Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


В курсе «История отечества» для детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи




Скачать 250.72 Kb.
Дата02.07.2017
Размер250.72 Kb.

Пояснительная записка.
История в школе 8 вида рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни.

В курсе «История отечества» для детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса является историко-краеведческий материал о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

На уроках истории в школе 8 вида используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебника, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно- бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений.

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей различных классов. Создание точных зрительных образов- важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогает «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.



Количество уроков за год – 68 (2 часа в неделю).

1 четверть – 18 часов. 3 четверть - 20 часов.

2 четверть - 15 часов. 4 четверть - 15часов.

Уроки изучения нового материала 56

Повторительно - обобщающие 12

Содержание программы.


п/п

Тема


Количество часов

1.

Россия в начале XX века.

9

2.

Россия в 1917-1920 годах.

9

3.

Советская Россия-СССР в 20-30-е годы XX века.

9

4.

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

14

5.

Советский Союз в 1945-1991 годах.

14

6.

Новая Россия в 1991-2003 годах.

5

7.

Краеведческий материал.

4

8.

Итоговое повторение.

4




Итого

68 часов


Учебно-методическое обеспечение:

  • «История России» учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида

Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 год.

  • Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы. Сборник 1 под ред. В.В.Воронковой.

Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2000 г.

  • Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида: Учебно.-метод. пособие.- М.:Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2003.

  • Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

-основные исторические события, революционного движения, гражданской войны, становление Советской власти; стройки первых пятилеток;

вторая Мировая война, Великая Отечественная война;

-основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

-исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.


Тема

Кол-во часов,

дата

Основные термины, даты

Практическая работа

Оборудование

Информа

ционное

обеспе

чение



1 четверть - 18 часов.

Раздел 1 «Россия в начале 20 века».


1. Начало правления

Николая 2.



1

Забастовка, стачка.

Составление конспекта с опорой на готовый план.

Альбомы с планами,

цветная лента.







2. Русско - японская война 1904-1905 гг.


1

Эскадра.

Составление конспекта по плану

и тексту учебника.

Рассказ по плану.


Карта учебника.

Карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.»




Видеофильм «История морских сражений. Цусим».

3. Первая русская революция.

1

Демократия, социализм, петиция.

Составление вопросов

к тексту учебника.



Карта «Революция 1905 – 1907 гг.»





4. Появление 1-ых политических партий.



1

Партия, съезд.

Составление таблицы

«Партии и их руководители», устный рассказ по ней.



Таблица.





5. Реформы государственного управления.

1

Манифест. Конституция.


Выборочное чтение,

ответы на вопросы.



Цветная лента.





6. Реформы П.А.Столыпина.

1

Кризис.

Письменные ответы на вопросы.

Карточки с вопросами для с/р.

Карта «Россия в 1907 – 1914 гг.»

7. « Серебряный век» русской культуры.


1

---

Самостоятельная работа по дополнению информацией рабочего листа

Карточки с датами.

Раб. лист




Презентации «Серебряный век» русской культуры», «Художники начала 20 в.» Видеофильм «Русская культура в начале 20в.».

8. Россия в Первой мировой войне.

1

Военный союз.

Составление конспектов с опорой

на вопросы к тексту учебника.



Карточки


Презентация «Мир накануне Первой мировой войны»

9. Повторительно-обобщающий урок.

Диагностическая работа.


1

---

Работа с лентой времени, цветной лентой, игра «Исторический куб».

Выполнение диагностической работы



Исторический куб, жетоны,

лента времени,

карточки.

Текст диагностической работы







Раздел 2 «Россия в 1917-1920 годах».


10. Февральская революция и отречение царя от престола.

1

Отречение. Двоевластие.

Составление плана, вопросов к

тексту учебника.



Карточки с деформированным планом.

Презентация «Начало Февральской революции»

11. Захват власти большевиками в Петрограде.

1

Штаб. Красная гвардия. Декрет.

Составление устного рассказа

по схеме.



Карточки с вопросами для с/р, иллюстрации Зимнего и Смольного.

Презентация «Расстрел царской семьи»

электронный тест



12. Установление Советской власти.


1

---

Терминологическая работа.

