Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Уроков по роману «Мастер и Маргарита»




страница1/5
Дата24.06.2017
Размер0.53 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5
ВВЕДЕНИЕ
История изучения творчества М.А. Булгакова в современной школе.
Автор работы рассматривает проблему изучения творчества М.А. Булгакова в школе, а именно предлагает разработку уроков по роману «Мастер и Маргарита» в гуманитарном классе с зачетной системой преподавания литературы: анализ произведения, формы и методы коллективной, групповой и индивидуальной работы с текстом, осмысление актуальности и злободневности поставленных в романе проблем.

Творчество М.А. Булгакова в целом и его главный роман «Мастер и Маргарита» – наша «возвращенная литература. Это та духовная культура, которая на протяжении полувека была не доступна широкому кругу читателей. В школьных программах до 1991 года имя талантливого русского писателя двадцатого столетия М.А. Булгакова даже не упоминалось. Но в конце 80-х годов ХХ века, в связи с демократическими переменами в жизни нашей страны, мы получили возможность познакомиться с творчеством многих, ранее несправедливо «забытых» поэтов и писателей, создававших свои произведения в условиях тоталитарного государства. В ряду блистательных имен – имя М.А. Булгакова. Внимание к творческому наследию писателя ныне огромно: его книги издана миллионными тиражами, появились десятитомное и пятитомное собрания сочинений, Институт мировой литературы имени М. Горького объявил о подготовке академического собрания сочинений, произведения Булгакова экранизируются, инсценируются, пьесы его идут во многих театрах, десятки книг и сотни статей посвящены творчеству и жизни Мастера – М.А. Булгакова.

Школьная программа по литературе в корне изменилась с 1991 года, и в настоящее время творчество Булгакова занимает в ней достойное место. В связи с необходимостью глубокого и серьезного изучения произведений Булгакова в школе, научно-методический журнал «Литература в школе» на протяжении последнего десятилетия опубликовал ряд статей, в которых рассматриваются различные аспекты анализа романов Булгакова «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», повести «Собачье сердце».

Е.В. Карсалова в 1994 году в статье «Совесть, истина, человечность...»1 предлагает изучать творчество Булгакова в течение 4-х часов. На первом уроке рассмотреть «громаду и тайну» романа «Мастер и Маргарита», судьбу художника и дать общую характеристику роману «Белая гвардия» и повести «Собачье сердце». На втором уроке анализировать «библейские» главы романа «Мастер и Маргарита», на третьем – вести разговор о судьбе мастера и его возлюбленной, а ан заключительном уроке-семинаре проследить мастерство Булгакова-сатирика.

В 1998 году Н.П. Ягупова в статье «Какой дом обрел Иван Бездомный2 представляет методику изучения романа «Мастер и Маргарита», исходя уже из пяти часов, и к намеченным ранее Е.В. Корсаловой аспектам добавляет отдельный урок, посвященный духовному возрождению Ивана Бездомного.

В 2002 – 2003 годах В.Г. Маранцман в статье «Проблемный анализ романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»3 сопоставляет пушкинские и гоголевские традиции в творчестве Булгакова, предлагая в этом аспекте изучать роман в течение пяти часов.

Все вышеуказанные авторы статей едины во мнении: изучение романа Булгакова «Мастер и Маргарита» требует целостности характеристики мировосприятия писателя и обобщенного взгляда на развитие русской и мировой литературы, продолжателем традиций которой был Михаил Афанасьевич, противопоставивший практицизму ХХ века традиции христианской культуры. Роман Булгакова нужно рассматривать как поединок между скептицизмом и верой в человека в сознании писателя, жившего в трагическую эпоху социальных потрясений и противопоставившего языческому варварству христианский гуманизм.

