Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


В. И. Ленин Кино одно из самых молодых и в тоже время одно из самых популярных средств массовой коммуникации




Скачать 135.32 Kb.
Дата07.07.2017
Размер135.32 Kb.
Сараева М. Ю. (г. Саратов)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

«Из всех искусств для нас
важнейшим является кино»


В. И. Ленин
Кино – одно из самых молодых и в тоже время одно из самых популярных средств массовой коммуникации.  Кино оказывает огромное воздействие на общественное сознание; человек всегда интересовался окружающим его миром, знаками, чувствами, а кино является одним из самых доступных способов получения интересующей информации. Зачастую кино показывает нам идеальную жизнь, жизнь о которой мечтают многие, жизнь, которая для многих не достижима.

Российский кинематограф как уникальный политико-правовой феномен, имеющий богатую историю развития, вызывает несомненный научный и познавательный интерес.

Кинематография (от греческого kinematos (родительный падеж kinema -движение) и grapho - пишу) – отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю; наиболее массовый вид искусства, важное средство политической и научной пропаганды1.

История кинематографического искусства началась более ста лет назад, когда человечество увидело настоящее чудо в образе «движущихся фотографий», первооткрывателями которых считаются братья Люмьер, Огюст Луи Мари и Луи Жан. Изобретение братьев впервые было продемонстрировано миру 28 декабря 1895 года в Париже. В тот знаменитый день первого показа братья Люмьер продемонстрировали пять короткометражных фильмов, после которых кинематография начала активно развиваться.

В нашу страну кинематограф пришел в 1896 году. Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других городах России. Начать собственное кинопроизводство мешало отставание техники — кино- и электроаппаратуры. Но был налажен импорт, постоянный выпуск документальных и игровых картин русские предприниматели начали в 1907-1909 годах, причем сразу же достиг внушительных результатов первый фильм оператора А. Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), который стал известен по всей стране. Кинематограф сохранил в себе и передал миллионам людей практически все моменты отечественной истории. В начале это были наивные коротенькие сценки, рассчитанные на узнавание зрителем литературных героев, а затем уже к 1914-1915 годам появились вдумчиво построенные и выразительно оформленные и сыгранные «Дворянское гнездо», «Бесы», «Война и мир». Лучшим дореволюционным фильмом можно считать «Пиковую даму» режиссера Я. Протазанова с артистом И. Мозжухиным в роли Германа.

Русское кино с каждым годом увеличивало количество выпускаемых фильмов и довело его до 500 в 1916 году, тем самым став в один ряд с ведущими кинематографическими державами. Основную роль в завоевании мирового авторитета играли, конечно, художественные достоинства фильмов. Кинематограф России всегда шел от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом искусства нашего народа.

Русский народ всегда воспитывался на добрых сказках, былинах, в которых побеждали добрые герои. Эта мысль была подхвачена и естественным путем как наследство передано российскому кинематографу. Огромную роль оказывает кино на воспитание, становление личности человека. Многие фильмы, такие как: «Чапаев», «Броненосец Потемкин», «Подвиг разведчика» стали в прямом смысле учителями, проводниками жизни нашего народа.

В регулировании кинематографии принимает участие государство. Например, в Москве организаторы кинопоказов должны были для получения разрешения обеспечить выполнение правил об устройстве и содержании кинематографов, принятых в 1912 году. Согласно этим правилам разрешалось открывать кинотеатры только на первых и вторых этажах каменных зданий, было запрещено устройство кинозалов непосредственно над и под аптеками, аптекарскими складами и москательными лавками. Кинотеатры следовало отделять от других помещений глухими каменными стенами и несгораемыми потолочными перекрытиями. Обязательны были запасные выходы на случай пожара1.

Постепенно вырабатывались и цензурные ограничения для кинематографов. В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). 27 ноября 1908 года при канцелярии московского градоначальника была учреждена должность цензора кинематографических лент. Отдельная категория запретов существовала для изображения в кинофильмах особ из царствующей династии (этот запрет снимался только в особых случаях — например, для фильмов, посвящённых 300-летнему юбилею дома Романовых). По требованию Синода и существовавшей при нём Духовной цензуры был введён ряд частичных или полных запретов на показ в фильмах святых образов, церковных обрядов (включая крестное знамение) и процессий, а также богослужений любых христианских вероисповеданий. Некоторые из этих ограничений не были оформлены официально, однако игнорировать их кинопромышленники так или иначе не могли2.

