Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


В. В. Елисеева доцент кафедры управления образованием уипкпро, Заслуженный учитель школы РФ




страница1/9
Дата09.07.2018
Размер1.71 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Культура народов Поволжья. Программа и методические рекомендации. УЛЬЯНОВСК, 2011 ББК 74.4 К - 36 Редакционная коллегия: Рецензенты: В.В. Елисеева – доцент кафедры управления образованием УИПКПРО, Заслуженный учитель школы РФ. Г.В. Каримова - учитель высшей категории МОУ СОШ № 55 г. Ульяновска. К – 36 Культура народов Поволжья [Текст]: программа и методические рекомендации А.Ш. Кержнер, В.А Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина. - Ульяновск: ИПКПРО, 2011.- 104 с. Программа и методические рекомендации к кружковой работе для учащихся 5-9 классов школ с полиэтническим составом учащихся. Настоящее пособие составлено в помощь педагогам дополнительного образования и учителям, ведущим кружковую работу, материалы пособия можно также использовать на уроках краеведения, основ традиционной культуры и других историко-гуманитарных предметов общеобразовательных школ. В пособии дан большой объем материала об истории формирования татарского, мордовского и чувашского народов. Также в содержании даются сведения о национальной одежде, ремеслах, домашнем хозяйстве, быте, играх, обрядах, праздниках, национальной кухне, выдающихся людях. Печатается по решению редакционно-издательского совета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. © Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2011. © А.Ш. Кержнер, В.А Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина, 2011. СОДЕРЖАНИЕ. Пояснительная записка………………………………………………………………….4 Тематический план кружка «Культура народов Поволжья»………………………7 Содержательная часть программы…………………………………………………….9 Тема 1. Край, в котором мы живем…………………………………………… 9 Тема 2. Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народа……………………………………………………………....9 Тема 3. Религиозные представления и верования народов Поволжья…. 10 Тема 4. Народная педагогика ………………………………………………….10 Тема 5. Выдающиеся люди народов ………………………………………… 11 Тема 6. Музыкальное искусство народов Поволжья.............................……11 Тема 7. Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья …13 Тема 8. Национальный костюм. Вышивка и орнамент на различных народных изделиях ……………........................................................................14 Тема 9. Основные национальные блюда народов Поволжья …………….15 Тема 10. Заочное путешествие по городам-столицам: Казань, Саранск, Чебоксары………………………………………………………………………...16 Конспекты занятий……………………………………………………………………...17 Занятие 1. Край, в котором мы живем………………………………………….17 Занятия по теме: Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народа …………….....................................................18 Занятия по теме: Народная педагогика ………...................................................25 Занятия по теме: Выдающиеся люди народов .............................……………..35 Занятия по теме: Музыкальное искусство народов ………………………....45 Занятия по теме: Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья …………………………………………………………………………...55 Национальный костюм. Вышивка и орнамент на различных народных изделиях …………………………………………………………………………….65 Литература………………………………………………………………………………..73 Приложения……………………………………………………………………………....75 Пояснительная записка. В условиях многонациональности идея воспитания детей в духе патриотизма, взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские, татары, чуваши, мордва и другие народы в дружеском общении, постоянно взаимодействуя друг с другом. Поэтому назрела необходимость изучения особенностей становления и развития национальных культур (языка), определения общности их структуры, многослойности содержания и взаимообмена между народами элементами своей культуры, возрождения самобытности своей нации, национального самосознания. Мы живем в многонациональном государстве, где утверждается равенство всех народов законом: их религиозная свобода, взаимное уважение к культурным особенностям каждой национальности. Этому способствуют такие факторы, как единая природная среда, экологические ценности, историческое прошлое, общие экономические интересы в прошлом и настоящем, а также гуманистические ценности культуры, что служит делу межнационального сближения в смешанной национальной среде, межнациональном контакте, способствует преодолению языковых и культурных барьеров в ситуации диалога разных культур. С детства ребенка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исторический образ народа, уважаемый, ценимый. Любая подлинно национальная культура в том или ином виде содержит определенный набор нравственных ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброту, терпимость, сострадание, любовь к ближнему и т.