Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Уроки развития речи с использованием музыки в 5 -7-х классах




Скачать 370.8 Kb.
Дата06.07.2017
Размер370.8 Kb.
ТипУрок
Капинус Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы

муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 75 г. Ярославля



Уроки развития речи с использованием музыки в 5 -7-х классах
Пояснительная записка
Невозможно представить себе нашу жизнь без музыки. Музыка развивает эмоциональную сферу, ассоциативно-образное мышление человека, способность к сопереживанию, дает толчок к работе творческого воображения. Учителя-словесники стремятся использовать музыку на уроках литературы и развития речи. Музыка звучит как эмоциональный фон урока, углубляет первоначальное восприятие учениками художественного текста, облегчает языковую подготовку к сочинениям. Музыкальное произведение на уроках развития речи, становится предметом речи, высказывания на музыкальные темы.

Главная цель всех уроков с использованием музыки, проведенных нами в 5-7 классах, — обучение высказыванию о музыке.

Задача учителя – сформировать основные коммуникативные и музыкально-коммуникативные умения

Обращение к произведениям музыки на уроках развития речи обусловлено спецификой МОУ СОШ № 75, имеющей эстетическое направление.

Преподавание музыки в школе ведется по авторской программе Заслуженного учителя России Казьянской О.И. Программа курса дает возможность учителю систематически знакомить учеников с музыкальным искусством, предполагает задания на всесторонний анализ и зрительное представление музыкального произведения. Использование музыкальных произведений как предмета речи на уроках развития речи углубляет восприятие музыки, понимание ее особенностей, формирует музыкальное мышление. Усилия учителей музыки и русского языка для создания условий обучения высказыванию о музыке объединяются.

Выстраивая свою систему работы над сочинениями с использованием музыки в 5-7-х классах, мы учитываем:

- возрастные особенности детей;

- сформированность основных речевых умений;

- основные положения программы по развитию речи в 5-7-х классах;

- методические рекомендации программы «Обучение высказыванию о музыке» Г.Б.Вершининой.



Принципы работы:

- поэтапный характер;

- сочетание рассредоточенного и сосредоточенного вариантов подготовки к сочинениям;

- актуализация межпредметных связей;



Новизна работы заключается в следующем:

- разработка системы уроков с использованием музыки;

- использование при подготовке к сочинению памятки «Как описывать музыкальное произведение»;

- применение при обучении высказыванию о музыке принципа собирания материалов не только по микротемам, но и в соответствии плану;

- направленность на всесторонний анализ музыкального произведения (от сочинения-описания по музыкальным впечатлениям к сочинению-характеристике музыкального произведения)

Все уроки образуют систему, которая представляется разветвленной, разнообразной, вмещает в себя несколько этапов и направлений.



Направления работы:

  1. Поурочно-рассредоточенная подготовка, включающая:

- организацию самостоятельных наблюдений учеников над поэтическими предметами речи (снежинки, подснежник, лебедь) и подготовку к написанию сочинений-миниатюр;

- тренировочные упражнения, направленные на обогащение речи учащихся тропами, эмоционально-оценочной лексикой;

- комплексный анализ текстов-образцов;

- закрепление ведущих музыкальных понятий и терминов (составление словарика-минимума), необходимых для создания высказывания о музыке.

2) Специальные уроки развития речи, направленные на обучение сочинениям о музыке разных видов и жанров, изложениям текстов о музыке, диктантам с изменением текстов.

3) Сочетание и взаимосвязь классной и внеурочной работы (кружковые занятия, выступления учеников с лучшими сочинениями по музыкальным впечатлениям на праздниках «Вдохновение», открытых заседаниях секции учителей русского языка, на родительских собраниях.)

Все уроки объединены темой любви к природе, к прекрасному в 2 цикла:

5-7 класс «Мир красоты природы, отраженный в музыке»,

8-9 класс «Мир души человека, отраженный в музыке».

В качестве музыкального источника речи выбраны пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года» и Сен-Санса «Лебедь», которые отличаются ясностью, искренностью, проникновенным лиризмом, выразительностью мелодии.

В рамках каждого класса материал организуется по типам речи или жанрам:

в 5 классе в центре внимания находятся повествование (музыкальная сказка «О чем рассказала снежинка») и описание поэтического предмета в музыке (образы неживых предметов – снежинок и подснежника);

в 6 классеописание природы и дается понятие о жанрах лирической миниатюры, эссе и отзыва;

в 7 классе расширяется представление о строении текстов смешанного типа (описание с элементами рассуждения)

Во всех классах ведется работа над высказыванием в художественном стиле.

Наша система работы, включающая анализ-характеристику музыкальных произведений, носит экспериментальный, рекомендательный характер, ведет учеников по трудному, увлекательному пути в мир музыки, который начинается с обучения вслушиванию в музыку, с фантазирования под музыку, с передачи музыкальных впечатлений, а затем к формированию навыка тонкого анализа произведений на основе имеющегося опыта.


Примерное планирование уроков


Класс

Тема

Количество часов

Содержание урока

1 цикл «Мир природы, отраженный в музыке»

5

1)Фантазирование под музыку В.А.Моцарта «Маленькая ночная серенада»

2)Образ поэтического предмета в музыке

3)О чем рассказала снежинка?

4)Как описывать музыкальное произведение

5)Изложение текста-описания пьесы П.И.Чайковского «Январь. У камелька»

6)Музыкальный «портрет» цветка



1
2

1

1


2

2



Проведение констатирующего эксперимента, выявляющего уровень восприятия учениками музыки

Обучающее сочинение-описание снежинок под музыку К.Дебюсси «Снег танцует»(1 вариант) Сочинение – фантазия по пьесе К. Дебюсси «Снег танцует»(2 вариант)

Сочинение-повествование(обучение сочинению-сказке)под музыку М.Таривердиева «Вечерний город»

Знакомство с памяткой «Как описывать музыкальное произведение», анализ текстов-образцов описания музыки

Обучающее изложение текста Г.Я.Левашовой о пьесе П.И. Чайковского

Обучающее сочинение-описание характера пьесы П.И.Чайковского

«Апрель. Подснежник»


6

1)Лирическая миниатюра, эссе, отзыв – жанры школьных сочинений
2)Осень в жизни человека и природы в музыке П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (Времена года в музыке)

1

2


Знакомство с особенностями жанров сочинений, анализ высказываний о музыке в данных жанрах

Сочинение - описание природы с элементами рассуждения в жанре лирической миниатюры, эссе, отзыва



7

Мир красоты, отраженный в пьесе Сен-Санса «Лебедь»

2

Сочинение-описание природы с элементами рассуждения (Сочинение-характеристика музыкального произведения)

2 цикл «Мир человеческой души, отраженный в музыке»

8

Музыкальный «портрет» человека

Настроение и состояние человека, отраженное в музыке



2

Сочинение-описание состояния человека в произведениях Ф.Шопена («Революционный этюд», «Ноктюрны»)

Понятие о стиле в музыке

Романтизм в музыке и литературе


9

Рецензия на произведение Л.В.Бетховена «Лунная соната»(Симфония №5, 1 часть)

2

Сочинение-рецензия

Углубление понятия о романтизме в музыке




Урок подготовки к сочинению по музыкальным впечатлениям о произведении В.А.Моцарта «Маленькая ночная серенада»
Цель: проведение констатирующего эксперимента, выявляющего уровень восприятия музыки учениками 5 класса, продолжение работы над формированием умения вслушиваться в музыку и выражать свое впечатление в слове, начатую учителями музыки в 1- 4 классах.

