Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


В данной работе будет рассмотрена тема «Проблема отчуждения личности в творчестве Франца Кафки». Проблема эта была актуальна в литературе XX века. Мы сталкиваемся с ней в произведениях А. Камю («Посторонний»), Ж. П




Скачать 200.68 Kb.
Дата01.07.2017
Размер200.68 Kb.
Введение.
В данной работе будет рассмотрена тема «Проблема отчуждения личности в творчестве Франца Кафки». Проблема эта была актуальна в литературе XX века. Мы сталкиваемся с ней в произведениях А. Камю («Посторонний»), Ж.-П. Сартра («Тошнота»), отчасти в творчестве Дж. Джойса («Улисс»). Основной проблемой этой эпохи было столкновение человека и действительности. Суровая реальность не оставляла выбора человеку. Он должен был либо жить в кошмарных обстоятельствах, либо погибнуть в них. Человек способен развиваться и самосовершенствоваться, а действительность неподвижна, статична. В таких обстоятельствах человек вынужден бороться с действительностью, идти против неё, чтобы сохранить себя как личность. Отсюда и появляется термин «отчуждение личности». Личность чужая в этом мире, в этом социуме.

Выбор этой темы обусловлен несколькими факторами. Во-первых, интересом к творчеству Ф. Кафки, во-вторых, интересом к проблеме изображения личности в литературе XX века. Этот период именуется как сложное явление, время страшных бедствий и социальных потрясений. Переворачивается мировоззрение людей, меняется отношение к человеку, как к личности. Фраза, которая характеризует эту эпоху – «Бог умер». «Смерть Бога», по Ницше, - это одновременно процесс «открытия себя», а такое «открытие» сопровождается «освобождением от морали».1 Идет процесс разложения, гибели личности, утраты ценностей жизни. Если нет Бога, то все разрешено в этом мире, никто не остановит тебя в злодеяниях, и никто не накажет за них. Многие писатели того времени откликнулись на происходящие события и отразили их в своих произведениях. «XX век с его войнами, кризисами, глобальными катастрофами давит на сознание чудовищной тяжестью – и всех современных писателей, модернистов и немодернистов, побуждает к ответной реакции, пробуждает глобальное мышление, способность к познанию сущности».2

Цель работы – выявить проблему отчуждения личности в творчестве Ф. Кафки. «Являясь выражением глубочайшего духовного кризиса общества в целом, искусство декаданса, а равно и декадансное мировоззрение отразили усугубление процесса отчуждения человека в чреватом и обильном социальными потрясениями и грозами
двадцатом веке».1

Для достижения цели было поставлено несколько задач, а именно:



  1. Выявить отношение исследователей к этой проблеме.

  2. Провести собственное исследование данной темы, проанализировав одно произведение из творчества Ф. Кафки.

  3. Подвести итоги всей исследовательской работы.

Материалом для работы послужила новелла Ф. Кафки «Превращение».2

Вся работа состоит из трех основных частей. В первой части будет изложена краткая биография Ф. Кафки. Вторая часть предполагает изложение содержания некоторых источников, относящихся к данной теме и моё личное отношение к этим источникам. Третья часть предполагает моё исследование данной темы. Здесь будет представлен анализ произведения для подтверждения теоретической части. Итог всех исследований по данной теме будет подведен в разделе «Заключение». В конце работы даётся список литературы, использованной мной для исследования данной темы.



Франц Кафка и его биография.

