Волгоградский государственный университет
Кафедра социологии
УТВЕРЖДЕНО
Ученым советом
Протокол № __ от
« » ________ 201__ г.
Директор института права
________________И.С. Дикарев
« » ________ 201__ г.
|
РЕКОМЕНДОВАНО
КАФЕДРОЙ СОЦИОЛОГИИ
Протокол № __ от
« » ________ 201__ г.
Заведующий кафедрой
социологии
_______________М.А. Анипкин
« » ________ 201__ г.
|
Программа учебной дисциплины
«Экономическая антропология»
для обучающихся по основной образовательной программе подготовки магистров
39.04.01 Социология
Количество зачетных единиц: 5
Автор: Кузнецов А.Г., к.соц.н., доцент
Раздел 1. Пояснительная записка.
-
Требования к студентам
Изучение «Экономической антропологии» предполагает, что студенты прослушали курсы «Социальная антропология» и «Экономическая социология», а также имеют целостное представление о тенденциях и закономерностях развития социологической мысли и состоянии современной социологической теории. Студенты должны быть способны: применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования; участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории; обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций.
-
Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности «Экономическая антропология» относится к дисциплинам по выбору студента в профессиональном цикле образовательной программы по направлению подготовки: 040100.68 Социология. Изучение экономической антропологии логично развить и углубить в специфическом разрезе знания, полученные при изучении курсов «Современные социологические теории», «Социальная антропология», «Экономическая социология», «Качественные методы в социологии». Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, служат базой для освоения студентом магистерских курсов «Современные проблемы социологии», «Социология потребления», «Современные социологические теории - 2», «Макроэкономическая социология».
-
Цели изучения дисциплины
Изучение экономической антропологии имеет своей целью познакомить студентов с возможностями антропологических методов в изучении экономических проблем современного общества, а также сформировать у обучающихся целостное представление о многообразии антропологического знания; об основных этапах развития, проблемном поле и ключевых дискуссиях в экономической антропологии; об основных классических и современных исследованиях в области экономической антропологии. Воспитательная цель состоит в том, что студенты в процессе освоение антропологического подхода и методов исследования тоньше и глубже познают этику совместного существования в современном обществе, развивают свои навыки взаимодействия и общения в разнообразных социальных ситуациях, учатся учитывать и принимать позицию Других в социальном мире.
Учебные задачи дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен сформировать целостное представление о многообразии антропологического знания, знать о возможностях антропологических методов в изучении экономических проблем современного общества, знать основные этапы развития, проблемное поле и ключевые дискуссии экономической антропологии. Студент также должен знать об основных классических и современных исследованиях в области экономической антропологии.
Студент должен овладеть:
– способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук
– умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп.
-
Формы работы студентов.
Аудиторная (лекционная, семинарская). Интерактивная (лекции-беседы, коллоквиумы, групповые диспуты, анализ кейсов). Самостоятельная (изучение основной и дополнительной литературы, аналитическая справка).
-
Виды контроля
Опрос на семинарских занятиях, контрольные работы, аналитическая справка, экзамен.
-
Методика формирования результирующей оценки.
15% работа на семинаре, 20% работа на интерактивных занятиях, 35% аналитическая справка, 35% ответ на экзамене.
1.8. При необходимости обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья аудиторные занятия могут быть заменены или дополнены изучением полнотекстовых лекций, презентаций, видео- и аудиоматериалов в ПТК «УМКа». Индивидуальные задания подбираются в адаптированных к ограничениям здоровья формах (письменно или устно, в форме презентаций). Выбор методов обучения зависит от их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 2. Структура изучения дисциплины
Всего часов (общая трудоемкость в часах)
|
180
|
в том числе
|
|
Аудиторных занятий
|
51
|
Лекций
В том числе интерактивных лекций (18 ч.)
|
34
|
Семинарских/практических занятий
В том числе интерактивных семинаров (11 ч.)