Ход урока:

1) Вступительное слово о Моцарте (Маленькая сказка о Моцарте)

Жил на свете композитор. Современники называли его «чудом 18 века». О гениальности его ходили легенды.

Маленький город Зальцбург. Этот музыкальный городок, жители которого любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах, стал родиной великого Моцарта. Необычайная одаренность мальчика проявилась рано. В 3 года его трудно было оторвать от инструмента: нажимая клавиши, он долго, внимательно вслушивался, шумно радуясь, когда находил понравившиеся созвучия; потом стал подбирать мотивы знакомых песенок. В 5 лет отец решил начать занятия с сыном, но для Вольфганга, казалось, не было трудностей – врожденная беглость пальцев позволяла справляться со сложными вещами. В 6 лет Моцарт виртуозно играл на клавесине, скрипке, органе. Все восхищались чудо-ребенком. Города рукоплескали ему.

Вена…Маленький музыкант играл бесподобно. Зал ожил, затрепетал, словно огромная бабочка. Все говорили, повторяли без конца: «Прелестно! Прелестно!» Так было вечером…А утром на пороге дома появился императорский лакей. Он склонился в поклоне: «Его Императорское Величество жалует вам шпагу и платье принца». Ах, какое прекрасное пробуждение! А потом…Это произошло в Риме. Римский папа больше всего на свете любил бога и музыку. Раз или два в год эта музыка торжественно звучала в папской церкви, а потом драгоценную музыку прятали в золоченую шкатулку. Однажды, гуляя по Риму, маленький Моцарт забрёл в церковь. Был праздник. Торжественно звучала музыка, пел хор. Моцарт помолился Богу, послушал музыку и ушел. На другой день в папском дворце начался переполох: «Пропала музыка! Похитили музыку!» Виновником переполоха оказался маленький Моцарт. Однако он и пальцем не тронул шкатулку. Он просто запомнил эту музыку от начала до конца, записал партитуру по памяти. Ах, как негодовал папа! Но потом простил Моцарта и наградил его орденом «Золотой шпоры», которым награждают только самых знаменитых композиторов…Трудно назвать композитора, путь которого начинался бы так блистательно, слава которого была бы столь шумной! А музыка Моцарта! Ее называют солнечной. Столько в ней воздуха, света, счастья, радости! Музыка Моцарта, выпорхнув из стрельчатых окон, заблудилась в вечернем саду, да так и осталась там, а теперь пришла к нам, навевая прекрасные видения.



2) Подготовка к восприятию произведения

Сегодня на уроке прозвучит прекрасная музыка Моцарта «Маленькая ночная серенада», а вы попробуете передать свои впечатления о ней.

Выяснение значения слова «серенада»

(Оркестровая пьеса, исполнявшаяся вечером на открытом воздухе).

«Маленькая ночная серенада» Моцарта - легкая, изящная, развлекательная музыка. Она написана зрелым Моцартом. С давних пор в Австрии существовала традиция сопровождать празднества концертами, происходившими на открытом воздухе. Музыка эта была рассчитана на широкий круг слушателей. Известный немецкий дирижер писал: «Маленькая ночная серенада» Моцарта чарует нас глубже, чем самые восхитительные стихи, в которых передавалась бы романтика праздника».

-Что это значит – выразить свои впечатления? (Выразить свои чувства, переживания.)

-Представьте картины, навеянные музыкой, передайте свое отношение к музыке.
3) Знакомство со схемой-планом

-Чтобы вам легче было выстраивать сочинение, я предлагаю вам план-вопросник. Он поможет нарисовать музыкальные образы- картины, выразить музыкальные впечатления.



План

1.Какое чувство возникает у вас, когда вы слушаете музыку?

2.Какая звучит мелодия? Подберите яркие определения-прилагательные.

3.Что вы представляете, слушая музыку? Опишите воображаемые картины.

4.Понравилась ли вам «Маленькая ночная серенада»?
4) Языковая подготовка.

Примерные варианты начала сочинений дает учитель (на доске - образец):

Звуки музыки Моцарта…Как они прекрасны!

Я слушаю музыку Моцарта и представляю…

Зазвучала Маленькая ночная серенада»Моцарта…Когда я слушаю музыку Моцарта, моя душа устремляется ввысь…Дивная музыка Моцарта!..

5) Уточнение задачи сочинения.

-Итак, вам предстоит внимательно вслушаться в музыку, пофантазировать, о чем она рассказывает, описать возникшие в воображении картины эмоционально, поэтично.



6) Слушание музыки и написание сочинения-миниатюры.

Образцы сочинений учеников
Я слушаю музыку Моцарта…Мне представляется большой воздушный замок. В нем идет королевский бал! Горят свечи, вокруг все блистает, светится. Кавалеры в роскошных костюмах приглашают дам на танец. На балконе оркестр играет прекрасные мелодии. Замок гремит от громких звуков музыки.

А вокруг замка все торжественно. В прозрачной вышине блистают звезды, птицы распевают песни. Деревья кажутся рыцарями-великанами. (Седов Д.,5 В класс)


Я слушаю музыку Моцарта…В этой музыке столько легкости и нежности! Столько торжественности! Музыка такая воздушная, что кажется: в порыве вдохновения ты становишься легким и поднимаешься ввысь. Я представляю прекрасный сад, в котором много диковинных цветов. В их чашечках – капли росы. Капли такие чистые, как слеза. Хочется выпить эти росинки, но тогда исчезнет красота. Пусть никогда не кончается эта музыка! (Морозова А., 5 В класс)
Подготовка к сочинению-описанию впечатлений о музыке К.Дебюсси

«Снег танцует» (Сочинение-фантазия).
Цель урока: подготовка учеников к сочинению по музыкальным впечатлениям, в котором не только описывается поэтический предмет, но и характеризуется настроение пьесы, мелодия.

