и Сельджуков были написаны важнейшие книги на персидском языке.

После завоевания Ирана монголами традиция написания исторических книг на персидском языке укрепилась. К числу важнейших персидских исторических трудов относятся трактаты «Джахонкушо-е Джувайни», Джаме ат-таварих» Хаджи Рашидуддина Фазлуллаха Хамадани Вазира и «Таърих-е гузида» Хамдуллаха Муставфи. В период правления Ильханов персидская и арабская историографии развивались параллельно, но в XIV-XVвв. персидская историография стала превосходить арабскую традицию, как количеством трудов, так и своими научными и художественными качествами. Такие ученые и мыслители, как Низомуддин Шами, Шарафуддин Али Язди, Гиёсуддин Али Язди, Абдуллах Хафиз Абру, Абдураззак Самарканди, Мирхонд и Гиёсуддин Хондамир являются выдающимися представителями средневековой персидской историографии.

Абдуллах б. Лутфуллах б. Абдуррашид, известный как Хафизи Абру, считается величайшим историком Х1У- ХУвв.. Он родился в городе Хавафе в Хорасане, но в подростковом возрасте перебрался в Хамадан, где стал писарем во дворце Адел Ага наместника Султана Ахмада Джалаира в Султании. Присоединившись к Тимуру, Хафизи Абру участвовал во всех его военных походах. После смерти основателя династии Тимуридов, Хафизи Абру находится в услужении Шахруха до момента его смерти.

По приказу Шахруха и его сына Байсонкура Мирзы Хафизи Абру начинает работать над многочисленными историческими трудами, такими, как «Зайлу джами ат-таварих», «Зайлу зафарнома-е Шоми»,«География Хафиза Абру» и «Маджма ат-таварих ас-султания». Четвертый том сочинения «Маджма ат-таварих» известен под названием «Зубдат ат-таварих Байсунгари»(«Байсонкуровские сливки истории»). Среди его работ особое место занимают произведения «География» и «Зубдат ат-таварих Байсунгари».

Хафизи Абру относится к плеяде тех историков, которые не довольствовались только описанием политических и военных событий. Он приводит сведения не только социального, научного и культурного значения, но и выражал свои рассуждения в области «политики и науки истории». В историографии он особое внимание обращал на «философию истории». Трактат «География» Хафиза Абру представляет собой уникальный труд по своей структуре и содержанию, так как сильно отличается от географических сочинений его предшественников Ибн Хурдадбех, Ибрахим Истахри, Ибн Хуакаль, Макдиси, Ибн Руста и последователей.

Критическое изучение историографии Хафиза Абру представляется весьма актуальным, так как способствует освещению многих неизвестных ранее аспектов истории Ирана Х1У-ХУвв., что и предопределило выбор данной диссертационной работы.

Степень изученности темы. Научную литературу по теме данной диссертационной работы можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся труды таких авторов, как Саид Нафиси, Забихулла Сафа, Эдвард Браун, Дж. Вудз, Зарринкуб, Алимзаде и Садек Саджади, которые приводят краткие сведения о биографии Хафиза Абру и его трудах.

Вторую группу составляют публикации таких русских исследователей XIX - начала XX вв., как Н.М.Карамзин, Т.Н.Грановский, С.М.Саловьев, В В.Бартольд, А.Ю.Якубовский, И.П.Петрушевский, Н.И.Конрад, А.П.Новосельцев, А.М.Беленицкий, В.А.Ромодин. По мнению русских историков, труды Хафиза Абру отличаются простотой языка, использованием оригинальных источников, аккуратностью и достоверностью используемых им материалов, подробным изложением, а также обилием социальных и экономических сведений.

Большой вклад в изучение произведений Хафиза Абру внесли советские ученые: М.Е.Массон, И.И.Умняков, Р.Н.Набиев, Я.Г.Гулямов, И.М.Муминов, Б.А.Ахмедов, Г.А.Пугаченкова, А.М.Мухамеджанов, М.А.Абдраимов, Р.Г.Мукминова, Х.З.Зияев, Б.В.Лунин. Т

К третьей группе относятся исследователи и историки ,опубликовавшие труды Хафиза Абру или тщательно изучившие их:иранский исследователь Ханбаба Баяни, Хадж Саййидкамал Джавади, Бахман Карими, Мударрис Чахордахи, Голамреза Варахрам, Деххуда, Устури, Мунзави и другие указывают на копии книг Хафиза Абру.

К четвертой группе относятся таджикские авторы. Ученые-историки Б.Г.Гафуров и М.Шукурзода, Н.М.Махмудов, А.М.Мухторов, Н.К.Амиршоев и др. в своих научных исследованиях ссылаются на сочинения Хафизи Абру.

В целом можно отметить, что до настоящее времени по выбранной диссертантом теме не была подготовлена или выполнена ни одна научно-исследовательская работа.

Источниковая база исследования. Важнейшими использованными нами источниками являются труды Хафиза Абру “Зубдат ат-таварих”, “Маджма ат-таварих ас-султания”, “География”. Другими источниками послужили сочинения Ибн Арабшаха, Клавихо, Шарафуддина Али Йезди и Ибн Халдуна, которые были дополнительно использованы при анализе исторических событий.

При написании данной диссертационной работы автор использовал и такие литературные тексты, как «Калила и Димна», «Бостон» и «Гулистон» Саади, «История Ирана» Сэра Джона Малькума, трактаты «Сайр ал-мулук» Газали и Ханджи для сравнения их сведений с сообщениями Хафиза Абру об исторических событиях.



Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является изучение историографии Хафиза Абру на базе его трактатов «География» и “Зубдат ат-таварих”.

Исходя из изложенного, диссертант поставил перед собой следующие задачи:

- исследовать жизнь и творчество Хафиза Абру и политическую среду его времени;

- дать характеристику историографии Ирана и Средней Азии до Хафиза Абру;

- осветить общую историографию региона на основе сочинения «Маджма ат-таварих ва ас-султания» Хафиза Абру;

- исследовать теоретические основы сочинения «География»; Хафиза Абру;

- изучить и объяснить исторические взгляды Хафиза Абру, высказанные им в «Зубдат ат-таварих».

Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, а также общетеоретические работы классических и современных историков.

Метод исследования. При исследовании проблемы используются методы исторического познания, включающие в себя историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный методы анализ исторических фактов, явлений, процессов.