Прежде чем начать исследование темы, напомним основные этапы биографии Франца Кафки, ведь без знания жизни автора невозможно понять особенности его творчества. «Франц Кафка, возможно, самая странная и причудливая фигура в европейской литературе XX столетия».1 Уже тот факт, что Кафка – «еврей по происхождению, пражанин по месту рождения и жительства, немецкий писатель по языку и австрийский писатель по культурной традиции»2, говорит о его неукоренённости в этом мире, о его неоднозначности. У писателя были сложные отношения и постоянные конфликты с отцом, которые потом были отражены в «Письме отцу». Малообразованный, внутренне примитивный, но самоуверенный в себе отец постоянно подавлял сына, внушал ему мысли о том, что он слаб и не способен ни на какие поступки. Впечатлительный, нервный, пассивный Кафка не сопротивлялся отцу и боялся выступить против него, как его старшая сестра. С одной стороны, Кафка хотел заниматься литературным творчеством и стремился самоутвердиться с помощью него. С другой стороны, он испытывал чувство вины перед отцом, так как шёл против его воли. Этот конфликт с отцом очень ярко будет воплощён в новелле «Превращение». Отчуждение в семье влекло за собой отчуждение в жизни, в обществе людей. Друзья у Франца Кафки были, но никто с ним не находился в тесном общении. Единственный, кто часто упоминается в воспоминаниях писателя – это Макс Брод. Именно этого человека Кафка попросил после своей смерти уничтожить все его записи и неопубликованные произведения. Были в жизни писателя и женщины: Фелиция Бауэр, Юлия Вохрыцек, Милена Есенская, Дора Димант. Но ни с одной женщиной он не связал свою судьбу, они его больше пугали и отталкивали, нежели привлекали. Милена Есенская так однажды написала Максу Броду: «Вы спрашиваете, почему Франк так боится любви. Но я думаю, дело не в этом. Для него жизнь вообще – нечто решительно иное, чем для других людей».3 Ещё одна автобиографическая черта, а именно несостоявшаяся женитьба на Фелице Бауэр, отразится в новелле «Приговор».

В жизни Кафка боялся очень многого. Как уже было сказано, он боялся отношений с женщинами, он переживал, что брак помешает его литературному творчеству. Любимым состоянием писателя было состояние одиночества, но в то же время он боялся его. «В сущности, одиночество является моею единственной целью, моим великим искушением… И несмотря ни на что, страх перед тем, чего я так сильно жажду… Эти два вида страха перемалывают меня, как жернова»1,- писал Кафка своему другу Максу Броду 11 декабря 1922 года. Ещё один страх писателя – это страх сна. Он боялся, что уснёт и не проснётся. Поэтому бессонница стала привычным для него состоянием. Во всех событиях, которые происходили с Кафкой, не было чётких границ; реальность плавно перетекала в сон. Свои произведения он писал именно ночью, и очень редко – днем. «Я не могу писать днём. Мне мешают свет, фабрика, дома, окна напротив. Но больше всего – свет. Свет отвлекает внимание»2. Навязчивым страхом для Франца Кафки был страх поставить точку в отношениях и в творчестве. Точка для него была равнозначна смерти. Поэтому, на долгий срок затянулась переписка писателя с Миленой Есенской. «Я люблю её, и не могу с ней говорить, я её выслеживаю, чтобы с неё не встретиться»3. И по этой же причине многие произведения остались незаконченными. Только благодаря Максу Броду читатели увидели его литературные творения.

Смерть Кафки ничего не изменила в литературном мире. Единственный отклик на его смерть – это некролог, опубликованный Миленой Есенской в пражской газете «Народни листы». «Немногие знали его здесь, поскольку он шел сам своей дорогой, исполненный правды, испуганный миром»4. В целом биография Франца Кафки не богата событиями. Но назвать его неинтересным писателем никак нельзя. Жизнь Кафки представляет собой средоточие романтического и трагического, реального и фантастического, целостного и разобщенного.



Проблема отчуждения личности в исследованиях критиков.