Автор данной творческой работы предлагает свою методику изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в гуманитарном классе с зачетной системой преподавания литературы. Она рассчитана на пять часов (после уроков, на которых говорилось о судьбе писателя, обзорно рассматривалось творчество Булгакова, анализировались повесть «Собачье сердце» и пьеса «Дни Турбиных»). Уроки по главному произведению Булгакова спланированы таким образом, что сначала у учащихся формируется целостное представление о романе, героях, тематике и идейном замысле автора. Далее, в течение трех уроков, разбираются три основные сюжетные линии романа в свете булгаковской философской концепции мира. Заключительный урок проверяет усвоение учащимися изученного материала и подготавливает их к самостоятельной творческой работе.

Завершит изучение творчества Булгакова в 11 классе урок-семинар «Нравственные ценности в творчестве М.А. Булгакова»

Глава 1
Зачетная система преподавания литературы

в гуманитарных классах старшей школы.
Преподавая литературу на протяжении 10 лет в старших классах, автор работы пришел к выводу, что целесообразно на заключительном этапе изучения предмета в гуманитарных 10-11 классах вводить зачетную систему преподавания литературы. Большой объем художественных произведений, сложность теоретического материала, значительность работ творческого характера создают у учащихся впечатление невыполнимости поставленных перед ними задач. Зачетная система преподавания литературы с продуманным порядком преподнесения сложнейшего материала, чередование лекционных, зачетных и других видов уроков, определения перспективных домашних заданий создает старшеклассникам комфортные условия на уроках, формирует у них умение самостоятельно планировать учебную деятельность, осознанно подходить к решению поставленных перед ними задач и стремиться к достижению только положительного результата. Немаловажным является и тот факт, что выпускники быстро адаптируются к системе обучения в высшей школе, поскольку не увидят существенной разницы между школьной и вузовской методикой преподавания.
Глава 2
Вхождение в роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
Чтобы сформировать у учащихся целостное представление о романе, его тематике, героях и идейном замысле автора, необходимо на первом уроке-лекции познакомить учащихся с историей создания «Мастера и Маргариты» и соотнести уже знакомые одиннадцатиклассникам понятия «композиция», «сюжет», «жанр», «персонаж» художественного произведения с содержанием романа Булгакова. Для достижения этой цели автор работы предлагает начать первый урок (приложение № 1) с рассказа об истории создания и публикации главного произведения писателя. Учащимся дается задание составить тезисы урока. Далее учитель организовывает беседу с учащимися, задавая им вопросы: «Что можно сказать о жанровом своеобразии романа? В чем особенность композиции романа? Можно ли говорить о многосюжетности произведения?» и предлагая выполнить задания: «Назвать главных и второстепенных героев романа. Определить тематику и основную идею романа.» Эти вопросы и задания дают возможность учителю повторить с учащимися литературоведческие понятия «жанр», «композиция», «сюжет» и одновременно сформировать у учеников целостное представление о сложном философском романе Булгакова.

Задача учителя на первом уроке – дополнить и расширить ответы учащихся и привести их в финале урока к верному пониманию тематики и основной идеи романа Булгакова. Логическим завершением урока станут тезисы, составленные учащимися в процессе урока и прочитанные в его финале.

Чтобы оживить урок и заинтересовать ребят, автор работы предлагает необычное задание, выполняя которое, учащиеся расширят свое представление о системе образов романа. Учитель представит первую триаду «Пилат – Воланд – Стравинский», объяснит ее смысл и предложит учащимся самостоятельно построить другие триады романа, а также определить диаду и монаду.

Значительное внимание в финале урока следует уделить подробному объяснению домашнего задания. Учитель определяет главы, относящиеся к теме второго урока, предлагает учащимся систематизировать их по микротемам, подобрать по ним необходимые цитаты из текста романа, а также повторить понятия: «сатира», «гротеск», «фантастика». Кроме этого, дается перспективное домашнее задание: знать материал лекции к зачетному уроку и ответить письменно на вопрос: «Почему друг и первый биограф Булгакова П.С. Попов, считая роман «Мастер и Маргарита» гениальным, был уверен в том, что по достоинству произведение будет оценено через пятьдесят-сто лет?»


Глава 3
«За мной, мой читатель...»
Второй, третий и четвертый уроки автор работы предлагает посвятить анализу трех сюжетных линий романа: сатирических глав, ершалаимских глав и глав, связанных с судьбой мастера и его возлюбленной – Маргариты. Такое разделение содержания романа определяется целенаправленной подготовкой учащихся к успешной сдаче зачета и написанию сочинения по роману.

