Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Устный журнал «Человек века»




Скачать 156.5 Kb.
Дата07.07.2017
Размер156.5 Kb.
ТипУстный журнал
Устный журнал

«Человек века»
(К 70-летию О.Сулейменова)


Пролог.
Олжас Сулейменов родился в Алма-Ате 18 мая 1936 г. Его предки с отцовской стороны были поэтами, музыкантами и воинами.

Отца Омара Сулейменова Олжас не помнит. Знал от матери и родственников, что он был офицером казахского кавалерийского полка. Отец происходил из Баянаула, был шестым коленом Олжабай-батыра, который командовалправым крылом конницы хана Аблая.Перед смертью он предсказал, что человек из 7-го колена его рода будет всезнающим. ( О.Сулейменов – 7-ое колено).

В 1936 г. Сталин распустил национальные воинские части во всех республиках. Командный состав расстрелял или разогнал по лагерям. Отец Олжаса тоже исчез.

Второй его отец, воспитавший и давший образование,Абдугали Карагулов, работал старшим газетчиком, был одним из первых выпускников Коммунистического инстстута журналистики, воспитал несколько поколений работников казахской печати.

Когда Олжаса спрашивают его родословную, он отвечает: «Я – сын трех жузов». Мать Фатима Бедельбаева – улы (старший) жуз, родной отец – орта(средний) жуз, второй отец – кши (младший) жуз.

Детские и юношеские годы прошли в Алма-Ате. Он окончил русскую школу, т.к. казахских в то время не было. Да и самих казахов в городе было мало, особенно в том районе, где жил Олжас. Почти каждый день, на улице ему приходилось утверждать своё «я», отстаивать честь, достоинство, гордость за нацию. Во дворе завоёвывает уважение только честный, смелый, самоотверженный мальчишка, который не предаст друзей и не изменит слову. Эта наука на всю жизнь. Если ты состоялся как личность в детстве, ты будешь своим в любом обществе, в любой профессии добьёшься успеха.

Олжас рано начал писать. Уже в четвертом классе его изложения были лучшими в школе.Литература, тригонометрия, математика были любимыми предметами. Он хотел поступитьна факультет журналистики. Но отец отсоветовал: «Лучше быть средним инженером, чем средним журналистом». Он поступает на геологоразведочный факультет КазГУ, но продолжает писать.

Получив диплом инженера- разведчика нефтяных и газовых месторождений, он в 1958 г. Подаёт документы в Литературный институт в Москве, на отделение художественного перевода с казахского языка на русский. Там О.Сулейменов был знаменит своей восточной невозмутимостью. У одного из институтских поэтов даже появились полушутливые строки: «Луна над миром вновь плывёт, кружась, скуласта и бесстрастна, как Олжас...» Он не обижался. Да и все отлично понимали, что это просто дружеская гипербола. Каким угодно мог быть Олжас, но только не бесстрастным. За его внешним спокойствием скрывалось очень многое: безудержная удаль и стремление к глубокому философскому осмыслению жизни, тонкая , трепетная нежность и жгучая ярость к подлости и лжи, высокая требовательность к себе и к другим и большая человеческая доброта.



1 страница.
«Поэт и гражданин»
Охарактеризовать творчество можно словами большого русского поэта Леонида Мартынова: «Олжас Сулейменов, казахский поэт, творящий на русском языке, целиком остается поэтом казахским, родным сыном этого прекрасного гордого народа, исстари сочетавшего свои надежды и чаяния с надеждами и чаяниями русского народа. Явление Олжаса Сулейменова живо воплощает все эти связи – житейские, географические, этические, эстетические.»

Чокан Валиханов, Абай и Мухтар Ауэзов сыграли свою особую роль в созревании таланта Олжаса: поэтический дар он взял у Абая, духовную эстафету ему передал, перед самым уходом в вечность, Мухтар, но наибольшее влияние оказала на него трагедия Чокана. Олжас был бесконечно влюблен в его образ, и в нем он как бы провидел свою судьбу. «В нем сочетались таланты историка, географа, литератора, языковеда и воина», - напишет Олжас, и всю жизнь будет стараться быть похожим на него.

«Как трудно даются народу гении и как легко он их теряет! Но суров закон жизни на земле: если народ не дал человечеству несколько великих людей, он не оправдал своего существования в истории. Поэтому в XX веке все племена, населявшие землю, рождают Человека. И только самые невежественные, самые дикие из обществ людских – боятся и уничтожают таланты, замахиваются на свое будущее».

