Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


В веках… Материалы круглого стола




страница1/4
Дата05.07.2017
Размер0.53 Mb.
  1   2   3   4


Волгоградская областная универсальная научная

библиотека им. М. Горького

Отдел доступа к электронным ресурсам

Мужество сталинградцев

в веках…

Материалы круглого стола
26 февраля 2015 года

Волгоград

2015

ББК Кр.63.3(2)62



М89
Научный редактор и автор предисловия

Михаил Борисович Кусмарцев

Редактор-составитель

Тамара Ивановна Климова

Ответственный за выпуск

Людмила Александровна Ульева



М89


Мужество сталинградцев в веках : материалы круглого стола, Волгоград, 26 февр. 2015 г. / Волгогр. ОУНБ им. М. Горького, Отдел доступа к электронным ресурсам ; [науч. ред. и авт. предисловия М. Б. Кусмарцев ; ред.-сост. Т. И. Климова ; отв. за вып. Л. А. Ульева]. – Волгоград, 2015. – 37 с.

ББК 63.3(2)622,12(2Рос-4Вог)я431



© Волгогр. ОУНБ им. М. Горького, 2015

Содержание

Предисловие …………………………..………………………………………………………………………….…..…..………..

4

Никифорова Т. П. Жизнь в военном Сталинграде в воспоминаниях детей ..………………………………………………..………………………………………………………………..……………………

5


Детков И. В. Проблема фальсификации истории Сталинградской битвы …………………………………………..…………………………………………………………………………..………………

12


Роль железной дороги в Сталинградской битве (проект учеников школы-интерната № 7 ОАО «Российские Железные Дороги») …………….

16


Мирошниченко Ю. В. Сталинградская битва в судьбе моей семьи ….…

19

Горбачев С. В. О фальсификации истории Сталинградской битвы …..

22

Ситникова Т. В. Выстояв, воспели Сталинград… …………………………………………..

24


Предисловие

История Сталинградской битвы дает современным поколениям понимание тех ценностно-нормативных установок поведения, поступков, действий, которые отражали конкретные единичные факты воинского подвига защитников Отечества. Именно поэтому обращение в воспитании к истории Сталинградской битвы направлено на  повышение уровня устойчивости личности в своём собственном бытии, которое зачастую прикрыто плотным информационным слоем разноплановых воздействий глобалистской риторики. Опасность этой риторики в первую очередь в том, что она переводит духовный опыт поколений защитников Родины на второй план, делает его несущественным для жизни подрастающих поколений в современном мире. Именно духовный опыт героизма защитников Сталинграда, ставший традициями и осваиваемый современными поколениями становится основой их духовной устойчивости в современном мире.

Освоение героической истории Сталинградской битвы в  патриотическом воспитании определяется в решении следующих задач:


  • расширение и углубление представлений детей и молодёжи о  всемирно-историческом значении и величии роли Сталинградской битвы в сохранении и развитии мировой цивилизации;

  • нахождение условий и средств сохранения и освоения наследия защитников Сталинграда как высшей общественной ценности и  как социально-исторической памяти;

  • формирование у подрастающих поколений культуры «прочтения» наследия Сталинградской битвы, потребности обращаться к урокам прошлого;

  • формирование механизмов воспроизводства и реконструкции в настоящем и будущем идей, идеалов, образов, значений, ценностей, смыслов, традиций, стереотипов, культурно-нравственных ориентиров, проявившихся в Сталинградской битве, в современной общественной жизни;

  • формирование социальной ответственности у молодежи за прошлое, настоящее и будущее России.

Эти задачи нашли свое отражение в данном издании, разработанном на основе воспоминаний очевидцев и документов периода Сталинградской битвы, что имеет особую ценность для приобщения современной молодёжи к духовному опыту защиты Родины, доставшегося современным поколениям от поколения Победителей.