Карточки




13.Начало Гражданской войны. Создание Белой и Красной армии


1

Гражданская война.

Составление таблицы «Белая и Красная армии», устный рассказ по ней.

Цветная лента.

Таблица, карточки.



Презентация

«Гражданская война»



14.Борьба между

«красными» и «белыми». (интегрированный урок)



1

Эмигрант.

Работа по карте. Составление

таблицы «Боевые действия во

время Г в».


Карта «Гражданская война».

Файл №1.





15. Крестьянская война против «белых» и «красных».

1

Тачанка.

Составление развернутых ответов по тексту учебника.







16. Экономическая политика Советской власти.

1

Продразверстка. Коммунизм. Совхозы.

Составление первой части таблицы «Экономическая политика Советской власти» по тексту учебника и рассказу учителя.

Цветная лента.


электронный тест

17. Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны.

1

Коммунисты. Квартиры. Ликбез. Комсомольцы. Пионеры.

Работа с неполными текстами газетных статей. Создание газетного листа.

Карточки с текстами неполных статей. Иллюстрации для газеты.


Презентация

«Жизнь в годы революций и Гражданской войны»



18. Повторительно-обобщающий урок.

Диагностическая работа.



1

---

Работа по карте, с терминами

и датами.

Выполнение диагностической работы


Оборудование для игры «Интеллектуальное казино».

Текст диагностической работы



Презентация



2 четверть - 16 часов.




Раздел 3 «Советская Россия – СССР в 20-30-е годы 20 века».


19. Краеведение.

Наш край в годы революций и гражданской войны.




1




Заполнение таблицы «Революционеры Вятки», устный рассказ по таблице.


Атлас Кировской области.

«Родной край»

новое изд.


Карта Кировской области

20. НЭП.


1

Батрак. Концессия.

Составление второй части таблицы «Экономическая политика Советской власти» по тексту учебника и рассказу учителя.

Таблица

Лента времени







21. Образование СССР.

1

Союз. Делегат.

Составление схемы «Первые советские республики»




Презентация

«Образование СССР»



22. Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина.

1

Культ личности.

Составление вопросов к тексту

учебника.








23. Индустриализация в СССР.

(интегрированный урок)



1

Индустрия, заём, пятилетка.

Составление таблицы «Стройки

1-ых пятилеток».



Карта «Экономическое развитие СССР в 1926 – 1940 гг.»

Файл №2.





24.Коллективизация крестьянского хозяйства.

1

Колхоз, кулак, трудодни.

Составление развёрнутых ответов

по тексту учебника.



Кроссворд


Презентация «Коллективи

зация»


25. Краеведение.

Наша земля в годы индустриализации и коллективизации.





1




Заполнение таблицы «Новостройки первых пятилеток», рассказ по таблице.

Составление письменных ответов на вопросы.




Атлас Кировской области.

«Родной край»

новое изд.

Карта Кировской области.






26. Новая Конституция страны 1936 год.


1

Репрессия.

Составление вопросов к

тексту учебника.



Цветная лента.





27. Развитие науки и культуры в СССР в 20-30 –е гг. 20 в.

1

Синтетический каучук.

Выборочное чтение с последующим

заполнением конспекта.



Цветная лента.





28. Жизнь и быт советских людей в 20-30 гг. 20 в.

1

Элита. Паек.

Составление устного рассказа

по плану.



Кроссворд,

карточки с текстом неполной статьи.



Презентация «Жизнь советских людей в

20-30 гг.»



29. Повторительно-обобщающий урок.

Диагностическая работа.

1




Работа с понятиями и датами

Выполнение диагностической работы



Текст диагностической работы

Презентация «Повторение по разделу».


Раздел 4 «СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».


30. СССР накануне Второй Мировой войны.


1

Фашисты, нацисты.

Составление плана к тексту

учебника.








31. Советский Союз в начале Второй Мировой войны.

1

---

Работа по карте.

Карта

«Вов 1941 – 1945 гг.»







32.Начало Великой Отечественной войны.

1

Оккупировать.

Работа по карте.

Составление схемы «Планы немецкого командования». Просмотр части видеофильма «Великая Отечественная война»



Карта

«Вов 1941 – 1945 гг.»,

Карточки


Видеофильм «Вов».