Образовательная цель: выработать умение строить текст-описание снежинок, передать в сочинении музыкальные впечатления, дать эмоционально-эстетическую оценку музыки.

Воспитательная цель: развить чувство прекрасного, творческое воображение Развивающая цель: формировать умение описывать музыку, используя эмоционально- экспрессивную лексику; формировать умения слушать музыку, понимать ее характер;

Ход урока:

1) Вступительное слово учителя.

2) Постановка цели урока

В своих сочинениях-миниатюрах вы ярко описывали снежинки, их цвет, форму, танец, а сегодня мы попробуем увидеть, как это делается в музыке, вслушаемся в мелодию пьесы К. Дебюсси «Снег танцует», определим ее настроение, характер, движение и пофантазируем под музыку, передадим впечатление о музыке.

Выяснение значения слова «фантазия». Фантазия – это воображение, представление. Фантазировать – значит мечтать, представлять картины, образы, в свободной форме описывать их.

- На какую тему мы будем фантазировать? О чем говорит название пьесы? (Мы будем рисовать зимний пейзаж, легкий полет снежинок)



3) Подготовка к восприятию музыки

Представим себе, что рано утром вы проснулись, а за окном все изменилось: выпал первый снег.

- Какое впечатление вызывает падающий снег?

- Какие снежинки? Как они падают?



Чтение фрагментов сочинений-миниатюр (лучшие работы)

Вечер. Светят фонари. Они ярко освещают белый, искрящийся снег. Снежинки одна за другой плавно приземляются на сверкающий ковер. Одна снежинка похожа на тонкой работы кружево, другая – на порхающую бабочку, третья – на диковинный цветок, и нет ни одной одинаковой. Вот несколько снежинок танцуют в хороводе. Одна снежинка так изящна, великолепна – самая настоящая королева. Снежинка переливается при свете фонарей. Вот она снижается, и я слышу ее шепот: «Как жаль, что кончился наш полет…»

Снежинки летят грациозно, как бы кружась в последнем танце. Каждая кружится по-своему. Вот одна упала мне на пальто. Она вся белая, ажурная, мохнатенькая. Кажется, что ее соткала сама волшебница зима. Снежинка так грустно посмотрела на меня, и мне стало жаль ее. Я осторожно сдунула ее, и снежинка полетела. До свидания, снежинка! Удачи!

- В чем достоинство этих сочинений? В чем их выразительность?

- Можно ли услышать, как падает снег? (очень трудно)

Французский композитор Клод Дебюсси обладал необычайно тонким слухом и удивительным талантом описывать в музыке самые тихие звуки, передавать хрупкие, неуловимые движения. Он очень любил свою дочь Шушу и посвятил ей несколько изящных пьес о природе. Одна из них – «Снег танцует». Вслушаемся в мелодию и попробуем описать свои впечатления о ней.



4) Слушание музыки и беседа о музыкальных впечатлениях

- Какие впечатления вызвала музыка? (Яркие, светлые)

- Какие чувства вы испытали, слушая пьесу? (Легкость, воздушность, нежность)

- Что вы увидели, услышали? (Множество снежинок быстро кружатся в танце, мелькают, искрятся, толпятся в круговороте, тонко позванивают, ветер тихо шепчет, крутит, подгоняет снежинки)

- Расскажите о мелодии. Какая она? Опишите ее темп, силу звука, характер, движение. (Нежная, светлая, звучит тихо, не беспрерывно, плавная, ее движение бесконечно.)



- Как меняется мелодия? Почему? Что вы представили? (В середине темп убыстряется. Это ветер играет со снежинками, поднимается вихрь)

- Что происходит в конце пьесы? (Мелодия замирает, темп замедляется)

- Почему? Что вы представили? Какой образ? (Снежинки одна за другой опускаются на землю. Их танец закончен. Снежинки падают мне на ладонь и тают, прощаются с подругами.)

5) Собирание языкового материала по микротемам

Чувства: радость, восторг, нежность, трепет, ощущение счастья;

Звуки: тонкие, хрустальные, чистые, робкие, прозрачно-нежные;

Мелодия: легкая, воздушная, трепетная, дивная, волшебная, тихая, плавная; беспрерывно течет, замирает.

Движение снежинок: танец грациозный, вальс, полет, головокружительный вихрь;

Ветер: резкий, шаловливый, ласковый, легкий;

Земля: холодная, сиротливая, бесприютная, темнеющая внизу.


  1. - Что хотел выразить композитор музыкой?

Определение главной мысли пьесы.

Запись: «Композитор хотел передать ощущение счастья, красоту снежинок».



  1. Продумывание вариантов начала и заключения сочинения

Я слушаю музыку…

Раздались первые звуки пьесы Дебюсси.

Я представила…

Отзвучала музыка,… Она оставила в душе ощущение…



8)Словарно-орфографическая подготовка

Пьеса Клода Дебюсси «Снег танцует»;

мелодия, образ снежинок, фантазия, впечатление, ощущение, композитор, хоровод, беспрерывно, замирает, характер пьесы, головокружительный.

Подбор синонимов к слову композитор – автор пьесы, К.Дебюсси.



9) Прослушивание музыки и написание сочинения-фантазии на фоне музыки.

Образец сочинения-фантазии

Когда идет снег, все вокруг так сказочно и таинственно. Я люблю смотреть на падающие снежинки. Возникает какое-то чувство легкости. Композитор К.Дебюсси описал танец снежинок в своей пьесе. Наверное, он хотел, чтобы его дочь Шушу увидела волшебный полет снежинок.

Снежинки то кружатся, танцуют под волшебные звуки зимы, то падают на землю от легкого ветерка. Движение танца бесконечно, беспрерывно играет музыка. Снежинки легки и невесомы, как пух. Все они разные: одна похожа на диковинный резной цветок, другая – на тонкую хрустальную звездочку, третья – на маленькую изящную бабочку. Они летят и позванивают, как колокольчики. Снежинки так чудесно танцуют, что хочется вместе с ними закружиться в снежном вихре. В тишине растаяли звуки. Мелодия растворилась и исчезла, но осталась память о прекрасной музыке К.Дебюсси «Снег танцует».

(Мерекин С., 5 А класс)
Подготовка к изложению текста-характеристики музыкального произведения Г.Я.Левашовой «Январь. У камелька»
Цель урока: дать образец описания музыки, в котором описание мелодии и музыкального образа гармонично переплетаются, познакомить с особенностями такого высказывания.

Образовательная цель: подготовить к воспроизведению содержания текста, полно и ярко описывающего музыку, к осмыслению его содержания и структуры.