Кусмарцев Михаил Борисович,

кандидат педагогических наук, доцент,

член научно-экспертного совета

Российского государственного военного историко-культурного центр

при Правительств Российской Федерации

Жизнь в военном Сталинграде

в воспоминаниях детей

Татьяна Петровна Никифорова,

ведущий библиотекарь

Отдела доступа к электронным ресурсам

Волгоградской ОУНБ им. М. Горького,

магистрант

Волгоградского государственного

социально-педагогического университета

Сталинград. Он навсегда останется в памяти народов не только России, но и всего мира. Сталинград стал символом Славы, Чести и  Гордости нашего народа. Во время Сталинградской битвы все жители, включая и детей, были вынуждены выживать в суровых условиях. Дети  военного Сталинграда пережили все ужасы бомбардировок и  фашистской оккупации. Их хрупкие тельца были изранены фашистской сталью, их глаза видели смерть своих родных и близких. Их  детство осталось там, в мирном и спокойном Сталинграде.

Начало войны не коснулось жителей города, поэтому дети ещё не  совсем понимали, что кроется под таким страшным словом «война». Они сохранили тёплые воспоминания о довоенном городе.

Лилии Берёзкиной на тот момент было 8 лет. Она не помнит начало войны, По её словам, в городе «была мирная жизнь: цвели белые и  жёлтые акации. Наш дом находился рядом с Мамаевым курганом. Мы  поднимались на курган, покрытый тюльпанами. Из степи дул ветер, насыщенный запахами полыни. Мы вдыхали этот запах и смотрели на Волгу, проплывающие баржи и пароходы. Всё было мирно. Только взрослые стали задерживаться на работе, да мальчишки собирались группами и о чём-то шептались. Я часто слышала слово «война», но что оно, значит, не  понимала…»1

А вот как вспоминает 22 июня 1941 года Гурий Хватков, 1929 г. р. «Как обычно, дружной ватагой отправились утром на Волгу, плавали, катались на нашей лодке. Вылавливали из воды фрукты, овощи и даже арбузы, плывущие по Волге. Они попадали в воду во время разгрузки барж в порту грузчиками. В тот день мы, набрав яблок и огурцов, решили купить хлеба. Послали Альку Дудкина в магазин, но он быстро вернулся и рассказал, что  люди в магазине слушают по радио сообщение о нападении Германии на  нашу страну. Признаться, мы не поняли, какая случилась беда. И даже ругали Альку — почему хлеб не купил. Он оправдывался – продавщица тоже слушала радио и не торговала».2

В то время как война ещё не коснулась жителей Сталинграда, дети  продолжали гонять футбольный мяч по улицам города. Бегали и  на Волгу, и в кинотеатр «Комсомолец», где показывали последние выпуски «Боевых киносборников». Больше всего детям нравилось смотреть, как бравый солдат Швейк с юмором издевается над глупыми немцами.

На площади Павших борцов был выставлен сбитый немецкий самолёт. Сначала его охранял милиционер, а затем самолёт оставили на  «попечение» мальчишкам, и они не только тщательно изучали его, но и тайком отвинчивали детали.

Однако такая спокойная мирная жизнь закончилась в Сталинграде 23 августа 1943 года, когда части 6-й немецкой армии под  командованием генерала Ф. Паулюса вышли к Волге у северной окраины города. Этот день стал одним из самых страшных и  трагических дней в истории Сталинградской битвы.