Географические рамки исследования определены регионом, включающим в себя такие территории, как Иран, Хорасан, Центральная Азия. Временные рамки исследования охватывают период Х1У-ХУвв.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выявлено, что:

- в изложении политической мысли Хафиза Абру обладает своим собственным видением и теоретическими принципами, которые он излагает в качестве “разумной и неразумной политики” и “пользы исторической науки” в своем труде книге “География”;

- Хафизи Абру делит период правления Тимура и Шахруха на период завоевания мира и управления миром.

- реальное историческое существование государств Пешдадидов и Каянидов на основе сопоставления данных сочинения “Маджма ат-таварих ас-султания” с другими историческими и географическими первоисточниками;

- исламские географы рассуждали о шарообразности земли, ее силе притяжения, а также о движении планет за много веков до Коперника и Ньютона, о чем сообщает в своем трактате “География” Хафизи Абру;

-Хафизи Абру придерживался строгих доктрин ислама при рассмотрении Вселенной и уподоблял историческую эволюцию человеческой жизни, началом которой является колыбель, а концом – смерьть;

- Хафизи Абру, несмотря на то, что являлся придворным историком, записал и запечатлел большую часть исторических событий своего времени, подверг критике жестокие и бесчеловеченые поведение и поступки своих покровителей Тимура и Шахруха.

Теоретическая и практическая значимость исследования Результаты данной диссертационной работы могут быть использованы в центрах научной и образовательной систем Ирана, Средней Азии, Турции, Египта, России и Китая. Они могут также послужить основой для написания исторических курсов для вузов.

Основные положения, выносимые на защиту:

Несмотря на то, что Хафизи Абру служил при дворе Тимуридов, он стремился сохранить объективный взгляд на события, был верен нейтральным принципам написании истории.

В этой связи, на защиту выносятся:

- объективность Хафиза Абру при освещении различных исторических событий, происходивших при дворе и за его пределами;

- взгляды Хафиза Абру на исторический процесс, как на закономерное движение к прогрессу;

- рациональный подход Хафиза Абру к историческим событиям

-теоретические основы историографии Хафиза Абру;

- философская основа исторических сочинений Хафиза Абру;

- позиция Хафиза Абру по отношению к народным массам, которым он всегда выражал сочувствие;

- особенности сведений о социальной и культурной жизни, строительстве и благоустройстве городов, о чем Хафизи Абру сообщает в своем сочинении «Зубдат ат-таварих»;



Апробация работы. По теме диссертационного исследования были опубликованы статьи и тезисы докладов в сборниках научно-практических конференций и специальных журналах, среди которых три - в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, четыре параграфов. Объем диссертации составляет 166 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, сформулирована основная проблематика исследования, определены наиболее важные положения в раскрытии особенностей историографии Хафиза Абру. Освещается степень изученности поставленной проблемы, определяются цель и задачи исследования; теоретическая и практическая значимость диссертации, методологические принципы изучения, а также приводится структура диссертации.



Первая глава «Жизнь и творчество Хафиза Абру и его время» состоит из трех параграфов: «Жизнь и творчество Хафиза Абру и политические характеристики эпохи », «Историография Ирана и Средней Азии до Хафиза Абру», «Общая историография (на основе книги «Маджма ат-таварих ва ас-султания» Хафиза Абру)».

Хафизи Абру является известным ученым, писателем, талантливым редактором, крупнейшим историком и одним из представителей просветительства ХIV – XV вв. Фасих Хавафи называет его «светом глаз свободных людей» (озодагон), аристократом, искусным мастером и источником благородства. Несмотря на широкую известность в источниках рассматриваемого периода о нем не существует достаточной информации, а сам он в своих произведениях не приводит никаких сведений о себе.

Хафизи Абру называет себя Абдуллахом б. Лутфуллах б. Абдуррашидом ал-Бехдани, известным как Хафизи Абру. Его современник, историк Фасих Хавафи упоминает о нем под этим именем и считает его родиной Хаваф. Тем не менее, некоторые историки ошибочно называли его Нуриддином б. Лутфуллахал-Харави б. Абдулла, известным как Хафизи Абру. Некоторые исследователи в Иране считают, что во время жизни Хафиза Абру район Хавафа принадлежал Герату, поэтому, они представляют его жителем Герата. Так как Бехдадин считался сельским поселением Хавафа, а Хаваф - частью Герата, следовательно, в определении родины Хафиза Абру существует некоторые противоречия.

Точная дата рождения Хафиза Абру неизвестна. Многие современные историки, не приводя достаточных аргументов, называют 1363 г.Однако, в связи с тем, что в 1385 г. Хафиз Абру в городе Хамадане стал работать у Тимура как секретарь, можно утверждать, что он родился в конце 50-х или начале 60-х гг. Х1Ув., в начале месяца шавваль 1429/1430 г., а умер в районе “Сарджам” Занджана во время возвращения Шахруха из Азербайджана в Хорасан. Он был похоронен вблизи могилы Шайха Раббани “Ахи Абулфарадж Аз-Занджани”. Таким образом, Хафизи Абру жил во второй половины Х1У- первой половине ХУв.

Политический период жизни Хафиза Абру можно разделить на два этапа: период политической конкуренции, сумятицы и время стабильности и безопасности. В начальном периоде, после смерти Ильхана Абусаида, политическая ситуация Ирана была нестабильной. В Иране шла борьба за власть. По убеждению Хафиза Абру, народ в течение многих лет всегда считал, что страна без государя подобна телу без головы, или же стаду без пастыря. После того, как Абу Саид умер, в стране воцарились анархия и хаос.

Хафизи Абру в должности секретаря занимался записью событий на тематической основе. В это время он создал пять трактатов по истории Ирана после упадка династии Ильханов: “История правления Тагайтимура б. Савдаи Кавин ибн Кавин”, “Правление Амира Вали б. Шайх Али Хинду”, «История правителей сарбадаранов и их судьба”, “История эмира Аргуваншаха и его судьба” и “История конца правления курдских правителей”. Другим трактатом Хафиза Абру является«Приложение к “Зафарнаме”Шами, в которой он говорит о причинах написания этой своей книге. Она содержала описание произошедших преобразований в Иране, особенно в районах Азербайджана с 706 по 795/1306 по 1392 гг. Иногда при изложении важных событий в дополнение к году приводились месяц, даже день события.

Одним из методов написания истории Хафиза Абру является использование коранических аятов и арабских пословиц. Иногда он упоминает часть аята, а затем продолжает: “и до конца”. Он приводит причины постройки исторических зданий, общественных построений, ханака, дарулджамаа, каналов и колодцев, мечетей, школ, больниц в своем сочинении “Зубдат ат-таварих”. Хафизи Абру неоднократно упоминает о гнете Малика Ашрафа Чупанида.