Второй урок (приложение № 2) можно построить в форме групповой работы учащихся по обозначенным в конце первого урока темам. Предложенное автором работы разделение материала позволит учителю: а) проверить знание содержания романа учащимися; б) повторить ряд сложных литературоведческих понятий; в) проследить гоголевские традиции в прозе Булгакова; г) оценить работу всех учащихся, так как групповая форма работы дает такую возможность.

Когда учащиеся разделятся на группы, учитель предложит им карточки с вопросами и заданиями (приложение № 6) и, учитывая, что ученики получили подробное домашнее задание, сразу же начнет работу.

Для того чтобы облегчить учащимся восприятие достаточно сложного и объемного материала сатирических глав романа, автор работы предлагает использовать схему «Москва 30-х годов ХХ века» (приложение № 7).

Чтобы подготовить учащихся к восприятию самой сложной сюжетной линии романа (ершалаимских глав), учитель в качестве домашнего задания к третьему уроку предложит ученикам ряд проблемных вопросов, на которые учащиеся должны ответить, перечитав указанные учителем главы. Дается также перспективное задание к зачетному уроку: ответить письменно на вопрос: «Какие гоголевские традиции продолжает Булгаков в сатирических главах романа?»

Третий урок (приложение №3), посвященный анализу ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита», – самый трудный и наиболее важный во всей системе работы по произведению Булгакова. Поэтому автор работы рекомендует построить этот урок в форме эвристической беседы со старшеклассниками. Вопросы, по которым ведется беседа, следует заранее написать на доске и дать задание учащимся в течение урока вести самостоятельно записи в тетрадях по принципу конспекта.

Начать урок по ершалаимским главам автор работы предлагает с чтения отрывка из главы 32 «Прощение и вечный приют», что создаст необходимую для занятия атмосферу и подготовит учащихся к восприятию и осмыслению вопросов, по которым строится беседа.

Перед тем как речь пойдет об образе Понтия Пилата, целесообразно выступить учащемуся, который подготовит специальное сообщение о реальной исторической личности – пятом прокураторе Иудеи (приложение № 8).

Бесспорно, интересной для учащихся окажется работа по сопоставлению библейской основы и булгаковского текста, то есть Иисуса Христа и образа Иешуа Га-Ноцри. Чтобы достигнуть целей урока (показать роль ершалаимских глав в романе и подвести учащихся к пониманию нравственной концепции Булгакова), учитель предлагает ученикам сделать в финале урока выводы в форме тезисов и записать их в тетрадь, так как именно с этими выводами связана тема четвертого урока.

В конце третьего урока учащимся дается задание перечитать главы, рассказывающие о судьбах мастера и его возлюбленной, составить цитатный план, иллюстрирующий судьбу мастера, нарисовать словесный портрет Маргариты до встречи с мастером, в период расцвета их романа, во время бала у Сатаны и полета в финале романа. Определяется еще одно перспективное задание к зачетному уроку: найти в романе доказательства основной нравственной идеи романа Булгакова о всесилии добра и веры как моральной основы человеческого общества.

Четвертый урок (приложение № 4), на котором будет рассматриваться проблема творчества и судьбы художника, автор работы предлагает провести в форме диспута. Для достижения цели урока (привести учащихся к пониманию булгаковской идеи о неистребимости добра, любви и милосердия как основ жизни человека и творчества художника), учитель подготавливает учеников к восприятию сложных для них вопросов лирическим вступлением в начале урока: а) чтением отрывка из главы 24 «Извлечение мастера»; б) стихотворением А.С. Пушкина «Пора, мой друг, пора!..» (эпиграф к уроку)

Вопросы диспута следует написать на доске и предложить учащимся в течение урока вести в тетрадях записи в форме конспекта.

Самый трудный вопрос диспута и одновременно всего романа: почему мастер «не заслужил света»? Учителю следует не только дать ученикам необходимые разъяснения, но и помочь им сформулировать тезисы по этому вопросу.