Как и в предыдущие дни, нещадно палило солнце. Жители города даже не догадывались, что пройдёт всего несколько часов, и  этот  солнечный день превратится в чёрный и огненный. Днём по  радио объявили воздушную тревогу, но люди, привыкшие к таким сообщениям, не спешили прятаться в убежище. Гурий вспоминал: «Я  вышел из сарая и не увидел яркого солнца. Немецкие самолёты летели тучей на город. Появилось ощущение, что приближается что-то страшное».1

По словам Лилии Берёзкиной 1934 г. р. в этот день «горел весь город, горела река, всё вокруг было объято огнем».2

Юный солдат Сталинграда, Иван Макушин, работал на военном заводе во время бомбёжек Сталинграда. Особо запомнился ему день 23 августа 1942 года. В это день сбросили огромное количество листовок, «что, казалось, снег пошел». Они гласили: «Сдавайтесь! Вас предали».3

Этот день также оставил ужасные воспоминания. 13-летняя Валерия Ефимова рассказывает: «Смотреть было страшно – настоящий ад, когда всё горит, даже вода. Всё это врезалось в память до конца моей жизни».4

Но даже в этой ужасной обстановке жители приходили на помощь друг другу. Осиротевших малышей собирали по всему городу и  отправляли в детские дома и приюты. Многие не могли назвать своего имени и фамилии. Так после войны в городе появятся Сталинградские, Бесфамильные и Непомнящие.

Позже, вспоминая своё военное детство, они будут рассказывать о  слонихе Нелли – любимице сталинградской детворы, которая до  войны жила в зоопарке. Дело в том, что перед августовской бомбёжкой всех обитателей зоосада решено было эвакуировать за Волгу. Все звери без сопротивления погрузились на паром, и только Нелли, словно предчувствуя неладное, взбунтовалась. Слониха перевернула пятитонку, на которой её везли, оборвала толстый канат-привязь и  убежала. На середине Волги в баржу попала бомба. Паром стал медленно тонуть, а звери подняли жуткий вой, который, как  вспоминали очевидцы, ещё долго стоял над рекой. Нелли пережила бомбёжку 23 августа, возвратилась в зверинец и гуляла в одиночестве, страшно крича от полученных ран и ожогов. «В редкие минуты затишья со стороны зоопарка слышался над Сталинградом жалобный, но могучий рёв – это трубила слониха Нелли, никак не понимавшая, почему в такую жарынь её  перестали водить к Волге, чтобы она купалась»,писал В. Пикуль. Вскоре  слониха подружилась с овчаркой. Но, к сожалению, ей было не  суждено дожить до победы.1

Фашисты не щадили ни животных, ни людей. Первое знакомство с  фашистами 6-летняя Людмила Бутенко запомнила на всю жизнь. Её  семья утром увидела во дворе немцев с автоматами в руках. Они  требовали: «Яйка, курка давай!» Людмила вспоминает: «Мы,  дети,  ещё не ведавшие страха, высыпали во двор, и я закричала: «Фашисты, фашисты пришли!» Мама закрыла мне рот и оттащила в  сторону. А немецкие солдаты стали строчить веером из автоматов по  курам во дворе, не обращая внимания на толпившихся тут же детей. Такими мы впервые увидели фашистов».2

О своих впечатлениях от встреч с немцами рассказывает Галина Крыжановская 1937 г.р. «Однажды из-за перелеска выехал немецкий легковой автомобиль и остановился перед нами. От страха ноги подкосились. Из  машины вышел немецкий офицер, погладил нас по головам, напоил досыта из своей фляжки, дал по шоколадке и, сказав «Гитлер капут, Сталин капут», уехал. Это был первый Человек из немцев, встретившийся за все дни. Поступок немца удивил нас».3



«Был случай, – также вспоминает Галя, – когда немцы разрешили мне, больной, с высокой температурой, отлежаться с бабушкой в доме. Помню,  один молодой немец куражился надо мной, поднося нож к ушам, носу, грозя отрезать их, если буду стонать или кашлять. Мне было очень страшно! Второй немец, постарше, брал меня на колени, жалел, показывал фото своих детей, угощал кусочками сахара и даже подарил цветные карандаши. Это был второй, кого я могу назвать Человеком из немцев».4