Некоторые интересные факты “Джаме ат-таварих” не приведены в “Зубдат ат-таварих“. В этой связи ,можно указать на военный поход Шахшуджа в город Султания. Хаджи Навруз Хатун, жена Аделага, которая в отсутствии своего супруга управляла городом, отправила к Шахшуджа своего посла и почти такое послание она отправила музаффаридскому правителю, которое Саййида Хатун, супруга Фахруддавла Бувайхи, послала Султану Махмуду Газнави при его наступлении на город Рей.

Одной из наиболее важных работ Хафиза Абру является его книга “География” в двух томах. Она включает в себя карту мира, введение, теоретические дискуссии о видах политики, значении и преимуществах истории и историографии, космологию, описание морей и рек, гор и характеристики различных стран, начиная от Андалусии до Индии и Китая.

В начале книги приводится причина ее написания и теоретические суждения, затем рассматривается ситуация в мире и особенности городов, семи климатов. Затем сообщается об исторических событиях и происшествиях в каждом климате. Кажется, что Хафизи Абру в этой книге приводит те же материалы, которые содержатся в “Пяти исторических трактатах”, “Зайл джаме ат-таварих” и “Зайл Зафарнамеи шохи” в книге “Зубдат ат-таварих”. Материалы книг “Тарих Ал-Музаффар” и “Таърих Шахруха”, принадлежащих Хафизу Абру, в части исторических рассуждений, заимствованы им из трактата “География”. В последнем в разделе истории дано подробное изложение событий времени жизни самого Хафиза Абру. В предисловии своей книги он перечисляет использованные им источники, и указывает цель ее написании, расположение морей, рек, гор, пустынь и городов. Он приводит карту всех заселенных земель и направлений на Востоке, Западе, Севере и Юге, определяет каждый из климатов.

Методы использования Хафизом Абру источников разнообразны и различны. Он указывает на такие первоисточники, как “Масалик ва мамалик” Ибн Хордадбеха, “Сувар ал-акалим” Мухаммада б. Яхья, “Джаханнама”- произведения Мухаммада б. Наджиба Бакрана, “Сафарнома” Насера Хусрава и “Канун ал-булдан”. В тексте книги он также упоминает о таких произведениях, как “Муджам ал-булдан”, “Хайр ал-фарс”, “Таърихи Табари”, “Шахнаме” Фирдоуси, “Таквим ал-булдан” Абулфида, “Масалик ва мамалик” Азизи, “Нузхат ал-муштак” Шарифа Идриси, “Расм ал-маъмур” Хоразми, “Сурат ал-арз” Ибн Хаукаля”, “Джахони Дониш” и “Китоби муштарак”. Кроме того, Хафиз Абру без упоминания их произведений приводит имена таких ученых, как Масуди, Шариф Идриси, Абубакр Хорезми, Джахиз, Хасан б. Ахмад ал-Мухаллаби, Ибн Саъд, Абулкасим Димашки, Мухаммад б. Ахмад Хамадани, «История» Камалуддин, Абулкасем Али ибн Яктин, Абубакр ибн Мухаммад ибн Али, Носир Хусрав и ссылается на них.

Представители науки и доверенные лица являлись источниками устных рассказов, которые Хафизи Абру также использовал. Кроме того, он получал некоторые сведения путем личного наблюдения или же от тех лиц, которые были свидетелями событий. При описании городов и исторических событий Хафиз Абру использовал стихи таких поэтов, как Салман Саведжи, Анвари, Камалуддин Абдулкадир, Мавлана Саид Джалалуддин Хавафи и Шахшуджа. Иногда он использовал коранические аяты, арабские стихи и пословицы, а также арабские предложения с переводом на персидский язык.

Во втором томе “Географии” приведены пояснения к географическим и историческим терминам, даны сведения о городах и деревнях, сельскохозяйственных культурах, фруктах, минеральных камнях, различных видах деревьев, роде занятий населения, реках, строительстве зданий, сооружений государством и населением, рынках, школах, замках, воротах, восстановлении городов и поселков, иногда информация о достопримечательностях городов. Еще одной особенностью книги является описание городов Герата, Балха, Нишапура и Мерва со стихами на персидском и арабском языках таких поэтов, как Мавлана Таджуддин Пурбахо, Анвари, Джами, Адиб Зузани и другие. Некоторые стихи представляют собой род исторического сообщения и, в случае их удаления, смысл утрачивается.

Некоторые современные исследователи относят к Хафизу Абру книгу под названием “Маджмуаи Хафизи Абру” (Сборник Хафиза Абру) в трех томах. Она состояла из введения, указателя к “Истории» Хафиза Абру, “Истории Табари” (Балъами), “Приложения к истории Мухаммада Табари; сочинения Хафиза Абру (от Муктадира до Мустаъсима), введения, списка, включащего “Джамеъ ат-таварих”, трех томов “Джамеъ ат-таварих” Рашидаддина Фазуллаха, “Истории и рода правителей Курта”, “Четырех маленьких историй, принадлежащих перу Хафизу Абру (правление Тагатимура, правление Амир Вали ибн Шейха Хинду, истории Сарбадаранов, история эмира Аргуншаха), “Приложеня к Джамеъ ат-таварих” Ходжа Рашидаддина , “Истории Ал- Музаффара”, “Зафарнаме” Низамуддина Шами, Приложения к “Зафарнаме” до смерти Тимура, которые хранятся в библиотеках Багдадкошко(№ 282), Дамад Ибрахимпаша(№919), Нури Османия(№ 3267),Али Паши Хакима Оглу(№ 703). Представляется, что эта коллекция книг является теми книгами, которые написал Хафиз Абру по приказу Шахруха.

Автор диссертационной работы считает, что к числу его многочисленных сохранившихся трудов можно отнести трактаты “Зайлу Джаме ат-таварих Рашидаддина Фазлуллах”, “Зайлу Зафарнамеи Шами”, “История курдских султанов”, “Пять исторических трактатов”. Сочинение “Маджмаъ ат-таварих ас-султания” в четырех томах Хафизи Абру написал по приказу принца Бойсонкура, сына Шахруха и назвал четвертый том “Зубдат ат-таварих” («Сливки историй»). Оно стало известно под названием “Зубдат ат-таварих Бойсунгари”. В нем рассматриваются события 376-830г., которые с исторической точки зрения имеют важное значение, так как Хафиз Абру сам лично был свидетелем событий, использовал рассказы тех, кто был их участником.

