Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Утверждено Советом Факультета 201 г. Председатель Совета факультета Санкт-Петербург 2011




Скачать 236.76 Kb.
Дата23.06.2017
Размер236.76 Kb.
ТипПояснительная записка
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»
Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики

Факультет социологии


Кафедра методов и технологий социологических исследований
Методология анализа и способы теоретизирования в качественных исследованиях

Для направления 040200.62 Социология


Курс: 3

Автор: Шпаковская Лариса Леонидовна, доцент, к.с.н.


Одобрено на заседании кафедры МиТСИ «__»____________ 201_ г.

Зав. кафедрой Вейхер А.А. _________________


Согласовано УМО «__»____________ 201_ г.

__________________


Утверждено Советом Факультета «__»_____________ 201_ г.

Председатель Совета факультета _________________

Санкт-Петербург

2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
Цели курса:

Курс нацелен на формирование у студентов не только комплексных знаний о теоретических основаниях качественной методологии в социологии, но и практических навыков анализа собранных качественных данных различного типа, а также формирование умений и навыков перехода от неструктурированных данных к социологически значимым обобщениям разного уровня вплоть до построения теории. Предполагается, что студенты не только углубленно изучат специфику качественного исследования, но и научатся видеть всю сложность данной методологии с точки зрения ее эврстических возможностей .


Задачи курса:


  • Сформировать у студентов представление о типах социологического теортизирования в качественном исследовании.

  • Сформировать у студентов навыки микросоциологического видения социальной реальности, что необходимо для правильной постановки исследовательских вопросов и выбора методов исследования.

  • Сформировать умения постановки исследовательских вопросов, выбора предмета, объекта микросоциологического исследования, выбора исследовательской стратегии и методов, адекватных для ответа на поставленные вопросы.

  • Сформировать навыки работы с качественными данными

  • Сформировать у студентов практические навыки анализа качественных данных, включающие не только описание микросоциальной реальности на основе собранных данных, но и навыки теоретического мышления, предполагающие построение теоретической модели на основе качественных данных (восхождение к теории).

  • Сформировать у студентов навыки фиксации качественных данных, их транскрибирования и хранения, а также предоставление результатов качественного исследования в итоговой публикации (курсовой работе или ВКР).

Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Лекционные занятия предназначены для теоретического изучения курса. Практические занятия являются аудиторными, проводятся в виде семинаров. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.


Формы самостоятельной работы студентов:

  • чтение учебной и специальной литературы,

  • участие в дискуссиях на семинарах,

  • участие в совместном анализе данных на семинарских занятиях

  • выполнение домашних заданий по сбору и анализу данных для написания аналитических записок, обзоров,

  • написание домашних работ, представляющих анализ и теоретизирование на основе качественных данных


Виды контроля:

Текущий:

работа на семинарах - ответы на вопросы, участие в обсуждениях, работа в малых группах, участие в аналитической работе с качественными материалами; выступление по результатам самостоятельно проведенного анализа, подготовленными с помощью программы Power Point.



Итоговый:

Устная презентация результатов самостоятельного анализа качественных данных



Методика формирования результирующей оценки

Для оценки знаний и навыков студентов используется следующая рейтинговая система. Все виды деятельности студентов оцениваются по десятибалльной шкале. При этом учитываются: характер работ, частота и качество их выполнения.

Студенты, пропустившие занятия сдают тезисы – письменные ответы на вопросы семинаров.
Оценка по курсу включает в себя:

посещение лекций и семинаров - 15%

активное участие в обсуждении проблемы на лекции или семинаре – 25%,

выполнение домашних заданий – 30%,

итоговая презентация результатов исследования — 30%
Содержание программы:

Тема 1. Когда и зачем социологи используют качественную методологию

Социальная реальность под микроскопом. Общие максимы качественного подхода: вводный характер качественного исследования; преодоление дистанции между исследователем и предметом; описание как шаг от явления к структуре. Соотнесение количественной и качественной методологии. Надежность и валидность в качественном исследовании. Выборка в качественном исследовании. Триангуляция. Интерпретативные методы.


Литература:

Штейнберг И., ШанинТ., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Ядов В.Я. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2007.

Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Николо-Медиа, 2001.

Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии». Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-42.