33. Битва за Москву.

1

Генеральное наступление. Эвакуация.

Составление устного рассказа

по спорным словам.

Заполнение таблицы «Битвы ВО войны.

Просмотр части видеофильма «Великая Отечественная война»






Видеофильм «Вов».


34. Урок повторения «СССР в начале ВОвойны».

1




Просмотр части видеофильма «Великая Отечественная война»





Видеофильм «Вов».




3 четверть - 19 часов.


35.«Всё для фронта!», «Всё для победы!».

1

Тыл.

Составление плана к тексту учебника.

Кроссворд, «Мурзилка» 2005, №5.




36. Блокада Ленинграда. (интегрированный урок)


1

Блокада.

Работа по карте.

Заполнение таблицы «Битвы ВО войны.

Просмотр части видеофильма.


Файл №3.

Видеофильм «Вов».


37. Сталинградская битва.

1

Эскадрилья.

Работа по карте.

Заполнение таблицы «Битвы ВО войны.

Просмотр части видеофильма.


Карта

«Вов 1941 – 1945 гг.»




Видеофильм «Вов».


38.Борьба советских людей на оккупированной территории.

1

Концлагерь.

Составление вопросов и ответов к тексту учебной статьи.

Карта

«Вов 1941 – 1945 гг.».






39. Битва на Курской дуге.


1

Коалиция.

Работа по карте.

Заполнение таблицы «Битвы ВО войны.

Просмотр части видеофильма.


Карта «Коренной перелом в ВО войне»

Видеофильм «Вов».

40. Героизм тружеников тыла.

(интегрированный урок)



1

Комендантский час.

Составление устных и письменных ответов на вопросы.

Файл №4.




41. Окончание Великой Отечественной войны.

1

Рейхстаг. Капитуляция.

Составление конспекта по

тексту учебника.

Заполнение таблицы «Битвы ВО войны.


Карта

«Вов 1941 – 1945 гг.», «Мурзилка» 2005, №5.



Презентация «Окончание Вов»

42. Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй Мировой войны.

1

---

Работа по карте.

Карточки К.

Карта


«Вов 1941 – 1945 гг.»




43. Краеведение.

Кировчане в войне.



1




Работа с дополнительной литературой. Прослушивание сообщений учащихся.

«Герои Советского Союза – кировчане»



44. Повторительно-обобщающий урок.

Диагностическая работа.

1





Работа с таблицей «Боевые действия на фронтах ВО войны»




Презентация «Дорогами войны», «Женщины – герои».


Раздел 5 «Советский Союз в 1945-1991 годах».


45. Возрождение страны после войны.


1

Возрождение.

Составление устного рассказа

по плану.








46. Борьба за власть после смерти И.В.Сталина

1

«Холодная война»

Составление развёрнутых ответов

по тексту учебника.








47. Реформы Н.С. Хрущева.


1

Реабилитация, целина.

Составление конспекта по тексту

учебника.



Цветная лента.





48. Достижения в науке и технике в 50-60 гг.

1

Лайнер.

Сообщения учащихся.

«Большая энциклопедия открытий и изобретений» Москва Росмэн 2007 г.




49. Освоение космоса.


1

Космодром.

Восстановление плана с этапами освоения космоса.

Конспектирование биографии Гагарина



Карточки

Листы с биографией Гагарина




видеоролик о космосе

Презентация «Освоение космоса в СССР»



50. Хрущёвская «оттепель».


1

Эпоха «оттепели».


Выборочное чтение. Составление

развернутых ответов.





Презентация «Хрущёвская «оттепель»

51. Экономика и политика в эпоху «застоя»

1

Эпоха «застоя»

Составление вопросов к

прочитанному.



Карточки «Признаки эпох «застоя» и «оттепели».




52. Внешняя политика Советского Союза в 70-е гг. Афганская война.

1

Холодная война.

Рассказ по плану.




Презентация «Холодная война»

53. Урок повторения «СССР в 1945 – начале 80 –х гг.»

Диагностическая работа.

1




Работа с хронологической таблицей, лентой времени.





электронный тест



4 четверть - 15 часов.


54. Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».

1

Диссиденты.

Барды.


Работа с терминами.

Записи песен

В. Высоцкого.