По историографии в Иране опубликовано несколько научных работ: «Развитие историографии» немецкого ученого Бертольда Шпуллераа, «Историография периода Саффаридов» М.М.Хусейна из Индии,«Историография периода династии Буидов» М. Кабира из Индии,«Историография периода Газневидов» Базоса из Англии, «Историография периода Сельджукидов» К.Кахена из Франции, «Историография монгольского периода» Яъкуба Ажанда из Ирана, «Историография тимуридского периода» Дж. Вудса из США. Якубом Ажандом была написана статья «Местная историография» и «История историографии Ирана, англичанином Лэмптоном - «Литература по написанию автобиографий в Иране». Вышеперечисленные работы были опубликованы Якубом Ажандом в книге под названием «История историографии в Иране

Широкое развитие переводческой деятельности в эпоху Саманидов оказало влияние на подъем научной мыли в Иране, на эволюцию его историографии. Саманид Абумансур б. Нух, правивший на востоке Ирана, поручил своему визирю Абу Али Мухаммаду ал-Балъами перевести трактат «История Табари» на персидский язык наилучшим образом. До этого книга «Калила и Димна» с пехлевидского языка на арабский язык была переведена Ибн Мукаффой с тем, чтобы арабы смогли ею пользоваться. С арабского языка на персидский были также переведены «История Бухари» Наршахи, «История» Ямини Утби, «Футух» Ибна Аъсама Куфи и книга «Фарадж баъд аш-шиддат» Танухи. Были переведены «История Кума» - труд Хасана ибн Мухаммада Хасана Куми Хасаном ибн Ади ибн Хасан ибн Абдулмалик Куми, книга «Ал-Камил фи ат-тарих» Ибн Асира в период правления Мираншаха Наджмуддином Тарими. Перевод книги «Канун фи-т-тиб» Абуали ибн Сины с арабского языка для пользования ею персоязычными читателями показывает, что переводческая деятельность охватила все области знаний.

Книга «Тарих ал-хукама» Кифти была переведена в период правления сефевида Шах Сулеймана.Согласно сообщениям переводчика «Таърих ал-хукама», наибольшая часть традиционных рациональных текстов были переведены с арабского на персидский язык усилиями ученых в эпоху Сефевидов.

Важным моментом в развитии иранской историографии после распространения ислама является то, что написание книг на персидском языке все еще продолжалось, несмотря на падение Аббасидского халифата и завоевания монголов. Среди них можно назвать такие сочинения, как «Ал-хавадис ал-джаме» Камалуддина Абдурраззака б. Ахмада Шейбани, известного как Ибн Фувати ; «Историю Фахри» Мухаммада ибн Табатаба, известного как Ибн Тактаки, и «Сира Джалал ад-Дин» или «История Джалали», написанных на арабском языке.

К числу важнейших книг, созданных в период правления Ильханов, относятся «Тарих-е Джахонкушой» Алауддина Атамалика Джувайни, «Джаме ат-таварих» Ходжи Рашидуддина Фазлуллаха Хамадани, «Тарих-е гузида» Хамдуллаха Муставфи, «Таджзия ал-амсар ва таджзия ал-аъсар», известного как «Таърих-е Вассоф», Шихабуддина или Шарафуддина Абдуллаха ибн Фазлуллаха Ширази, известного как Вассаф ал-Хазратпод псевдонимом Шараф, «Тарих-е Банакати» Абу Сулеймана Давуда ибн Абулфазла Банакати, «Табакати Насери» казия Минхадж ас-Сирадж Джузджани, «Тарих-е Улджайту» Абулкасема Абдуллаха ибн Мухаммада ал-Кашани и другая его книга под названием «Зубдат ат-таварих», «Маджмаъ ал-ансаб» Шабанкараки.

Труд«Маджма ат-таварих ас-султания» Хафиза Абру была опубликована только исмаилитами. Согласно сообщениям некоторых современных исследователей, ее рукописная копия существуют в библиотеке Меджлиса исламского совета и в Национальной библиотеке Ирана, которая автору диссертации оказалась недоступной .

Об истории исмаилитов в книге «Маджма ат-таварих ас-султания» Хафизи Абру упоминает в части, следовавшей после истории иранских правителей. Принц Байсонкур просил автора о том, чтобы он добавил в книгу также историю исмаилитской секты, что и сделал летописец.

Важнейшими источниками его книги являлись такие сочинения, как «Джоме ат-таварих» Ходжи Фазлуллаха Хамадани и «Тарих-е комил» Ибн Асира. О своих цитатах в 532 г.хиджры он, например, пишет так: «До этого места шла цитата из книги Умида Бузурга, после этого следует рассказ Абдулмалика б. Али, как он видел и наблюдал». О Мухаммаде Умиде Бузурге он пишет: «До этого места цитата шла от Деххудо Абдулмалик, после этого следует рассказ от «Истории» Хасана Салаха Мунши и т.д. При написании своих книг он детально изучал источники, тщательным и точным образом использовал арабские и персидские стихи таких поэтов, как Ибн Хани Андалуси, Саади и других.

Хафизи Абру обращает внимание на социальную ситуацию. Так, он упоминает о состоянии народных масс, уровне образования и воспитания, строительстве школ, вакфах, амляках, инструментах для них, реконструкции мечети пророка Мухаммада и имама Хусейна Али, строительстве купола Ас-Сахра в Иерусалиме египетским правителем, особенностях горы Аламут, ее ресурсах. Иногда Хафизи Абру анализирует причины свершения тех или иных событий. Он являлся историком – рационалистом, считавшим основным фактором событий согласованность благоразумия с предопределением.

По мнению некоторых современных историков, книга «Маджма ат-таварих ас-султания» является компиляцией трудов предыдущих историков и кроме событий времени его жизни не имеет никаких новых материалов. В своей книге «Зубдат ат-таварих» Хафизи Абру приводит большинство материалов книг «Зайлу зафарнома» Шами; «Пандж рисола-е таърихи», «Таърих-е салотин-е Коурт», «Зайлу джомеъ ат-таварих», а также большинство материалов «Зафарнома» Шами, «Мавахиб Илахи» Муинуддина Муаллима Язди. Кроме того, сопоставление опубликованного раздела по истории исмаилитов в книге «Маджмаъ ат-таварих» Хафиза Абру с «Джаме ат-таварих» Рашидуддина Фазлуллаха Хамадани показывает, что он почти полностью заимствовал ее материалы. Представляется, что Хафизи Абру изложил в своей книге «Маджмаъ ат-таварих ас-султания» большую часть информации труда Хаджи Рашидуддина Фазлуллаха.