Жители прятались от бомб и гранат в щелях, но и там их  поджидала опасность. 12-летняя Люда Овчинникова узнала от одной женщины о действиях немцев. Подойдя к подвалу или земляному укрытию, они бросали внутрь гранату. Раненых жителей пристреливали на месте, оставшихся в живых сгоняли под конвоем в  степь. Людмила Павловна вспоминает: «Как только звуки оружейной стрельбы приближаются к нашему подвалу, мы цепенеем от ужаса. Вдруг сейчас откроется дверь и полетит граната… «Родные! Не оставляйте нас!» Сумасшедший крик, мольба, обращенная к нашим бойцам, готовы вырваться у  каждого из нас. Но мы молчим, ожидая своей участи».1

Пыткам, издевательствам подвергались не только женщины, старики, но и дети. Рассказы детей о зверствах немцев были  опубликованы в областной газете «Сталинградская правда».

Вот один из таких рассказов. Шура Вальцевич (12 лет) вспоминает, как они остались в городе – мама, брат и три сестры. Когда немцы стали их обыскивать, они нашли у сестры Оли комсомольский билет и  справку о работе кондуктором в трампарке, после чего её  расстреляли. Остальных же немцы выгнали из Сталинграда. «Есть было нечего, ходили за 15 километров в Воропоново, где удавалось иногда достать немного конины. Мама умерла от голода».2

Об условиях жизни на фронте вспоминает Мария Каморная, единственная девушка среди несовершеннолетних солдат. Они спали на  земле, никаких удобств не было. У девочки были вши, и чтобы от  них избавиться, одежду прожаривала в бочках, голову мыла в  железных коробках из-под патронов на улице. Настоящего мыла не  было, а у немцев мыло плохое было, не давало пены.3

Ни одна война не обходится без голода. Сталинград в этом плане не стал исключением. Голод не жалел никого. Ели всё, что только можно найти. Люда Овчинникова вспоминает, как им приходилось есть техническую патоку – сладкую на вкус, но с нефтяным привкусом. Им  приходилось варить лебеду, шелуху от проса, ели даже убитых кошек и собак.4 Также людям приходилось есть сырое мясо конины, жевать шкуры убитых лошадей, копаться в помойных ямах немцев, чтобы там найти очистки, огрызки... Юные солдаты ели мёрзлый хлеб, который они распиливали пилой и грызли.

7-летний Виктор Баранцев, вспоминает время, когда он попал в  колонну беженцев из Сталинграда в Белую Калитву. Им удалось сбежать. Они укрылись в яме. Когда ребенок остался один, он,  свернувшись калачиком, лежал в яме. И вдруг к нему приползла окровавленная собачка, на её передней лапке была консервная банка. Виктор снял эту банку. Собачка облизала ему лицо и руки. Когда  мальчик очистил банку от грязи, то на донышке нашёл остатки каши. Он поел вместе с собачкой. Потом она принесла ещё такую же банку, и хотя еды там было мало, Витя и этому был рад. Конечно, этими  крохами он также поделился с собачкой.1

Несмотря на все тяготы, дети проявили себя как отважные защитники нашей Родины.

12-летняя Лариса Фокина вспоминает один случай, когда солдаты-румыны лазали по «щелям» в поисках тёплой одежды. «Однажды вошли двое вражеских солдат, и один из них полез в нашу «щель». Взрослых поблизости не было, а мы с сестрой грелись на солнышке. Я увидела солдата, когда он уходил, унося с собой самую ценную нашу вещь – шерстяное одеяло, которым укутывала нас с сестрой мама. Я с криком бросилась за ним, схватилась за край одеяла и повисла на нём. Солдат протащил меня по земле, ругаясь, пытаясь стряхнуть меня. Мама, услышав мой крик, выскочила из  летнего сарайчика и потеряла дар речи. А солдат уже стаскивал с плеча автомат. Мама упала на колени, но ничего не могла сказать, а только тянула ко мне руки. Я продолжала висеть на одеяле, не разжимая рук. Второй солдат наблюдал всю суету молча, но потом что-то резко сказал первому, тот  швырнул свой конец одеяла в меня, и они ушли. Мама не могла оправиться от страха, а меня долго согревали, так как всё тело била дрожь. Мама много лет хранила это одеяло и хотела отдать его в музей».2