Так писал он о Чокане, но подсознательно относил эти слова и к себе. Он тревожился, что его постигнет такая же судьба и что его век тоже будет недолог. Потому очень торопиться излить все , что у него в душе. Та титаническая работа, которую проделал Олжас до 40 лет, - непосильна даже дюжине недюжинных талантов. В 1958 году Олжас Сулейменов поступает в Литературный институт им. М.Горького на отделение поэтического перевода. 13 июня 1959 года в «Литературной газете» была опубликована его подборка стихов с напутственным словом Леонида Мартынова. Это первая публикация молодого поэта в московской печати. В 1961 году вышел в свет его первый сборник стихов «Аргамак». В том же году отдельной книжкой выходит его поэма «Земля, поклонись человеку», посвященная историческому полету Юрия Гагарина.

…Нелегко проложить пути

До вчерашних туманных звезд,

Но трудней на земле найти путь,

Что в сердце своё и пронёс,

Что рекою прошел по земле,

Что навеки связал города,

Что лучом бушевал во мгле,

Освещал твои года.

Нелегко

Но ты должен найти путь,



Что в сердце до звезд донёс,

Путь земной – продолженье пути

До сегодняшних ярких звёзд…
В 1962 году вышла книга стихов «Солнечные ночи», в 1963 году – «Ночь-парижанка», в 1964 году – «Доброе время восхода», в 1967 году – «Год обезьяны», в1969 году – «Глиняная книга».

Пройдя рубеж 40 лет, он неожиданно для себя понял, что Рок пощадил его, он радостно удивлен этим и даже растерян: надолго замолкает в творческом отношении. Главной причиной его молчания является то, что он в поэзии высказал все, что хотел. А повторяться не умел. Поэтому Олжас ищет новые средства самовыражения и познания народной души.

При внешнем молчании в нем идет огромная внутренняя духовная работа, которая прорывается тонкими струйками в утонченной публицистике, а позже зафонтанирует в глубоких, так до конца не понятых современниками и поныне – «Магия письма»(1998) и «Тюрки в доистории»(2001), представляющие собой чарующую смесь мистики и поэзии, герменевтики и науки.

Произведения О.Сулейменова получили высокую оценку отечественной и зарубежной критики. Еще в 1963 году на IV Всесоюзном совещании молодых писателей, отмечая книгу О.Сулейменова «Солнечные ночи», один из старейших поэтов двадцатого столетия Николай Тихонов сказал: «Не только я, но и все участники обсуждения были радостно поражены темпераментом, силой образности, широтой чувств, большим захватом темы… Из пламени такого поэтического костра рождается характер нового человека, нашего современника, дышащего всей мощью нашего индустриального, богатого чудесами атомного века».

Талантливые по своей сути и глубокие по художественному содержанию литературные произведения О.Сулейменова не ограничены географическими рамками Казахстана, они находят во многих уголках нашей земли друзей, единомыщленников, верных сторонников его поэтического духа. Поэт Бахыт Кенжеев сказал: «Именно он поставил Казахстан на карту мира в плане литературы, поскольку он был первый по-настоящему международный казахский писатель. Олжас очень много писал про казахов, про Казахстан, тем не менее, оказался интересным всему миру…».

Поэтике О.Сулейменова присуще национальное своеобразие. Он может буквально одной строфой обозначить свою сыновнюю причастность к казахскому фольклору, казахскому эпосу и вновь предстать сыном человечества, представителем мировой культуры:



По клавишам и – закричат!

На выручку, быстрее Листа,

Из эпоса джигиты мчат,

Опаздывая лет на триста…

Французская газета «Летер франсез» во времена СССР писала: «Олжас Сулейменов творит на границе двух миров – Европы и Азии. Его творчество – смесь истории и культур с удивительным языковым богатством, редкая дерзость и свобода говорить – совершенно изумительно. «Глиняная книга», появившаяся в 1969 году в Алма-Ате, является прекрасным введением в его творчество. Азия его голосом выходит из трясины истории и музеев, чтобы вновь стать музой: и поэт здесь является провидением, которое позволит его народу не увязнуть полностью в марксизме-ленинизме.

Невозможно не сказать о его работе в кинематографии. По его сценариям было снято 6 фильмов, таких как: «Земля отцов», «Синий маршрут», «Зима – не полевой сезон», «Последний переход», «По закону сохранения дум». С 1981 – 1983 гг. О.Сулейменов возглавлял Государственный комитет КазССР по кинематографии.