Об изложении Хафизом Абру истории Древнего Ирана можно узнать из трактата Мирхонда. Кроме того, содержание книги «Маджма ат-таварих ас-султания» показывает, что Хафизи Абру аналогично всем иранским и мусульманским историкам представляет династии Древнего Ирана :Пешдадиды, Каяниды, Парфяне, Сасаниды.

Однако современные востоковеды со ссылкой на греческие источники, сохранившиеся надписи считают, что древние иранские династии включают “Медиану, Ахеменидов, Парфян и Сасанидов». Вместе с тем, некоторые современные иранские историки, следуя за востоковедами, также считают древними иранскими династиями “Медиану, Ахеменидов, Парфян и Сасанидов».

Именно такое положение в качестве научного постулата является доминирующим в иранской историографии. Даже в учебниках по истории в иранских средних школах не было никаких упоминаний о древних иранских династиях, которыми являлись Медиана и Ахемениды. В учебнике «Иран и мир» для 7-го класса не говорится о государстве Пешдадидов, о Каянидах же упоминается как о государстве на востоке Ирана. В книге «Изучение истории» для учащихся предвузовской подготовки Ирана Пешдадиды и Каяниды упоминаются как сказочные и мифические государства. И это при том, что Каяниды официально признаны в качестве исторической династии со времени Кайхусрава.

С точки зрения общей историографии трактат “Маджма ат-таварих ас-султания” Хафиза Абру представляет собой ценный первоисточник. Как и все другие исламские историки, Хафизи Абру представляет государства Пешдадидов, Каянидов, Ашканидов и Сасанидов династиями древнего Ирана и тем самым вносит свой вклад в общую историографию Среднего Востока.

Вторая глава «Особенности историографии Хафиза Абру» состоит из двух параграфов: «Теоретические основы историографии Хафиза Абру в его сочинении «География»», «Историографические мысли Хафиза Абру в его трактате «Зубдат ат-таварих»».

Свои мысли по историографии Хафизи Абру изложил не в крупных и многочисленных исторических сочинениях, а в своем труде «География». В целом, историографию Хафиза Абру можно рассматривать в трех сферах: повествовательной, теоретической и комбинационной (составной). В произведении “Зайл Зафарнамеи Шами”, “История Курдских султанов”, “Зайлу Джаме ат-таварих”, “Пять исторических трактатов” и “Маджма ат-таварих ас-султания” он излагает сведения о событиях в повествовательной форме, но в книге “География” при рассмотрении видов политики и пользы истории он использует теоретические рассуждения. В трактате“Зубдат ат-таварих” он изложил исторические преобразования в стиле комбинационной историографии, т.е. события излагались в повествовательной форме, и при упоминании о каком-либо событии они подвергались анализу согласно теоретическим основам, таким образом, чтобы читатель осознал важность и пользу истории.

Изучение трудов некоторых иранских историков, предшествовавших Хафизи Абру, а также его современников, показывает, что политические размышления считались одной из проблем, представлявших для них большой интерес. Но ни один из них конкретно не занимался представлением политической теории. Сам же Хафизи Абру относится к той группе историков, которые касаются политической теории. Представляется, что при изложении своих политических мыслей он ссылался на книгу “Ахлаки Насери” Хаджи Насируддина Туси. Политическая философия Хафиза Абру может быть изучена через теоретическую и практическую призму.

Хафизи Абру считает, что вся система бытия управляется по принципу причинности, и подобно миру природа имеет причинно-следственную связь с человеческими обществами. По мнению Хафиза Абру, интеллект и проницательность занимают особое место в социально-политических преобразованиях.

Историография Хафиза Абру подразделяет политику на разумную и неразумную(сиёсати фозила ва сиёсати нокиса)или силовую. Разумная политика представляет собой необходимость приложения правителями всех усилий для достижения высоких общественных идеалов.

По убеждению автора, политика, основанная на утопии, представляет собой луч от света пророчества. Опираясь на мнения философов, он подчеркивает, что в политике преумножения, религия и политика считаются двумя важными элементами, как две стороны одной медали. Одно без другого не приводит к желаемому результату. Что касается неразумной или силовой политики, то она зависит от множества факторов, в результате развития которых общество будет двигаться в направлении неразумной политики. Согласно Хафизу Абру, цари, поддавшиеся телесным и чувственным наслаждениям, не избегут распутства и подлости, оказывая на своих подданных сильное давление. Они угнетают и мучают их, грабят народ, задевают их чувства достоинства, в отношениях со своими подданными выходят за пределы умеренности и следуют по пути угнетения и самомнения.

Вместо того, чтобы уважать людей и признавать их достоинство, которые являются Божьим даром, принимают их за своих слуг и рабов. Они заблуждаются и будут считаться последователями “партии дьяволов” (хезбушшайтан). Хафизи Абру относит их к числу потерпевших, так как их действия и поступки вызывают страх, тревогу и конфликты в городах. Грабежи, вражда, измена, тирания и насилие достигают в обществе своего пика. Вследствие этого, в мире исчезает безопасность и благосостояние , в стране распространяется жестокость, конфликт и дифференциация среди людей. Когда нарушается порядок, государство превращается в руины. При таких обстоятельствах Всевышний в соответствии со своей божественной традицией выбирает человека, который наделен разумом, мудростью, благородством, порядочностью и мужеством.

Когда компоненты политики приумножения будут доминировать в обществе , то это будет способствовать выживанию и развитию власти. Упадок и свержение власти следует из развития факторов, вызывающих формирования неразумной политики. На фоне такого отношения Хафизи Абру подразделяет жизнь государств на два периода: завоевание мира и правление миром. Период завоевания мира, в котором неизбежны войны, конфликты, разрушение городов и убийство людей, совпадает со временем власти неразумной политики в обществе. В период правления миром цари стремятся реализовать компоненты неразумной политики в обществе.