В первое десятилетие ХХ в. кинематография регулировалась общим законодательством. Но после 1914 года, в условиях мировой войны, полный державный контроль над кинематографом казался необходимым. В начале 1916 г. с согласия императора Николая II Георгий Шавельский (протопресвитер русской армии и флота) намеревался осуществить проект национализации производства и проката фильмов. Однако революция привела к падению самодержавия, под обломками которого был погребен и вопрос о царской киномонополии. Никаких изменений в организацию кинематографа не внесло и Временное правительство.

Большевики, захватив власть, далеко не сразу взялись за управление кинематографом. Текущую кинохронику и периодический журнал Свободная Россия снимал Скобелевский просветительный комитет, полувоенная и полублаготворительная организация, контролируемая правительством. Основное содержание кинематографической жизни 1917—1923 гг., по существу, сводилось к хозяйственным и организационным акциям. В составе ленинского правительства — Совета Народных Комиссаров РСФСР — был создан Народный комиссариат просвещения во главе с Анатолием Луначарским. В структуре ведомства сразу начали действовать отделы искусства и внешкольного образования, которые должны были руководить кинематографом. Однако это руководство носило, скорее, номинальный характер.

Весной 1918 года при Московском и Петроградском Советах были созданы Кино-Комитеты, позднее подчиненные Наркомпросу РСФСР. В начале 1919 года на базе этого Комитета в системе Наркомпроса образовался Фото-Кино-Отдел (позднее — Всероссийский Фото-Кино-Отдел, ВФКО) во главе с большевиком Дмитрием Лещенко. Низовыми органами ВФКО стали кинофотосекции при отделах народного образования местных Советов.

Политика «военного коммунизма», по существу, вытеснила из жизни частное кинопроизводство. Оно не выдержало бесконечных метаморфоз национальной валюты, транспортной разрухи, мобилизации работников на фронт. Поэтому огосударствление производства и проката фильмов становилось мерой вынужденной. 27 августа 1919 г. Малый Совнарком принял декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению» (дата подписания этого декрета и поныне празднуется как День кино). По этому декрету Наркомпрос получил право на национализацию, учет, контроль и регулирование всех производственных и хозяйственных объектов, относящихся к кинематографии.

Бюрократический аппарат ВФКО в ходе национализации едва ли не полностью развалил российскую кинематографию.

В декабре 1922 г. ВФКО был преобразован в Центральное государственное кино-фото-предприятие (Госкино). Оно перестало быть отделом Наркомпроса, но сохранило некоторую подотчетность этому комиссариату. Основой деятельности Госкино стали исключительно хозрасчетные отношения.

В 1924 г. Госкино было преобразовано во Всероссийское фото-кинематографическое акционерное общество (Совкино). Оно получило широкие полномочия в руководстве киностроительством. К середине 1920-х гг. общеизвестный расцвет советского киноискусства обеспечивался полнокровной работой нескольких государственных кинофабрик.

Основной проблемой государственного кинематографа 1920-х гг. считалось разумное соотношение идеологических и коммерческих лент на экране. Партия должна была придать кинематографу большевистский, пролетарский характер. Следовало ужесточать цензуру, внедрять в производство и прокат единое плановое начало, воспитывать кадры «пролетарских» кинематографистов. Но в условиях нэпа государство не могло монопольно взять на себя все расходы по производству и прокату лент.

В 1928 — 1929 гг. в стране началось насильственное свертывание рыночной экономики; от нэповского либерализма СССР переходил к жесткой тоталитарной системе общественных отношений. Этот переход коренным образом изменил всю систему управления кинематографом. В июне 1928 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление «Об основных директивах по составлению пятилетнего плана развития кинодела в РСФСР». Эти директивы предусматривали ряд показателей кинопроизводства и кинопроката, которые необходимо было достигнуть к 1932 г. Речь шла о почти полном вытеснении с советского экрана зарубежных лет, о постановке отечественных фильмов на отечественной производственной базе, о широкой подготовке советских кадров специалистов. Все это было зафиксировано в первом пятилетнем плане, принятом V Всесоюзным съездом Советов в 1929 г.