«Желая найти истоки того, что поначалу представляется болезнью человека, а на деле является болезнью общества, в котором человек живет, многие зарубежные художники обращаются к опыту Кафки, ставившего в своих произведениях вопрос об отношении человека к обществу».1 Концепция личности у Кафки была связана с развитием буржуазного сознания, с эпохой кризиса, с настроением упадничества. Характеризует всю эту эпоху чувство несвободы человека. Человек лишен подлинной свободы, капитализм и бюрократизм не позволяют сделать собственный выбор. По мнению Б. Сучкова, «Отчуждение – вполне реальный, объективный процесс, органически связанный с самой природой собственнических капиталистических общественных отношений».2 То есть, он хотел сказать, что в условиях капитализма такой процесс, как отчуждение, вполне закономерный. Процесс этот имеет две стороны: экономическую и идеологическую, духовную. Второй аспект этой проблемы наиболее удачно выразил в своём творчестве Франц Кафка. В книге «Лики времени» Б. Сучков говорит о том, что «с обнажённой наглядностью и впечатляющей отчётливостью Кафка отразил в своём творчестве порабощающую, подавляющую человека идеологическую сторону отчуждения».3 Но в отличие от Кафки, исследователь видел выход из этой ситуации в величайшей социалистической революции. А Кафка полностью исключал возможности преодоления процесса отчуждения. Его взгляд на человека был как на «пассивное, страдающее существо, испытывающее на себе давление непостижимых, громадных сил зла, находящееся в состоянии ужаса или страданиях, охваченное чувством непрочности и обреченности бытия».4 Кафка отвергает мысль о том, что человек – это часть мира, часть человечества, он говорит, что человек отделен от жизни, от общества. Связь человека с миром – это лишь видимость, иллюзия, заблуждение. Стоит чуть глубже всмотреться в мир и можно увидеть, что он несправедливый, непостижимый, неопределённый. Писатель верил больше во зло, нежели в добро и считал, что сила зла разбивает, разъединяет общность людей. В своих произведениях Кафка особое внимание уделял отчуждению человека в семье, так как сам прошёл через это. Он показывал непримиримую разобщенность, отдаленность родных людей, членов одной семьи, конфликт между отцом и сыном, родителями и детьми. Наиболее подробно эта ситуация заострена в новелле «Превращение», герой которой неизвестным образом превращается в насекомое огромных размеров и погибает в таком виде. Возможно, этот образ появился в мыслях писателя во время его ночных видений, когда он сам ощущал себя лишним и ненужным в этом мире. Огромное насекомое – это не страх и ужас Кафки, а это материальное воплощение его самоощущения. То есть, те мысли и чувства, которые испытывал писатель, были воплощены в образе этого ужасного насекомого. Мысль о невозможности человека сопротивляться, о его бессилии пронизывает всё мироощущение того времени. Такое настроение пронизывает всё творчество Кафки. Но нельзя сказать, что он человеконенавистник. Он способен к сочувствию, сопереживанию другим людям. Он сочувствует герою новеллы Грегору Замзе, никому не нужному и всеми забытому. Писатель считает, что страдания – это суть всей жизни. Вероятно, поэтому Грегор Замза не удивляется столь странному превращению. «Но с ещё большей энергией и внутренней убеждённостью утверждал Кафка свое новеллой мысль о невозможности изменить положение, обстановку и условия, в которых находится и оказывается человек».1 Превратившись в насекомое, Замза ничего не может сделать, он не может вернуться в прежнее состояние. Даже внутренне он не протестует против случившегося, что было весьма характерно для самого Кафки, который считал борьбу со злыми силами, подчиняющими человека, бессмысленной. Если Замза, став насекомым, не может ничего предпринять, то помощь должна последовать от его родителей, но мы не увидим в новелле ни малейшего движения к спасению героя. Напротив, они отдаляются от него, считают его безобразным чудовищем. И какой вздох облегчения слышен, когда умирает их сын-насекомое. Но нельзя говорить, что Кафка пытался показать семью плохой и бесчеловечной. Он выходил за эти границы, пытаясь изобразить отношения человека с жизнью вообще. Тот факт, что в новелле показана обычная жизнь простых людей, говорит нам о том, что с чудовищными и ужасными явлениями мы можем столкнуться повсюду. Грегор Замза помещён в обыденные обстоятельства, и столкновение с ними приводит его к гибели. Никто из участников событий не задумывается над тем, как Замза превратился в жука. Кафка не случайно это показал, пытаясь тем самым «подтвердить обычность исключительного, естественность неестественного, логичность нелогичного».2