Автор книги “Зубдат ат-таварих” пишет, что каждая наука обладает своей сутью, целью и предметом. Сутью «истории» считается познание состояния мира, всего того, что связано с прошлыми событиями, начиная с государственных образований и цивилизационного развития вплоть до природных явлений, как лунное и солнечное затмения, землетрясение и т.д. Фактически, информированность об изменениях в государствах, изменениях в национальных и этнических составе являются целями истории, результатом. Хафизи Абру напоминает человечеству об этом с тем, чтобы оно сделало шаг в сторону одобренного поступка и избежало свершения недостойных поступков

Касаясь темы исторической науки Хафизи Абру отмечает, что темой исторической науки являются мировые события, их дата и характер. Подобно тому, как в любой науке обсуждаются ее объективные показатели, историк также рассуждает о том, как возникли те или иные события. Историческая наука, по его мнению, не основывается на рациональных доводах. Она основана на реальных чувствуемых, созерцаемых и видимых проблемах. Вместе с тем, это означает, что историк при сборе исторических данных обращает внимание лишь на чувства и наблюдения, при написании истории он также использует устные ресурсы или рациональные аргументы. Хафизи Абру в предисловии своей книги “География” пишет, что по причине того, что в течение долгого времени в своих дальних путешествиях с запада на север -в Мавераннахр, в Туркестан, Даште Кипчак, Хорасан, Иракайн, Фарс,Азербайджан, Арран,Муган,Малую и Большую Армению, все прибрежные районы Рума и Сирии, берега Евфрата, Тикрит, Мосул, Диярбакр и Грузию, побережья Каспийского моря, Дарбанд, Ширванат, Гиланат, Рустамдар, Амуль, Сари, Джурджан, а также с юга и востока – Забул и Кабул, Мансура, Синд и Хинд, Мултан, Увджа, Дели,индийские города вдоль воды Ганга- он использовал еще сведения, полученные и услышанные им от авторитетных людей, а также содержавшиеся в многочисленных книгах.

Хафизи Абру считает, что историческая наука является благородной и авторитетной наукой, особенно для тех, которые стремятся к приобретению добрых качеств и достоинств, а также для тех, кто хочет, чтобы его имя сохранилось. Представляется, что он связывает историческую науку с философией человеческой жизни. В связи с этим, в одном из своих выводов он подчеркивает, что разумный человек должен видеть свою вечную жизнь в том, чтобы оставить свое доброе имя. Такой человек должен разбираться в хорошем и плохом поведении, слышать похвалу и критику окружающих, знать , что такое доброе и плохое слово, стремиться к добрым делам и избегать дурного.

Автор “Зубдат ат-таварих” убежден, что здание исторической науки основано на правдивости и истине, и предметом истории считаются великие люди, просветители, выдающиеся личности, известные своей праведностью. Контекст исторической науки содержит сведения о добре и зле предшественников с тем, чтобы читатели склонились к добрым делам и избегали дурных поступков.

Теоретическая, религиозная, идейная и конфессиональная задача историка заключается в том, что он сообщал лишь правильные и достоверные сообщения и факты, и в случае, если он находит какое-либо не приемлемое сообщение, он должен воздерживаться от его упоминания, если оно не имеет широкую известность. Поэтому, если в исторических книгах говорится о нерациональном сообщении, то это слабость убеждения историка.

Цель историка не должна заключаться в ослаблении веры и указании этнического превосходства. По более точному определению Хафиза Абру, к особенностям историка относится нейтралитет, объективность, отход от расизма и экстремизма. Еще одна особенность историка заключается в том, что он должен описать историю, страдания каждого народа на основе сведений, представляемых тем же народом, а не в соответствии со своим убеждением. В противном случае не будет числа упрекам и протестам того народа.

Хафизи Абру при изложении истории семейства Музаффаридов использовал книгу Мавахиба Илахи Муиниддина Мударриса Йезди. Ввиду того, что большая часть истории и сведений о действиях правителей и крупных личностей не имеют “источников”, следовательно, историк должен был писать историю таким образом, чтобы его работа укрепила веру читателей и имела авторитет среди выдающихся людей.

Тема пользы исторической науки считается одной из важных вопросов, на котором останавливаются большинство средневековых историков. Ибн Фундук в своей книге “История Бейхаки” важнейшей пользой истории считает приобретение опыта, получение совета и примера от всех мудрых людей мира. Изучение истории способствует упрочению имени в мире, обучении человека на плохом примере других, моделированию политики правителей, принятию правильного решения, достоверному пониманию событий, украшению собраний и получению примера от добродетелей и т.д. Изучение истории также содействует презрению всего мирского, развитию иной жизни, терпению для получению потусторонних благ.

По убеждению автора “Таърихи Руян”, одним из благ для потусторонней жизни от постижения истории является изучение истории о жизни пророков и святых, так как изучение их биографии приравнивается к поклонению. Другие рассматривают преимущества исторической науки в приобретении опыта, надежде на будущее, умственного развития, совете мудрецов, познании правды, радости. Они считают, что толкование книги Бога и понимание религиозной науки во многом зависят от знания истории.

По мнению Хафиза Абру, все мирские интересы заложены в исторической науке, подчеркивающей преемственность опыта предшественников. По его убеждению , мирские дела похожи друг на друга и любое событие происходит лишь один раз, тем не менее следует ожидать повторение аналогичного случая. Например, возникновение и падение государственных образований представляют собой аналогичные события. Поэтому мудрый и разумный человек перед начинанием любого дела изучает все его стороны. Но невежественный человек, не зная правильного и неправильного способа выполнения дела, сталкивается с неудачей, что может привести к его гибели. В этой связи он указывает на судьбу некоторых из великих людей: Абумуслима Хорасани, Фазла .б Яхья Бармаки, Амира Навруза, Амира Чупана и других.

По мнению Хафиза Абру, другая польза истории заключается в “получение примера” из жизни предшественников. Все то, что накопили шахи в прошлом в своих казнах, и та часть, которую они тратили на содержание армии, не принесли никакой пользы ни в момент их смерти , ни после смерти, и лишь оказались записанными на страницах истории “Утешение и надежда” являются другими важными преимуществами истории. Осознание образов жизни пророков и событий, произошедших с ними, их терпение и сопротивление событиям стали причиной их спасения. Среди преимуществ исторической науки следует отметить ее помощь в прогнозировании событий и поиске способов борьбы с отрицательными явлениями.

“Развитие интеллекта и очищение духа” считаются другими преимуществами истории, так как посредством знания исторических событий человек может получить опыт от предшественников и в аналогичных случаях принять рациональное решение. В этой связи божеское наставление гласит, что сохранение продолжения человеческой жизни невозможно без использования опыта других. По мнению Хафиза Абру, пользы истории безграничны. В любом случае, историческая наука считается благородной наукой, так как опыт способствует воспитанию и изменению жизни и является признаком величия.

С точки зрения Хафиза Абру история и историк занимают особое место. Важнейшими из ее благодатей является приобретение опыта и знаний, примера, предвидение будущего, образование и воспитание, избегание неблагоприятных поступков и стремление к доброму деянию.