Завершить четвертый урок автор работы рекомендует стихотворением А.А. Ахматовой «Вот это я тебе, взамен могильных роз...», а после прочтения задать вопрос: какова идея ахматовского стихотворения и как она соотносится с темой урока?

Автор работы считает необходимым к зачетному уроку дать следующие задания: а) письменно составить тезисы по вопросам диспута; б) повторить все изученное на предыдущих уроках (к зачету-тесту по роману); в) написать сочинение-рассуждение по одной из предложенных учителем тем (объем сочинения-рассуждения – 2 листа)
Глава 4
«...каждому будет дано по его вере.»
Пятый урок (приложение №5) – итоговый по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Он проходит в форме теста-зачета (приложение №10) по изученному материалу. Во время выполнения учащимися этого задания (15-20 минут) учитель проверяет сочинения-рассуждения по одной из предложенных тем (приложение №11), выбирает 4-5 лучших работ и читает их во второй половине урока, сопровождая необходимыми комментариями.

Далее записываются темы домашнего сочинения и дается задание составить сложный план к одной из тем. В конце урока учитель собирает тетради учащихся: проверяются все перспективные письменные домашние задания и выставляется одна общая оценка-зачет по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», в которой учитывается и выполнение теста, и письменные задания в тетради.


Заключение
Предлагаемая методика изучения романа Булгакова «Мастер и Маргарита» используется автором работы в течение семи лет, а зачетная система преподавания литературы в гуманитарном классе успешно применялась в 2004-2005 учебном году. За этот период достигнуты следующие результаты:

1) содержание романа усваивается всеми учащимися, что подтверждается высоким процентом (до 80%) качества знаний н уроках-зачетах;

2) ¾ учащихся пишут сочинения по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» на оценки «хорошо» и «отлично»;

3) ¾ учащихся на итоговой аттестации по литературе подтверждают оценки «хорошо» и «отлично»;

4) методически грамотно спланированная работа по развитию речи подготавливает выпускников к успешной сдаче ЕГЭ (написанию части С);

5) применение зачетной системы преподавания литературы в старших классах дает 80% качества по итогам годовой аттестации.

Автор работы предлагает свою методику изучения романа Булгакова «Мастер и Маргарита» для широкого использования на уроках литературы в гуманитарных классах с зачетной системой преподавания предмета.

Приложение № 1
УРОК ПЕРВЫЙ
История создания, жанр и особенности композиции романа

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Сюжет и герои произведения.

Цель урока: в форме лекции с элементами беседы познакомить учащихся с историей создания романа и, опираясь на уже знакомые им понятия «композиция», «сюжет», «жанр», «персонаж», подготовить их к целостному восприятию сложного художественного произведения.


Эпиграф, написанный на доске:

Гениальное мастерство всегда останется гениальным мастерством, но сейчас роман неприемлем. Должно будет пройти 50-100 лет.

П.С.Попов



Ход урока:

I. Слово учителя.

Мы начинаем изучение романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», работа над которым продолжалась 12 лет, с 1928 по 1940 год. Произведение, как утверждает исследователь творчества Булгакова Лидия Яновская1, имеет шесть редакций. Писатель приступил к созданию «романа о дьяволе» в расцвете своего мастерства и сатирических возможностей.

В первой редакции романа не было мастера и Маргариты, но рассказ о Пилате и Иешуа включён в сцену на Патриарших. Замысел «романа о дьяволе» был связан с феноменом 20-х годов XX века: крушением в России религии как целого пласта культурной, нравственной жизни, разрушением и осквернением церквей. В январе 1925 года Булгаков писал в дневнике: «…Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника…Этому преступлению нет цены». В первой редакции Воланд выступал в привычном облике искусителя и провокатора. И всё же рукопись первой редакции романа была сожжена автором, а вторая редакция создавалась в 1932-1934 годах.