11 февраля 1933 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «Об организации Главного управления кинофотопромышленности при СНК Союза ССР», которое явилось первым в масштабах страны реальным руководящим органом кинематографии. ГУФК подчинялись крупные кинофабрики («Мосфильм», «Ленфильм», «Союзкинохроника») и кинотресты.

Вторая половина 1930-х гг. — время, когда престиж отечественного кино определялся выходом на экраны картин-шедевров, признанных позже классикой мирового кинематографа. Вместе с тем власть вовсе не отказывалась от понимания кино как агитационно-пропагандистского инструмента, средства манипулирования массовым сознанием. Комитет по делам кинематографии стал центром, в котором сосредоточивались руководство и контроль за репертуаром, зрелищной рекламой, развитием художественной самодеятельности, утверждение проектов памятников, подготовка и распределение кадров.

Великая Отечественная война резко усилила милитаризацию всех отраслей государственного управления, тяжело сказалась на производстве фильмов.



20 марта 1946 г. Комитет по делам кинематографии был преобразован в союзно-республиканское Министерство кинематографии СССР. Отсюда ведут начало однообразные и ритмичные перемены, напоминающие колебания маятника — кинематограф то повышался в ранге до отдельного ведомства при правительстве, то падал до уровня структурного подразделения какого-то более могучего на тот момент правительственного учреждения.

Десятилетие хрущевской «оттепели» кино просуществовало в качестве структурного подразделения Министерства культуры СССР (март 1953 г. — март 1963 г.) под руководством Екатерины Фурцевой.

Середина 1960-х гг. — переход от хрущевской «оттепели» к брежневскому «застою». Не только законодательство, но и повседневная практика руководства кинематографом стали строже: управление обросло разветвленной системой запретов, все большую роль играли не государственные, а партийные органы — секретариат и профильные отделы ЦК КПСС. Были, однако, и благие начинания: в частности, под руководством председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина была предпринята попытка провести коренную экономическую реформу. Ее задачи — ввести хозрасчет, повысить материальную заинтересованность работника в результатах труда — не были решены, т. к. в ходе преобразований стало ясно, что в новую, динамическую структуру хозяйства не вписывается старый партийный и советский аппарат. По этой причине никаких серьезных перемен не произошло и в кинематографе.

«Застой» стимулировал бюрократические реформы, которые создавали видимость движения вперед. 22 августа 1972 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», на основе которого в конце следующего года правительство приняло новое «Положение о Государственном комитете Совета Министров по кинематографии (Госкино СССР)». 

Основным     на     сегодняшний     день     специальным     правовым     актом, регулирующим отношения в кинематографии, следует считать принятый 22 августа 1996 г, Закон о государственной поддержке кинематографии Российской Федерации. Необходимость принятия подобного акта кинематографисты и иные сопричастные к этой сфере деятели, осознали еще на рубеже 80 - 90-х годов.

Тенденция к единообразному подходу в регулировании отношений, связанных с кинематографией, нашла выражение в принятых 9 октября 1992 года Основах законодательства РФ о культуре, нормы которых действуют по сей день в неизмененном виде. Закон о государственной поддержке называет Основы первыми в системе законодательства РФ о государственной поддержке кинематографии и отсылает к ним при определении размера государственного финансирования и доли в расходной части федерального бюджета1. Это многоотраслевой акт; во многих статьях Основ содержится указание государства о проведении льготной налоговой политики в области как инвестирования, так и реализации ценностей культуры.

Конечно, Основы, как универсальный, всеохватывающий межотраслевой акт не могут урегулировать весь сложный комплекс проблем, возникающих при реализации отношений в культуре, и во многом носят чисто декларативный характер. Еще при их разработке многие ученые-юристы высказывали негативное отношение к изданию такого правового акта. Например, Ю. X. Калмыков говорил об «аморфности и изначальной безжизненности» Основ, о нецелесообразности их принятия, поскольку «право регулирует отношения по их характеру, а не отраслевому народнохозяйственному признаку»1. Но в определенной мере, это прогрессивный и интересный акт, в котором предпринята попытка регулирования не в традиционной правовой области, а на срезе общественных отношений.