Вот мы рассмотрели точку зрения на исследуемую работу Бориса Сучкова, выдающегося советского литературоведа и критика. В своей книге «Лики времени» он опубликовал несколько критических статей о жизни и творчестве немецких писателей XX века. В статье, посвящённой Францу Кафке, он проанализировал некоторые его произведения в аспекте настроения упадка и кризиса. Он рассматривал процесс отчуждения больше со стороны капиталистических общественных отношений, чем со стороны духовной, идеологической. Возможно, в этом недостаток этой статьи. Но нужно учитывать тот факт, что Б. Сучков – не современный исследователь, а советский критик. Удалось, на мой взгляд, исследователю показать отношение самого Кафки к проблеме взаимоотношений человека и общества. Не раз в статье проходит мысль о том, что писатель уверен в бессмысленности борьбы личности и противостоящей ей злой силы. «Глубоко убеждённый в неспособности человека высвободиться из-под власти зла, властвующей над его бытием, Кафка всем своим творчеством стремился доказать верность этого взгляда, создав сумрачную, дышащую печалью замкнутую картину мира».1

Обратимся к исследованию другого критика, Д. Затонского. Он посвятил несколько работ жизни и творчеству Франца Кафки. Наиболее известные его монографии – это «Австрийская литература в XX столетии», «Франц Кафка и проблемы модернизма», «Смерть и рождение Франца Кафки». В своих исследованиях Затонский говорит о том, что «вещи в «индустриализированном обществе» как будто сами становятся хозяевами человека, подавляют его. Кроме того, в буржуазном государстве, где разорваны все прежние феодальные иерархические связи, человек чувствует себя отчуждённым от своего окружения, одиноким».2 Такое до предела обострённое мироощущение присуще Францу Кафке. О феномене отчуждения он и сам размышлял не раз. Так, например, в разговоре с Густавом Яноухом Кафка произносит такую фразу: «Движущаяся лента жизни влечёт нас куда-то – мы сами не знаем куда. Являешься скорее вещью, предметом, нежели живым существом».3 Такое восприятие действительности сказалось и на творчестве писателя. «Реальные пороки капиталистического мира принимали в сознании растерянного, отчаявшегося Кафки абсурдные, фантастические формы».4 С таким явлением мы сталкиваемся в новелле «Превращение». В своей работе исследователь делает акцент на том, что Кафка изображает нереальное, фантастическое в результате столкновения с противоречиями буржуазного мира. В этом Кафка шёл вслед за Диккенсом. Только, у Диккенса, по мнению Затонского, бюрократизм – это явление локальное, государственное, а у Кафки – это явление обозначает начало всех человеческих отношений.1

Часто Франца Кафку сравнивают с Бертольтом Брехтом, говоря, что он тоже осуждает капиталистический мир и связанный с ним феномен отчуждения. Но, как и с Диккенсом, так и с Брехтом у Кафки есть разногласия. Если первый считает, что современную действительность нужно разрушать, и он призывает к этому своих читателей, то второй говорит, что отчуждённый мир – это мир истинный и практически закономерный. Этот момент очень хорошо показан, когда Грегор Замза просыпается и не удивляется, увидев себя в облике жука. Д. Затонский так объясняет выбор Кафки облика насекомого: «Для образного воплощения полной разобщенности, трагического бессилия, отчаянной беззащитности недостаточно просто исказить действительность или полностью уйти от её изображения: индивид, возможно, и выглядел бы одиноким, бессильным, беззащитным, но вне общества, а не внутри него. Остаётся только одно: искусственно обрубить связи, «разрушить» действительность, в то же время, не покидая её границ».2 То есть, Кафка, превратив человека в насекомое, как бы удаляет его от общества, но в то же время оставляет его в семейном кругу.

Писатель своей новеллой подтверждает ту мысль, что человек из счастливого, любимого всеми превращается в несчастного и страдающего за небольшой промежуток времени. Ещё вчера Грегор имел хорошую работу, семью, любящую сестру, и уже на утро он всё это потерял.