2 страница.
«Буря над книгой»

Произведение О.Сулейменова «Аз и Я» вышло в свет в 1975 году, вызвав сильнейший резонанс не только в литературной среде, но и в науке, во всем обществе в целом. Книга спорная и дерзкая. По разному его восприняли в Кремле и на окраинах. По распоряжению главного идеолога СССР Михаила Суслова эта книга была изъята из фондов библиотек. Те, кто в свое время купил книгу за 74 копейки, взахлеб зачитывались откровениями Олжаса и, случалось переписывали книгу от руки. Ксероксов в ту пору не было, размножать «Аз и Я» боялись: копии шрифтов всех печатающих устройств хранились в КГБ. Кандидат исторических наук Геннадий Толмачев писал: «В моем архиве есть неподражаемое «объявление», сорванное со столба в Баку: «Меняю автомобиль «Москвич» на книгу Олжаса Сулейменова «Аз и Я».

Темирхан Медетбек – известный поэт и главный редактор журнала «Акикат», рассказал однажды необычную историю. Он, в середине 70-х годов прошлого века работая в Мангыстау, однажды по журналистским делам посетил одну тамошнюю тюрьму и случайно заглянул в ее библиотеку. То, что он увидел там, его поразило. В одном из ее углов лежала гора книг Олжаса «Аз и Я», числом около трехсот.

Мы помним из истории: апокрифы уничтожались, неугодные книги сжигались, иные из них переписывались, но чтобы Книгу заключили в тюрьму – это, наверное, было впервые.

Вы конечно знаете или слышали о великом памятнике русской литературы «Слово о полку Игореве». Подлинник этой книги был написан на древнем славянском языке. Эта книга переводилась разными авторами на современный русский язык. Два с половиной века, от Мусина-Пушкина до нынешних корифеев-академиков скурпулезно изучается текст, строки, буквы «Слова о полку Игореве». Исписаны миллионы страниц, по-разному читаются темные и спорные словосочетания уникального памятника. Теперь представьте: в этот многоголосый хор нежданно-негаданно врывается Олжас Сулейменов и, не будучи ни кандидатом, ни доктором наук, претендует на роль солиста. Почти ужас обуял именитых филологов: дилетант из Казахстана посягнул на русское «Слово»?!

В небольшой аннотации к вышедшей книге было написано: «Жанр можно определить так: история глазами поэта. Выводы книги побуждают к спору. Поэт выступает против устоявшихся стереотипов. Его новая книга – сплав публицистики с кропотливым анализом лингвиста.»

Непроходящая и историческая ценность книги Олжаса Сулейменова «Аз и Я» заключается в том, что он одним из первых исследователей доказал, что тесные взаимоотношения древней Руси и тюркского Поля насчитывают многие сотни лет. Официальная советская наука упорно искала «родственников» на Западе, отмахиваясь, как от назойливых мух, от смуглолицых инородцев. Тут можно вспомнить слова известного русского писателя Сергея Маркова. Он писал: «В великом «Слове о полку», как буйная трава, вросли в славянскую строку кипчакские слова». Известно и другое: до XVII века церемонии русского императорского двора проходили по тюркским канонам.

Олжас прав, когда говорит, что историю мы изучаем по датам начала и окончания войн. А годы добрососедства, дружбы – во мраке. «Кровь – чернила истории»:сказал Олжас.

Неоценимая заслуга автора «Аз и Я» в том, что он, привлекая в аргументы тюркские языки, обладая блистательным поэтическим даром, а, значит умением проникать в самую суть слова, приподнял завесу, а порой и прочитал самые туманные и спорные строки великого памятника.

В эти годы (т.е. 1975-76) О.Сулейменов особенно остро понял, как еще сильны предрассудки. Поэт был наивен, когда полагал: достаточно быть честным и искренним, чтобы тебя поняли... содержание тех лет показательно для его судьбы. Пасквильные статьи, обсуждения в АН СССР, груды писем, среди которых много злобных, вплоть до встреч и боев в переулках. И любовь и ненависть пришлось ему испытать. Эти сложности не сломили поэта. Он понимал раздражение, вызванное его книгой, осознавал свою «ошибку», которая заключалась лишь только в поспешности. Прошло 5 лет, и в Академии уже изменилось отношение к книге. Некоторые ученые, вчера критиковавшие ее, ныне цитируют, находят в ней здравый смысл.