Оборудование урока: картина Н.Ге «Пушкин в Михайловском», фонохрестоматия «Времена года» П.И.Чайковского.

Ход урока:


  1. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению текста. Текст этот интересен для нас тем, что он представляет собой описание музыки П.И.Чайковского «Январь. У камелька». Он создан автором популярных книг о музыке Г.Я.Левашовой. Ее рассказы о музыке интересны, ярки и увлекательны.

  1. Вступительное слово учителя и подготовка к восприятию текста

«Времена года» - фортепианный цикл П.И.Чайковского, в котором каждая из 12 пьес посвящена определенному месяцу года. Однажды издатель петербургского журнала «Нувеллист» предложил известному композитору написать пьесы для домашнего музицирования. П.И.Чайковский ежемесячно сочинял пьесы, характер которых соответствовал каждому месяцу. Для пьес был подобран эпиграф (из произведений А.С.Пушкина, А.К.Толстого, А.Г.Майкова). Все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыки. Пьесы цикла «Времена года» рисуют картины русского быта, создают лирическое настроение и выражают любовь Чайковского к русской природе. Первая пьеса - «Январь. У камелька».

Выяснение значения слова «Камелек» (небольшой камин).

Выразительное чтение эпиграфа

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И лампа нагорела.

А.С.Пушкин

П.- Попробуйте по названию и эпиграфу определить, какие картины будет рисовать музыка? Что представили вы?

У.-Зимний вечер. За окном вьюга. А в комнате тепло и уютно: потрескивают дрова в камине, колеблются неясные тени. Все таинственно и загадочно. Тихо звучит рассказ няни.

П.-Приходят на память строчки другого стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».
Чтение учеником стихотворения «Зимний вечер».

П.-На картине Н.Ге как раз и изображен один из незабываемых зимних вечеров, проведенных опальным поэтом с няней в Михайловском.

А вот как представил картину зимнего вечера в музыке композитор.

3) Слушание музыки «Январь. У камелька».

- Какое настроение создает музыка. (Мечтательное, задумчивое)

- Попробуйте доказать, что эпиграф соответствует характеру музыки. (В стихотворении передана мирная атмосфера надвигающегося вечера, и в музыке слышится неторопливая, задушевная мелодия)

Описывать музыку нелегко. Вот как описала пьесу П.И. Чайковского Г.Я.Левашова.

Ваша задача – вслушаться в текст, попробовать его подробно воспроизвести, сохранив авторские особенности.

(Текст распечатан для каждого ученика)



4) Выразительное чтение текста

Музыка «Января» вначале – спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чем-то, а может быть, человек сидит у затухающего камина и мечтает? Мягко, нежно звучит мелодия, звуки плавно переходят один в другой.

Но вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно. Все время повторяется тихая жалоба. В музыке слышится тревога. Что же нарушило уютный покой? Может быть, это бабушка в сумерках рассказывает внукам сказку, и в ней говориться о трудных испытаниях, бедах? И у нас возникает ощущение тревоги

Тлеют угли в камине. Затихает, успокаивается музыка. Улеглась тревога в душе. Снова звучит неторопливая, нежная мелодия. Она чуть изменилась, как будто в душе остался след от пережитой тревоги. Сгустились сумерки. Наступила ночь.



5) Беседа по содержанию и структуре текста

(составление плана и рабочих материалов)

- Определите тему. (Этот текст о пьесе Чайковского «Январь», о движении мелодии).

- Что описывает автор? (Мелодию, музыкальные образы, которые она создает).

- Определите идею. (Автор хочет передать восхищение красотой музыки).

- Определите стиль. (Художественный, употреблены яркие слова, выражения, эпитеты и сравнения: «нежная мелодия, уютный покой, мелодия звучит, как голос»).

- Сколько частей в тексте, почему? (3 части, в музыке тоже 3 части).

-Перечитайте 1часть, подберите заголовок. (Спокойная мелодия.)

-Как характеризуется мелодия вначале? Как она звучит?

-Что представляет автор, слушая мелодию? Какие образы? (Человек сидит у камина и мечтает.)

-Какие наречия передают звучание мелодии, ее движение? (Мягко, нежно, плавно.)

-Какова роль вводных слов «похоже, может быть», вопросительного предложения? (Автор никому не хочет навязать свое видение музыки, оно индивидуально. Музыкальные картины только предполагаются.)

Устный пересказ 1 части.

Чтение 2 части, анализ содержания

-Подберите заголовок. (Рассказ бабушки.)

-Почему эта часть начинается с союза «но»? (Мелодия изменилась.)

-Как изменилась мелодия? Какие слова передают изменение мелодии? (Встревоженно, таинственно, тревога, жалоба.)

- Как автор объясняет изменение в мелодии? Что мысленно представляет? (Бабушка рассказывает внукам сказку).

- Какую сказку рассказывает бабушка? (В ней говорится о препятствиях, которые преодолевают герои).

Устный пересказ 2 части

Чтение 3 части, анализ содержания

- Подберите заголовок. (Улеглась тревога в душе).

- Почему исчезла тревога? (Музыка затихает).

- Как описана мелодия? Найдите глаголы, передающие ее движение. (Затихает, успокаивается)

- Найдите эпитет. Что он передает? (Эпитет «нежная» передает красоту мелодии.)

- Чем отличается мелодия 3 части от мелодии 1 части? (Она чуть изменилась, так как остался след от пережитого)

- Как вы думаете, почему нарушен в предложениях порядок слов, сказуемое стоит перед подлежащим? Найдите такие примеры.

Такой прием называется инверсией, он служит для усиления выразительности текста.

- Какие картины представил автор в конце пьесы? (Сумерки сгущаются. Ночь).

Устный пересказ.



6) Уточнение задачи изложения

Вы видите, что в тексте художественного стиля о музыке ярко описаны мелодии и картины, которые возникают в воображении слушателя. Текст эмоционален, насыщен красивыми определениями, вопросительными и восклицательными предложениями, вводными словами. Сохраните особенности авторского текста в вашем изложении.



7) Словарно-орфографическая подготовка

Музыка «Января», затухающий камин, рассказывает о чем-то, встревоженно и таинственно, что же нарушило покой, ощущение, как будто сгустились.

- Найдите предложения с однородными членами, вводными словами, объясните знаки препинания.

- Найдите предложения, соответствующие схемам, объясните знаки.

[— =], и [=]; [— =], (как будто = —)


  1. Повторное чтение текста, написание изложения.



Подготовка к сочинению-описанию пьесы П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник»
Цель урока: подготовить учеников к сочинению-описанию характера пьесы П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник ».