|
17
|
Лабораторных занятий
|
-
|
Практикумов
|
-
|
Самостоятельных занятий
|
129
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
42
|
Написание курсовых работ, эссе, рефератов,
|
47
|
Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов
|
-
|
Выполнение контрольных работ, тестов
|
4
|
Подготовка к экзамену, экзамен
|
36 часов
|
Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины
Тема
|
Содержание (Перечень дидактических единиц)
|
Вид занятий (аудиторные, самостоятельные)
|
Форма занятий (лекции, семинары, практические занятия), (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т.д.)
|
Количе-ство часов
|
Форма контроля (опрос, проверка домашних заданий, защита проектов, контрольное тестирование и т.д)
|
Экономическая антропология как наука
|
Возникновение и развитие экономической антропологии
|
Аудиторное
|
Лекция
|
4
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
(Групповой диспут: формализм и субстантивизм в экономической антропологии)
|
2
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Экономическая антропология и исследования культурной экономии
|
Аудиторное
|
Лекция
|
2
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
|
1
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Производство в экономико-антропологической перспективе
|
Антропологическая теория труда
|
Аудиторное
|
Лекция-беседа
|
2
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
(коллоквиум по книге Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда)
|
1
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Капиталистическое производство как антропологический феномен
|
Аудиторное
|
Лекция
|
4
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
(коллоквиум по работам Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс,
Болтански Д., Кьяпелло Э. О новом духе капитализма)
|
2
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Обмен и распределение в экономической антропологии
|
Дар и даровая экономика
|
Аудиторное
|
Лекция-лекция
|
2
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
(конференция по работам
Мосс М. Очерк о даре,
Бурдье П. Практический смысл. М.; СПб., 2001. (Гл. 7,8), Годелье М. Загадка дара)
|
1
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Антропологические теории ценности
|
Аудиторное
|
Лекция-беседа
|
2
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
(коллоквиум по работе Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс)
|
1
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Деньги как антропологический феномен
|
Аудиторное
|
Лекция-беседа
|
2
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
(Коллоквиум по работе Зелизер В. Социальное значение денег)
|
1
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Антропология рынков
|
Аудиторное
|
Лекция-беседа
|
4
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар-конференция
(по работам Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге, Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход, Кнорр-Цетина К., Брюггер У. Рынок как объект привязанности: исследование постсоциальных отношений на финансовых рынках)
|
2
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Экономико-антропологические исследования потребления
|
Потребности и потребление
|
Аудиторное
|
Лекция-беседа
|
2
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
(коллоквиум по книге Веблен Т. Теория праздного класса)
|
1
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Потребление и социальное различение
|
Аудиторное
|
Лекция-беседа
|
2
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
|
1
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Культура и экономика
|
Экономика и желание
|
Аудиторное
|
Лекция
|
2
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
|
1
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Экономика и мораль
|
Аудиторное
|
Лекция-беседа
|
2
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
|
1
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Экономика и знание
|
Аудиторное
|
Лекция
|
2
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
(коллоквиум по работе Каллон М. Экономика качеств)
|
1
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Экономика и власть
|
Аудиторное
|
Лекция
|
2
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Аудиторное
|
Семинар
|
1
|
Опрос, 1 модульная к/р, экзамен
|
Самостоятельное
|
Изучение основной и дополнительной литературы
|
3
|
1 модульная к/р, экзамен
|
Раздел 4 контрольные и ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.
4.1. Тематика контрольных работ.
1 модуль
Возникновение и развитие экономической антропологии
Экономическая антропология и исследования культурной экономии
Антропологическая теория труда
Капиталистическое производство как антропологический феномен
2 модуль
Дар и даровая экономика
Антропологические теории ценности.
Деньги как антропологический феномен
Антропология рынков
3 модуль
Потребности и потребление
Потребление и социальное различение
Экономика и желание
Экономика и мораль
Экономика и знание
Экономика и власть
4.2. Экзаменационные вопросы.
-
Многообразие антропологического знания.
-
Экономическая антропология от бесписьменных к современным обществам
-
Социальная антропология и экономическая антропология.
-
Исследовательская область и основные проблемы экономической антропологии.