«Всё – фантазия, писал Кафка в своём дневнике 21 октября 1921 года, – семья, служба, друзья, улица, фантазия – более далекая или более близкая – жена; ближайшая же правда только та, что ты бьешься головой о стену камеры без окон и дверей».3

Мысли Д. Затонского очень близки размышлениям Б. Сучкова. А именно их объединяет то, что они оба рассматривают феномен отчуждения личности как процесс, порожденный в условиях капитализма. Большее внимание они уделяют именно этой стороне проблемы, нежели идеологической, духовной стороне. «Кафка ненавидел тот обездушенный, дегуманизированный мир, в котором жил, ненавидел глубоко и страстно. Он выразил неизбывный ужас человеческого существования в «исправительной колонии» буржуазной цивилизации; он страдал за человека и чувствовал себя за него ответственным».1

Г. Гессе так говорил о Кафке: «Мы уже теперь чувствуем, что Кафка был одиноким предтечей, что адскую бездну кризиса духа и всей жизни, в которую мы ввергнуты, он пережил до нас, выносил в себе самом и воплотил в произведениях, которые мы в состоянии понять лишь сейчас».2



Проблема отчуждения личности в творчестве Кафки.

Вот мы рассмотрели несколько точек на тему «Проблема отчуждения личности в творчестве Ф. Кафки». На основе прочитанных работ анализа текста новеллы, я провела собственное исследование по данной теме. Я полностью согласна с теми исследователями и литературоведами, которые говорят, что Франц Кафка – очень интересен и как личность, и как писатель. Его произведения многообразны и многоплановы. Восхищает в работах Кафки фантастический, нередко ужасающий мир, в котором происходят события. Именно таким перед нами предстаёт мир в новелле «Превращение». Рано утром герой просыпается и видит, что он превратился в насекомое, достигшее человеческих размеров. Нас сразу настораживает тот факт, что Грегор Замза не удивлён по поводу произошедших с ним изменений. Он по-прежнему собирается ехать на работу, несмотря на то, что вид его был ужасен. Здесь я вполне согласна с критиком Б. Сучковым, который говорил, что Кафка хотел показать, как личность спокойно смиряется, с какими бы то ни было обстоятельствами. Человек способен противостоять окружающей среде, но ему это не нужно. Нести тяжкое бремя – это его судьба, и он должен свыкнуться с этой мыслью. «Если не считать сонливости, действительно странной после такого длительного сна, Грегор и в самом деле чувствовал себя превосходно и был даже чертовски голоден».1

Кафка создал образ ужасного насекомого не случайно. Тем самым, он глубоко и детально разработал проблему взаимоотношений человека не только с обществом, но и с членами родной семьи. Ведь не случайно Грегор Замза показан в пространстве родного дома, в кругу родной семьи. Здесь, возможно, Кафка хотел отобразить собственные отношения с отцом, ведь в новелле именно отец хуже всего относится к Грегору. «Грегор не стал мешкать, ведь он же с первого дня новой своей жизни знал, что отец считает единственно правильным относиться к нему с величайшей строгостью».2 Кафка хорошо показал тот момент, что личность отделена не только от семьи, но и от общества в целом. Ведь не случайно в новелле появляется управляющий Замзы. Грегор много размышляет о своей работе, и все его мысли сводятся к тому, что таких, как он, коммивояжеров, не любят, что они являются объектами постоянных сплетен и насмешек. То есть, Кафка показывает процесс отчуждения личности более глобально и масштабно, он раскрывает его суть с нескольких сторон одновременно.

Не удивительно, что Грегор Замза показан на фоне своей сестры. Из биографии Кафки мы знаем, что одна из сестёр взбунтовалась против отца, чего не смог сделать сам Кафка. И в новелле мы видим, что сестра занимает, чуть ли не главенствующее положение в семье. Она единственная, кто приносит ему еду, но какую: «лежалые, с гнильцой овощи; оставшиеся от ужина кости, покрытые белым застывшим соусом; немного изюму и миндаля; кусок сыру, который Грегор два дня назад объявил несъедобным»1 и т.д. Именно сестра первая подала такую идею, что надо избавиться от этого жука. Несмотря на то, что он оставался её братом, она не только не помогала ему, но ещё и хотела уничтожить его. Мы не знаем, какие отношения были у Кафки с сестрой, но уже тот факт, что она смогла пойти против отца, а он нет, говорит о том, что она была сильнее его.