Здесь Воланд - уже не дьявол - искуситель, а Князь тьмы, воплощение могущества и жестокой, нечеловеческой справедливости. Не сразу появилось заглавие романа ( лишь при создании четвёртой редакции романа), первоначальные варианты: «Консультант с копытом», «Великий канцлер», «Сатана», «Чёрный маг», «Шляпа с пером», «Чёрный богослов», «Он явился» и др. Этот факт отражает трансформацию авторского замысла.

В ноябре 1937 года была начата и в 1938 году набело перепечатана последняя редакция романа, получившего окончательное название «Мастер и Маргарита». Редактирование рукописи продолжалось до самой смерти уже по машинописному варианту. В последнее время, когда Булгаков был тяжело болен, правку под диктовку продолжала его жена Елена Сергеевна. В 1939 году были написаны Эпилог и сцена явления Левия Матвея Воланду с решением судьбы мастера. К. М. Симонов был председателем Комиссии по литературному наследию Михаила Булгакова, много сделал для возвращения творчества Булгакова читателю, добился публикации романа «Мастер и Маргарита» сначала в журнале «Москва» в 1966 - 1967 годах с многочисленными цензурными купюрами (в основном пострадали страницы, относящиеся к римской и советской тайной полиции, а также указывающие на сходство древнего и современного мира; ослаблялась роль и нравственная сила «истины» Иешуа), а в 1973 году вышла книга с полным вариантом романа. Путь, который прошёл Булгаков в своей работе над романом, – путь от злободневной сатиры к философии, к общечеловеческим, «вечным» проблемам.

Название романа удивительно гармонично. Булгаков использовал приём анаграммы – повтора некоторых букв в обеих частях названия романа: «Мастер и Маргарита». Первое слово звучит энергично, полновесно благодаря тому, что под ударением – буква «а». Второе – протяжное, менее энергичное, под ударением – «и», что придаёт особую нежность, женственность имени героини. Важна и фонетическая особенность имени Маргариты: звуки «р» и «а» в традиционной цветовой классификации соответствуют красному цвету – цвету страсти, обладающему жизнетворящей и в то же время трагической символикой. В имени героя эти звуки единичны. Таким образом, в заглавии романа писатель подчёркивает «родство» имён, характеров и судеб своих героев.

В романе, помимо темы любви и творчества, центральной является и проблема добра и зла. Это побудило автора предпослать тексту эпиграф, который заявляет ещё одну тему романа и ещё одного центрального героя – Воланда. О смысле эпиграфа речь пойдёт на последнем уроке.

II. Далее учитель продолжает свой рассказ о романе, включая вопросы для учащихся, которым было дано к этому уроку два задания:

а) прочитать стр.72-74,387,388,392 учебника «Русская литература ХХ века» под редакцией В.П. Журавлёва.

б) прочитать или перечитать роман полностью.

Вопрос учащимся:



  • Булгакову удалось раздвинуть границы жанра и создать уникальное произведение, соединяющее различные тематические и идейные пласты. Что можно сказать о жанровом своеобразии романа «Мастер и Маргарита»?

Учащиеся отметят жанровое разнообразие романа: перед читателем по тематике – фантастический, исторический и любовный роман, по идейному замыслу – философский и сатирический одновременно. Но это не делает роман «пёстрым», распадающимся на отдельные пласты (современность, историческое прошлое, нереальный мир). Все миры, герои и сюжетные линии органично взаимосвязаны и выражают основную авторскую идею о нравственной основе в существовании любого человеческого общества.

Учитель дополнит ответы учащихся: роман строится как совмещение трагедии и комедии. Тонкая ирония ершалаимских глав превращается в московских главах в откровенный фарс, хотя история мастера и Маргариты сохраняет драматизм и напряжение сложной психологической жизни людей, не принадлежащих к циничному, лицемерному и лживому обществу советских обывателей. Традиционным стало определение жанра романа как мениппеи, к которой принадлежит, например, роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В мениппее под смеховой маской скрывается серьёзное философское содержание. «Мастер и Маргарита», как и любая мениппея, – это двуплановый роман, в нём совмещаются полярные начала: философское и сатирическое, трагическое и фарсовое, фантастическое и реалистическое – и образуют органичное единство.