Marhall C., Rossman C. Designing qualitative research. London: Sage publications, 2010.
Тема 2. Исследовательская логика в качественной методологии

Последовательность действий исследователя. Этапы исследовательского процесса в качественном исследовании. Определение проблемы исследования. Постановка исследовательских вопросов. Формулировка цели. Выбор исследовательского объекта. Обоснование выбора кейса и количества случаев. Поведение исследователя в поле. Чем заканчивается качественное исследование. Два способа рассуждения в процессе сбора и анализа данных: дедукция и индукция.



Литература:

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996.

Штейнберг И., ШанинТ., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Marhall C., Rossman C. Designing qualitative research. London: Sage publications, 2010.


Тема 3. Типы качественных данных и специфика работы с ними

Источники информации в качественном исследовании (интервью, дневник наблюдения, полевые заметки, автобиографический рассказ, личные документы, мемуары, дневники). Как их собирать, отбирать, работать с ними. Специфика качественных данных в целом, и отдельных типов источников. Хранение полевой информации. Что делать, если кажется, что данные не дают никакой «информации»? Типы информации, которые мы можем получить из качественных данных. Роль социального и биографического контекста для понимания и интерпретации данных.



Литература:

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Marhall C., Rossman C. Designing qualitative research. London: Sage publications, 2010.


Тема 4. Нарратив и конструирование себя в интервью. Можем ли мы доверять рассказу?

Может ли респондент рассказать «правду»? Индивидуальная и коллективная память. «Ложь», тайное, скрытое и забытое в рассказе о себе. Репрезентативные практики. Понятие нарратива. Общие черты всем типам нарративов, критерии, позволяющие отличать последние между собой, а также правила, в соответствии с которыми нарративы создаются и развиваются. Аналитические компоненты нарратологии — сюжет, голос, время, точка зрения, персонаж, роль. Темпоральность, последовательность, событийность, фокальность в теориях русских формалистов, диалогическая теория нарратива (М. Бахтин). Основные нарративные теории. Ограничения применения нарративистских теорий повествования в анализе повседневности.



Литература:

Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории // «НЛО» 2003, №59 Эл.ресурс http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/zen.html

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2002

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003


Тема 5. Биография как социальный феномен. Анализ биографических материалов

Биография как тип нарратива. Биография и современность. Биографическая работа. Основные типы биографических исследований. Продукт (авто) биографического интервью - нарративная идентичность, возникающая в процессе рассказа, форма самообоснования. Рефлексивное обращение к себе, нарративное упорядочение собственных опытов и соотнесение со слушателем/интервьюером как социальной инстанцией ратификации. Три аспекта нарративной идентичности как эмпирического конструкта. Биография прожитая/биография рассказанная. Типы биографического повествования. Три слоя биографичесекого повествования. Типы биографических источников, их эвристические возможности, способы сбора каждого типа данных.



Литература:

Биографический метод: История, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В. - Москва: Институт социологии РАН, 1994.

Голофаст В.Б.Многообразие биографических повествований//Социологический журнал, 1995,N 1, с.71-88.

Мещеркина Е.Ю.Социологические аспекты изучения автобиографий. – В: Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М.: Изд-во УРАО, 2001, с.46-54

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии. – В кн.:Гендерный калейдоскоп. Под ред.Малышевой М.Москва: Изд-во ИСЭПН, 2001, с169-187

Судьбы людей. Россия XX век. (биографии семей как объект социологического исследования). Под ред. Семеновой В.В., Фотеевой К. - Москва: Институт социологии РАН, 1996.

Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология 4 М,1993-1994, N 3-4, 34-43.

Биографическое интервью.(Мещеркина Е.Ю. в соавт.с Е.Н.Астафьевой, О.Е.Кошелевой, В.В.Нурковой). М.: Изд-во УРАО, 2001.

Рождественский С. Подходы к формализации жизненных историй качественными методами // Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографии людей как объект социологического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996. С. 412-422.

Denzin, N.K. 1988. Interpretive Biography. London: Sage Publications.




Тема 6. Первичное описание текстовых данных. Восхождение к теории-1

Понятие нарртива, нарратология. Принципы аналитического описания. Транскрипт и выбор единиц анализа текста. Понятие плотного описания. Коды. Способы интерпретации данных. Выдвижение первичных гипотез и их проверка. Первичные заметки, notes writing. Первичное кодирование. Открытое, осевое выборочное кодирование. Реконструктивный анализ. Принцип селективности. Проверка надежности данных. Триангуляция.