14 июля 1976г. Сулейменова ознакомили с проектом постановления Бюро ЦК, где было в нескольких местах – «исключить из партии», «освободить от работы...». Речь шла о председателе комитета по печати, директоре издательства, допустившем выход книги. Сулейменова репрессии не касались, только - покаяние. Но Олжас согласиться с этим не мог. Он пишет открытое письмо и перед заседанием распространяет среди членов Бюро. В нем говориться: «...Мне исполнилось сорок лет. Наступило время оценки и серьезных решений. Какие бы чудовищные молвы обо мне не ходили, я считаю недостойным их опровергать. Но теперь я вынужден опротестовать те, что впрямую касаются моего мировоззрения и важных черт личности.

В прожитые годы у меня были минуты, которых я стыжусь. Но в этом откровенном письме товарищам по партии я хочу заявить: как человек и мужчина горжусь тем, что всегда был честен в поступках своих, никогда ни при какаих обстоятельствах не предавал ни убеждений, ни дала, которому клялся в верности, ни слова, данного человеку.

Более всего я страдал, когда из-за меня страдали другие, невинные люди, и порукой тому единственная моя слабость – жизнь.

Пишу эти слова с полным осознанием того, что с течением времени они будут восприниматься как человеческий документ нечастного значения.И эта ответственность заставляет меня быть искренним, не стесняясь опасности непонимания...»

В результате проект в отношении издателей был изменен. Но в газете вышел практически другой текст. Редакторы хорошо поработали. И все попытки О.Сулейменова выступить с опровержением закончилист ничем. Но уверенность, что когда-то ему приведется самому готовить второе издание «Аз и Я», не оставляла Олжаса никогда. Позднее его мечта осуществиться дважды: в 1989-ом г., когда книга вновь появится на русском языке и в 1992-ом, когда она впервые выйдет на казахском языке.



3 страница.

«Невада – Семипалатинск»

На протяжении многих лет на полигоне под Семипалатинском проводились испытания ядерного оружия, гремели чудовищной силы взрывы. Эта трагическая страница нашей истории началась еще в 1963 г., когда был подписан Договор о запрещении атомных испытаний в атмосфере, на земле и на воде. Остались только подземные. Всех убедили, что они безвредны для человека и люди поверили. О.Сулейменов был первым, кто сумел развеять миф о безвредности ядерного полигона, упорно насаждаемый государством, он стал первопроходцем и основателем движения «Невада – Семипалатинск» (1989 год) Движение это получило самую горячую поддержку в Казахстане и во всем мире. «Наша степь содрогается от ядерных взрывов, и мы не можем больше молчать. Это 40 лет испытаний, которые вместили в себя тысячи и тысячи Хиросим. Страхом перед будущим отравлено наше сознание. Мы боимся пить воду, рожать детей. Мы организовали Движение «Невада – Семипалатинск», чтобы бороться за прекращение испытаний ядерного оружия в Казахстане, отстоять наше исконное право на мир и безопасность в собственном доме». За этими словами Обращения Движения «Невада – Семипалатинск» к руководителям ведущих ядерных держав слышится страстный голос крупнейшего общественного деятеля Олжаса Сулейменова.

О.Сулейменов даже написал стихотворение о долгожданном запрещении испытаний.

Страна, ты прошла испытание Казахстаном –

Есть сегодня земля, на которой крестам не расти.

Казахстан, ты огромен –

Пять Франций без Лувров, Монмартров.

Уместились в тебе без Бастилии грешных столиц!...


Навсегда испытали вербованными

чернозем,

радость радия.

И тяготенье земное испытано.

Вся земля в проводах, космодромах,

гектарах и станциях.

Мы – твои однолюбы,

мы бережем, не глотая, право кричать.

Глубиною бесчисленных братских могил

не молчать.

Если мир не тоскует –

и ты, Казахстан, не грусти.

Мир испытан тобой, Казахстан,

если сможешь, прости.

И да здравствует запрещение испытаний!
Власти говорили «Да!» ядерным взрывам, О.Сулейменов и народ – «Нет!». Завязалась отчаянная борьба. Вначале казалось, что перевес на стороне властей, и полигон будет продолжать вещать своим смертоносным языком. Но к разоблачающему голосу О.Сулейменова начали присоединять свои голоса жертвы полигона, честные медики, ученые, журналисты, представители общественности. У людей появилась возможность открыто выражать свое мнение. И они принялись высказывать правду – с болью и гневом.

