Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


В старшей школе основную роль приобретает формирование умений и навыков разнообразной работы с самой информацией




Скачать 190.15 Kb.
Дата15.05.2017
Размер190.15 Kb.
На уроках истории в основной школе работа с ОЭР должна ориентироваться на овладение умениями и навыками общения с различными источниками информации, использования полученных данных для решения конкретных учебных задач, а также на сочетание индивидуальных и групповых форм познавательной активности. Ключевое значение приобретает умение различать саму типологию источников информации, соотносить тип источника с уровнем его достоверности, а также непосредственное овладение исторической информацией — усвоение базовых дидактических единиц и изучение основных содержательных линий курса. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся очень важно сочетать изучение текстовых материалов с использованием всего спектра мультимедийных возможностей ОЭР, в том числе ролевых игр, анимаций, иллюстраций, картографических материалов.

В старшей школе основную роль приобретает формирование умений и навыков разнообразной работы с самой информацией. Для базового уровня обучения это прежде всего овладение навыками поиска и систематизации информации, работы с историческим материалом, представленным в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), умение целенаправленно подбирать исторические сведения для аргументации своей позиции в ходе полемического обсуждения тех или иных проблем. При профильном обучении в старших классах речь идет уже о необходимости уверенного владения умениями и навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, перевода исторического материала из одной знаковой системы в другую, умение целенаправленно подбирать сведения и адекватные формы их представления для публичной презентации результатов своей историко-познавательной работы.

В мировой практике CD-ROM воспринимается в большей степени как переносчик необходимой информации. В отечественной практике им, ввиду ограниченной развитости каналов связи, уделяется большее внимание. Педагоги часто ожидают от дисков решения весьма существенных учебно-методических задач. Возможно, в отдаленной перспективе все будет обстоять именно так. Но сегодня удовлетворять такого рода требованиям может лишь совместное (параллельное) использование CO-ROM сходной тематики, созданной разными разработчиками. А такого рода варианты кажутся гипотетическими.

Предваряя обзор, следует отметить весьма важное противоречие: внимание государства к выпуску ЭУИ (Электронных учебных изданий) усиливается, а на рынке наблюдается определенная стагнация. Объясняется данный парадокс весьма просто: многие сильные авторские коллективы и мультимедийные издательства участвуют со своими разработками в реализации проекта «Информатизация системы образования». ЭУИ, создаваемые в рамках этого проекта, проходят многоступенчатую экспертизу и широкую апробацию. Так как проект находится в самом разгаре, работа еще не завершена. Соответственно на рынок в основном выходят старые разработки или то, что на каком-то этапе «выпало» из проекта.

К интересующей нас тематике (отечественная история) можно отнести около двухсот компакт-

дисков. Классифицировать их весьма сложно, хотя явно целесообразно выделение энциклопедий, электронных хрестоматий, путеводителей и компакт-дисков преимущественно учебного характера. При этом часто в рамках «энциклопедического диска» существенное место занимает материал учебного характера или путеводитель, и наоборот...



Учебного назначения

Эти диски имеют ярко выраженную образовательную направленность. При этом чаще всего они и позиционируются как электронные учебники. Мультимедиа-учебники как комплексные издания нацелены на то, чтобы образное восприятие в сочетании с компьютерными возможностями позволило повысить эффективность обучения. Эта цель достигается с помощью видеоряда, звука, речи, интерактивного диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения материала и т.д. Как правило, мультимедиа-учебник является одновременно и собственно учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хронологией, и хрестоматией, и справочником, и видеофильмом. Программа содержит удобную полнотекстовую поисковую подсистему, что позволяет использовать издание и в качестве исторической энциклопедии. В большинстве своем такие компакт-диски уже нашли (или находят) применение в учебном процессе, решая вполне конкретные учебно-методические задачи как при самостоятельных занятиях на домашнем компьютере, так и при обучении в школе, колледже, институте.