д. Это то, что является фундаментом интеграции национальных культур. Целью данной программы является воспитание в детях духовно-нравственных ценностей через приобщение их к культурному региональному наследию. Программа рассчитана на 34 занятия и предусматривает ознакомление учащихся средних классов общеобразовательных школ с преподаванием на русском языке основными сведениями об истории формирования, расселения, национальной одежде, ремеслах, домашнем хозяйстве, быте, играх, обрядах, праздниках, национальной кухне и выдающихся людях народов Поволжья. На занятиях решаются следующие образовательно-воспитательные задачи: - знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и кухней народов Поволжья, осознание собственной национальной принадлежности; - воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и миролюбия, закладке основ нравственности; -привитие чувства гражданственности. При составлении программы были использованы материалы учебных пособий: 1.Кузнецова, Л.В. Художественная культура родного края (1-3 классы). [Текст]: Л.В. Кузнецова - Чебоксары, 1996. – 93 с. 2.Александрова, Е.В. (Енька) Программа по культуре родного края для общеобразовательных школ Чувашской Республики [Текст]: Е.В. Александрова - Чебоксары, 2004. – 75 с. 3.Хасанова, М.Х Материальная и духовная культура татарского народа XVI-XIX веков. [Текст]: М.Х. Хасанова, И.И. Минуллина, И.Х. Мияссарова – Казань, 1995 – 105с. 4.Народная культура Поволжья. [Текст]: С.Н. Митин – Ульяновск: УИПКПРО, 1999.- 85 с. 5.Харисов, Ф.Ф., Харисова, Ч.М. Программа по татарскому языку для учащихся-татар, проживающих в регионах Российской Федерации. [Текст]: Харисова Ф.Ф. Харисова Ч.М; под ред. Харисова Ф.Ф 207. – 6 с. 6.Марченко, Г.И. История культуры Мордовии [Текст]: учебно-методический комплекс. Г.И Марченко, Н.Г Юрченкова – Саранск: «Полиграф», ИП Е.Н Ковалева., 2008. – 99 с. В программе обозначено примерное количество учебного времени на изучение всего курса и конкретных его тем, но учителю предоставляется возможность корректировать часовую нагрузку и содержание материалов в зависимости от его собственной подготовленности, обеспеченности учебно-методическим оборудованием. Можно использовать разнообразные формы проведения занятий: семинары, конференции, круглые столы и т.д. Выполнение вышеперечисленных задач программы «Культура народов Поволжья» позволяет существенно расширить, актуализировать возможности в реализации следующих целей: 1. Социальная: Социально-устойчивая, толерантная, патриотическая личность, осознающая в своем духовном багаже морально-нравственные критерии для адекватного восприятия любой информации – гарант социальной стабильности современного общества. «Культура народов Поволжья» – программа, способствующая систематическому и эффективному формированию у учащихся социально-нравственных качеств гражданина. 2. Историческая: Исторический путь становления и развития народов Поволжья. В современных условиях развития общества осуществление преемственности на достаточно высоком уровне возможно лишь в системе образования (прежде всего в содержании курса «Культура народов Поволжья»). 3. Педагогическая: Реализация данных целей способствует повышению уровня образовательного процесса как в школе, так и в обществе в целом. 4. Научно-методическая: Уникальность, многопрофильность и насыщенность содержательного компонента программы «Культура народов Поволжья», изучение и обобщение опыта многолетней самоотверженной работы учителей, разработка и воплощение полного учебно-методического комплекта позволяет актуализировать ряд научно-методических инноваций в педагогике, истории, этнографии, культурологии. 5. Культурологическая: Культурное наследие народов Поволжья многообразно (а по некоторым своим компонентам уникально). Российская культура есть неотъемлемая часть мировой культуры. Сохранность культуры народов Поволжья и ее многообразие есть один из гарантов развития и сохранности как российской, так и мировой культуры. Программа носит рекомендательный характер. Учителю предоставляется право корректировать часовую нагрузку и содержание материала в зависимости от его собственной подготовленности и интересов учащихся, от обеспеченности учебно-методическим оборудованием и исходя из регионального компонента. Конспекты занятий, которые предоставлены в данном сборнике, составлены циклично, т.е. расписан цикл занятий по одной теме. Педагог может распределить и увеличить количество часов по данной теме по своему усмотрению. В конспектах дан основной материал, педагог имеет возможность дополнить его своей информацией и информацией, которую приобретут учащиеся в ходе поисковой работы. По темам: «Музыкальное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов Поволжья. