Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Уроки выбора профессии




страница1/8
Дата07.07.2017
Размер0.81 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8
Галина РЕЗАПКИНА


УРОКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ


Для того чтобы
никто не ошибался
в выборе профессии,
которая больше всего подходит
к его природному дарованию,
государю следовало бы
выделить уполномоченных людей
великого ума и знания,
которые открыли бы
у каждого его дарование.


Хуан Уарте,
испанский ученый (1575)

Проблемы профессионализма находятся в центре внимания физиологов, социологов, философов, психологов, юристов, врачей... Привычными стали сообщения о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов — лечащим врачам, потребители — производителям недоброкачественных лекарств и продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга, рушатся дома. Причина большинства техногенных катастроф — халатность и недостаток профессионализма.

Внимание к человеческим ресурсам возрастает, когда исчерпаны ресурсы технические или возникают новые факторы производства и общественного развития. В настоящее время ситуация на рынке труда России характеризуется катастрофическим разрывом между спросом и предложением. Работодатель ищет высококвалифицированных работников, владеющих несколькими специальностями и сочетающих профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой работы. Однако квалификация большинства людей, предлагающих свои услуги, не соответствует этим требованиям, в то время как их амбиции, уровень притязаний неоправданно высоки, особенно у молодых специалистов.

В ближайшие десять лет демографы предсказывают резкое уменьшение числа трудоспособного населения. Наша смена учится сейчас в начальной школе. Их меньше, потому что они родились в условиях экономической неопределенности и нестабильности. Многие из них отстают в физическом и умственном развитии. Более половины выпускников покидают школу, не только не имея обоснованного профессионального плана, но даже смутно не представляя, кем будут работать. Число выпускников школы приближается к числу абитуриентов. Между тем большинство выпускников вузов не работают по специальности — одни из-за того, что не могут найти работу, другие из-за того, что разочаровались в профессии, выбранной из соображений престижа или «за компанию». Отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров — вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь.

Если пятнадцать лет назад обеспокоенность вызывало то, что только 25% выпускников выбирали профессию под влиянием школы, то сегодня по степени влияния на выбор профессии школа занимает последнее место, что закономерно. Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, необходимо использовать все возможности школьного образования.

В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача школы — воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. При ее решении необходимо учитывать трудности, возникающие у школьников в процессе профессионального самоопределения (cм. таблицу на с. 6. по: Н.П.Анисимова, И.В.Кузнецова. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. Ярославль, 2000).

Что в школе реально делается для решения этой глобальной задачи? Вопрос скорее риторический.

Работа по профессиональному самоопределению предполагает развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, мотивации.

Преобладающие в отечественном образовании репродуктивные способы представления информации непригодны для целей самоопределения личности. Стиль межличностного взаимодействия между учителем и учеником тоже не всегда располагает к доверительному общению.

Учитывая, что государственная система профориентации находится на грани ликвидации, а система профильного обучения — на стадии эксперимента, нужны дополнительные психолого-педагогические средства, направленные на то, чтобы кроме знаний и умений учащиеся в школе могли приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений в условиях выбора.

Профильное обучение — тот участок работы, где психолог может проявить себя во всем блеске: тут и профдиагностика, и формирование реалистичных представлений о себе, и очевидный для всех результат — объективный отбор в профильные классы, и психологическое сопровождение предпрофильной подготовки. Но роль психолога в профильном обучении пока что-то слабо просматривается. Одна из причин этой пассивности — слабое инструментальное и методическое обеспечение.

Благодаря практической работе в государственной системе профориентации молодежи мне удалось изучить, проверить и оценить десятки отечественных и зарубежных методик и программ профессионального самоопределения. Одни из них применялись с большим, другие — с меньшим успехом. Встречались среди них и такие, что вызывали чувство неловкости перед детьми. По моему убеждению, даже лучшие из этих методик нельзя сейчас использовать в прежнем виде — мир и наши дети меняются стремительно. Перед практической психологией стоит, как сейчас принято говорить, вызов: как минимум предложить действующую модель психолого-педагогической диагностики профессиональных интересов, способностей и склонностей, как максимум — их формирование.

Не замахиваясь на решение этих задач, предлагаю вниманию психологов цикл занятий, направленных на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистичного самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных слуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

Все методики и упражнения являются авторскими разработками или модификациями существующих, адаптированных к требованиям предпрофильной подготовки. Эти двенадцать занятий являются ключевыми темами программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии», недавно вышедшей в издательстве «Генезис». Выражаю признательность Галине Ивановне Патяко, директору МОУ «Лицей», в котором создавалась и апробировалась эта программа, а также моим ученикам, которые были для меня главными помощниками и критиками.

Занятия рекомендуется проводить во втором полугодии восьмого и первом полугодии девятого класса, чтобы сохранить их внутреннее единство и логику подачи материала. Полученные данные можно учитывать при комплектовании профильных классов.


Типичные трудности

Решаемые задачи

Отсутствие, неполнота или недостоверность информации о ситуации выбора.
Неумение систематизировать и использовать имеющуюся информацию.
Недостаточное знание требований рынка труда и конкретных профессий.

Формирование способности к анализу рынка труда и профессий.
Освоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессия, вид деятельности, конкуренция).
Анализ рынка образовательных услуг; систематизация источников и способов получения информации о рынке труда; изучение требований к работнику.

Недостаточное знание самого себя; заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний.
Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
Отсутствие мотивации к труду.

Формирование способности к самопознанию.
Повышение самооценки, формирование реалистичного уровня притязаний.
Заполнение рабочей тетради или индивидуальной карты школьника на основе диагностики и самодиагностики.

Социальная незрелость.
Отсутствие жизненных ценностей высшего порядка.

Активизация социальной позиции.
Формирование жизненных ценностей высшего порядка.

Несформированность навыков принятия решения, планирования карьеры.
Отсутствие навыков самостоятельной работы.

Выработка навыков принятия решения: выбора профессии и путей ее получения, сдачи экзаменов, трудоустройства.

Неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач.

Психологическая поддержка; создание ситуации успеха; активизация ресурсов для достижения цели; выработка запасных вариантов.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

8 класс

1. Самооценка и уровень притязаний


2. Чувства и эмоции
3. Темперамент и профессия
4. Профессия и здоровье
5. Интересы и склонности в выборе профессии
6. Формула профессии

9 класс

1. Стратегия выбора профессии


2. Способности и профессиональная пригодность
3. Ошибки в выборе профессии
4. Современный рынок труда
5. Пути получения профессии
6. Навыки самопрезентации


Каталог: PROF
PROF -> Произведения об Антоне Павловиче Чехове и его творчестве ббк 83. 3Р1 а 187 Авдеев, М. В
PROF -> Духовно-нравственного становления человека
PROF -> Рабочая программа дисциплины Основы социологии Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий
PROF -> И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова
PROF -> Ирина медведева, Татьяна шишова
PROF -> Аналитическая справка о деятельности библиотек Кемеровской области по эстетическому воспитанию детей и молодежи за 2011 г
PROF -> Ш 51 Священник Евгений Шестун
PROF -> Приказано не рожать. Демографическая война против России
PROF -> Сведения о цбс
PROF -> Как мы живем: теряем и находим, Печалимся и радуемся вновь
  1   2   3   4   5   6   7   8