Образовательные цели: выработать умение строить высказывание о музыке, в котором не только передаются музыкальные впечатления, но и ярко характеризуется мелодия, музыкальные образы.

Воспитательные цели: развить чувство прекрасного, чувство любви к природе, пробудить творческое воображение учеников

Развивающие цели: развить умение понимать и осмысливать музыку, умение собирать и систематизировать материал в соответствии с планом; обогатить речь учеников эмоционально-

оценочной лексикой.

Оборудование урока: рисунки учеников «Весна. Подснежник»;запись фонохрестоматии пьесы П.И .Чайковского



Ход урока

1) Вступительное слово учителя

(На фоне музыки П.И.Чайковского «Май. Белые ночи».

Вот и началась та чудная пора, когда природа начинает жить молодой, торопливой жизнью. Весна…Звенят ручьи, галдят птицы, тает последний снег. Лес - в зеленой дымке. На полянах точно кто-то проснулся, смотрит голубыми глазами. Это расцвели подснежники. Смоляно пахнут ели, и от множества запахов кружится голова. Все согрето дыханием весны, все поет, любит, живет. В такие дни русский композитор П.И.Чайковский, вернувшись после прогулки по весеннему лесу, очарованный красотой пробуждающейся природы, писал: «Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своею роскошною силою. Как я люблю, когда потекут потоки тающего снега, и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее. С какой любовью приветствуешь каждую зеленую травку и первые цветы…»

Красота, гармония природы так поражала композитора, что он плакал, не стыдясь слез. Может быть, тогда, в те счастливые минуты единения с природой и родилась одна из самых удивительных, светлых пьес цикла «Времена года» «Апрель. Подснежник».



2)Постановка цели урока

Прекрасная музыка. Она уже звучала на наших уроках, помогала описывать снежинку, а сегодня перед нами необычайно трудная задача - вслушаться в музыку, почувствовать ее, отразить свои впечатления в ярком слове.

Запись темы «Сочинение- описание пьесы П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник».

- Почему трудно описывать музыку? (Нужны воображение и фантазия; чуткой должна быть душа; мир музыки неисчерпаем, язык музыки особый; трудно найти такие слова, чтобы отразить красоту музыки.)



3)Беседа о том, что значит описать музыкальное произведение (с использованием памятки)

(Памятки распечатаны для каждого ученика.)

-Что главное в описании? (Почувствовать мелодию, ее характер, движение.)

О чем рассказывает мелодия? (Мелодия рисует образы, картины)

- Что рождает музыка в душе человека? (Чувства, эмоциональный отклик.)

В мелодии мы попробуем ощутить 3 чуда: настроение, образ, мысль.



4) Знакомство с планом- схемой, в емкой и краткой форме определяющим ход развития музыкальной мысли. На доске нарисован цветок, на лепестках которого слова: «настроение», «образы», «мысль».

-Посмотрите на подснежник (рисунок ученика). Этот цветок, выросший на оживающей земле, прекрасен, как сама музыка. А вот другой подснежник.







На каждом его лепестке я написала волшебные слова. Прочтите их еще раз. Пусть этот подснежник поможет вам почувствовать и описать музыку.

5)Слушание пьесы П.И. Чайковского. Определение главной мысли.

- Что хотел передать композитор?



Запись главной мысли: пробуждение природы весной, восхищение ее красотой.

Анализ эпиграфа к пьесе

Голубенький, чистый Последние слезы

Подснежник- цветок, О горе былом,

А подле – сквозистый И первые грезы

Последний снежок. О счастье былом

(А.Майков)

- Соответствует ли эпиграф теме? (В нем тоже описан подснежник, выражено восхищение автора его красотой.)

- Какие эпитеты передают нежное, трепетное отношение автора к природе? (Чистый, сквозистый.)



6)Составление плана и рабочих материалов.

- Сколько частей в пьесе? (3 части)

- Попробуем вслушаться в каждую часть пьесы и описать музыку.

(Учитель проигрывает на фортепиано 2-ой раз каждую часть пьесы.)



1 часть

- О чем она вам рассказала? (О пробуждении подснежника.)

- Какая музыкальная тема прозвучала? (Тема подснежника)

- Как озаглавим 1 часть? (Мелодия подснежника.)

- Опишите мелодию. Какая она? Подберите эпитеты. (Лучшие записываем в рабочие материалы.)

- Как звучит мелодия? Одинаково? (Сначала робко, потом усиливается.)

- Охарактеризуйте силу звука, темп. Почему мелодия звучит сначала тихо, а потом громче, увереннее?

(Подснежник робко пробивается к солнцу. Он хрупок и беззащитен.)



Образец записи в тетради.

План. Рабочие материалы.

1. Мелодия подснежника. Нежная, светлая; тихо, робко

звучит, нарастает, устремляется

ввысь. Мелодия создает образ…

Я представляю…Я чувствую

светлую радость…

- Мы описали мелодию, ее настроение, движение. - Какой образ создает мелодия? (Образ подснежника.)

- Что вы представили?

Мы с вами уже писали сочинения о подснежнике, в описание музыки 1 части вы можете ввести фрагменты ваших сочинений-миниатюр, где вы ярко описали красоту подснежника.



Чтение лучших фрагментов сочинений учениками.

Подснежник стоит на тоненьком и хрупком стебельке. Кажется, что от малейшего дуновения ветра стебелек сломается и прелестный бутон погибнет. Но это только кажется, на самом деле этот нежный цветок не гибнет даже тогда, когда дуют сильные ветры, он только наклоняется к земле…

Я вижу маленьких продрогших, но не потерявших надежду на солнечную весну подснежники. Они стоят, склонив свои маленькие колокольчики, которые издают нежный, хрустальный звон. Это неповторимая картина. Некоторые из них раскрывают свои удивительные бутоны и смотрят на мир глазами - тычинками…Я стою очарованный красотой весеннего цветка…

Подснежники…Эти цветы неповторимы. Вот один цветок проснулся. Его стебелек гибкий и нежный. Он как будто из светло-зеленого бархата. Бутон цветка белоснежный и маленький. В нем 6 лепестков, расположенных двумя хороводами. Цветок похож на юбочку изящной балерины. Подснежник слушает птиц, греется под лучами солнца. Он скромно и застенчиво смотрит на меня. И я чувствую: весна наступила.

Образец описания музыки 1 части дает учитель.