Рассматривая историографические мысли Хафиза Абру в его труде «Зубдат ат-таварих», автор диссертационной работы отмечает, что прежде всего следует рассмотреть источники рассматриваемого периода. В целом, источники этого периода по содержанию можно классифицировать на такие виды, как футухнома (книги о завоеваниях), общая история, местные хроники, серийные источники, литература, география, тазкира, агиография или автобиография, наставнические книги (панднома), книги по политической мысли и материалы дворцового дивана. Одним из важных источников этого периода является “Свод официальных документов”, содержащий письма Тимура к исламским и европейским правителям (подшохони Фаранг). В книгах, написанных европейцами, и в китайских исторических текстах также содержится много сведений и документов об отношении Тимура с династией Минг. Сравнение книги “Зубдат ат-таварих” с другими источниками показывает, что среди источников рассматриваемого периода эта книга считается единственной в своем роде и уникальной. Следовательно, книгу “Зубдат ат-таварих” следует рассматривать как “комбинационный” источник, что является плодом интеллектуального творчества и историографическоего искусства его автора. Интеллектуальное творчество, историографическое искусство и опыт Хафиза Абру, сообщение об исторических преобразованиях на основе теоретических основ превратили “Зубдат ат-таварих” в комбинированный источник.

Содержание книги включает различные вопросы :завоевания, истории местных правительств, события, имевшие место в различных регионах, этические и политические рассказы и наставления.Важнейшими письменными источниками, использованные Хафизом Абру, являются книга “Зафарнаме” Низмуддина Шами, книга “Мавахиб илахи” Муинуддина Муаллима Йезди, “Сафарнаме” Гиясуддина Наккаша, “Таърихе салотине Курт”, “Зайлу Джамеъ ат-таварих”, “Зайлу Сафарнаме Шами” и “Пандж рисолаи таърихи”.

Сравнивая“Зубдат ат-таварих” с упомянутыми источниками, автор исследования показывает, что Хафизи Абру большей частью копировал материалы, приведенные в “Таърихе салотине Курт”, “Зайлу Джамеъ ат-таварих”, “Зайлу Сафарнаме Шами” и “Пандж рисолаи таърихи” в “Зубдат ат-таварих”. Он также использовал книги Шами и Муаллим Йезди. Государственные документы и письма, письма – напоминания (панднома) считаются другими важными источниками автора. Представляется, что документы и письма, которые использовал Хафиз Абру, также привлекали и другие авторы рассматриваемого периода. Некоторые материалы“Зубдат ат-таварих”дословно аналогичны материалам историков, его современников.

Хафизи Абру помимо письменных источников использовал также и устные рассказы. Автор являлся свидетелем многих событий, о которых он сообщает в своей книге, что не наблюдается в других источниках рассматриваемого периода. Таким образом, книга “Зубдат ат-таварих” считается важнейшим источником эпохи, несмотря на то, что “Зафарнаме” принято определять первой книгой, написанной о завованиях Тимура. Хафизи Абру использовал ее материалы достаточно широко.

Хафизи Абру указывает на причину написания, цель, мотивацию и стиль изложения “Зубдат ат-таварих “. Он приводит обобщение действий и нравов Тимура, его поступков, объяснение родов и султанов тимуридского периода. Вслед за этим он описывает события, произошедшие в Иране 736/1335 года , большая часть которых связана с местными династиями и политической конкуренций правителей внутри страны. На имевшие место события в Мавераннахре автор обращает внимание, начиная с 747/1346 г.Наиболее важными темами первого тома являются правление Тагайтимура, появление Сарбадаранов,конфликт Тагайтимура с Сарбадаранами и Ал Чупан, создание государства Сарбадаранов и их сражение с династией Курта, правление Амира Вали в Мазандаране, формирование государства Мирашиян в Мазандаране, события, связанные с правлением Чупаниян, преобразования государства Музаффаридов, ситуация в Ираке, арабских и неарабских странах в период правления Джалаиридов и Инджуидов, отношение семейсва Курта с эмиром Катаганом, правителем Мавераннахра, их отношение с Тимуром, стремление Тимура к укреплению своей власти в регионе, нашествие правителя Даште Кипчак на Мавераннахр и Азербайджан.

Во втором томе“Зубдат ат-таварих” рассматриваются события с 781 /1379 до смерти Тимура в 807 /1405 .Главы этого тома посвящены таким темам, как продолжение походов Тимура в Хорезм, внутренний конфликт Джалаиров, преобразования в период правления Шахшуджаъ, внутренний конфликт Музаффаридов, нашествие Тимура на Монголию, нападение правителя Даште Кипчак на Мавераннахр, нападене Тимура на Хорасана, Мазандаран, Шираз, Кирман, Исфахан, Азербайджан, Багдад, а также сражение с Караюсуфом. Еще одна глава второго тома книги “Зубдат ат-таварих” посвящена военному походу Тимура на Сирию и завоеванию городов этого региона, покорению района Черкасска, а также завоеванию Индии в 800/1397г. В ней также содержатся следующие сведения : военный поход Тимура на территорию Османов, завоевание городов этих регионов, пленение Баязида Йилдирима в битве при Анкаре, подчинение правителей Стамбула и Египта Тимуру, а также восстания против Тимура.

Третий том содержит события, произошедшие с 807\1405г. по 818/1415г. Здесь приведены события, связанные с периодом после смерти Тимура, правлением Шахруха. К ним относятся распри и раздор среди преемников Тимура, разногласия тимуридских принцев с правительством Шахруха, конфликт между детьми Мираншаха в Азербайджане, передача власти тимуридским принципам в Иране, Индии, Мавераннахре, конфликт Караюсуфа Каракаюнлу с Султаном Ахмадом Джалаири и Мираншахом, военный поход Шахруха в различные регионы, восстания в Мавераннахре и Иране против Шахруха, созидательные мероприятия Шахруха для перестройки и модернизации городов Герата и Мерва, проведение охоты и празднеств. Кроме того, отношения этого периода с Китаем, обмен послами между Шахрухом и Караюсуфом считаются важнейшими темами третьего тома.