-
Связь экономической антропологии и экономической теории.
-
Возникновение и этапы развития экономической антропологии.
-
Эволюционизм и диффузионизм в экономической антропологии
-
Функционалистская традиция в экономической антропологии
-
Дискуссия между формалистами и субстантивистами
-
Школа Анналов и ее вклад в экономическую антропологию
-
Экономическая антропология и исследования культурной экономии
-
Исследования в области культурной экономии: общая характеристика
-
Концепция товарного фетишизма К. Маркса
-
Общественное разделение труда и его антропологическое значение (Э. Дюркгейм)
-
Жертвоприношение и происхождение труда
-
Труд и власть
-
Труд и досуг
-
Капитализм в трудах К. Маркса, М. Вебера и К. Поланьи
-
Культурные особенности капиталистического производства
-
Новый дух капитализма (Болтански, Кьяпелло)
-
Промышленный труд и капитализм
-
Человеческий и машинный труд
-
Физический и интеллектуальный труд
-
Многообразие капиталов в современном мире
-
Символический капитал в концепции П. Бурдье
-
Концепция всеобщей экономики Ж. Батая
-
Концепция демонстративного потребления Т. Веблена
-
Критика общества потребления Ж. Бодрийяра
-
Экономическая антропология Г. Тарда
-
Социология денег Г. Зиммеля
-
Множественность денег в современном мире (В. Зелизер)
-
Деньги в первобытных обществах
-
Деньги и насилие
-
Концепция дара М. Мосса
-
Кредит в первобытных и современных обществах
-
Потребление и трата в современных и первобытных обществах
-
Бедность и богатство как антропологические феномены
-
Экономика и моральные порядки (Болтански, Тевено)
-
Концепция дара М. Годелье
-
Современные антропологические исследования рынков: общая характеристика
-
Антропология финансовых рынков К. Кнорр-Цетины и У. Брюггера
-
Перформативность экономических практик (Д. Маккензи, М. Каллон)
-
Законы рынка и экономика качеств у М. Каллона
-
Антропологические теории ценности: общая характеристика
4.3. Аналитическая справка
Программа курса предполагает выполнение самостоятельной исследовательской работы, результатом которой является написание аналитической справки в виде эссе объемом 15-20 страниц. Эссе пишется преимущественно на основе данных самостоятельно собранных студентами с применением антропологических методов. Приветствуется, но не обязателен вторичный анализ данных других исследований. В качестве темы учебного исследования студент может выбрать либо одну из приведенных ниже тем, либо сформулировать тему самостоятельно.
Темы эссе
-
Экономические представления у детей
-
Практики потребления сложных технических продуктов
-
Повседневное потребление: гендерные различия.
-
Дар и дарение в современном обществе.
-
Этнография вещевого и продовольственного рынка
-
Бартер и обмен в детских сообществах
-
Моральная экономика волонтерских организаций
-
Дача: между натуральным и рыночным хозяйством
-
Антропология финансового поведения пенсионеров
-
Экономическое желание и прагматика покупки
-
Деньги как символ и материальный объект
-
Спонтанное и стратегическое потребление
-
Антропология шоппинга
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение программы
Базовый учебник
Белик А.А. Человек в экономической антропологии. М.: Издательство Ипполитова, 2013. 371 с.
Основная литература
Шрадер Х. Экономическая антропология. СПб., 1999.
Сусоколов А. А. Культура и обмен: введение в экономическую антропологию. М., 2006.
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология. 2004. 388 с.
Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.
Культурология. Энциклопедия. В 2 тт. Т. 1. М.. 2007.
Социология. Энциклопедия. / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко. – Мн., 2003. 1312 с.
Дополнительная литература -
Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. №2
-
Агамбен Дж. Искусство, без-деятельность, политика // Агамбен Дж. Грядущее сообщество. М., 2008. С. 105-140.
-
Аглиетта М., Орлеан А. Деньги между насилием и доверием. М., 2006.
-
Барт Р. К психосоциологии современного питания // Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С. 366-377.
-
Батай Ж. «Проклятая часть»: Сакральная социология. М., 2006.
