Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


В социологическом исследовании




Скачать 71.97 Kb.
Дата02.07.2017
Размер71.97 Kb.
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Елена Здравомыслова, Анна Темкина

(14 лекций, 14 семинаров; 4 кредита ECTS)

Данный курс предполагается провести в форме семинарских и практических занятий в рамках программы гендерных исследований. Каждый из участвующих сможет ознакомиться с методами проведения эмпирических исследований и апробировать их на материале собственных исследовательских проектов.

Требования к курсу: участие и проведение семинаров; представление заключительной работы в форме эссе, посвященного методическому обеспечению исследовательского проекта, проводимого слушателями.


1-2. Качественная методология, методы, история, парадигмы, дизайн, выборка.

Семенова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998,С.7-30

Gaba E. & Lincoln Y. Competing Paradigm in Qualitative Research// The Landscape of Qualitative Research/Еd. by Denzin N., Lincoln Y. London: Sage, 1998. P 198-221 (парадигмы)

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999, C.79-95 (выборка), 308-323 (триангуляция)

Flick U. An Introduction to Qualitative Research. 2002. Sage. С. 61-73 (выборка)
3-5. Стратегии исследования (биографическое исследование, кейс-стади, этнографическое исследование, обоснованная теория, устная история, история семьи).

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999, C.55-79

Семенова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998, С. 80-102

Биографическое исследование

Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ/Под ред. Воронкова В. и Здравомысловой Е. СПб: ЦНСИ, 1997 (Труды ЦНСИ, № 5).



Розенталь Г. Реконструкция рассказов о жизни: принципы отбора, которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью.//Хрестоматия по устной истории. С.Пб 2003. Сост. М.Лоскутова. 322-356

Исследование конкретного случая

Yin R. Case study research. Design and Methods. Newbury park: Sage. 1984. С. 10-27, 70-105

Козина И. Особенности применения «исследования случая» (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии. Социология ;М 1995 № 5-6 С 65- 90

Обоснованная теория

Страусс А, Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001, С. 21-

40.


Этнографическое исследование

Descriptive case studies // Sociological Research. A Case apporoach. Ed. By M.W.Riley. Harcourt. NY. 33-77.



Романов П., Ярска-Смирнова Е. «Делать знакомое неизвестным»: этнографический метод в социологии//Социологический журнал, 1998, № 1–2, С. 145–161.

Исследование семьи

Bertaux D. Families and Mobility: The European Experience // Innovation, Vol.3, No.1, 1994. P.89-103.

Харевен Т. Время семьи и время промышленности (главы из книги) // М.Лоскутова (общ. ред.). Хрестоматия по устной истории. СПб., Изд-во ЕУСПб, 2003. С.146-188.

6. Методы сбора информации. Дерево методов Интервью: типы, выборка, организация, путеводитель проведение, расшифровка интервью.
Квале С. Исследовательское интервью. М. Смысл. 2003. 88-113, 227-250

Семенова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998, С. 103-107

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999, С.: 178-217
7. Методы сбора информации. Полевое исследование и наблюдение

Романов П., Ярска-Смирнова Е. «Делать знакомое неизвестным»: этнографический метод в социологии//Социологический журнал, 1998, № 1–2, С. 145–161.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999, С. 121-177

Костерина И. Вы за «негров» или за «белых»? Случай включенного наблюдения двух враждующих молодежных компаний // Полевая кузня: как провести исследование. Под ред. Н.Гончаровой. Ус\льяновск. Изд-во сибирская книга. 2004

Ньюман Л. Полевое исследование//Социологические исследования, 1999, № 4.

8. Методы сбора информации. Анализ документов.

Структура источниковедческого исследования // Источниковедение. Теория. История. Метод / Ред. И.Данилевский . М.: РГГУ 2000 127-152 (источник), 509-604 (стастистика)

Козлова Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или Размышления о значимости методологической рефлексии //Социс, 2000, № 9, С. 22-32.