Четвертый том книги представляет собой продолжение событий с 818/1415г. до 830/1427 г.и представляет следующие темы :отношения Шахруха с Дели, обмен послами между Китаем, Ираном и Мавераннахром, военный поход Шахруха в Азербайджан против туркмен, нашествие Улугбека на Монголию, противостояние тимуридских принцев с Шахрухом, ситуация в дворцовых диванах в рассматриваемый период, посещение Шахруха священного Мешхеда, его встреча и других тимуридских эмиров и принцев с шейхами. В четертом томе Хафиз Абру обращает особое внимание на восстание Насруллаха Сахраи и Ахмада Карамана. Повествование заканчиваетя сообщением об убийстве Шахруха в 830/1497 г.

До и после Хафиза Абру были написаны книги под названием “Зубдат ат-таварих”. К их числу можно соотнести труды Садруддина Абулхасана Али ибн Насера ал-Хусейни об истории Сельджукидов, Абдуллаха ибн Али Кашани об истории исмаилитов, Камалуддина Джалала Мунаджима Йезди по общей истории для сефевидского шаха Аббаса II. Мухаммад Мухсин б. Карим Муставфи по поручению Ризакули Мирза создал сочинение “Зубдат ат-таварих “, Шейхулислами Мухаммад Шариф Кази для Хусравхана, правителя Ардалана, для Фатхалишаха. Кроме того были написаны два труда под названием “Зубдат ат-таварих”на турецком языке, одна – Мухаммадом Дулкарзад Руми, и вторая – Мавлана Мустафа под псевдонимом Сафи.

Таким образом, книга “Зубдат ат-таварих” считается одной из важнейших книг Хафиза Абру, написанной по приказу принца Байсонкура Мирзы, сына Шахруха и включает в себя исторические события после упадка династии Ильханов до 830/1497 г. В предисловии о причинах и цели написания своей книги он напоминает, что его мотивация не была основана на приобретении славы и благодати, получения вознаграждения, похвалы и восхищения, а его основной целью являлось то, чтобы оставить после себя какой-либо след в истории.



Заключение На основе полученных результатов при исследовании особенностей историографии Хафиза Абру диссертант приходит к следующим выводам:

Хафизи Абру подразделяет политику на разумную и неразумную(сиёсати фозила ва сиёсати нокиса), или же политику применения силы. По его убеждению, политика утопии представляет собой луч от света пророчества. Опираясь на мнения философов, он подчеркивает, что в политике преумножения, религия и политика считаются двумя важными элементами, как две стороны одной медали, и одно без другого не приводит к желаемому результату. Религия выступает в качестве основного принципа и закона, а правитель является их исполнителем.

Касаясь неразумной или силовой политики, Хафизи Абру считает, что она зависит от множества факторов, в результате развития которых общество будет двигаться в направление неразумной политики. Он считает, что историческая наука является благородной и авторитетной наукой, особенно для тех, кто стремится к приобретению добрых качеств и достоинств, а также для тех, кто хочет, чтобы его имя сохранилось. Представляется, что он связывает историческую науку с философией человеческой жизни.

По мнению Хафиза Абру, все мирские интересы заложены в исторической науке, которая акцентируется на приобретении опыта от жизни предшественников. Прогнозирование будущего считается пользой изучения истории.

Хафизи Абру считает, что другая польза истории заключается в “получение примера” .Всякий раз, когда будущие поколения будут изучать историю, они будут вспоминать добрым словом лишь тех, кто был добродетелен, а люди, лишенные достойных качеств, будут подвергаться насмешке и осмеяны. По мнению Хафиза Абру, “утешение и надежда” является другим важным преимуществом истории. Осознание образа жизни пророков и событий, произошедших с ними, их терпение и сопротивление событиям стали причиной их спасения.

Среди преимуществ исторической науки Хафиз Абру отмечает ее помощь в прогнозировании событий и поиске способов борьбы с отрицательными явлениями.

“Развитие интеллекта и очищение духа”, по мнению Хафиза Абру, считаются другим преимуществом истории, так как посредством знания исторических событий человек может получить опыт от предшественников и в аналогичных случаях принять рациональное решение.

Описание биографии некоторых представителей науки и политики, ученых и мыслителей также относится к числу особенностей историографии Хафиза Абру. Исторических взглядов Хафиза Абру показывает, что он уделял также внимание философии истории.

“Повторяемость” исторических явлений считается другой особенностью исторических взглядов философии Хафиза Абру. Поэтому назидание истории считается одной из важнейших благ при изучении истории и часто по этой причине он сравнивает исторические события между собой.

Внимание к человеческим ценностям считается одной из важных принципов исторических взглядов Хафиза Абру, а его отношение к Родине - важной особенностью его исторических взглядов. Он считает территории, расположенные между двумя реками Амавия и Евфрата, иранским краем и упоминает о нем под названием Ираншахра. Он проявляет особую привязанность к району Хорасана, считая его одним из важнейших районов Ирана.



Рекомендации:В будущем предлагается исследовать и изучить такие темы, как стиль персидской историографии, династийная историография Пешдадидов и Каянидов с опорой на оригинальные источники, историографическое сравнение “Зубдат ат-таварих” и “Зафарнаме” Шами и Шарафуддина Али Йезди с книгой Ибн Арабшаха, а “Зубдат ат-таварих”- с локальными источниками тимуридского периода, с с историографией Шабанакараи, Муинуддина Натанзи, и Фасихи Хавафи.
Основное содержание диссертации отражено в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1.Историографии Хафиза Абру в его «Зайли джаме-ат-таварих» // Вестник таджикского национального Университета. Серия гуманитарных наук Душанбе, :, «Сино», 2014 .-С.5-8.



2.Философия истории Хафизи Абру (Философия истории Хафиза Абру) // Вестник таджикского национального Университета. Серия гуманитарных наук, часть II/ Душанбе, :, «Сино», 2012 .-С.74-77.

  1. Трактат «Зубдату-т-таворих»Хафизи Абру // Вестник педагогического Университета. Душанбе :№6 (42), 2011.-С.164-169.

  • Работа выполнена в Институте языка, литературы, востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан Научный руководитель : Гоибов Голиб Гоибович
  • Официальные оппоненты : Кушматов Абдували
  • Собиров Нусратулло Иноятович
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы
  • Степень изученности темы.
  • Источниковая база исследования.
  • Цель и задачи исследования.
  • Методологической и теоретической основой работы
  • Географические рамки исследования
  • Научная новизна исследования
  • Теоретическая и практическая значимость исследования
  • Основные положения, выносимые на защиту
  • Структура диссертации.
  • Первая глава « Жизнь и творчество Хафиза Абру и его время»
  • « Особенности историографии Хафиза Абру
  • Заключение
  • Основное содержание диссертации отражено в изданиях, рекомендованных ВАК РФ