Вопрос учащимся:

- Что такое композиция художественного произведения? Каковы особенности композиции романа «Мастер и Маргарита».

Учащиеся вспомнят, что композицией называется построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов произведений. Они скажут, что в романе соединяются, переплетаются, с нарушением хронологической последовательности, три мира:

а) реалистический мир – рассказ о событиях в Москве 30-х годов ХХ века; действие здесь стремительно развивается и охватывает временной промежуток четырёх дней.

б) ершалаимский мир – рассказ о событиях в Ершалаиме; события здесь развиваются в течение суток.

в) потусторонний (нереальный) мир – бал у сатаны; здесь время остановилось, полночь длится вечно.

Все три мира связаны авторской идеей и героями. Учитель поможет увидеть учащимся эту взаимосвязь: мастер пишет роман о Пилате и Иешуа («роман в романе»), сжигает его, провоцируя появление Воланда в Москве. Сатана обличает пороки общества людей, не живущих по законам добра и справедливости, и начинает рассказ о Пилате, подтверждая правильность написанного мастером. Иешуа просит Воланда наградить мастера заслуженным «покоем», прекратить его земной путь, освободив от грешного людского общества. Несмотря на то, что сатирический пласт занимает в романе большее количество глав (17), он не является основным. Главная авторская идея связана с образами Пилата и Иешуа, мастера и Маргариты и раскрывается в ершалаимских главах и главах, посвящённых жизни мастера и его возлюбленной. Соединяются две основные сюжетные линии в главе 32 «Прощение и вечный приют».

Вопрос учащимся:


  • Что такое сюжет? Можно ли говорить о многосюжетности романа «Мастер и Маргарита»?

Основываясь на материал учебника и знание содержания романа, учащиеся ответят, что сюжет – это система событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев, что сюжет романа Булгакова фантастичен и реалистичен одновременно. Бесспорно, роман «Мастер и Маргарита» – многосюжетный роман, в котором фантастика причудливым образом переплетается с реалиями жизни советской Москвы 30-х годов ХХ века. В ней появляется сатана (Воланд) со своей свитой, которая учиняет в ней разгром и неразбериху. Реалистический сюжет о жизни и любви мастера и Маргариты фантастически завершается в финале романа, когда герои, прекратив свой земной путь, встречаются с Пилатом, героем романа мастера (третий, исторический сюжет в романе Булгакова). Следует также отметить (если об этом не скажут учащиеся), что сюжетная линия мастера и Маргариты носит автобиографический характер.

Задание учащимся:



- Назвать главных и второстепенных героев романа.

С этим заданием ученики справятся без затруднений: главные герои – мастер и Маргарита, Иешуа и Пилат, Воланд. Второстепенные: деятели литературы и искусства, обыватели – в Москве; Левий Матвей, Иуда, Афраний, Каифа – в Ершалаиме, свита Воланда – в нереальном мире.

Учитель расширит понятие учащихся о системе образов в романе. Представители различных миров формируют триады, диаду, есть в романе и монада. Всего в романе 510 персонажей. Когда учитель расскажет о первой триаде, учащимся, бесспорно, будет интересно построить все остальные и объяснить принцип группировки персонажей в триады.


  1. Пилат – Воланд – Стравинский (власть)

  2. Афраний – Коровьев – Фагот – врач Фёдор Васильевич (помощники – подручные)

  3. Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович (палачи и убийцы)

  4. Банга – Бегемот – Тузбубён (животные в романе)

  5. Низа – Гелла – Наташа (женские образы уровня помощников – слуг)

  6. Каифа – Берлиоз – сиреневый гражданин в Торгсине (обманщики, уничтожающие веру и справедливость).

  7. Иуда – барон Майгель – Алоизий Могарыч (предатели)

  8. Левий Матвей – Иван Бездомный – Рюхин (ученики)

Учитель предлагает учащимся найти героев, образующих диаду и единственную монаду. Это задание учащиеся выполнят легко, так как речь идет о диаде Иешуа – мастер и монаде Маргарита.