Литература:

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. №6. С. 119-129.

Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 110-121.

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии. – В кн.:Гендерный калейдоскоп. Под ред.Малышевой М.Москва: Изд-во ИСЭПН, 2001, с169-187

Ярская-Смирнова Е.Р.Нарративный анализ в социологии.// Социологический журнал , 1997, N 3.

Здравомыслова Е., Темкина А. Анализ нарратива: возможности реконструкции сексуальной идентичности // В поисках сексуальности: Сборник статей. СПб.: Изд-во Д. Буланин, 2002. / Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. С. 549-558

Тема 7. Анализ данных и концептуализация. Восхождение к теории-2

Категории и субкатегории. Метод аналитической индукции. Восхождение к теории. Способы теоретизирования в качественном исследовании. Три варианта обобщенной модели содержательного анализа: обобщающий, объясняющий и структурирующий. Основные шаги обобщающего анализа: парафразирование, генерализация на абстрактном уровне, первая редукция, вторая редукция. Объясняющий содержательный и поиск дополнительного материала для понимания и объяснения отдельных неясных частей текста. Помещение данных в социальный, исторический, биографический контекст. Структурирующий анализ и отбор кодировок. Способы соотнесения данных и теории.



Литература:

Васильева Т.С.Основы качественного исследования : обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996) .-М.: Ин-т социологии РАН,1996. С.56-65.

Ньюман Л. Анализ качественных данных 1998 Эл.ресурс: http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/214021.html

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001

Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы со-циологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 121-133


Тема 8. Психоаналитическая интерпретация текста

Психоанализ, основные положения. Психоаналитический концептуальный анализ — основной фокус рассмотрения текста: ассоциации, оговорки, шутки. Теория символизации: три уровня символизации переживаний, уровни сознания. Сознательное и подсознательное. Вытеснение. Примеры психоаналитического анализа текста интревью.



Литература:

Лоренцер А. Археология психоанализа / А. Лоренцер. - М., 1996

Фрейд З. О сновидении http://lib.ru/PSIHO/FREUD/snowideniya.txt

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни http://flogiston.ru/library/freid_patology

Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному.СПб., М., 1997
Тема 9. Объективная герменевтика

Объективная структурная герменевтика: реконструкция объективных структур значений в тексте. ОСГ Ульриха Овермана. Концепция структуры. Типы универсальных структур. Исторические структуры. ОСГ анализ текстов. Стратегия эмпирического подхода и вариантов истолкования текста:

1) суммарная интерпретация текста с привлечением знания о широком контексте;

2) тонкий анализ текста на различных уровнях, причем вплетается знание о внешнем контексте и прагматика типа интеракции;

3) секвенциональный анализ каждого отдельного этапа интеракции, шаг за шагом, без объяснения проявлений внешнего или внутреннего контекста;

4) подробная интерпретация объективных социальных данных по всем интеракциям участников до анализа собственно текста;

Исследовательская логика: от реконструкции отдельных случаев к обобщенным высказываниям структурной генерализации с помощью принципа фальсификации (Поппер). Цель генерализации - описание “генеративных правил”, имеющих статус, сравнимый с естественными законами.

Литература:

Denzin, N.K. 1988. Interpretive Biography. London: Sage Publications.

Flick, Uwe. 2002. An Introduction to Qualitative Research. London: Sage Publications. - chapter 16

Gerhardt, U. 1988. "Qualitative sociology in the Federal Republic of Germany". Qualitative Sociology, 11: 29-43.


Steiner P., Pichler B. Objective Hermeneutic: Methodological Reflections on Social Structures in Women´s Lives http://www.psychologyandsociety.ppsis.cam.ac.uk/__assets/__original/2009/03/4.ikusarticle.steiner_pichler.pdf

Reichertz, J. 2002. "Objective hermeneutics and hermeneutic sociology of knowledge" in U. Flick, E.v. Kardorff and I.Steinke (eds). Qualitative Research: A Handbook. London: Sage Publications.


Тема 10. Конверсационный анализ

Конверсационный анализ (КА) как совокупность формальных принципов социальной организации языковой и неязыковой интеракции. История КА. Основные положения КА: смыслы и значения в повседневной интеракции, компетентность участников. КА и этнометодология. Методы приведения в разговор в соответствие с «обжитой упорядоченностью». Принципы КА данных. Примеры КА.