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях», «Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья» дана подробная информация о быте, культуре и жизни народов Поволжья. Вышеперечисленные темы, несмотря на большую информацию в данных конспектах, можно, дополнять многочисленным материалом на усмотрение педагога. Тема «Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народа» является самой сложной темой, так как история происхождения народов Поволжья очень разнообразна, и различными историками заявлены порой совершенно противоположные версии происхождения народов. В данном случае целью занятий является не столько выяснение глубоких корней, а понимание и осознание того, что все народы Поволжья так или иначе сталкивались на каком-то историческом рубеже между собой, влияли на ход развития и формирования друг друга. Самым главным условием в настоящее время является толерантность во взаимоотношениях и сохранение культуры каждого народа. Кроме того, конспекты занятий дополнены презентационным материалом. Практически по всем темам имеются презентации, которые можно обогащать и дополнять своим материалом. По темам: «Основные национальные блюда народов Поволжья», «Заочное путешествие по городам-столицам: Казань, Саранск, Чебоксары» конспекты не предусмотрены, так как это темы предполагают практические занятия, но к ним имеются красочные, яркие презентации. На занятиях внимание учащихся концентрируется на объективном изучении исторических событий, традиций, культуры народов Поволжья в многообразии форм их существования, деятельности людей, особо выделются социально-философский, ментальный пласты культурного наследия татарского, чувашского и мордовского народов. Формы проведения занятий самые разные, это: - практическая работа учащихся (рисование орнамента, чтение стихов, сказок, исполнение песен, танцев и т.д.); - исследовательская, поисковая работа (подготовка сообщений, мини- рефератов, презентаций, пословиц, поговорок, элементов праздника, иллюстраций и т.д.); - краеведческая работа (посещение музеев, пополнение экспонатов в краеведческой копилке); - заочные путешествия по городам-столицам соседних регионов; - беседа о гербе, флаге, Гимне республик. Изучение культуры своего народа и народов, окружающих каждого из нас, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей культуры всех народов. ІІ Тематический план кружка «Культура народов Поволжья» № ТЕМА Дата проведения Дидактические цели (учащиеся должны уметь, знать) Содержание занятий Кол-во часов 1. Край, в котором мы живем. Введение. Географическое положение; культурные особенности Ульяновской области. Работа с картой, обучение «чтению» карты. 1 2. Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народов. -происхождение и этапы формирования татарского народа в добулгарский период и после него; - этапы формирования мордовского народа, его древние представления об окружающем мире в дохристианское время; - этапы формирования и становления чувашского народа. Карта, умение ее «читать» 4 3. Религиозные представления и верования народов Поволжья. Верования народов Поволжья. Беседа, рассказ, чтение. 1 4. Народная педагогика Народная педагогика. Семейное воспитание в русской крестьянской семье. Обряды и традиции воспитания у татар. Трудовое воспитание в чувашских семьях. Педагогические традиции в татарских, чувашских и мордовских семьях 2 5. Выдающиеся люди народов Поволжья - краткие сведения о жизни и деятельности наиболее известных представителей татарского, мордовского и чувашского народов; - значительный вклад в российскую историю и культуру. Выдающиеся люди Ульяновской области, представители чувашского, мордовского и татарского народа 4 6. Музыкальное искусство народов Поволжья: Музыкальный фольклор народов Поволжья; Музыкальные инструменты народов Поволжья; Танцы народов Поволжья Современная музыка народов Поволжья Семинар по теме «Музыкальное искусство народов Поволжья» - особенности народной музыки и развитие музыкальной культуры чувашского, татарского, мордовского народов; - известные композиторы – представители народов Поволжья; - названия, внешний вид и звучание музыкальных инструментов народов; - известные танцевальные коллективы татарского, чувашского и мордовского народов; - основные танцевальные движения каждого народа. Разучивание и прослушивание народных песен, сравнение и определение особенностей песен разных народов. Слушание музыки компози-торов народов Поволжья. Ознакомление с музыкальными инструментами народов Поволжья и знаменитыми исполнителями. Просмотр фрагментов концертов танцевальных коллективов, изучение простых движений 8 2 2 2 1 1 7. Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья. -традиционные праздники татарского, мордовского и чувашского народов; - игры и обряды народов Поволжья Разучивание игр, ознакомление с обрядами и их проигрывание. 4 8. Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях. - различия и сходства элементов одежды народов Поволжья; - особенности вышивки и украшений одежды каждого народа; - праздничная и повседневная одежда. Поисковая работа иллюстраций с элементами одежды татарского, чувашского и мордовского народов, «чтение» орнамента, рисование его. 4 9. Основные национальные блюда народов Поволжья. Важнейшие виды продуктов питания и отдельные рецепты блюд татарской, чувашской и мордовской кухни. Сообщения учащихся о выбранном блюде. 1 10 Заочное путешествие по городам-столицам: Казань, Саранск, Чебоксары. История основания и развития столиц республик, главные достопримечательности городов. Просмотр журналов, альбомов, фотографий, знакомство с гербом, флагом, гимном. 3 11. Итоговые занятия: защита проектов. 