Над созданием учебника «История России: XX век» («КлиоСофт») трудился большой коллектив, в котором объединились профессиональные историки, программисты, художники, работники кино, архивов, крупных библиотек. Материал здесь излагается по концепции базового учебника А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XX век». Учебный курс выстроен в виде мультимедиа-лекций, озвученных диктором «Мосфильма» А.Я. Карапетяном. Лекции сопровождаются кинохроникой, документальными фотографиями, плакатами, картинами, рисунками, схемами, анимированными картами, текстовыми и фотодокументами. В любой момент можно прервать лекцию и просмотреть встречающиеся в ней термины, документы, хронологию событий или персоналии, включающие не только общественно-политических деятелей, но и писателей, поэтов, композиторов, художников и архитекторов XX в. При необходимости можно легко найти нужную информацию, задав поиск по отдельным терминам или по словосочетаниям. Это позволяет научить школьника оптимально организовать поиск данных, что очень важно, ведь умение быстро ориентироваться в огромном потоке информации — необходимое условие успешной деятельности современного человека. В учебник включен терминологический словарь с отсылкой к соответствующим параграфам курса, блокнот для индивидуальных записей.

Исторические сведения излагаются на трех уровнях сложности (9 класс; 11 класс; для абитуриентов и студентов неисторических факультетов), для каждого уровня предлагаются контрольные вопросы.

Для стимулирования интереса учащихся в программу включены развлекательные моменты

(призы для отличников — озвученные и иллюстрированные исторические анекдоты, а также юмористический сериал «Экзамен»), Впрочем, следует отметить, что вкус в «юмористической составляющей» часто авторам отказывает: заставки к началу программы явно не соответствуют характеру представленного материала.

Очень важно, что сейчас крайне неудобный в использовании комплект из 4 дисков заменен на «Историю России. XX век. Полный курс на DVD» — комбинированное учебное издание, в составе которого компьютерная программа, брошюра и факультативный онлайновый интернет-сервис. Не менее важно и то, что учебник постоянно совершенствуется. На сайте www.history.ru периодически публикуются обновления, получив которые можно, не заменяя приобретенный DVD-диск, сделать исходный учебник еще более эффективным и удобным.

«Новый Диск» предложил несколько иной вариант, выпустив серию аудиоучебников, объединивших два основных современных учебных пособия по истории нашего Отечества: «История России с древнейших времен до конца XVI века» А. Н.Сахарова и «История России. XVIIXIX века» А. Н. Сахарова и А. Н. Боханова. Уже ставшие классикой, эти учебники дают широкую панораму истории Российского государства, детально освещая все ее аспекты и раскрывая важнейшие вехи развития нашей страны. Данное издание одновременно обладает достоинствами электронного учебника и аудиокниги: интересующую тему можно прослушать дома, на прогулке, по дороге в школу, а работа с диском на компьютере позволит одновременно читать текст учебника на компьютере, вести поиск, просматривать иллюстрации и слушать интересующую главу или параграф.



Основой «двухтомника», выпущенного издательством «Дрофа» «История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс» и «История России. XVIIXVIII века. 7 класс» стали интерактивные карты. Они помогают учителю превратить обычный урок в увлекательное путешествие во времени, ученику — не только освоить данный раздел школьной программы, но и систематизировать полученные знания. Главные из преимуществ интерактивных пособий по истории: приближение отдельных участков карты для более подробного их изучения; отображение отдельных исторических эпизодов; возможность рисовать на карте и наносить на нее надписи; проверка знаний по отдельным разделам или по курсу в целом; возможность самостоятельной работы с пособием.

Каждый раздел первого «тома» сопровождается тематическими иллюстрациями: рисунками В. Васнецова и А. Лосенко, фотографиями памятников древнерусского зодчества, различными вспомогательными указателями. Во втором «томе» — иллюстрации И. Репина, С. Милорадовича, А. Бенуа, гравюры А. Зубова и изображения архитектурных проектов М. Казакова и В. Баженова.