Гурий Хватков, которому исполнилось 13 лет, как и все мальчики, мечтавший о подвигах и благородных поступках, также проявил мужество. У него воспалился и раздулся большой палец, раненый осколком. Когда военный врач стал ножницами вырезать остатки ногтя, мальчик закричал от боли. Но в ответ врач сказал: «Ты что кричишь? Какой же ты парень, если не можешь потерпеть удаление какого-то гнилого ногтя, разве ты не знаешь, как в гестапо пытают наших друзей, а они молчат и не выдают своих товарищей?» После такого упрёка подросток замолчал и без крика выдержал всю операцию. Врач удалил ноготь и первую фалангу пальца без наркоза, после чего хвалил пациента за терпение.3

Дети трудились наравне с взрослыми, помогали в госпиталях, на  предприятиях. Каждый старался помочь бойцам. 11-летняя Лариса Полякова ежедневно помогала своей матери в госпитале, а также читала раненым стихотворение Константина Симонова «Жди меня», еще  не  совсем понимая всю глубину стиха. Но слова звучали как приказ: «Жди!»4

Вскоре наступил праздник. 19 ноября войска Юго-Западного фронта генерала Н. Ватутина и войска Донского фронта генерала К. Рокоссовского начали наступление. «Мы, семнадцатилетние мальчишки и девчонки – вспоминает Пётр Богатырёв, – пели, плясали, дурачились, прыгали, радуясь гулу орудий».1

2 февраля 1943 года все жители с восторгом встретили весть о  победе Красной Армии над врагом. Но, несмотря на это, людям приходилось жить в суровых условиях. Не было ни одежды, ни обуви, ни продовольствия. Например, Мария Никулина ходила в найденных в  окопах немецких сапогах 42-го размера, хотя у нее был 35-й.2

Но дух войны не сломил стойкость детей. Они доказали, что могут выживать в суровых условиях и помочь своей Родине. После войны дети стремились учиться и познавать всё новое. Условий для обучения не  было. Школы открывали в разрушенных зданиях, подвалах. Добираться приходилось по тропкам среди минных полей, через  заснеженные овраги. Ни дефицит тетрадей и учебников, ни  замерзшие чернила, ни холод в школах – ничто не могло остановить желания детей учиться. После перенесённых страданий, самые обычные школьные уроки казались им лучом света, открытием новых миров...



Литература

  1. Боец, отомсти! : рассказы детей о зверствах немцев в Сталинграде. – Сталинградская правда. – 1943. – № 172 (8 сент). – С. 4.

  2. Война глазами детей : очерки, воспоминания, документы / [авт.-сост. Ю. В. Кулешова]. – Волгоград, 2008. – 152 с.

  3. Воспоминания детей военного Сталинграда / Регион. обществ. орг. «Дети военного Сталинграда в городе Москве». – Москва, 2010. – 208 с. ; То же // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://arhangel-god.ru (19.02.2015).

  4. Дети, пережившие ад : воспоминания узников фашистских концлагерей : стихи из концлагеря : повести / [сост. Е. Е. Талалин]. – Волгоград, 2004. – 432 с.

  5. Дорогой памяти и скорби : [к 20-летию общественной организации бывших малолетних узников] / [редкол.: Г. А. Сажина, Р. К. Скрынникова, В. А. Старовойтова]. – Волгоград, 2009. – 296 с.

  6. «…и горела Волга» : оставшиеся в живых сталинградцы вспоминают : документация / О-во по развитию партнерских отношений между городами Кёльн и Волгоград ; [ред. Ф. Айкхофф]. – [Изд. 1-е]. - Волгоград, 2002. – 292 с.

  7. Иванов В. Н. Мое сталинградское детство : воспоминания / В. Иванов. – Волгоград, 2010. – 85 с.