2 ЇЇЇ Содержательная часть программы «Культура народов Поволжья» Тема 1. Край, в котором мы живем. Территория Ульяновской области и Поволжья. Полиэтничность населения Поволжья и Ульяновской области. Возникновение народностей. Во вводном занятии необходимо дать общие сведения о Поволжском регионе. История, современное состояние и основные тенденции развития Поволжья являются органичной составной частью судьбы России с древнейших времен до нынешних дней. Поволжье является одним из самых полиэтнических регионов России, где проживают татары, башкиры, мордва, чуваши, марийцы и другие народы. Также Поволжье объединяет сразу несколько республик: Татарстан, Чувашию, Мордовию, Башкортостан и республику Мари-Эл. Народность как историко-этническая категория. Народы Поволжья. Возникновение народностей. Карта Поволжья и Ульяновской области. Многонациональность жителей Ульяновской области. Численность и состав населения Ульяновской области. Места расположения населенных пунктов с компактным проживанием представителей одной национальности. Требования к знаниям: - знать цели и задачи курса «Культура народов Поволжья»; - знать понятия «народ», «народность»; - знать места наиболее компактного проживания представителей одной национальности. Требования к умениям: - уметь работать с картой Поволжья, находить республики народов Поволжья, их столицы и крупные города, места компактного проживания представителей одной национальности. Виды самостоятельной работы. Работа с картой Поволжья. Средства обучения. Карта Поволжья. Тема 2. Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народов. 1.Происхождение и расселение мордовского народа. 2.Исторические этапы формирования татарского народа. 3.Происхождение, расселение и становление чувашского народа. Изучение этой темы предполагает показ своеобразия культуры каждого народа, заселявшего Поволжье, отражение в ней сложных процессов развития общества, места в истории культуры татарского, мордовского и чувашского народов. Необходимо усвоить, что элементы материальной и духовной культуры возникли в глубокой древности в процессе и результате трудовой деятельности, которая была исходной для появления таких форм постижения реального мира, как знание и искусство. При изучении данной темы необходимо ознакомиться с известными памятниками духовной культуры древних эпох на территории Поволжья, что позволяет показать их место и значение на раннем этапе истории человечества. Особое внимание необходимо уделить экономическим и культурным связям народов Поволжья друг с другом. Этапы формирования мордовского народа, его древние представления об окружающем мире в дохристианское время. Представление мордвы о сущности мира. Происхождение и этапы формирования татарского народа в добулгарский период и после него. Особенности расселения чувашей, этапы формирования и становления чувашской национальности и различность взглядов ученых на эту тему. Многонациональность жителей Ульяновской области. Численность и состав населения Ульяновской области. Требования к знаниям: - знать историю происхождения славянских, финно-угорских и тюркских народов; - знать республики народов Поволжья, их столицы, крупные города, государственные символы республик. Требования к умениям: - уметь работать с картой Поволжья, находить республики народов Поволжья, их столицы и крупные города. Виды самостоятельной работы. Подготовка к докладу по теме: «Народы Поволжья». Средства обучения. Карта Поволжья, видеозаписи документальных фильмов о республиках.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • Содержательная часть программы…………………………………………………….9 Тема 1. Край, в котором мы живем…………………………………………… 9
  • Тема 3. Религиозные представления и верования народов Поволжья…. 10 Тема 4. Народная педагогика ………………………………………………….10
  • Тема 7. Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья …13
  • Тема 9. Основные национальные блюда народов Поволжья …………….15 Тема 10. Заочное путешествие по городам-столицам: Казань, Саранск, Чебоксары………………………………………………………………………...16
  • Конспекты занятий……………………………………………………………………...17 Занятие 1. Край, в котором мы живем………………………………………….17
  • Занятия по теме: Народная педагогика ………...................................................25 Занятия по теме: Выдающиеся люди народов .............................……………..35
  • Занятия по теме: Музыкальное искусство народов ………………………....45 Занятия по теме: Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья …………………………………………………………………………...55
  • Национальный костюм. Вышивка и орнамент на различных народных изделиях …………………………………………………………………………….65 Литература………………………………………………………………………………..73
  • Приложения……………………………………………………………………………....75 Пояснительная записка.
  • Музыкальное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов Поволжья. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях», «Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья»
  • Исторические этапы формирования чувашского, татарского и мордовского народа»
  • «Основные национальные блюда народов Поволжья», «Заочное путешествие по городам-столицам: Казань, Саранск, Чебоксары»
  • ІІ Тематический план кружка «Культура народов Поволжья»
  • Музыкальное искусство народов Поволжья
  • ЇЇЇ Содержательная часть программы «Культура народов Поволжья» Тема 1. Край, в котором мы живем.
  • Виды самостоятельной работы.
  • Требования к умениям