Мультимедийный курс «История Отечества. 8821917» («Новый Диск») имеет три функционально связанных режима работы: информационный — «Курс»; тренинг знаний — «Тренинг»; тестовый контроль — «Тест». «Курс» содержательно раскрывается через гипертекстовый электронный учебник, глоссарий и слайд-фильм. «Тренинг» позволяет контролировать правильность решения
разнообразных заданий, содержит комментарии и в случае затруднений переводит обучающегося в соответствующий раздел электронного учебника. «Тест» включает банк заданий, блок статистики результатов тестирования, а также блок администрирования, позволяющий устанавливать рабочие параметры тестирования. В целом это программа, основанная на уникальной методике обучения, простая и удобная для учащегося и преподавателя. Высокохудожественный дизайн, гибкая система навигации и поиска информации, оригинальный интерфейс программы позволяют освоить учебный материал курса и проверить свои знания в удобном для пользователя режиме.

На диске «История Отечества IXXVIII вв.» (Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Центр новых информационных технологий) отечественная история представлена в наглядной форме с использованием икон, гравюр, картин, фотографий, отрывков из художественных фильмов, музыкальных произведений и т.д. Проанализированы этапы становления российской государственности, внутренняя и внешняя политика, дана характеристика выдающихся деятелей того времени. Энциклопедический способ оформления материала позволяет, с одной стороны, полностью охватить школьный курс, а с другой — предоставляет уникальную возможность любознательному читателю построить и исследовать «свою» линию в развитии России: военную, политическую, историю Отечества в лицах и т.п.



Образовательно-игровая программа «За детство счастливое наше...» (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, компьютерная студия «Март») включает в себя более 20 компьютерных игр. Для их создания использованы материалы одноименной выставки, развернутой в Музее-квартире СМ. Кирова, советские настольные игры, книги и журналы 1930-х годов. Комментарии, написанные специально для детей, советские песни того времени, богатый иллюстративный материал помогут современным детям наглядно представить быт и занятия школьников 1930-х годов. Здесь все продумано буквально до мелочей: и музыкальный ряд, и выбор имени игрока, характерного для той эпохи, и текст задачек по математике... Мир ребенка предстает перед нами на фоне политических, социальных и экономических процессов 1920—1930 гг. А документы, фотографии, игрушки, детская одежда, книги, рисунки, живопись, графика, скульптура в рамках этого диска не просто существуют, а живут очень интересной (и вполне понятной современному школьнику) жизнью.

Целый ряд интересных электронных пособий связан с историей Великой Отечественной войны.

Мультимедиа CD-ROM «От Кремля до Рейхстага» (РМЦ) — суровое и трагичное повествование о Великой Отечественной войне в форме виртуальной экскурсии в электронный музей в сопровождении профессионального военного историка. Под звуки сигнала воздушной тревоги лучи прожекторов высвечивают на темном экране название «От Кремля до Рейхстага», а затем по экрану медленно проплывают небольшие фотокомпозиции, открывающие каждую из 31 новеллы, тематика которых отражает множество сторон такого масштабного явления, как мировая война — «Советский строй: народ и власть», «Идеология

нацизма», «Накануне мирового пожара», «Гроза над Европой», «Будни тыла», «Фронтовые будни», «У войны неженское лицо» и т.д.

Пользователь сам задает последовательность просмотра новелл, помещая нужные фотографии в «патронташ» в нижней части экрана. У каждого человека эта последовательность будет своя, в соответствии с личным потоком ассоциаций. А компьютер лишь фиксирует суммарное время непрерывного звучания заданной последовательности, позволяя вынуть из «патронташа» показавшуюся лишней фотокомпозицию.

Пользователь может в любой момент приостановить рассказ и изучить дополнительные материалы о воюющих сторонах: фотографии и биографии руководителей государств, военачальников и союзников; советские и немецкие награды; изображения разных видов оружия с краткими историческими комментариями; форму одежды от рядового до командного составов.

Программа дает богатый иллюстративный материал по истории Великой Отечественной войны, возможность найти и использовать данные, не содержащиеся в учебниках. Безусловной заслугой авторов является систематизация, обобщение исторического материала, широкое представление документальными визуальными средствами, в том числе и архивными.

Выпуск программы «1С: Познавательная коллекция. Битва за Москву» посвящен 60-летию одной из важнейших битв Великой Отечественной войны, когда впервые был нанесен сокрушительный удар немецко-фашистской армии и развеян миф о ее непобедимости. Вы получаете возможность больше узнать о тех трудных днях и отдать дань памяти военному поколению.

