Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Утверждено




Скачать 204.36 Kb.
Дата25.06.2017
Размер204.36 Kb.
ТипПрограмма
Волгоградский государственный университет

Кафедра социологии


УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

Протокол № __ от

« » ________ 201__ г.
Директор института права
________________И.С. Дикарев

« » ________ 201__ г.

РЕКОМЕНДОВАНО

КАФЕДРОЙ СОЦИОЛОГИИ

Протокол № __ от

« » ________ 201__ г.
Заведующий кафедрой

социологии

_______________М.А. Анипкин

« » ________ 201__ г.

Программа учебной дисциплины

«Экономическая антропология»
для обучающихся по основной образовательной программе подготовки магистров

39.04.01 Социология

Количество зачетных единиц: 5

Автор: Кузнецов А.Г., к.соц.н., доцент


Раздел 1. Пояснительная записка.


    1. Требования к студентам

Изучение «Экономической антропологии» предполагает, что студенты прослушали курсы «Социальная антропология» и «Экономическая социология», а также имеют целостное представление о тенденциях и закономерностях развития социологической мысли и состоянии современной социологической теории. Студенты должны быть способны: применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования; участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории; обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций.

    1. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности «Экономическая антропология» относится к дисциплинам по выбору студента в профессиональном цикле образовательной программы по направлению подготовки: 040100.68 Социология. Изучение экономической антропологии логично развить и углубить в специфическом разрезе знания, полученные при изучении курсов «Современные социологические теории», «Социальная антропология», «Экономическая социология», «Качественные методы в социологии». Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, служат базой для освоения студентом магистерских курсов «Современные проблемы социологии», «Социология потребления», «Современные социологические теории - 2», «Макроэкономическая социология».

    2. Цели изучения дисциплины

Изучение экономической антропологии имеет своей целью познакомить студентов с возможностями антропологических методов в изучении экономических проблем современного общества, а также сформировать у обучающихся целостное представление о многообразии антропологического знания; об основных этапах развития, проблемном поле и ключевых дискуссиях в экономической антропологии; об основных классических и современных исследованиях в области экономической антропологии. Воспитательная цель состоит в том, что студенты в процессе освоение антропологического подхода и методов исследования тоньше и глубже познают этику совместного существования в современном обществе, развивают свои навыки взаимодействия и общения в разнообразных социальных ситуациях, учатся учитывать и принимать позицию Других в социальном мире.
    1. Учебные задачи дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен сформировать целостное представление о многообразии антропологического знания, знать о возможностях антропологических методов в изучении экономических проблем современного общества, знать основные этапы развития, проблемное поле и ключевые дискуссии экономической антропологии. Студент также должен знать об основных классических и современных исследованиях в области экономической антропологии.


Студент должен овладеть:

способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук

– умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп.


    1. Формы работы студентов.

Аудиторная (лекционная, семинарская). Интерактивная (лекции-беседы, коллоквиумы, групповые диспуты, анализ кейсов). Самостоятельная (изучение основной и дополнительной литературы, аналитическая справка).

    1. Виды контроля

Опрос на семинарских занятиях, контрольные работы, аналитическая справка, экзамен.

    1. Методика формирования результирующей оценки.

15% работа на семинаре, 20% работа на интерактивных занятиях, 35% аналитическая справка, 35% ответ на экзамене.

1.8. При необходимости обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья аудиторные занятия могут быть заменены или дополнены изучением полнотекстовых лекций, презентаций, видео- и аудиоматериалов в ПТК «УМКа». Индивидуальные задания подбираются в адаптированных к ограничениям здоровья формах (письменно или устно, в форме презентаций). Выбор методов обучения зависит от их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел 2. Структура изучения дисциплины




Всего часов (общая трудоемкость в часах)

180

в том числе




Аудиторных занятий

51

Лекций

В том числе интерактивных лекций (18 ч.)



34

Семинарских/практических занятий

В том числе интерактивных семинаров (11 ч.)