-
Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003.
-
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
-
Болтански Д., Кьяпелло Э. О новом духе капитализма // Логос. 2011. №1. С. 76-103.
-
Болтански Л., Тевено Л. К социологии критической способности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. № 3. С. 66-83.
-
Бродель Ф. Материальная цивилизация и капитализм XV-XVIII вв. Игры обмена. М., 2006.
-
Бурдье П. Поле экономики // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики.М.; СПб: 2005.С. 129-176.
-
Бурдье П. Практический смысл. М.; СПб., 2001.
-
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.
-
Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
-
Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге // Экономическая социология. 2009. Том 10. №2. С. 54–62.
-
Годелье М. Загадка дара. М., 2007.
-
Гу Ж.-Ж. Деньги: архетип, жетон, сокровище.// Психоанализ и науки о человеке. М., 1995. С. 52-65.
-
Жижек С. Интерпассивность, или Как наслаждаться посредством Другого // Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм. СПб., 2005. С. 6-44.
-
Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.
-
Зелизер В. Социальное значение денег // Экономическая социология. 2004. №1
-
Каллон М. Экономика качеств // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 4
-
Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда. СПб., 2009.
-
Кнорр-Цетина К., Брюггер У. Рынок как объект привязанности: исследование постсоциальных отношений на финансовых рынках // Экономическая социология. 2005. №2
-
Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей. М., 2006. С. 134-164.
-
Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000
-
Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. С. 7-22
-
Лэш С, Урри Дж. Хозяйства знаков и пространства. Введение // Экономическая социология. 2008. №4
-
Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 83-222.
-
Пигалев А.И. Деньги // Культурология. Энциклопедия. В 2 тт. Т. 1. М.. 2007. с. 551-558.
-
Пигалев А.И. Экономика и культура // Там же. Т.2. С. 1040-1045.
-
Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. 2002. №2
-
Саллинз М. Экономика каменного века. М., 1999.
-
Семенов Ю.В. Теоретически проблемы экономической антропологии // Этнологические исследования за рубежом. М., 1973. С. 30-77
-
Семенов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и основные составляющие ее научные дисциплины // Этнографическое Обозрение. 1998. № 2. С. 3-17.
-
Семенов Ю.И. Экономическая антропология // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 62-85
-
Сусоколов А. А. Культура и обмен: введение в экономическую антропологию. М., 2006.
-
Эксле О. Действительность и знание: очерки социальной истории средневековья. М., 2007.
-
A Handbook of Economic Anthropology/ Ed. by James G. Carrier. Cheltenham; Northampton, 2005.
-
Goux J.-J. Symbolic Economies. After Marx and Freud. Ithaca, 1990.
-
Carrier J.G. Gifts and Commmodities: Exchange and Western Capitalism since 1700. L., 1995.
-
Graeber D. Toward An Anthropological Theory of Value. The False Coin of Our Own Dreams. N.Y., 2001.
-
Gregory С. The Savage Money. The Anthropology and Politics of Commodity Exchange. Amsterdam, 1997.
-
Boulding K.E. Beyond Economics. Essay on Society, Religion and Ethics. Ann Arbor, 1968.
-
Maurer B. The Anthropology of Money // Annu. Rev. Anthropol. 2006. 35:15–36.
-
Economics and Morality/ Ed. by Katherine E. Browne and B. Lynne Milgram. N.Y., 2009.
-
Laum B. Heiliges Geld: Eine historische Untersuchung über den sakralen Ursprung des Geldes. Berlin, 2006.
-
Sohn-Rethel A. Geistige und koerperliche Arbeit. Fr., 1972.
-
Weiner A. Inalienable Possesions. The Paradoxes of Keeping-While-Giving. Berkley; L.A.$ Oxford, 1992.
Реестры электронных библиотечных ресурсов.
http://club.fom.ru/182/library.html
http://elibrary.ru
http://platonanet.org.ua/
http://www.ecsocman.edu.ru/
www.ecsoc.msses.ru
Ссылка на ПТК «УМКа». |