Пьеса П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник»…Какая светлая и прекрасная музыка! На фоне трепещущих аккордов льется нежная мелодия. Она звучит сначала робко, тихо, потом устремляется ввысь. И я представляю: проталина, и на ней – весеннее чудо- проснулся подснежник. Он неуверенно пробивается сквозь прошлогоднюю листву, тянется к солнцу и теплу его хрупкий зеленый стебелек, и расцветают чудесные прозрачно-голубые лепестки. Подснежник качается от дуновения шаловливого ветра и вызванивает мелодию. На душе становится светло…

- Понравилось ли вам описание музыки?

- В каком стиле дано описание? Какова задача художественного стиля, его особенности?

(Воздействовать на душу читателя, текст эмоциональный, в нем много тропов.)

Попробуйте и вы в сочинении выдержать художественный стиль.

2 часть Слушание музыки и составление плана и рабочих материалов

- Что услышали в мелодии?

- Какой заголовок подберем? (Мелодии весеннего леса.)

- Что изменилось в мелодии? Какие голоса услышали? Что представили?

- Почему мелодия повторяется то в верхнем, то в нижнем регистре?

- Какие чувства охватывают вас?



Образец записи в тетради

План Рабочие материалы

2) Мелодии весеннего леса Звучит быстрее, вплетаются голоса

весеннего леса: капель, щебет

птиц, журчание ручьев, эхо. Много

музыкальных повторов. Я слышу…

Я представляю…Все пробуждается.

Образец описания дает ученик:

…Во второй части пьесы мелодия изменяется. Она более оживленная. Темп быстрый. Я слышу голоса весеннего леса: щебет птиц, журчание серебристых ручьев, тонкий звук капели, перекличку эха. Все дышит, живет, радуется весне. Вся природа расцветает, и маленький подснежник смотрит на этот дивный мир удивленными глазами.

3 часть. Слушание и беседа по содержанию.

-Почему повторяется 1 часть? (Может быть, потому, что подснежник набирает силу, чувствует себя желанным гостем на земле)

-Что хотел выразить этим композитор? Что хотел подчеркнуть? Может быть, нам подскажет 2 часть эпиграфа?

Анализ 2части эпиграфа

-О чем в ней говорится? (О состоянии человека весной.)

-Что происходит с человеком, когда он соприкасается с природой? (Его душа просветляется. Он чувствует радость)

-Какие слова из эпиграфа могут стать заголовком 3 части? ( Грезы о счастье)

-Подберите синоним к слову «грезы» (Мечты.) Наверное, композитор чувствует радость, восхищение. Его душа тянется к солнцу, как подснежник.

Образец записи в тетради:

План Рабочие материалы

3) Грезы о счастье Душа человека расцветает, как

подснежник, раскрывается,

распахивается навстречу весне, солнцу.



7) Заключительное слово учителя.

Душа человека, как и подснежник, раскрывается, распахивается навстречу весне, освобождается ото сна, трепетно тянется навстречу счастью, надеждам, свету. Затихает, успокаивается музыка, в душе - покой, умиротворенность и раздумья. И мир вокруг прекрасен и светел. Снова прозвучит мелодия П.И. Чайковского. Вслушайтесь в нее и пишите о ней так, как подскажет вам ваша душа.



8)Прослушивание мелодии и написание сочинения.

Образец сочинения ученика

Звучит «Апрель» П.И.Чайковского. Мелодия пробуждается, цветет, поднимается в верхний регистр. Пробуждается мелодия…И природа пробуждается, расцветает, живет. Я представляю, как около камня расцветает подснежник, выходит из земли его стройный, зеленый стебелек, неся на себе маленькую белую юбочку. Еще холодно, но подснежник стоит, такой хрупкий и нежный, среди снега. Выглянуло солнце, запели веселые птицы, радостные оттого, что наступила весна и расцвел подснежник, стали набухать почки, снег тает. А подснежник стоит на своем тоненьком стебельке и радуется тому, что на его глазах оживает природа, что он видит этот прекрасный мир с его весенними чудесами!

Душа человека тоже расцветает, видя эти прекрасные картины, наслаждаясь музыкой. И если композитор хотел, чтобы люди, слушая его музыку, понимали ее, то он этого добился.

Но вот мелодия замирает, затихает, замирает, уходит в другой мир, мир музыки. А человек, хоть раз услышавший мелодию «Апреля», запомнит ее навсегда…

(Данилова М. 5 в класс.)



Подготовка к сочинению-характеристике пьесы Сен-Санса «Лебедь»
Тема: Мир красоты, отраженный в музыке.

Цель: закрепить умение строить высказывание о музыке, углубить анализ музыкального образа, мелодии, творческого замысла композитора.

Образовательная цель: развить умение строить высказывание о музыке в сложной композиционной форме (описание музыки с элементами рассуждения)

Воспитательные цели: вызвать восхищение красотой музыки; развить чувство прекрасного, художественный вкус; сформировать осознанное отношение к музыке, выразившееся в творческой деятельности – написании сочинения.

Развивающие цели: обобщить накопленный опыт написания сочинений о музыке; углубить умение собирать и систематизировать материал в соответствии с планом; развить умение использовать эмоционально - экспрессивные средства языка; расширить употребление в речи музыкальной терминологии.



Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Прекрасное в жизни человека, в природе, в душе. Светлое, высокое, чистое и вечное. Оно спасает нас от будничной суеты, возвышает, наполняет нашу жизнь особым смыслом. «Красота спасает мир…» Это удивительно мудрые слова Ф.М.Достоевского о великом значении прекрасного в жизни; Человек стал человеком, когда прикоснулся душой к красоте мира и увидел: маленький хрупкий подснежник на оттаявшей земле; бесконечную цепь облаков; хрустальную каплю росы, отразившую солнце; лебединые стаи в голубом океане неба; услышал : тишину ночи, журчание шаловливого ручья, грустный шорох листьев, прощающихся с летом навек.

Чтение стихотворения А. Фета «Целый мир от красоты»

Целый мир от красоты: Что такое день иль век

От велика и до мала. Перед тем, что бесконечно,

И напрасно ищешь ты Хоть не вечен человек,

Отыскать ее начало Все, что вечно, человечно.

Действительно, мир прекрасен. В этой красоте, в ее вечности - загадка, светлая тайна заключена. Изумленный великолепием мира, человек пытался уловить неуловимое, запечатлеть хрупкие мгновения, выразить свои чувства, познать вечность. Художники отражают красоту в картинах, поэты и писатели – в слове, композиторы - в музыке.

2) Постановка цели урока.

Прекрасная музыка. Она не раз звучала на наших уроках. В 5 классе мы описывали весеннюю пьесу П .И .Чайковского «Апрель. Подснежник», в 6 классе вслушивались в грустную мелодию «Осенней песни» и размышляли об увядании природы и человеческой души, а сегодня мы завершаем цикл уроков «Мир природы, отраженный в музыке». Мы попробуем вслушаться в музыку и описать одну из самых пленительных музыкальных пьес - пьесу Сен- Санса «Лебедь».