Благодаря подвижнической деятельности и личному авторитету О.Сулейменова в Алма-Ате в мае 1990 года прошел Международный конгресс «Избиратели мира против ядерного оружия». Он сумел объединить вокруг себя все антиядерные движения мира. По инициативе движения был создан международный антиядерный альянс «Невада – Семипалатинск – Моруроа – Лобнор – Новая Земля». Название – по числу ядерных держав, владеющих этим оружием, по числу полигонов, проводящих испытания. Символом своим альянс избрал жест казахстанского движения – открытая ладонь.

28 августа 1991 года Нурсултан Назарбаев подписал Президентский указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. После этого замолчали и другие полигоны. И этому тоже активно способствовал О.Сулейменов.

«Наше движение – общественная организация, - говорит Олжас, -ей не по силам создание и осуществление собственных программ большого масштаба. Но мы должны стать инициаторами, катализатором, будоражить общественное мнение, заставлять государственные структуры разворачиваться, учить их работать, подталкивать к принятию соответствующих решений».

Движением «Невада – Семипалатинск» не только остановлены взрывы на ядерном полигоне, но и оказана большая материальная помощь жителям прилегающих к нему областей.
Недавно, 11 мая 2006 года, в канун 70-летия О.Сулейменова, Президент страны Нурсултан Назарбаев вручил ему почетную награду – орден «Отан» за вклад развитие антиядерного движения.

4 страница.
«Сулейменов и высокая политика».

Личность Олжаса Сулейменова поистине многогранна. Хочется коснуться еще одной грани – участии в высокой политике.Часто приходится слышать: поэту противопоказано заниматься политикой, его дело романтически вздыхать и укладывать жизнь в размеренные рифмы. С рифмами у него все в полном порядке. Что касается политики, то как хорошо, что он занимается ею! Ибо она для О.Сулейменова не самоцель, как для многих, а средство помочь родной стране в ее непростом становлении и развитии. В этом смысле политическая деятельность Олжаса Сулейменова становится высокопоэтичной, так как лишена корысти и карьерных интересов и направлена на решение общенародных задач, ведется с присущими ему вдохновенностью и высоким ораторским мастерством. Он действительно хочет помочь своему государству и его многонациональному народу определиться, выбрать верные направления в поступательном движении вперед.

Олжас Сулейменов предостерегает и активно борется с национал-радикалами и национал- патриотами в любом исполнении – русском ли, казахском ли, либо любом ином. Особая опасность национал – шовинизма заключается в том, предупреждает политик-поэт, что он, как правило, рядится в пышную тогу патриотизма и потому с трудом поддается разоблачению. И Сулейменов говорит о необходимости отличать патриотизм истинный от мнимого. Того, кто голосист, велеречив, многоречив и крайне опасен прежде всего для тех, чьи интересы он, якобы, представляет и защищает. Ведь национал-радикализм и национал-патриотизм как своего рода детонатор: сработал – взорвано то, что нарабатывалось десятилетиями и столетиями: дружба народов, политическая стабильность, благополучие многих миллионов людей.

О.Сулейменов ведет большую работу по созданию и направлению деятельности организаций, стабилизирующих политическую обстановку в Казахстане и вырабатывающих, обосновывающих наиболее гуманные и мирные пути развития республики. О.Сулейменов один из тех, кто стоит у истоков создания широко известной ныне партии «Народный Конгресс Казахстана», он же является председателем этой партии. Сулейменов-политик неустанно повторяет главную свою мысль: суверенитет, обретенный Казахстаном, пока условная вещь и необходимы большая осмотрительность, рассчитанная стратегия движения вперед, чтобы суверенный Казахстан заявил о себе миру своим, внушающим доверие и уважение голосом, а не подголосками амбициозных политиков, способных довести многонациональную страну до беды.

В 1995 году О.Сулейменова назначают Чрезвычайным и полномочным Послом Республики Казахстан в Италии. Здесь особенно ярко проявились способности Сулейменова как политика. Вот одно из его высказываний: «Общество, вступившее на путь демократического развития, должно привыкать к политическому разногласию. А власть – к неизбежной критике. «Оппозиция – враг власти». С этого тезиса начинается любая диктатура. Оппозицмя – необходимое условие для развития общества. это положение лежит в основе демократического устройства. Если казахстанская власть публично критикуема, это делает наше государство демократически перспективным в глазах Запада. Значит, власть способна совершенствоваться.