Кафка видел весь трагизм мира, видел упадок, кризис существования людей. Он понимал, что мир рушится, и не сопротивлялся этому. Писатель считал, что человек – это жертва в руках обстоятельств, и что он не способен к противостоянию злым силам. Все герои произведений Кафки тоже жертвы дегуманизированной системы. Таков Грегор Замза, не способный ничего изменить в своей жизни. Именно поэтому Кафка приводит всех своих героев к смерти. Герой новеллы «Превращение» - не исключение. Он умер жалким, одиноким, никому не нужным насекомым. «Он тоже считал, что должен исчезнуть, считал, пожалуй, ещё решительней, чем сестра. … Потом голова его помимо его воли совсем опустилась, и он слабо вздохнул в последний раз».2 Самое ужасное, что можно себе представить после случившегося, так это то, какова была реакция родителей после его смерти. Отец начал благодарить Бога, мать и сестра последовали его примеру. А потом все вместе спокойно отправились на прогулку. Возможно, Кафка показал предположительную реакцию своих родителей на свою смерть, ведь он всегда считал, что не нужен семье, что он там совершенно чужой. А если проецировать эту проблему на общество в целом, то очень хорошо видно, насколько люди безучастны, безразличны по отношению друг к другу. Ещё сегодня они друзья или родственники, а случись не завтра какая-либо беда, то они отвернутся в разные стороны и проигнорируют друг от друга.

До Кафки многие писатели обращались к мотиву превращения. Я считаю, что здесь он уместен как нельзя, кстати, ведь он позволяет так глубоко заострить внимание на теме лишнего, чужого человека в обществе. Кафка мог бы показать обычную семью с обычными проблемами и традиционный образ нелюбимого сына. Но нужен был необычный облик, с помощью которого Кафка смог бы описать своё отношение к миру и ко всему, что в нём происходит. Вот он и выбрал образ жука и показал, с одной стороны, отношение к личности в семье, с другой стороны, взаимоотношения человека и общества.

Очень важно, что новелла начинается с того момента, когда Грегор Замза просыпается. «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое».1 Когда я говорила о личности Франца Кафки, я упоминала тот факт, что состояние без сна – это вполне нормальное состояние, в котором жил и творил писатель. Отсюда, в произведениях прослеживается мысль, что всё происходит как во сне. Герой просыпается и видит, что он не человек, а жук. Возникает вопрос: «А может, ему всё это приснилось»? В произведении стёрта грань между реальным и фантастическим, между действительным и мнимым событием. Всё происходит «по законам сновидения, или иначе: по законам кафкофской прозы. Нет ни истинного начала, ни истинного конца, нет мотивировки поступков»2.

Кафку можно назвать провидцем, предсказателем судьбы. Пройдёт много лет, и немецкий фашизм будет превращать невинных людей в таких же ужасных животных, в какое превратился Грегор Замза. Нельзя сказать, что он знал будущее, но, смотря на настоящее, он мог предугадать его. Он чувствовал, к чему приведёт кризис, упадок, разлад в обществе, и через несколько лет его предсказания сбылись. Карельский так прокомментировал этот факт: «…наверняка такой степени обесчеловечения общественного механизма европейское общество времён Кафки не знало, да и потом если и знало, то, видимо, только в нацистской Германии».3

Таким образом, можно сказать, что Франц Кафка с презрением относился к тому несправедливому и бесчеловечному миру, в котором он жил. Он видел, что всё идёт к краху и распаду, и процесс отчуждения личности вполне закономерный и объективный в столь страшной действительности. «Кафка отвергал и осуждал окружающую действительность, но не улавливал смысла и логики общественного развития. Жизнь казалась ему непонятной, необъяснимой, представлялась бесконечным страданием, юдолью скорби и страха»4.

