Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


В толковом словаре С. И. Ожегова мы читаем определения




Скачать 59.74 Kb.
Дата03.07.2017
Размер59.74 Kb.
В Толковом словаре С.И. Ожегова мы читаем определения.

Орфография – правила написания слов и форм, само такое правильное написание.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий языковые категории, законы образования слов и их строение. Как же орфография связана со словообразованием?

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений. А предложения – из слов. Слова же – из своего «строительного материала». Каждая из частей вносит в слово свою часть смысла –«смыслиночку». Самая главная из них – корень. Слов без корня не бывает (только удивительное вынуть) – это центр слова. Может не быть суффикса, приставки, окончания, но корень есть всегда. Определить корень можно, только выполняя ряд правил и соблюдая строгую их последовательность. Поэтому кукла-матрёшка помогает нам при разборе слова по составу. Этот принцип так и называют «принцип матрёшки». Очень красивое и интересное стихотворение есть в учебнике по математике в первом классе, когда мы знакомим ребят с цифрой 8 и числом 8:


Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех Матрёшками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живёт ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую, -

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её и посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая.

В ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сёстры - куколки стоят.

- Сколько вас? – у них мы спросим,

И ответят куклы: - Восемь!

Матрёшка состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую, поэтому все они разного размера. Можно ли из матрёшки сразу вынуть самую маленькую куклу? Нет. Это можно сделать только постепенно. Так и в слове. Сначала необходимо определить, слово какой части речи перед вами, изменяя форму слова, найти окончание, затем основу слова, суффикс, приставку, а часть слова, которая не делится, и будет корнем.

Разобрать слово по составу – не всегда лёгкое задание. Значимые части слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики, словесная «архитектура» порой захватывает дух. Сказочная биография отдельных простеньких слов поражает, а разбор слова по составу становится нередко настоящим детективным поиском. Начиная с 1 класса, я всегда прочитываю одно стихотворение.

Помни, при разборе слова

Окончание и основу слова

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка впереди.

В словообразовании скрыты строгие законы языка, стройные формулы, схемы и точный научный анализ. Оказавшись «внутри слова», можно узнать, из чего оно сделано, как скроено, приобрести твёрдые языковые навыки, лингвистическое чутьё, узнать много интересного (и не только по словообразованию). Словообразовательный разбор слова помогает подчас и правильно написать его, точнее представить значение и грамматические свойства, а иногда проникнуть в его историю.

Перед разбором слова нужно установить «кто есть кто»: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где окончание и основа. Всё это на фоне родственных слов в сравнении с аналогичными по своему строению словами. При разборе надо обращаться со словом бережно и «вежливо», не спеша, шаг за шагом выделяя в нём значимые части. «Смотреть в корень» - это не только и не столько извлечение корня, сколько умение вскрыть внутреннее строение слова, правильно определить и охарактеризовать все составляющие его значимые части, показать, из чего и как оно «скроено» в отличие от других, подключая иногда к морфемному словообразовательный и этимологический анализ.

Плакат с названиями частей слова в кабинете весит на доске с первого класса:

Окончание

Основа

Суффикс


Приставка

Корень
Первые слова, написанные во второй прописи, мы сразу начинаем разбирать: мама, папа. Я специально пропускаю слово «бабушка», но ребята просят разобрать и это слово. Так с первых уроков по письму мы с ребятами постоянно разбираем слова по составу. Вначале у нас встречались слова, основа которых совпадала с корнем. Это такие слова, как мама, папа, сосна, осина. При изучении буквы «Кк» объясняю ребятам, что это не только буква, но и предлог. Привожу примеры, сравниваю с предлогами, изученными ранее: о, у, на. При разборе слова «осинка» по составу выясняем, что «к» - это ещё и часть слова (суффикс). При изучении буквы «Тт» читаем и пишем слова: котик, кустик. Разбирая слова по составу, приходим к выводу, что в русском языке есть суффикс - ик -.

С орфографией и словообразованием тесно связан такой раздел науки о языке, как морфология. В первом классе я не ввожу все эти термины. Но с частями речи знакомлю детей с первых дней обучения. На каждом уроке спрашиваю, проводя речевую разминку, что и кто нас окружает. Объясняю ребятам, что это имена существительные и они обозначают предмет. Каждый предмет можно описать, используя очень красивые слова. Они отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие, чей. Это имена прилагательные. Они обозначают признаки предмета. И так далее.

Поэтому при разборе слова по составу ребятам рассказываю, что суффиксы «к», «ик» - это суффиксы имён существительных.

При изучении буквы «Вв» мы уже разбираем имена прилагательные. Образуем от имён существительных имена прилагательные.

Ели – еловые

сосна – сосновые

осина - осиновые

век – вековые

При разборе слов по составу находим одинаковую часть: суффикс «ов» - суффикс имён прилагательных. Не забываем и о других суффиксах: «ев», «ив» (красив).

Не забываем и о глаголах. Первые из них: стоит, косит – одинаковые по строению. Не рассказывая о спряжении глаголов, показываю, как можно изменять форму слова:

Я стою, кошу

ты стоишь, косишь

он стоит, косит

мы стоим, косим

вы стоите, косите

они стоят, косят.

Всегда в классе найдутся ребята, которым интересно будет разобрать и такие глаголы, как искал, искала, раскрасил, раскрасила. На этих уроках впервые мы говорим о приставке.

Ни для кого не секрет, что орфограммы «Проверяемая гласная» и «Проверяемая согласная» - проблема №1. Первые слова в русской азбуке разделяю на две группы.

Осина – словарное слово, так как первую гласную «о» проверить нельзя. Сосна – слово с проверяемой гласной. Изменяя формы слов, находим окончание. С ребятами делаем такой вывод:

Осины - осина

Сосны – сосна

В первом слове ударение неподвижное, во втором – подвижное. На первый взгляд может показаться, что очень трудный материал для первого класса. Я сразу хочу сказать обратное. Если такую работу проводить постоянно, то к окончанию первого класса ребята хорошо разбираются в составе простейших слов, не теряются при переносе слов и разделении слов на слоги. Главное, на мой взгляд, воспитать интерес ребёнка к слову как единице языка.

Во 2 классе на уроках русского языка знания по составу слова закрепляются и углубляются. Продолжая работу над орфограммами «Проверяемые гласная и согласная в корне слова», ребятам объясняю два способа проверки:




  1. Изменение формы слова;

  2. Подбор однокоренных слов.

Учебник на странице 96 упражнения 165, 167, 168 (проверяемая согласная в корне слова).

Учебник на странице 104 упражнения 182 – 185 (проверяемая гласная в корне слова).

После выполнения таких упражнений работаем над определением способа проверки: форма одного слова или однокоренное слово.

Грозы – гроза, грозовой

поле – поля, полевой

час – часы, часовой

дом – дома, домовой

зимы, зимний – зима

дождь – дожди, дождевой

травы, травка – трава

гриб – грибы, грибной, грибник
Выполнение этого задания сопровождается разбором слов по составу. Закрепляется написание слов, деление на слоги и для переноса.

Во 2 классе при изучении частей речи мы уже говорим о морфологии как разделе языка. Название разделов висит на стенде:

Синтаксис знаки препинания

Морфология орфограммы

Словообразование

Фонетика



При изучении глаголов начинаем говорить о спряжении – изменении глаголов по лицам и числам.