  8. Иванова И. Сталинградский зоосад был любимым местом отдыха горожан / И. Иванова // Городские вести. – 2012. – № 21. ; То же // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gorvesti.ru/gazeta/148/11003 (19.02.2015)

  9. Мы родом из войны : дети военного Сталинграда вспоминают... – Волгоград, 2004. – 144 с., 16 с. ил.

  10. Несовершеннолетние солдаты Сталинграда : [сборник] / под ред. А. А. Бравермана. – Москва, 2007. – 380 с.

  11. Оккупация. Мирное население города и области в период Сталинградской битвы : документы и материалы из фондов ГУ ЦДНИВО / Комитет по управлению архивами Адм. Волгогр. обл., Центр документации новейшей истории Волгогр. обл. ; [отв. сост. Л. В. Ямпольская]. – Волгоград, 2008. – 60 с.

  12. Павлова Т. А. Засекреченная трагедия : гражданское население в Сталинградской битве : монография / Т. А. Павлова ; Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2005. – 594 с.

  13. Сталинградская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Сталинградской области : документы / Комитет по управлению архивами Адм. Волгогр. обл. [и др.] ; [отв. ред. М. М. Загорулько]. – Волгоград, 2008. – 1360 с.

  14. Сталинградское детство. 23 августа 1942 года… : [сборник] / [сост.: Г. В. Егорова, Е. А. Соколова ; предисл. Г. В. Егоровой]. – Волгоград, 2012. – 315 с.

Проблема фальсификации истории

Сталинградской битвы

Иван Валерьевич Детков,

студент

Волгоградского профессионально-технического колледжа

Проблема фальсификации истории Сталинградской битвы на  сегодняшний день сохраняет свою остроту, как в целом Победа советского народа над фашистской Германией, которой исполняется 70 лет.

В те незабываемые дни всенародного подъёма, царившего в  Советском Союзе, ликования в странах антигитлеровской коалиции многие государственные и политические деятели высоко оценили блестящую победу советского народа. В послании И. Сталину, полученном 5 февраля 1943 года, президент США Ф. Рузвельт назвал Сталинградскую битву эпической борьбой, решающий результат которой празднуют все американцы. Позднее он прислал Сталинграду грамоту следующего содержания: «От имени народа Соединённых Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше  восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и  самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по  31 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии».

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль в послании И. В. Сталину от 1 февраля 1943 года назвал победу Советской Армии под Сталинградом изумительной. А король Великобритании прислал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском и  английском языках выгравирована надпись: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, – от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа».

В ходе Сталинградской битвы и особенно после её победоносного завершения активизировали свою деятельность различные общественные организации США, Англии и Канады, выступавшие за  оказание более действенной помощи Советскому Союзу в его борьбе с фашисткой агрессией. Трудящиеся этих стран всеми возможными способами выражали восхищение героическим советским народом. Так,  члены профсоюзов города Нью-Йорка решили собрать 250 тыс. долларов на постройку больницы в Сталинграде. Председатель объединённого союза швейников заявил: «Мы гордимся тем, что рабочие Нью-Йорка установили связь со Сталинградом, который будет жить в  истории как символ бессмертного мужества народа и оборона которого явилась поворотным пунктом в борьбе человечества против угнетения… Каждый красноармеец, обороняющий свою советскую землю, убивая нациста, тем самым спасает жизни и американских солдат. Будем помнить об этом при подсчёте нашего долга советскому союзнику».

Известный американский астронавт Д. Слейтон, участник Второй мировой войны, вспоминает: «Когда гитлеровцы капитулировали, ликованию нашему не было предела. Все понимали, что это поворот в войне, что это начало конца фашизма…» Но, к сожалению, вскоре появились другие оценки Сталинградской Победы.