В основу электронного издания положены документальные материалы, которые отражают каждый день начиная с 22 июня 1941 г. по 30 апреля 1942 г. С помощью программы можно познакомиться со сводками Совинформбюро, с официальными документами (приказами и распоряжениями), с дневниками, воспоминаниями, письмами, фотографиями, кинохроникой и звуковыми материалами обеих воюющих сторон, с картами боевых действий.

В электронном учебном издании Неизвестная Победа собраны 35 коротких рассказов — воспоминания москвичей о мучительных, тяжелейших днях Великой Отечественной войны. Они поражают мужеством и непреклонным желанием выстоять в этом испытании. В них нет ни отголоска советской пропаганды тех лет, ни громких рапортов о победах, ни официальных сводок. Это «личная» война каждого из очевидцев и вместе с тем трагедия целого поколения.

Эти рассказы ранее никогда не публиковались. Большинство из них открывает неизвестные факты о жизни Москвы в дни Великой Отечественной, некоторые идут вразрез с существующими точками зрения и свидетельствами. Спустя 66 лет после начала войны эти воспоминания, на наш взгляд, не потеряли своей актуальности. Хочется верить, что этот проект станет убедительным напоминанием «мирному» поколению, какой дорогой и страшной ценой была завоевана Великая Победа. Читает народный артист России Вячеслав Шалевич. «Неизвестная Победа» — совместный проект радиостанции «Серебряный дождь» и общества «Мемориал», изданный фирмой

«1С». Рассказы основаны на материалах, собранных в рамках Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек в истории. Россия — XX век» и хранящихся в обществе «Мемориал».

Очевидно, что все более актуальными становятся ресурсы, оказывающие помощь при подготовке к ЕГЭ. В этом контексте хочется познакомить с двумя изданиями.

Образовательный комплекс (далее ОК) «1С: Школа. История, 1011 кл. Подготовка к ЕГЭ» предназначен для повторения и закрепления учебного материала, для анализа уровня усвоения материала по истории России, а также для подготовки к единому государственному экзамену по предмету. В раздел «Справочник» ОК вошли: словарь терминов, биографический словарь, официальные нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ, интерактивные карты, систематические таблицы, хронологическая шкала. Основной банк заданий сформирован на основе банка открытых вариантов контрольных измерительных материалов по истории России и дополнен авторскими материалами в тех местах, где отдельные темы истории были представлены в вариантах ЕГЭ недостаточно. В ходе выполнения обучающих блоков осуществляется фиксация правильности выполнения заданий, времени выполнения задания и использования учащимся помощи. ОК содержит редактор, с помощью которого учителя и методисты смогут пополнять ОК созданными самостоятельно моделями, тренажерами и заданиями. Таким образом, ОК содержит новые дидактические материалы, которые принципиально не могут быть реализованы в рамках полиграфического издания, должны повысить эффективность подготовки к ЕГЭ и могут быть использованы как при обучении, так и при подготовке к экзаменам. При использовании в классе ОК должно существенно увеличить темп усвоения понятий за счет выполнения заданий выбранного курса каждым учеником с учетом его уровня подготовки и индивидуальных особенностей. Все ошибки и успехи ученика фиксируются компьютером и демонстрируются ученику, что помогает ему сделать следующий шаг самостоятельно и избавляет учителя от многих рутинных операций. При индивидуальном использовании ОК ученик, в результате прохождения контрольно-диагностических тестов, сможет оценить свои знания и реальный уровень подготовки к экзамену, а также на основе рекомендаций ОК выбрать наилучшую схему самостоятельной подготовки к сдаче ЕГЭ.

Теоретическая часть курса «Готовимся к единому государственному экзамену. История» («Просвещение-Медиа») включает справочные сведения в объеме, необходимом для подготовки к ЕГЭ. В полный курс входят электронные рабочие тетради, а также справочные и теоретические материалы. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале. Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. В режиме зачета учащийся будет выполнять экзаменационные задания на время. Программа комментирует действия ученика, выдает подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ.