17

Лабораторных занятий

-

Практикумов

-

Самостоятельных занятий

129

Изучение основной и дополнительной литературы

42

Написание курсовых работ, эссе, рефератов,

47

Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов

-

Выполнение контрольных работ, тестов

4

Подготовка к экзамену, экзамен

36 часов


Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины


Тема

Содержание (Перечень дидактических единиц)

Вид занятий (аудиторные, самостоятельные)

Форма занятий (лекции, семинары, практические занятия), (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т.д.)

Количе-ство часов

Форма контроля (опрос, проверка домашних заданий, защита проектов, контрольное тестирование и т.д)

Экономическая антропология как наука

Возникновение и развитие экономической антропологии

Аудиторное

Лекция

4

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

(Групповой диспут: формализм и субстантивизм в экономической антропологии)



2

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Экономическая антропология и исследования культурной экономии

Аудиторное

Лекция

2

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

1

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Производство в экономико-антропологической перспективе

Антропологическая теория труда

Аудиторное

Лекция-беседа

2

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

(коллоквиум по книге Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда)



1

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Капиталистическое производство как антропологический феномен

Аудиторное

Лекция

4

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

(коллоквиум по работам Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс,

Болтански Д., Кьяпелло Э. О новом духе капитализма)


2

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Обмен и распределение в экономической антропологии

Дар и даровая экономика

Аудиторное

Лекция-лекция

2

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

(конференция по работам

Мосс М. Очерк о даре,

Бурдье П. Практический смысл. М.; СПб., 2001. (Гл. 7,8), Годелье М. Загадка дара)



1

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Антропологические теории ценности

Аудиторное

Лекция-беседа

2

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

(коллоквиум по работе Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс)



1

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Деньги как антропологический феномен

Аудиторное

Лекция-беседа

2

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

(Коллоквиум по работе Зелизер В. Социальное значение денег)



1

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Антропология рынков

Аудиторное

Лекция-беседа

4

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар-конференция

(по работам Гирц К.  Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге, Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход, Кнорр-Цетина К., Брюггер У. Рынок как объект привязанности: исследование постсоциальных отношений на финансовых рынках)



2

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Экономико-антропологические исследования потребления

Потребности и потребление

Аудиторное

Лекция-беседа

2

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

(коллоквиум по книге Веблен Т. Теория праздного класса)



1

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Потребление и социальное различение

Аудиторное

Лекция-беседа

2

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

1

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Культура и экономика

Экономика и желание

Аудиторное

Лекция

2

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

1

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Экономика и мораль

Аудиторное

Лекция-беседа

2

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар


1

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Экономика и знание

Аудиторное

Лекция

2

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

(коллоквиум по работе Каллон М. Экономика качеств)



1

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Экономика и власть

Аудиторное

Лекция

2

1 модульная к/р, экзамен

Аудиторное

Семинар

1

Опрос, 1 модульная к/р, экзамен

Самостоятельное

Изучение основной и дополнительной литературы

3

1 модульная к/р, экзамен

Раздел 4 контрольные и ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

4.1. Тематика контрольных работ.
1 модуль

Возникновение и развитие экономической антропологии

Экономическая антропология и исследования культурной экономии

Антропологическая теория труда

Капиталистическое производство как антропологический феномен
2 модуль

Дар и даровая экономика

Антропологические теории ценности.

Деньги как антропологический феномен

Антропология рынков
3 модуль

Потребности и потребление

Потребление и социальное различение

Экономика и желание

Экономика и мораль

Экономика и знание

Экономика и власть
4.2. Экзаменационные вопросы.


  1. Многообразие антропологического знания.

  2. Экономическая антропология от бесписьменных к современным обществам

  3. Социальная антропология и экономическая антропология.

  4. Исследовательская область и основные проблемы экономической антропологии.

  5. Связь экономической антропологии и экономической теории.

  6. Возникновение и этапы развития экономической антропологии.