55. Жизнь и быт советских людей в 70-е - начале 80–х гг.

1

---

Составление плана к тексту

учебника


Карточки




56. Реформы М.С.Горбачёва.


1

Гласность. Перестройка.

Терминологическая работа.

Карточки

«Руководители СССР

в 20 – 80 гг.»


Презентация «Реформы Горбачёва»


57. Распад СССР.



1

Путч.

Составление плана к тексту

учебника.






Презентация «Распад СССР»

58 . Повторительно – обобщающий урок.

Диагностическая работа


1




Работа с датами, терминами. Выполнение диагностической работы.

Текст диагностической работы.





Раздел 6 «Новая Россия в 1991-2003 годах».


59. Экономические реформы Б.Н.Ельцина.

1

Приватизация.

Ваучер.








Презентация «Реформы Ельцина»

60. Реформы государственного управления.

1

Предпринима-тель.

Бизнесмен.



Составление устного рассказа по схеме.







61. Развитие науки и культуры

в 90 –е гг.20 в.



1

Интернет.

Составление вопросов к прочитанному.







62. Продолжение реформ в России.


1

Округ.

Терминологическая работа.

Работа со схемой «Государственная власть в РФ».



Портреты руководителей страны (20 гг.- 2000 г.)

Презентация «Современ

ная Россия»



63. Краеведение.

Кировская область сегодня.




1

Губернатор.

ОЗС Кировской области.

Областное правительство.

Городская дума.



Работа с дополнительными источниками.

Карта Кировской области.

Периодическая печать.






64. Урок повторения «Новая Россия в 1991-2003 гг.»


1




Работа с хронологической таблицей, лентой времени.

Хронологическая таблица, лента времени.




65. Урок повторения «Родина с древнейших времён до конца 15 в.»

1




Работа с хронологической таблицей, лентой времени.

Хронологическая таблица, лента времени.




66. Урок повторения «Россия в 16 – 19 веках»


1




Работа с хронологической таблицей, лентой времени.

Хронологическая таблица, лента времени.




67. Урок повторения «Наша страна в 20 в. – начале 21в.»


1




Заполнение таблицы «Названия нашей страны в 20 веке».

Хронологическая таблица, лента времени.




68. Урок систематизации и обобщения по курсу «История России».

Диагностическая работа.

1




Выполнение тестовых заданий.

Текст диагностической работы






Список литературы:


  • Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России для 3 класса четырёхлетней начальной школы. Ассоциация 21 век Смоленск.-2003.

  • Касимова Т.А. Патриоическое воспитание школьников: метод. Пособие. – Москва: Айрис – пресс, 2006.

  • Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 4 кл.: Тетрадь творческих заданий: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001. Великие россияне/ Биографическая библиотека Ф. Павленкова – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  • Великие россияне/ Биографическая библиотека Ф. Павленкова – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  • История России с древнейших времён до конца 16 века. 6 класс: дидактические материал. Автор-составитель Н.Ю. Бухарева.- Волгоград: Учитель, 2009.

  • Наш Вятский край: Пособие для учащихся коррекционных школ/ Автор – составитель Н.Ю.Киселёва. – Киров:ИУУ, 2001.

  • Разноуровневые тестовые задания по истории России в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы 8 вида/ В.М.Мозговой., О.Ю.Вишневская., В.С.Деришева., Т.П.Журавлёва. – Киров: КИПК и ПРО, 2010.

При оценке знаний учащихся используются контрольно – измерительные материалы учебно – методического пособия



Разноуровневые тестовые задания по истории России в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы 8 вида/ В.М.Мозговой., О.Ю.Вишневская., В.С.Деришева., Т.П.Журавлёва. – Киров: КИПК и ПРО, 2010

  • Количество уроков за год
  • Содержание программы. № п/п
  • Итого 68 часов Учебно-методическое обеспечение
  • Учебно.-метод. пособие
  • Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать
  • Раздел 2 «Россия в 1917-1920 годах».
  • Раздел 3 «Советская Россия – СССР в 20-30-е годы 20 века».
  • Раздел 4 «СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
  • Раздел 5 «Советский Союз в 1945-1991 годах».
  • Раздел 6 «Новая Россия в 1991-2003 годах».