Заключение
На рассмотрение мной была предложена тема «Проблема отчуждения личности в творчестве Франца Кафки». Тема была исследована на материале новеллы «Превращение». Из советских литературоведов эта тема была рассмотрена такими людьми, как Б. Сучков, Д. Затонский. Более современный критик, затронувший эту тему – это А. Карельский. Все их работы сводились к тому, что они рассматривали Кафку, прежде всего, как писателя капиталистической эпохи, как человека, отвергающего буржуазный общественный строй. Кафка отверг возможности человека, показал его слабость и смирение перед судьбой. «Кафка нарисовал страшную карикатуру на человека, он утверждал его неразумие, трусость, бессилие. Кафке мерещился «проклятый мир» - мир, застывший в пароксизме отчаяния, мир, раздираемый врожденными неистребимыми пороками».1

Как я уже говорила в начале работы, меня привлекает творчество Франца Кафки в целом. Во многих произведениях он затрагивает одинаковые темы, а именно: тема слабости и трусости человека перед обстоятельствами, тема столкновения человека и общества, тема семейная. Так, например, в некоторых произведениях герои не имеют семьи, родного дома, близких людей. Это такие произведения, как «Процесс», «Замок». В новелле «Превращение» у героя есть семья, но в самую трудную минуту она его бросает на произвол судьбы. И отчасти задаёшься вопросом, а нужна ли вообще тогда семья. Для самого Кафки все эти вопросы были актуальны, потому что на протяжении всей жизни он считал себя обузой для семьи, называл себя чужим среди своих. «Отец требовал благодарности, поклонения и абсолютного послушания, а сын упорствовал в своих робких попытках «эмансипироваться», сводившихся к нежеланию заниматься коммерцией, к жажде самоутвердиться через своё литературное творчество, а также к полному уходу в себя».2

Постоянно писатель утверждает в произведениях мысль о том, что человек – это жертва, поставленная в суровые обстоятельства. Поэтому, практически все его произведения оканчиваются смертью героя, который не способен на борьбу, на защиту самого себя. Страшные условия реальности поглощают человека, отправляют его на страшный, безличный «процесс».

«Рассказы Кафки – не статьи о религиозных, метафизических или моральных проблемах, а поэтические произведения. Он принес нам мечты и видения своей одинокой, тяжелой жизни, притчи о пережитом, о бедах и счастье; и именно эти мечты и видения есть то, что мы можем воспринять от него».3

«Творчество Кафки – тупик, или, вернее, лабиринт без выхода, ибо оно представляет собой «пророчество немыслимости существования».4

Разнообразные мысли вызывает жизнь и творчество Кафки у многих исследователей. В моём сознании сохранится он, прежде всего, как талантливый и интересный писатель. Всё, что было им написано в фантастическом, нереальном, и даже ужасающем плане – это вполне объяснимо его биографией. Любые моменты, описанные писателем, будь то конфликт с семьёй, или неимение этой семьи, всё можно объяснить, прочитав и изучив материал о его жизни. То есть, вся история общественной жизни превратилась в необычную, грустную, где-то даже жестокую биографию.



Список использованной литературы:


  1. Андреев Л.Г. Зарубежная литература XX века. – М.: Высш. шк.; 2003. – 559 с.

  2. Гессе Г. Франц Кафка // Гессе Г. Письма по кругу. – М., 1987

  3. Давид Клод. Франц Кафка. – Ростов: Феникс, 1998. – 384 с.

  4. Затонский Д.В. Австрийская литература в XX столетии. – М.: Худож. лит., 1985. – 444 с.

  5. Затонский Д.В. Смерть и рождение Франца Кафки // Иностранная литература. – 1959. – №2.

  6. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М.: Высшая школа, 1972. – 135 с.

  7. Карельский А. Лекция о творчестве Ф. Кафки // Иностранная литература. – 1995. – № 8.