  7. Эволюционизм и диффузионизм в экономической антропологии

  8. Функционалистская традиция в экономической антропологии

  9. Дискуссия между формалистами и субстантивистами

  10. Школа Анналов и ее вклад в экономическую антропологию

  11. Экономическая антропология и исследования культурной экономии

  12. Исследования в области культурной экономии: общая характеристика

  13. Концепция товарного фетишизма К. Маркса

  14. Общественное разделение труда и его антропологическое значение (Э. Дюркгейм)

  15. Жертвоприношение и происхождение труда

  16. Труд и власть

  17. Труд и досуг

  18. Капитализм в трудах К. Маркса, М. Вебера и К. Поланьи

  19. Культурные особенности капиталистического производства

  20. Новый дух капитализма (Болтански, Кьяпелло)

  21. Промышленный труд и капитализм

  22. Человеческий и машинный труд

  23. Физический и интеллектуальный труд

  24. Многообразие капиталов в современном мире

  25. Символический капитал в концепции П. Бурдье

  26. Концепция всеобщей экономики Ж. Батая

  27. Концепция демонстративного потребления Т. Веблена

  28. Критика общества потребления Ж. Бодрийяра

  29. Экономическая антропология Г. Тарда

  30. Социология денег Г. Зиммеля

  31. Множественность денег в современном мире (В. Зелизер)

  32. Деньги в первобытных обществах

  33. Деньги и насилие

  34. Концепция дара М. Мосса

  35. Кредит в первобытных и современных обществах

  36. Потребление и трата в современных и первобытных обществах

  37. Бедность и богатство как антропологические феномены

  38. Экономика и моральные порядки (Болтански, Тевено)

  39. Концепция дара М. Годелье

  40. Современные антропологические исследования рынков: общая характеристика

  41. Антропология финансовых рынков К. Кнорр-Цетины и У. Брюггера

  42. Перформативность экономических практик (Д. Маккензи, М. Каллон)

  43. Законы рынка и экономика качеств у М. Каллона

  44. Антропологические теории ценности: общая характеристика


4.3. Аналитическая справка

Программа курса предполагает выполнение самостоятельной исследовательской работы, результатом которой является написание аналитической справки в виде эссе объемом 15-20 страниц. Эссе пишется преимущественно на основе данных самостоятельно собранных студентами с применением антропологических методов. Приветствуется, но не обязателен вторичный анализ данных других исследований. В качестве темы учебного исследования студент может выбрать либо одну из приведенных ниже тем, либо сформулировать тему самостоятельно.

Темы эссе


  1. Экономические представления у детей

  2. Практики потребления сложных технических продуктов

  3. Повседневное потребление: гендерные различия.

  4. Дар и дарение в современном обществе.

  5. Этнография вещевого и продовольственного рынка

  6. Бартер и обмен в детских сообществах

  7. Моральная экономика волонтерских организаций

  8. Дача: между натуральным и рыночным хозяйством

  9. Антропология финансового поведения пенсионеров

  10. Экономическое желание и прагматика покупки

  11. Деньги как символ и материальный объект

  12. Спонтанное и стратегическое потребление

  13. Антропология шоппинга


Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение программы
Базовый учебник

Белик А.А. Человек в экономической антропологии. М.: Издательство Ипполитова, 2013. 371 с.



Основная литература

Шрадер Х. Экономическая антропология. СПб., 1999.

Сусоколов А. А. Культура и обмен: введение в экономическую антропологию. М., 2006.

Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология. 2004. 388 с.

Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.

Культурология. Энциклопедия. В 2 тт. Т. 1. М.. 2007.



Социология. Энциклопедия. / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко. – Мн., 2003. 1312 с.

Дополнительная литература


  1. Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. №2

  2. Агамбен Дж. Искусство, без-деятельность, политика // Агамбен Дж. Грядущее сообщество. М., 2008. С. 105-140.

  3. Аглиетта М., Орлеан А. Деньги между насилием и доверием. М., 2006.

  4. Барт Р. К психосоциологии современного питания // Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С. 366-377.

  5. Батай Ж. «Проклятая часть»: Сакральная социология. М., 2006.

  6. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003.

  7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

  8. Болтански Д., Кьяпелло Э. О новом духе капитализма // Логос. 2011. №1. С. 76-103.

  9. Болтански Л., Тевено Л. К социологии критической способности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. № 3. С. 66-83.