Можно без преувеличения сказать, что ни одно событие Второй мировой войны не привлекало такого пристального внимания исследователей, как Сталинградская битва. В Советском Союзе опубликовано значительное количество исследований и мемуарной литературы о ней. Исследованию этой битвы большое внимание уделяется и в других странах.

Весьма обширна литература о Сталинградской битве в США и  европейских странах. Однако её политическая направленность весьма противоречива. Одни исследователи отдают должное победе Советского народа и его Вооруженных сил под Сталинградом, отмечают выдающуюся роль подвига Советского Союза в изменении военно-политического положения в мире, высоко оценивают героизм, мужество бойцов и военное искусство командования.

Другая группа исследователей, публицистов, мемуаристов, стремясь принизить роль Советского Союза во Второй мировой войне и  его победы на фронтах, пытается умалить значение Сталинградской битвы. Эту великую победу они характеризуют как явление случайное, вызванное преимущественно ошибками Гитлера, а иногда делают попытки поставить её в один ряд с менее значительными событиями, происходившими на других театрах Второй мировой войны. Конечно,  победы у Мидуэя, Эль-Аламейна, на Гуадалканале и в других местах имели положительное значение и оказали определённое влияние на изменение стратегической обстановки на отдельных театрах военных действий. Величие же победы Советских Вооруженных Сил под  Сталинградом состоит в том, что она изменила весь ход войны и  расстановку сил во всём мире, укрепила уверенность мировых прогрессивных сил в неизбежности разгрома фашизма.

С восторгом встретили народы Европы известие о том, что  ударные силы вермахта, с огнём и мечом прошедшие по западно-европейским странам в 1939–1940 гг., ныне погребены Советской Армией в заснеженных степях между Волгой и Доном.

Среди разгромленных войск были и те дивизии 6-ой армии, которые в июне 1940 года сражались против Франции и заставили её население испытать горечь поражения. Выступая 9 февраля 1943 года по  Московскому радио, видный французский писатель-антифашист Жан-Ришар Блок говорил «…слушайте, парижане! Первые три дивизии, которые вторглись в Париж в июне 1940 года, три дивизии, которые по  приглашению французского генерала Денца осквернили нашу столицу, этих трёх дивизий – сотой, сто тринадцатой и двести девяносто пятой – не  существует больше! Они уничтожены под Сталинградом: русские отомстили за Париж. Русские мстят за Францию».

Блестяще осуществленные наступательные операции советских войск на Сталинградском направлении явились важным этапом в  развитии советского военного искусства. Реакционные буржуазные авторы, главным образом, бывшие гитлеровские генералы и офицеры, хотя и не отрицают, что разгром под Сталинградом явился закатом немецко-фашистской армии, тем не менее, пытаются объяснить поражение на полях сражений суровыми условиями русской зимы и  военными просчётами Гитлера. Они сознательно стараются замолчать тот факт, что советские войска добились победы в тех же условиях, в  которых действовали и немецко-фашистские войска. Но мы являемся свидетелями бессовестного и неграмотного утверждения европейскими политиками незначительности сражений на советско-германском фронте в 1941–1945 гг. В этой связи следует им почитать мемуары очевидцев и участников тех сражений. В частности, немецкий генерал К. Типпельскирх писал в своей книге «История Второй мировой войны»: «В рамках войны в целом событиям в Северной Африке отводят более видное место, чем Сталинградской битве. Однако катастрофа под Сталинградом сильнее потрясла немецкую армию и немецкий народ, потому что оказалась для них более чувствительной. Там произошло нечто почти непостижимое, не пережитое с 1806 года, – гибель окруженной противником армии».

А наша задача аргументировано и целенаправленно пропагандировать всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, ведущую роль СССР в  разгроме фашизма.

  1   2   3   4

  • Мужество сталинградцев в веках … : материалы круглого стола
  • Предисловие
  • Кусмарцев Михаил Борисович
  • Жизнь в военном Сталинграде в воспоминаниях детей
  • Проблема фальсификации истории Сталинградской битвы