  8. Франц Кафка. Избранное: Сборник. – М.: Радуга, 1989. – 576 с.

  9. Сучков Б. Лики времени. Т. I. М., Худож. лит., 1976. – 444 с.

  10. Яноух Г. Разговоры с Кафкой // Иностранная литература. – 1983. –№5.

1 См.: Андреев Л.Г. Зарубежная литература XX века. – М.: Высш. шк.; 2003. – С. 6-7

2 См.: Там же. С.16

1См.: Сучков Б. Лики времени. Т. I. М., Худож. лит., 1976. – С. 21

2 См.: Франц Кафка. Избранное: Сборник. – М.: Радуга, 1989. – 576с.

1 См.: Затонский Д.В. Австрийская литература в XX столетии. – М.: Худож. лит., 1985. – С.173

2 См.: Там же. С.173

3 См.: Карельский А. Лекция о творчестве Ф. Кафки // Иностранная литература. – 1995. – № 8. – С. 242

1 См.: Затонский Д.В. Австрийская литература в XX столетии. – М.: Худож. лит., 1985. – С. 180

2 См.: Яноух Г. Разговоры с Кафкой // Иностранная литература. – 1983. – № 5. – С. 174

3 См.: Давид Клод. Франц Кафка. – Ростов: Феникс, 1998. – С. 343

4 См.: Там же. С. 379

1 См.: Сучков Б. Лики времени. Т. I. М., Худож. лит., 1976. – С. 6

2 См.: Там же. С. 21

3 См.: Там же. С. 22

4 См.: Там же. С. 23

1 См.: Сучков Б. Лики времени. Т. I. М., Худож. лит., 1976. – С. 34

2 См.: Там же. С. 34

1 См.: Сучков Б. Лики времени. Т. I. М., Худож. лит., 1976. – С. 68

2 См.: Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М.: Высшая школа, 1972. – С. 68

3 См.: Яноух Г. Разговоры с Кафкой // Иностранная литература. – 1983. – № 5. – С. 176

4 См.: Затонский Д.В. Смерть и рождение Франца Кафки // Иностранная литература. – 1959. – №2. С. 205

1 См.: Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М.: Высшая школа, 1972. – С. 70

2 См.: Затонский Д.В. Смерть и рождение Франца Кафки // Иностранная литература. – 1959. – №2. С. 211

3 Из дневников Франца Кафки, с. 166

1См.: Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М.: Высшая школа, 1972. – С. 3

2См.: Гессе Г. Франц Кафка // Гессе Г. Письма по кругу. – М., 1987. – С. 247

1 См.: Франц Кафка. Избранное: Сборник. – М.: Радуга, 1989. – С. 341

2 См.: Там же. С. 359

1 См.: Франц Кафка. Избранное: Сборник. – М.: Радуга, 1989. – С. 351

2 См.: Там же. С. 368

1 См.: Франц Кафка. Избранное: Сборник. – М.: Радуга, 1989. – С. 340

2 См.: Затонский Д.В. Австрийская литература в XX столетии. – М.: Худож. лит., 1985. – С. 194

3 См.: Карельский А. Лекция о творчестве Ф. Кафки // Иностранная литература. – 1995. – № 8. – С. 247

4 См.: Затонский Д.В. Смерть и рождение Франца Кафки // Иностранная литература. – 1959. – №2. С. 205

1 См.: Затонский Д.В. Смерть и рождение Франца Кафки // Иностранная литература. – 1959. – №2. С. 212

2 См.: Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М.: Высшая школа, 1972. – С. 80

3 См.: Гессе Г. Франц Кафка // Гессе Г. Письма по кругу. – М., 1987. – С. 255

4 См.: Затонский Д.В. Смерть и рождение Франца Кафки // Иностранная литература. – 1959. – №2. С. 212




  • Франц Кафка и его биография.
  • Проблема отчуждения личности в исследованиях критиков.
  • Проблема отчуждения личности в творчестве Кафки.
  • Список использованной литературы