В развитие Основ принимались многочисленные подзаконные акты, в первую очередь регулирующие налогообложение в культуре и, в частности, в кинематографии. Так, например, 12 ноября 1993 г. был принят Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» (№ 1904)2.

При катастрофическом положении отечественного кинопроизводства, засилье иностранных фильмов на отечественном аудиовизуальном рынке, отсутствии нормативного регулирования государственной поддержки кинематографии не только как отрасли культуры, но и как отрасли промышленности, помимо уже закрепленного Основами и Указом порядка, необходимы были специальные нормативные акты. Первым таким актом стал Указ Президента РФ «О протекционистской политике РФ в области отечественной кинематографии и мероприятиях, связанных со 100-летием мирового и российского кинематографа» от 15 апреля 1994 г. № 7851. Этот указ не только стал подарком к юбилею, но и был приурочен к открытию Второго съезда Союза кинематографистов России. В соответствии с указом одной из важнейших задач государственной политики в области культуры признается поддержка отечественной кинематографии. Помимо этой декларации, весь остальной текст нормативного акта содержал указания различным центральным и местным органам власти и управления разработать и внести на рассмотрение или принять те или иные документы.

Следующим нормативным актом, принятым в рамках протекционистской политики, стало Постановление Правительства РФ «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии» от 16 января 1995 г. Фонд представляет собой некоммерческую организацию, наделенную правом заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей. Основные задачи Фонда - содействие реализации социально-экономических программ в области отечественной кинематографии; оказание финансовой поддержки отечественному киновидеопроизводству и киновидеопрокату, а также работникам кинематографии и другие.

Наконец, последним шагом в реализации протекционистской политике стало принятие Закона о государственной поддержке кинематографии, в котором, в частности, обозначены основные принципы государственной политики в области кинематографии: признание кинематографии областью культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы;  ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии;  создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии1. Основными направлениями деятельности государственных органов в области кинематографии являются: Основными направлениями деятельности федерального органа исполнительной власти в области кинематографии являются: разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии;  разработка и реализация федеральных программ в части, относящейся к сохранению и развитию кинематографии;  участие в разработке федерального бюджета в части расходов на кинематографию;  координация развития инфраструктуры кинематографии и другие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что кинематограф – это вид искусства, появившийся в результате развития технического прогресса, - отнесен Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений к объектам охраны авторского права. Однако кино отличается от прочих объектов авторского права коллективным характером создания. Это обстоятельство наложило отпечаток на всю историю развития правового регулирования кинематографа в российском законодательстве последних ста лет. В силу своего статуса как средства массовой коммуникации, кино обладает огромным потенциалом воздействия на общество.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в п.1. ст.2 говорит о кинематографических произведениях как об объектах авторского права. Всемирная конвенция об авторском праве в ст.1 также называет кинематографическое произведение объектом авторского права. Национальное законодательство, в том числе российское, вынуждено действовать в установленных международными договорами рамках, относя кинофильм к объектам авторского права и не выделяя его в отдельную группу объектов интеллектуальной собственности1. Международные договоры в данном случае играют консервативную роль, заставляя национальное авторское законодательство создавать новые правовые конструкции в установленных рамках. 


Список использованной литературы

1. Федеральный Закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ // «Российская газета» от 29 августа 1996 г.

2.Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. — М.: Материк, 2003. — С. 56-57.

3.Эволюция субъекта права на фильм в российском законодательстве. URL: http://ramedika.ru/article222 (дата обращения: 10.10.2013)

4. Калмыков Ю.X. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976



1 Большой энциклопедический словарь. М., 1993. С. 669.


1 Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. — М.: Материк, 2003. — С. 56-57.

2 Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. — М.: Материк, 2003. — С.  236-261.

1 Федеральный Закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ. Ст. 2,7.





1 Калмыков Ю.X. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976

2 Собрание законодательства РФ. - 1993. - № 46. - ст. 4449.

1 Федеральный Закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ // «Российская газета» от 29 августа 1996 г.


1 Эволюция субъекта права на фильм в российском законодательстве. URL: http://ramedika.ru/article222 (дата обращения: 10.10.2013)