Литература:

Гарфинкель, Г. Исследование привычных оснований повседневных действий (PDF) / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 1. С. 42—70.

Гарфинкель, Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов (PDF) / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. № 1. С. 3—19.

Сакс, Х. Социологическое описание (PDF) // Социологическое обозрение. — 2006. Т. 5. № 1. С. 43—53.

Уотсон Р. Этнометодологический анализ текстов и чтения // Социологический журнал. 2006. № 1-2.
Тема 11. Интент-анализ

Понятие интенции. Типы интенциональных процессов в речевом взаимодействии. Специфика и индивидуальность интенций. Языковые формы вырабатываются в жизненной практике людей как общеупотребительные конвенциональные высказывания, предназначенные для того, чтобы слушающие понимали стоящие за ними интенции говорящего. Диалог и его интенциональная организация. Интенциональный анализ диалога.



Литература:

Ушакова Т.Н. Интент-анализ политических текстов. (совм. с К.И. Алексеевым и В.А. Цепцовым) // Психол. журн., 1999, т. 19, №4, сс.98-110

Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. Издательство: Алетейя, 2000

Ушакова Т.Н., Латынов В.В., Павлова А.А., Павлова Н.Д. Ведение политических дискуссий. М., 1995


Тема 12. Анализ невербальной коммуникации.

Понятие невербальной коммуникации. История исследований невербальной коммуникации. Неоднозначность невербальной коммуникации и способы ее интерпретации. Невербальная коммуникация и невербальное поведение. Ситуативный контекст и язык тела. Значения невербальной коммуникации: выражение эмоций, статусные отношения партнеров по коммуникации, управление разговором и интеракцией, выражение индивидуальных качеств.

Гендерное измерение языка тела.

Литература:

Кириллина А.В. Освещение связи языка и пола в истории лингвистики. –В: Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. /Под общей ред. О.А.Ворониной. – М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. С.366-381

Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М.: "Новое литературное обозрение", 2002

Крейдлин Г.Е Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) (статья) // "Тело в русской культуре". М.: "Новое литературное обозрение", 2005, с.19—37.

Романов П., Ярская-Смирнова Е. (2009). Взгляды и образы:методология, анализ, практика // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. C. 7—15
Рекомендуемая учебная литература

БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:



Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Васильева Т.С.Основы качественного исследования : обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996) .-М.: Ин-т социологии РАН,1996. С.56-65.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. (2-е изд. - М .: Университет, 2002 - Гл 3 Биографический метод.

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2002. – Введение, 1 глава.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Биографический метод: история, методология, практика./Под ред. Мещеркиной (Рождкественской) Е.Ю.,Семеновой

Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях

Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории

Лондон Дж.По ту сторону рва

Мещеркина Е. Качественные методы в гендерной социологии

Ньюман Л.Анализ качественных данных

Почепцов Г.Г. Методы анализа текстов политических лидеров

Рождественская Е.Ю. Нарративная идентичность в автобиографическом рассказе

Рождественская Е.Ю. Устная история, биография и женский взгляд

Рождественская Е.Ю. Перспектиывы визуальной социологии

Таннен Д. «Ты просто меня не понимаешь: Женщины и мужчины в диалоге»

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу

Фридман Джилл, Комбс Джин. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия

Шютце Ф. Биографическое исследование и нарративное интервью

Ярская-Смирнова Е.Р.Нарративный анализ в социологии


Темы семинарских занятий
Семинар 1. Что можно «увидеть» с помощью качественной методологии? Социологическое зрение и социологическое воображение качественного социолога.

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение следующих вопросов:

Как выглядит социальный мир с точки зрения социолога-качественника? Микроанализ, роли и их исполнители. Соотношение качественных и количественных методов: измерение и понимание. Примеры исследований в рамках качественной методологии: почему социологи в данном случае обращаются к качественным методам?
Литература:

Штейнберг И., ШанинТ., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии». Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-42.

Волков В. Силовое предпринимательство. СПб., М.: Европейский Ун-т в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2002.

Журавлев В. История жизни бомжа // Судьбы людей. Россия. ХХ век / Под ред. В. Семеновой, Е. Фотеевой. М.: ИС РАН, 1996. С. 179-207.

Здравомыслова Е. Сексуальное насилие: реконструкция женского опыта (эссе) // В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С. 316-337.