Хрестоматии

В издании «История России IXXIX веков» («МЦФ») использован несколько иной подход. Разработчики считают, что, каким бы мощным ни был натиск мультимедийной технологии, главной формой передачи информации до сих пор остается текст. Однако под влиянием технического прогресса книга стала превращаться в электронное устройство. Ценность этого издания именно в собрании трудов известных ученых-историков России.

«Курс истории» содержит выполненный в виде гиперссылок перечень работ ученых и известных исторических личностей. Из него проще всего попасть в нужную статью. Подраздел «Правители Руси» включает все персоналии — от Рюрика до Николая II. Выбрав нужное имя, в отдельном окне вы получите краткое сообщение о личности правителя и политико-экономических условиях жизни того времени. Кроме того, оттуда с помощью гиперссылок можно перейти в соответствующее место в тексте тех трудов, которые приведены в «Курсе истории», и сравнить оценки одних и тех же событий, данные крупнейшими историками России. Подобным образом организованы и другие подразделы. Каждый из них имеет множество гиперссылок (от двух-трех десятков до нескольких сотен) на военные, политические, культурные события, соответствующие названиям подраздела.

Подбирать материалы по темам, не представленным в рубрикаторе, можно с помощью системы поиска. Однако при таком отборе материала пользователь должен самостоятельно проанализировать ссылки, чтобы они подходили по смыслу. Вызывает досаду и подраздел «Иллюстрации» — галерея из семидесяти портретов людей разной исторической значимости. Он воспринимается как не обязательное, небрежно составленное дополнение к основному разделу. Представленные портреты «охватывают» лишь конец XVIII — середину XIX в. Иногда комментарии к ним не дают представления об оригинале, авторы их неизвестны, да и текст порой целиком не помещается в отведенном окне.



1С: Образовательная коллекция. Хрестоматия по истории России IXXVI вв. объединяет разнообразную информацию по истории России: выдержки из документальных источников, научных статей и научно-популярных очерков, краеведческий материал. Электронное издание включает мощную поисковую систему, редактор рефератов. «Хрестоматия по истории России IX—XVI вв.» подготовлена на базе 000 «Мультимедийные образовательные системы», г. Калуга. Составитель Т.В. Черникова, кандидат исторических наук.

В серии «Электронная библиотека» издательства «ДиректМедиа» вышло крупнейшее собрание фундаментальных многотомных трудов по русской истории. В издание вошли труды как основоположников русской исторической мысли: М. Ломоносова, Н. Карамзина, Н. Костомарова, С. Соловьева, В. Ключевского, так и менее известных авторов, оказавших большое влияние на развитие науки: Н. Погодина, Д. Иловайского, С. Платонова, П. Милюкова и других. На диске представлены преимущественно классические обзорные работы по всей русской истории с древнейших времен, а также монографии, посвященные отдельным сложным и драматическим ее страницам: «Раскол» Н. И.

Костомарова, «Образование

Великорусского государства» А. Е. Преснякова, «Русская история XVII—XVIII вв.» М. К. Любавского и др. Особое внимание уделено исследованиям в области истории российского самодержавия и дома Романовых. На диске представлены уникальные дореволюционные издания «Россия под скипетром Романовых. 1613— 1913» и «Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного дома Романовых 1613—1913». В сборник вошли также и идеологизированные концепции истории, такие как «Краткий курс ВКПб» под редакцией И. В. Сталина.

Энциклопедии

Это наиболее ясный разработчикам и пользователям ОЭР. Интуитивно понятный интерфейс, система поиска нужной информации, быстрота и полнота получаемого материала(неизмеримо превышающего печатные версии этих изданий), глоссарии и справочники, уникальная возможность через гиперссылки выйти на дополнительные документы, карты, иллюстрации, возможность классификации материала по алфавиту, хронологии и тематике, видеодокументы и аудиокомментарии — все это вместе взятое делает электронную энциклопедию незаменимым подспорьем в работе современного учителя. Поскольку практически все выпущенные электронные энциклопедии обладают вышеизложенными характеристиками, обратимся к особенностям некоторых из них.



Издание «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей» («Кордис