Запись темы урока «Мир красоты природы, отраженный в музыке Сен-Санса «Лебедь»

- Снежинка, подснежник, лебедь…Что объединяет эти образы?

(Эти образы воплощают чистоту, хрупкость, нетронутость. Это образы- символы красоты.

3)Связный рассказ ученика по памятке «Как описывать музыкальное произведение»

-Что самое главное при описании музыки?

(Почувствовать настроение, описать музыкальный образ, выразить состояние души.)

-В каком стиле надо строить высказывание о музыке?



Повторение особенностей художественного стиля.

4)Анализ текста- образца (отрывок из романа И. С.Тургенева «Дворянское гнездо»

«Лаврецкий слушает музыку Лемма» - текст дан через кодоскоп).

- В чем выразительность описания? Определите стиль.

«Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце: она вся сияла, вся томилась вдохновением, красотой; она росла и таяла; она дышала грустью и уходила замирать в небеса; сильным потоком струилась она, и в ней, казалось,- говорило и пело само счастье»

(Этот текст написан в художественном стиле). Задача писателя - передать взволнованное состояние души героя. Его душа – во власти музыки. Эмоционально и ярко описана мелодия. Много эпитетов, характеризующих музыку: « сладкая, страстная, сильный поток »)

- Найдите повторы и определите их роль. (Повторяется местоимение она. Мелодия – главное действующее лицо. Она вызывает состояние упоения.)

- Почему много эмоционально-оценочных глаголов? Выделите их. («Сияла, томилась, росла и таяла, дышала, струилась». Глаголы передают не столько движение мелодии, сколько восприятие ее Лаврецким)

- Для чего используют олицетворения? Почему их так много?

(Мелодия в описании Тургенева одушевляется, одухотворяется.)

Попробуем и мы поразмышлять о мелодии, подобрав точные и выразительные слова, и выдержать художественный стиль.



5) Сообщение ученика о Сен-Сансе, цикле пьес «Карнавал животных»

Шарль Камиль Сен-Санс – французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик и писатель. Он родился в семье, связанной с искусством (отец увлекался литературой, мать была художницей, бабушка – пианисткой.)

Первое произведение Сен-Санса написано в 4 года. Как пианист и дирижер он выступал во многих странах Европы, в том числе в России. Лично был знаком с Чайковским и Бородиным. Творческое наследие Сен-Санса – симфонические поэмы, концерты, 12 опер. В его сочинениях – светлая лирика, красивые мелодии, ясность. Фантазия «Карнавал животных» предназначалась для закрытого музыкального вечера, написана в подарок друзьям-оркестрантам. Произведение было встречено с восторгом. В фантазии – 14 метких, остроумных пьес-зарисовок, в которых созданы образы птиц и животных. «Лебедь» - единственная серьезная пьеса в «Карнавале», одна из лучших, поэтичная и выразительная. Еще при жизни Сен-Санса приобрела известность, стала музыкальным шедевром.

- В чем красота лебедя? Что нас восхищает в нем? (В лебеде есть что-то неземное, божественное, чистота, хрупкость; грациозность, изящность и плавность движений; царственное величие.)



6) Сообщение художников (защита лучших рисунков двумя учениками)

- Что ощущали, когда рисовали лебедя? Почему так изобразили?

(Я изобразила лебедя крупным планом. Он величаво плывет по заросшему озеру. Природа застыла, изумленная его красотой. Создавая фон, я использовала розовато-серые тона. Утро. Рассвет. Лебедь скользит по воде, и вода под ним светлеет, принимает перламутровый оттенок. Я чувствовала какое-то возвышенное состояние души, когда рисовала лебедя.)

7) Слушание музыки

- Что почувствовали, когда слушали музыку?

- Определите главную мысль пьесы.

Запись главной мысли – восхищение красотой лебедя, воплощающего красоту мира природы.



  1. Составление плана и рабочих материалов

1. Вступление. Это может быть ваше рассуждение о красоте или рассказ об истории создания пьесы «Лебедь»

2. Основная часть – описание музыкального произведения.

а) Расскажите о мелодии. Какая она? Подберите эпитеты. (Дивная, нежная, прозрачная, чистая.)

Озаглавим 2 часть: «Нежная, дивная мелодия».

- Какие инструменты создают мелодию? (Фортепиано, виолончель.)

- Как звучат инструменты?

Фортепиано создает аккомпанемент, аккорды звучат не одновременно, а последовательно, переливами. Такой аккорд называется арпеджированным. Поэтому музыка льется плавно. Виолончель – струнный музыкальный инструмент. Она звучит низко, тембр теплый, сочный, бархатный.

- Почему мелодию создают 2 инструмента? Попробуйте объяснить. (Если ученики затрудняются, учитель помогает.)

Фортепиано создает картину – фон, ведет тему природы, земли, голос виолончели вызывает в воображении образ лебедя, небесного, божественного существа.

- Вслушайтесь в начало мелодии. Как она возникает? (Сначала звучит фортепиано, не сразу вступает бархатный голос виолончели)

- Какой глагол точно передает ее появление? (Возникает, зарождается)

на фоне трепещущих аккордов

- Что передают эти трепещущие аккорды? (Ощущение зыби, легкого всплеска волн, сияние рассвета, зари.)

- Как звучит мелодия? Охарактеризуйте ее темп, силу звука. (Тихо, плавно, медленно.)

- Почему тихо и медленно? Что важно этим передать? (Словно брезжит рассвет, душа замирает в ожидании чуда, в музыке – лиризм, ясность, простота.)

б) Музыкальный образ лебедя.

Образ в музыке – обобщенное воспроизведение действительности средствами музыкального языка (картина действительности)

- Вспомним, какие слова помогают перейти к описанию музыкальных образов?

(Я представляю…Я вижу…)

- Какую же картину рисует композитор?

(Картину прекрасной природы: озеро в лесу, белый лебедь, плывущий по воде…)

Заголовок в плане « Образ лебедя и природы».

- В какой момент вы видите лебедя? (Лебедь плавно скользит по глади озера, лебедь парит в небе.)

Чтение фрагментов лучших сочинений-миниатюр о лебеде.