Plummer K. Documents of Life 2 .Sage. 2001.P.48-73
9 -10. Интерпретация данных. Анализ «категоризации» по методике Сакса и Силвермана

Silverman D. Interpreting Qualitative Data. London: Sage Publication, 1993. P.80-89; 101-114

Здравомыслова Е, Темкина А. Анализ нарратива: возможности реконструкции сексуальной идентичности / В поисках сексуальности. Д. Буланин, 2002, С. 549-558
11-12. Интерпретация данных: анализ нарративного биографического интервью

Мещеркина Е. Жизненный путь и биографии: преемственность социологических категорий // Социс 2002 № 7 С. 61-68

Мещеркина Е. Качественные методы в гендерной социологии // Трансформация гендерный отношений западные теории и российские практики Под ред. Л.Попковой и И.Тартаковской. Самара. Самарский университет. 2003. C. 80-109

Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Автобиографический нарратив в исследовании идентичности // Социальная идентичность: Способы концептуализации и измерения: Материалы всероссийского семинара / Институт социологии РАН; НИИ социально-гуманитарных проблем Кубанского госуниверситета. Краснодар, 2004. С. 200-222.



Розенталь Г. Реконструкция рассказов о жизни: принципы отбора, которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью.//Хрестоматия по устной истории. С.Пб 2003. Сост. М.Лоскутова. 322-356

13-14 Интерпретация данных. Насыщенное описание. Типы кодирования по методике Глейзера и Штрауса. Первичный анализ текстов

Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т.1. СПб: Университетская книга, 1997, С. 171-200.

Страусс А, Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001, С 49-96.

Семенова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998, С. 174-196

Литература к курсу

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999

Семенова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Шанин Т. Методология двойной рефлексивности // Рефлексивное крестьяноведение: десятилетие исследований сельской России. М.: МВШСЭН, РОССПЭН, 2002, С. 69-93.

Denzin N., Lincoln Y. Strategy of Qualitative Inquiry. London: Sage. 1998

Collecting and Interpreting Qualitative Materials/Еd. by Denzin N., Lincoln Y. London: Sage, 1998.

The Landscape of Qualitative Research/Еd. by Denzin N., Lincoln Y. London: Sage, 1998.

Qualitative Research Methods Series


Дополнительная

Алексеев А. Драматическая социология. СПб: ИС РАН, 1997.

Белановский С. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996.

Батыгин Г., Девятко И. Миф о качественной социолгии//Социологический журнал, 1994, № 2.

Берто Д. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии//Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ /Под ред. Воронкова В. и Здравомысловой Е. СПб: ЦНСИ, 1997, С. 14–23 (Труды ЦНСИ, № 5).

Биографический метод/Под ред. Мещеркиной Е., Семеновой В. М.: ИС РАН, 1994.



Болтански Л, Тевено Л. Социология критической способности//Журнал социологии и социальной антропологии, 2000, № 3, С. 66–84.

Буравой М. //Развернутое монографическое исследование: между позитивизмом и постмодернизмом. Рубеж, 1997, № 10–11. С. 154-176

Бурдье П. Биографическая иллюзия // Интер. 2002, № 1, С. 75-84

Веселкова Н. Об этике исследования//Социологические исследования, 2000, № 8, С. 109–114

Голофаст В. Три слоя биографического повествования//Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ/Под ред. Воронкова В. и Здравомысловой Е. СПб: ЦНСИ, 1997, С. 23–26 (Труды ЦНСИ, № 5).

Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

Дмитриева Е. Фокус группы в маркетинге и социологии. М.: Центр. 1998.

Иванова Е. О гендерных особенностях памяти//Гендерные исследования, 1999, № 3, С. 242–253.

Йоргенсен М, Филипс Л. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков. Гуманитарный метод. 2004.

Козина И. Case study // Рубеж 1997 № 10-11 С. 177-185

Козлова Н, Садомирская И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо»: Опыт социолингвистического анализа М., 1996.

Козлова Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или Размышления о значимости методологической рефлексии//Социологические исследования, 2000, № 9, С. 22–32.

Лоскутова М. Устная история. Методические рекомендации. СПб Европейский дом 2002.

Мещеркина Е., Семенова В., ред. Биографический метод. М.: ИСРАН, 1994.

Миллз Ч. Социологическое воображение М.: издательский дом «Стратегия», 1998.

Ньюман Л. Анализ качественных данных//Социологические исследования, 1998, № 12.