  10. Бродель Ф. Материальная цивилизация и капитализм XV-XVIII вв. Игры обмена. М., 2006.

  11. Бурдье П. Поле экономики // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики.М.; СПб: 2005.С. 129-176.

  12. Бурдье П. Практический смысл. М.; СПб., 2001.

  13. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

  14. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

  15. Гирц К.  Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге // Экономическая социология. 2009. Том 10. №2. С. 54–62.

  16. Годелье М. Загадка дара. М., 2007.

  17. Гу Ж.-Ж. Деньги: архетип, жетон, сокровище.// Психоанализ и науки о человеке. М., 1995. С. 52-65.

  18. Жижек С. Интерпассивность, или Как наслаждаться посредством Другого // Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм. СПб., 2005. С. 6-44.

  19. Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000.

  20. Зелизер В. Социальное значение денег // Экономическая социология. 2004. №1

  21. Каллон М. Экономика качеств // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 4

  22. Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда. СПб., 2009.

  23. Кнорр-Цетина К., Брюггер У. Рынок как объект привязанности: исследование постсоциальных отношений на финансовых рынках // Экономическая социология. 2005. №2

  24. Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей. М., 2006. С. 134-164.

  25. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000

  26. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. С. 7-22

  27. Лэш С, Урри Дж. Хозяйства знаков и пространства. Введение // Экономическая социология. 2008. №4

  28. Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 83-222.

  29. Пигалев А.И. Деньги // Культурология. Энциклопедия. В 2 тт. Т. 1. М.. 2007. с. 551-558.

  30. Пигалев А.И. Экономика и культура // Там же. Т.2. С. 1040-1045.

  31. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. 2002. №2

  32. Саллинз М. Экономика каменного века. М., 1999.

  33. Семенов Ю.В. Теоретически проблемы экономической антропологии // Этнологические исследования за рубежом. М., 1973. С. 30-77

  34. Семенов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и основные составляющие ее научные дисциплины // Этнографическое Обозрение. 1998. № 2. С. 3-17.

  35. Семенов Ю.И. Экономическая антропология // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 62-85

  36. Сусоколов А. А. Культура и обмен: введение в экономическую антропологию. М., 2006.

  37. Эксле О. Действительность и знание: очерки социальной истории средневековья. М., 2007.

  38. A Handbook of Economic Anthropology/ Ed. by James G. Carrier. Cheltenham; Northampton, 2005.

  39. Goux J.-J. Symbolic Economies. After Marx and Freud. Ithaca, 1990.

  40. Carrier J.G. Gifts and Commmodities: Exchange and Western Capitalism since 1700. L., 1995.

  41. Graeber D. Toward An Anthropological Theory of Value. The False Coin of Our Own Dreams. N.Y., 2001.

  42. Gregory С. The Savage Money. The Anthropology and Politics of Commodity Exchange. Amsterdam, 1997.

  43. Boulding K.E. Beyond Economics. Essay on Society, Religion and Ethics. Ann Arbor, 1968.

  44. Maurer B. The Anthropology of Money // Annu. Rev. Anthropol. 2006. 35:15–36.

  45. Economics and Morality/ Ed. by Katherine E. Browne and B. Lynne Milgram. N.Y., 2009.

  46. Laum B. Heiliges Geld: Eine historische Untersuchung über den sakralen Ursprung des Geldes. Berlin, 2006.

  47. Sohn-Rethel A. Geistige und koerperliche Arbeit. Fr., 1972.

  48. Weiner A. Inalienable Possesions. The Paradoxes of Keeping-While-Giving. Berkley; L.A.$ Oxford, 1992.



Реестры электронных библиотечных ресурсов.


http://club.fom.ru/182/library.html

http://elibrary.ru

http://platonanet.org.ua/

http://www.ecsocman.edu.ru/

www.ecsoc.msses.ru

Ссылка на ПТК «УМКа».


  • Учебные задачи дисциплины
  • Раздел 2. Структура изучения дисциплины
  • Дополнительная литература
  • Реестры электронных библиотечных ресурсов.
  • Ссылка на ПТК «УМКа».