Я иногда представляю себе такую фантастическую ситуацию. Если бы казахстанские средства массовой информации хотя бы на один день стали такими же откровенными как итальянские, то у нас все министры к вечеру поседели бы. А итальянскому правительству такое приходится выдерживать каждый день. И критика не приводит к катаклизмам, а идет во благо структуре управления и обществу в целом. Нам еще многому нужно учиться у Запада».

О.Сулейменов является постоянным Представителем Республики Казахстан при ЮНЕСКО. Он делегат 26 и 27 съездов КПСС. Народный депутат СССР и КазССР. Депутат Верховного Совета СССР 11-го созыва. Народный депутат СССР (1989-1991). Депутат Верховного Совета Каз ССР 10-го созыва. Народный депутат Каз ССР (1990-1993). Депутат Верховного Совета Республики Казахстан (1994-1995).

О.Сулейменов награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Лауреат премии ЛКСМ Казахстана, лауреат премии ВЛКСМ, лауреат Государственной премии КазССР, лауреат высшей премии «Платиновый Тарлан» за 2000 год в номинации «Литература».


Эпилог.
Закончить наш устный журнал, подвести черту хочется словами русской поэтесы Риммы Казаковой:

Люблю тебя, товарищ мой Олжас,

За всё, что ни возьмёшь – ни так, ни с бою,

Люблю, - не раз ожегшись, обожжась

Чем-то в тебе,или в себе – с тобою.
Люблю тебя за точный твой талант,

За то, чтотак свободен, так раскован,

За то, чем дарит жизнь, взамен утрат,

Того, чьи дни бегут путём рисковым.


А трудный нрав – какие пустяки!

Люблю за это утоленье жажды –

Всецело, безвоздмезно, как стихи,

Что полонили всю меня однажды.


Люблю тебя за то,что непохож

Ни на меня, ни на других, и если

Пусть даже и вполголоса поёшь,

Не перекрыть негромкой этой песни.


За то, что выпал в жизни дивный шанс –

Родства на той упрямострунной лире...

Ещё люблю за то тебя, Олжас,

Что многое ты любишь в этом мире.


За всех, кому ты так не по душе!

Они любви нас нелюбовью уцат...

За то, что не переигратьб уже

Ни вздоха, ни улыбки, ни созвучья.


За взлёты и ошибки сгоряча,

А быть иным – ни смысла нет, ни средства,

За прямоту надёжного плеча,

За чувство локтя, нет, за чувство сердца.


И, по дорогам жизненным кружась,

Не уступая чьей-то укоризне,

Люблю тебя, как эту жизнь, Олжас,

Всем истинным в себе и в этой жизни.



Литература:

  1. Канапьянов Б. Быть далеко услышанным(к 70-летию О.Сулейменова) //Казахстанская правда. – 2006. – (28.04.2006).

  2. Куттыкадам С. Феномен Олжаса, или вихрь духа //Мысль. – 2006. – (№4).- с.54.

  3. Сулейменов О. Публицистика. Собрание сочинений (6 том)./ Алматы:Атамұра, 2004.

  4. Сулейменов О. Аз и Я. Собрание сочинений (3 том). / Алматы: Атамұра, 2004.

  5. Сулейменов О. Мосты: Стихотворения. – Москва: «Русская книга», 2003.

  6. Олжас, айналайн: (Ряд статей) // Казахстанская правда. – 1996. – 18 мая.

  7. Бородулина С.Н. Казахская литература (учебное пособие) // Алматы: НИЦ «Ғылым», 2002.- с. 105-143.

  8. Сулейменов Олжас Омарович //Кто есть кто в Республике Казахстан 2003. - Алматы: «Золотой телёнок», 2003. – с.142.

  9. Карпык Аль-Халел. Белая кость прошлого. Наши современники.(Серия «Звёзды Казахстана»). – Алматы: «Дәуір» , 1994. – с. 150-153.

  10. Карпык Аль-Халел. Абай. Наследники на перепутье... (Серия «Звёзды Казахстана»). – Алматы:Агенство Аль-Халел, 1995. – с.243-250.

  • 1 страница. «Поэт и гражданин»
  • По клавишам и – закричат! На выручку, быстрее Листа, Из эпоса джигиты мчат, Опаздывая лет на триста…
  • 2 страница. «Буря над книгой»
  • 3 страница. «Невада – Семипалатинск»
  • 4 страница. «Сулейменов и высокая политика».