Ньюман Л. Полевое исследование//Социологические исследования, 1999, № 4.

Пилкингтон Х, Омельченко Е. «Зачем мне врать»? Опыт применения интервью к изучению русскоязычной миграции//Рубеж, 1997, № 10–11.

Полевая кузня: как провести исследование. Под ред. Н.Гончаровой. Ус\льяновск. Изд-во сибирская книга. 2004


Романов П. Социальное конструирование статистики занятости//Романов П. Формальные организации и неформальные отношения. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2000, С. 126–141

Романов П., Ярская-Смирнова Е. «Делать знакомое неизвестным»: этнографический метод в социологии//Социологический журнал, 1998, № 1–2, С. 145–161.

Рустин М. 2002. Размышления по поводу поворота к биографиям в социальных науках// Интер. 2002, № 1, С. 7-24.

Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М. Весь мир 2003.

Ядов В. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.

Ashwin S. Russian Workers. The Anatomy of Patience. Manchester and NY: Manchester Univ.Press 1999 P. 24-34

Berraux D., Kohli M. The Life Story Approach: A Continental View//Annual Review of Sociology, 1984, vol. 10, P. 215–237.

Flick U. An Introduction to Qualitative Research. 2002. Sage.

Mandell N., Rundle L. Feminist Qualitative Research Methods: A Handbook for Researchers. New York: New York University Press, 1998.

Plummer K. Documents of Life 2 .Sage. 2001.

Rosenthal G. Reconstruction of Life Stories: Principle of Selection in Generating Stories for Narrative Biographical Interviews//The Narrative Study of Lives. London: Sage, 1993, P. 59–91.

Rossman G.& Ralls S. Leaning in the Field. An introduction to Qualitative Research. Sage 1997.

Sacks H. An Initial Investigation of the Usability of Conversational Data for Doing Sociology//Studies in Social Interaction/Еd. by Sudnow D. New York: Free Press, 1972, P. 31–74.

Sacks H. On the Analysability of Stories by Children//Ethnomethodology/Еd. by Turner R. Harmondsworth: Penguin, 1974.

Smith L. M. Biographical Method//Handbook of Qualitative Research/Ed. by Denzin N., Lincoln Y. London: Sage, 1994.

Steinar K. InterViews. London: Sage, 1996, P. 81–109, 279–295.

Interviews//Qualitative Methods/Еd. by Smith R. and Manning P. Cambridge. Ballinger Publishing Company, 1982, vol. 2, part 2, P. 99–162.



Silverman D. Interpreting Qualitative Data. London: Sage, 1993. Ch. 5.

Silverman D. Qualitative Methodology and Sociology. Aldershot: Gower, 1985. Ch. 5.

Spradley Y, Participant Observation. Harcourt Brance Colledge 1980

Stake R. E. Case Studies//Handbook of Qualitative Research/Еd. by Denzin N., Lincoln Y. London: Sage, 1994.

Strauss A. Qualitative Analysis for Social Scientists. Cambr. Univ.Prsee. 1987.

Tompson P. and Bertaux D., eds. Pathways to Social Class. Oxford. Clarendon Press. 1997, P. 1-31.

Yin R. Case-Study Research. Design and Method. London: Sage, 1992.

Van Dejk T. A. Discourse as Social Interaction. London: Sage, 1997, Vol. 1 & 2.

  • 1-2. Качественная методология, методы, история, парадигмы, дизайн, выборка.
  • 3-5. Стратегии исследования (биографическое исследование, кейс-стади, этнографическое исследование, обоснованная теория, устная история, история семьи).
  • Биографическое исследование
  • Исследование конкретного случая
  • Этнографическое исследование
  • 6. Методы сбора информации. Дерево методов Интервью: типы, выборка, организация, путеводитель проведение, расшифровка интервью.
  • 7. Методы сбора информации. Полевое исследование и наблюдение
  • 8. Методы сбора информации. Анализ документов.
  • 9 -10. Интерпретация данных. Анализ «категоризации» по методике Сакса и Силвермана
  • 11-12. Интерпретация данных: анализ нарративного биографического интервью
  • 13-14 Интерпретация данных. Насыщенное описание. Типы кодирования по методике Глейзера и Штрауса. Первичный анализ текстов