Карпенко О. Некоторые речевые приемы сайтов ненависти // Язык вражды в русскоязычном Интернете. Материалы исследования по опознаванию текстов ненависти. СПб.: изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2003. С. 41-66.
Семинар 2. Исследовательская логика в качественной методологии

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение следующих вопросов: выбор объекта и предмета в качественном исследовании, этапы исследования. На семинаре студенты представляют темы своих ВКР, обсуждают возможности использования качественной методологии, ее эвристические возможности применительно к теме их исследований.



Литература:

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996.

Штейнберг И., ШанинТ., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.
Семинар 3. Типы качественных данных и специфика работы с ними

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение следующих вопросов: какие данные относятся к качественным, в чем специфика каждого из них, какую информацию можно получить, обращаясь к тем или иным данным? На семинаре студенты представляют темы своих ВКР, обсуждают возможности использования качественной методологии, ее эвристические возможности применительно к теме их исследований.



Литература:

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые исследования. М., 2009.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1.

Козина И.М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология: 4М. 1995. №5-6.

Козлова Н., Сандомирская И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо». Опыт лингво-социологического чтения. М.: «Русское феноменологическое общество», Генезис, 1996.

Козлова Н.Н. Крестьянский сын: Опыт биографического исследования // Социологические исследования. 1994. № 6. С. 112-123.

Романов П.В. Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 101-110.

Харвен Т. Время семьи и время промышленности (главы из книги) // Хрестоматия по устной истории / Пер., сост., введение, общ. ред. М.В. Лоскутовой. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петебурге, 2003. С. 146-188.


Семинар 4. Нарратив и конструирование себя в интервью. Можем ли мы доверять рассказу?

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение литературы. Чтение и совместный анализ на основе прочитанной литературы материалов интервью.



Литература:

Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории // «НЛО» 2003, №59 Эл.ресурс http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/zen.html

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Ур. Ун-та, 2002

Розенталь Г. Реконструкция рассказов о жизни: принципы отбора, которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью // Хрестоматия по устной истории / Пер., сост., введение, общ. ред. М.В. Лоскутовой. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петебурге, 2003. С. 322-355.

Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993. № 1-2. С. 129-138.
Семинар 5. Биография как социальный феномен. Анализ биографических материалов

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение литературы. Чтение и совместный анализ на основе прочитанной литературы материалов биографических интервью.

Биографический метод: История, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В. - Москва: Институт социологии РАН, 1994.

Голофаст В.Б.Многообразие биографических повествований//Социологический журнал, 1995,N 1, с.71-88.

Мещеркина Е.Ю.Социологические аспекты изучения автобиографий. – В: Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М.: Изд-во УРАО, 2001, с.46-54

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии. – В кн.:Гендерный калейдоскоп. Под ред.Малышевой М.Москва: Изд-во ИСЭПН, 2001, с169-187

Судьбы людей. Россия XX век. (биографии семей как объект социологического исследования). Под ред. Семеновой В.В., Фотеевой К. - Москва: Институт социологии РАН, 1996.

Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология 4 М,1993-1994, N 3-4, 34-43.


Семинар 6. Первичное описание текстовых данных. Восхождение к теории-1.

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение литературы. Чтение и совместный анализ на основе прочитанной литературы материалов биографических интервью.



Литература:

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. №6. С. 119-129.

Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 110-121.

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии. – В кн.:Гендерный калейдоскоп. Под ред.Малышевой М.Москва: Изд-во ИСЭПН, 2001, с169-187

Ярская-Смирнова Е.Р.Нарративный анализ в социологии.// Социологический журнал , 1997, N 3.


Семинар 7. Анализ данных и концептуализация. Восхождение к теории-2

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение литературы. Чтение и совместный анализ на основе прочитанной литературы материалов биографических интервью.



Литература:

Васильева Т.С.Основы качественного исследования : обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996) .-М.: Ин-т социологии РАН,1996. С.56-65.

Ньюман Л. Анализ качественных данных 1998 Эл.ресурс: http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/214021.html

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001

Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы со-циологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 121-133


Семинар 8. Психоаналитическая интерпретация текста

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение литературы. Чтение и совместный анализ на основе прочитанной литературы материалов биографических интервью.