Тихое лесное озеро. Но вдруг…Что это? По воде побежали легкие волны, и навстречу нам выплывает царь всех птиц – лебедь. Он весь белый, перышки чистые. Вот лебедь опускает голову в воду и тут же вытягивает ее вверх, и мы видим тонкую, гибкую шею…

Лебедь скользит по кристально-чистой, прозрачной воде. На фоне заходящего солнца оперение птицы кажется розоватым. Лебедь плывет, изящно изогнув гибкую шею, и весь его облик неподражаемо красив и невинен. В лучах заходящего солнца он напоминает персонаж какой-то чудесной сказки. Тот, кто хоть раз в жизни видел лебедя на лоне природы, никогда не сможет забыть этой картины. Ведь лебедь – это символ красоты, чистоты, великолепия.

- Чем удачны эти сочинения? Они яркие, выразительные, в них передана красота лебедя.

- какая природа окружает лебедя? (Озеро, лес, небо, заря.)

Проведение стилистического эксперимента.

Введите в текст (раздаточный материал) прилагательные, причастные обороты, ярко характеризующие картины природы; используйте тропы (эпитеты).

Уединенное озеро. Безмолвие. В зеркале воды отражается весь мир: (высокое, чистое) небо, (розовые) блики солнца, (призрачные) очертания облаков, (чутко дремлющие) камыши, (грустные, задумчивые) ивы, (жемчужно-тающий) силуэт лебедя.

в) Докажите, что мелодия созвучна образу лебедя. Как она движется?

Запись в плане «Движение мелодии» (Мелодия почти не изменяется, льется мягко; мягкие волны фортепиано.)

- Какая используется музыкальная фраза: длинная или короткая?

- Что этим достигается? (Длинная, растянутая фраза; создается эффект скольжения, непрерывности, бесконечности красоты.)

- Меняется ли мелодия? О чем говорит устремленность мелодии ввысь? (Почти не изменяется, устремляется вверх, в запредельные миры)

Земное и небесное, минутное и вечное – все слилось в облике прекрасной птицы.

- Как заканчивается мелодия? Почему обрывается на полуфразе? (Мелодия застывает, замирает. Образ лебедя растаял, растворился, слился с миром красоты, стал частью природы, вечности.)

г) – Что хотел передать композитор музыкой? О чем размышлял? (Композитор чувствует просветление, умиротворение от созерцания красоты, соприкосновения с чудом. Наверное, он думает о гармонии в природе.)

Запись в плане «Гармония в природе и душе человека».



  1. Заключительное слово учителя

Прекрасное в природе рождает прекрасное в душе человека, прекрасное творчество. Душа стремится к высокому, неземному, волшебному. В такие минуты весь мир предстает светлым, добрым, а время останавливается перед волшебной силой искусства.

10) Устное сочинение ученика о пьесе Сен-Санса «Лебедь».

Я слушаю пьесу Сен-Санса «Лебедь», и у меня возникает чувство легкости, восхищения. Звучит мелодия. Она зарождается на фоне трепещущих аккордов фортепиано, навевающих образ озера, по которому бегут легкие волны. Мелодию ведет бархатистый голос виолончели.

Мне представляется такая картина. Утро. Тихое лесное озеро. Спокойствие. Вместе с первыми лучами солнца появляется легкая зыбь. Из - за опущенных к воде веток ив выплывает лебедь. Грациозно скользит он по озерной глади. Вечный символ красоты, невинности, первозданности.

Мелодия изысканно- простая. Музыкальная фраза длинная. Этим композитор добился эффекта скольжения- лебедь плывет неслышно, тихо.

Сен- Санс, создавая пьесу, ощутил восторг, восхищение, он хотел выразить в красоте лебедя красоту мира. Я, слушая пьесу, чувствую просветление. Исчез, уплыл лебедь, растворился в красоте мира…

(Ольская Ольга. 7 в класс.)


11) Слушание пьесы Сен- Санса «Лебедь» и написание сочинения.

Примерный план и рабочие материалы
План Рабочие материалы

  1. Размышления о красоте. Пьеса «Лебедь». Фантазия

«Карнавал животных»

История создания пьесы Сен-Санса.



  1. Описание музыки (характеристика)

а) Дивная мелодия Прозрачная, нежная,

рождается на фоне

трепещущих аккордов

фортепиано, арпеджированный

аккорд, бархатистый голос

виолончели; ощущение зыби,

брезжит рассвет, душа

замирает в ожидании чуда.

б) Образ лебедя и природы Я представляю…уединенное

озеро, жемчужное сияние,

блики на воде, силуэт лебедя.

в) Движение мелодии Мягкие волны фортепиано,

музыкальная фраза длинная,

эффект скольжения,

беспрерывность, замирает на

полуфразе; образ растворился,

стал частью красоты.

г) Гармония в природе и душе человека Просветление, умиротворение

от созерцания красоты.
Приложение
Памятка

Как описывать музыкальное произведение.




  1. Вслушайтесь в музыку. Ваши первые музыкальные впечатления.

  2. Расскажите о мелодии. (Опишите ее характер, тембр, темп, силу звука, ритм.)

  3. Какие образы создает мелодия? (Что вы представляете, когда слушаете мелодию.)

  4. Как меняется мелодия? Если в произведении несколько частей, отметьте это. Расскажите о мелодии и музыкальных образах каждой части.

  5. Что хотел передать композитор в музыке?

  6. Что ощутили, почувствовали вы?

  7. Напишите сочинение в художественном стиле. Подберите такие средства выразительности, эмоционально-оценочную лексику, которая передала бы красоту, своеобразие музыки.

  8. Подберите яркое начало и заключение.

  9. Опишите музыку так, чтобы хотелось ее послушать.


Словарик-минимум (5-6 классы)

Основные музыкальные термины


Динамика – сила звука.

Лад – взаимоотношения между звуками

Мажор – светлый, веселый лад музыки

Мелодия – выразительная последовательность звуков, объединенная ритмом и ладом

Минор – грустный, печальный лад музыки

Мотив – ясный и выразительный отрезок мелодии

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуках

Пьеса – небольшое музыкальное произведение

Регистр – часть диапазона музыкального инструмента

Ритм – чередование различных длительностей звуков (соразмерность)

Тембр – окраска звука, свойственная голосу, инструменту

Темп – скорость движения мелодии

Фортепиано – струнно-клавишный музыкальный инструмент
Словарик-минимум (7 класс)
Основные музыкальные термины
Аккорд – одновременное сочетание звуков разной высоты

Арпеджированный аккорд – звуки следуют не одновременно, а один за другим в быстрой последовательности

Виолончель – струнный музыкальный инструмент, отличающийся теплым, сочным тембром

Лейтмотив – ведущий музыкальный мотив, яркий мелодический оборот, многократно повторяющийся



Музыкальная фраза – отрезок мелодии, в котором выражается законченная музыкальная мысль

Музыкальная тема – основная мысль произведения, выраженная в мелодии, являющаяся материалом для дальнейшего развития.