Таким образом, подводит итог учитель, группировка персонажей связана с композицией и сюжетными линиями романа. Герои являются своеобразными моделями человеческого поведения, повторяющегося в веках, и сопоставление сюжетов и персонажей «древних» и «современных» глав может служить ключом к прочтению романа.

«Зеркальное» отображение героев разных пластов романа служит раскрытию основной авторской идеи о всесилии власти добра и неизбежности наказания зла.

Задание учащимся:



-Определить тематику и основную идею романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учащиеся скажут, что роман Булгакова о вере, спасающей человека, и безверии, губящем его, убивающем творческий дар. Это роман о добре и зле, их вечной, непримиримой борьбе, о смысле человеческой жизни, её ценностях, творчестве, об ответственности человека за свои деяния, о преступлении и неизбежности возмездия за него, о спасительной силе любви.

Сформулировать основную идею романа поможет учащимся учитель: Булгаков, продолжая традиции писателей ХIX века, утверждает, что в основе любого общества должны лежать не материальные, классовые, политические, а нравственные основы. Это добро, любовь, милосердие, вера. С этими категориями связаны в романе образы мастера, Маргариты, Иешуа, Ивана Бездомного, Левия Матвея, Воланда и Пилата.

В финале урока учащиеся зачитывают тезисы лекции учителя:

1) История создания булгаковского романа отображает трансформацию авторского замысла и свидетельствует о самокритичности и высокой требовательности, осознания ответственности писателя за свой труд перед потомками.

2) Булгаков создал уникальное по жанру произведение: по тематике – фантастический и любовный, по идее - философский и сатирический роман – мениппею.

3) В основе композиции романа – причудливое переплетение трех миров, соединенных общностью героев и авторской идеи.

4) «Мастер и Маргарита» – многосюжетный автобиографический роман, с сочетанием фантастики, экскурсов в историю и реалий ХХ века.

5) В романе прослеживается чёткое деление героев, своеобразная иерархия, выстроенная в соответствии с авторским замыслом.

6) Произведение имеет широкую тематику, в основе которой – вечные нравственные ценности, их незыблемость как основа существования общества (идея).


III. Домашнее задание к уроку в форме групповой работы по сатирическим главам романа.

1. Перечитать главы 1,3-12,14,15,17,18,27,28,Эпилог.

2. Систематизировать указанные главы и героев по темам:

а) литературный мир Москвы;

б) мир искусства;

в) советская бюрократия;

г) московские обыватели;

д) Воланд и его свита.

3. Подобрать необходимые цитаты для анализа содержания указанных глав.

4. Повторить определение понятий: сатира, гротеск (с.386 учебника), фантастика.



Перспективное задание:

1.Материал лекции знать к зачётному уроку.

2.Ответить письменно на вопрос: «Почему друг и первый биограф Булгакова П.С.Попов, считая роман «Мастер и Маргарита» гениальным, был уверен в том, что по достоинству произведение будет оценено через 50-100 лет?»

Приложение № 2

  1   2   3   4   5

  • Глава 1 Зачетная система преподавания литературы в гуманитарных классах старшей школы.
  • Глава 2 Вхождение в роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Глава 3 «За мной, мой читатель...»
  • Глава 4 «...каждому будет дано по его вере.»
  • УРОК ПЕРВЫЙ История создания, жанр и особенности композиции романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сюжет и герои произведения.
  • Ход урока: I . Слово учителя.
  • Булгакову удалось раздвинуть границы жанра и создать уникальное произведение, соединяющее различные тематические и идейные пласты. Что можно сказать о жанровом своеобразии романа «Мастер и Маргарита»
  • - Что такое композиция художественного произведения Каковы особенности композиции романа «Мастер и Маргарита».
  • Что такое сюжет Можно ли говорить о многосюжетности романа «Мастер и Маргарита»
  • - Назвать главных и второстепенных героев романа.
  • -Определить тематику и основную идею романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
  • III. Домашнее задание к уроку в форме групповой работы по сатирическим главам романа.