Литература:

Лоренцер А. Археология психоанализа / А. Лоренцер. - М., 1996

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни http://flogiston.ru/library/freid_patology

Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному.СПб., М., 1997
Семинар 9. Объективная герменевтика

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение литературы. Чтение и совместный анализ на основе прочитанной литературы материалов биографических интервью.



Литература:

Flick, Uwe. 2002. An Introduction to Qualitative Research. London: Sage Publications. - chapter 16

Gerhardt, U. 1988. "Qualitative sociology in the Federal Republic of Germany". Qualitative Sociology, 11: 29-43.
Тема 10. Конверсационный анализ

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение литературы. Чтение и совместный анализ на основе прочитанной литературы материалов биографических интервью.



Литература:

Гарфинкель, Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов (PDF) / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. № 1. С. 3—19.

Сакс, Х. Социологическое описание (PDF) // Социологическое обозрение. — 2006. Т. 5. № 1. С. 43—53.

Уотсон Р. Этнометодологический анализ текстов и чтения // Социологический журнал. 2006. № 1-2.


Семинар 11. Интент-анализ

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение литературы. Чтение и совместный анализ на основе прочитанной литературы материалов биографических интервью.



Литература:

Ушакова Т.Н. Интент-анализ политических текстов. (совм. с К.И. Алексеевым и В.А. Цепцовым) // Психол. журн., 1999, т. 19, №4, сс.98-110

Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. Издательство: Алетейя, 2000

Ушакова Т.Н., Латынов В.В., Павлова А.А., Павлова Н.Д. Ведение политических дискуссий. М., 1995.


Семинар 12. Анализ невербальной коммуникации

Чтение рекомендованной к семинару литературы. Обсуждение литературы. Чтение и совместный анализ на основе прочитанной литературы материалов биографических интервью.



Литература:

Кириллина А.В. Освещение связи языка и пола в истории лингвистики. –В: Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. /Под общей ред. О.А.Ворониной. – М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. С.366-381

Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М.: "Новое литературное обозрение", 2002

Крейдлин Г.Е Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) (статья) // "Тело в русской культуре". М.: "Новое литературное обозрение", 2005, с.19—37.


Примерные темы для самостоятельных работ участников в виде итоговых презентаций для итогового контроля:

  • Задачи социолога, обращающегося к качественным методам

  • Социальная реальность с точки зрения качественной методологии

  • Отличие количественного подхода в социологии от качественного

  • Валидность и надежность качественных данных

  • Выборка в качественном исследовании

  • Триангуляция как метод обеспечения валидности данных

  • Социальные функции автобиографической памяти

  • Соотношение категорий жизненного пути и биографии как рассказа об этом пути

  • Геносоциограмма в контексте истории семьи и индивидуальной биографии

  • Изменения биографического тайминга в жизненном пути и оценка его социально-демографических перспектив

  • Пространство и время в рассказах и нарративах

  • Статус повседневности в языке

  • Категории нарративного события

  • Концепт практик против концепта фреймов в поле биографических исследований

  • Перспективы и ограничения нарративистских подходов для анализа повседневного нарратива

  • Принцип гомологии пережитого и рассказанного в концепции Ф.Шютце

  • Невербальная коммуникация и способы ее анализа

  • Этапы анализа качественных данных

  • Элементы промежуточных интерепретаций текста

  • Компьютерная обработка качественных данных

  • Способы теоретизирования в качественном исследовании

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

пп.

Наименование тем

Всего (час.)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5




1

Когда и зачем социологи используют качественную методологию

12

4

2

5

2

Исследовательская логика в качественной методологии

8

2

0

5

3

Типы качественных данных и специфика работы с ними

10

2

2

5

4

Нарратив и конструирование себя в интервью. Можем ли мы доверять рассказу?

12

2

4

5

5

Биография как социальный феномен. Анализ биографических материалов

10

2

2

5

6

Первичное описание текстовых данных. Восхождение к теории-1

10

2

2

5

7

Анализ данных и концептуализация. Восхождение к теории-2

10

2

2

5

8

Психоаналитическая интерпретация текста

10

2

2

6

9

Объективная герменевтика

12

2

2

6

10

Конверсационный анализ

12

2

2

6

11

Интент-анализ




2

2

6

12

Анализ невербальной коммуникации




2

2

5




Зачет

4







Итого

108

12

12

64


Автор программы: Шпаковская Л.Л.