Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


В поисках смысла и связности: построение нарративной идентичности в автобиографическом рассказ




Скачать 25.22 Kb.
Дата05.07.2017
Размер25.22 Kb.
Рождественская Елена Юрьевна,

проф. кафедры анализа социальных институтов



факультета социологии ГУ-ВШЭ,
В поисках смысла и связности: построение нарративной идентичности в автобиографическом рассказе.
1. В основе предлагаемого интерпретационного подхода лежит такое понимание нарративного интервью как обусловленного ситуацией, как конструкта, порождаемого мотивацией и личностными потребностями рассказчика. В центре нашего интереса - нарративная идентичность, возникающая в процессе рассказа в форме самообоснования и придания смысла. Она обосновывается через рефлексивное обращение к собственной личности, нарративное упорядочение собственных опытов и соотнесение со слушателем/интервьюером как социальной инстанцией ратификации. Таким образом, интервью понимается как метод воспроизведения идентичности, в котором автобиографическое изображение идентичности связано с перформативным и интерактивным ее производством.

2. Соответственно фокусу нарративной идентичности на актуальное достижение привлекается анализ биографии, ориентированный на реконструкцию идентичности. Рассмотрение биографии, ее текста становится основой измерения и анализа. Не в смысле переработки истории жизни «как это все было», для анализа нарративной идентичности биография скорее рассматривается как медиум самопрезентации, в котором она работает, с одной стороны, как хронологический лейтмотив, с другой, создает «нарративную среду рефлексии» через отсылки ко времени, действию, событиям: так, собственная личность может быть изображена в исторически развертываемом действии-событии-переживании. Эффект осмысления актуально развертываемой идентичности рассказчика достигается им в ситуации интервью «здесь и теперь».

3. Тем самым утрачивает свое значение вопрос о валидности биографического воспоминания или аутентичности рассказывания как передачи прошлых напластований опыта. На передний план выходит в большей степени функция биографического представления на службе производства актуальной идентичности и самоутверждения, самооправдания и переработки прошлого. Решающее достижение автобиографического рассказывания мы видим в этой нарративной переработке, подчинении/присвоении прошлого себе.

4. Мы рассматриваем идентичность как эмпирически доступный феномен, что означает: теоретический конструкт нарративной идентичности последовательно обосновываем в эмпирических действиях субъекта (различаем действия за пределами рассказа о жизни и в его тексте). Определяющими для нарративной идентичности являются словесно-коммуникативные средства, посредством которых в нарративном интервью создаются конструкции идентичности. Нами рассматриваются три аспекта нарративной идентичности как эмпирического конструкта: 1) темпоральный (структурация и взаимосвязи автобиографических опытов, смыслов с временным изменением), 2) социальный (активность субъекта в социальном позиционировании, использовании культурных образцов), 3) саморефлексивный (обоснование собственных характеристик, представлений о целостности, связности биографического конструкта). Их обоснованность обеспечивается доступом к прагматичным возможностям, структуре выбора и интересам исследуемого.

5. Нарративная идентичность и биография обладают важной общей характеристикой - связностью/когерентностью, понимаемой как создание связного осмысленногообраза на основе автобиографических воспоминаний и биографической перспективы на собственное прошлое. Эта связность принадлежит к числу социализируемых компетенций (темпоральная непрерывность, синхронная плотность), предполагающих сложную работу по воспоминанию и рефлексии. Соответственно, дискуссионным является вопрос о недостатке связности – это симптом дефицитарной идентичности или характеристика постмодерна.