Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Уроки примадонны "У человека, трепетно относящегося к искусству и культуре, не может не вызывать душевного восторга словосочетание: "




Скачать 34.02 Kb.
Дата06.07.2017
Размер34.02 Kb.
ТипУрок
Минские уроки примадонны

"У человека, трепетно относящегося к искусству и культуре, не может не вызывать душевного восторга словосочетание: "здесь был... здесь выступал...", а дальше имя известного артиста. Давайте и мы вспомним, кто же из российских исполнителей и когда приезжал на гастроли в конце XIX - начале XX века в белорусские большие и малые города".

Так начинается статья белорусского краеведа Алеся Карлюкевича в "СБ" за 12 декабря 2008 года под рубрикой "В поисках утраченного".

"Пела в Витебске и Наталья Караффа, - пишет Алесь Карлюкевич. - Биография этой петербургской артистки особыми подробностями не изобилует. Оперную карьеру Наталья Эдуардовна начала в Италии. Несколько лет выступала в Палермо, Падуе, Милане, затем в городах Испании - Барселоне, Аликанте... Вместе с Федором Шаляпиным организовала товарищество, которое давало спектакли в Петербурге в Панаевском театре. Исследуя белорусские родословные, писатель, доктор наук Геннадий Киселев обратил внимание на многих представителей фамилии Караффа-Корбут. Наталья Эдуардовна частенько гостила в Минске у своих родственников, живших на Захарьевской улице, дом номер 109. Возможно, она - родственница композитора и исполнителя Петра Караффа-Корбута (играл на двух десятках инструментов), связанного с Белоруссией, Минском самым тесным образом".

Нельзя согласиться с мнением Алеся Николаевича, что биография Н.Э.Караффы "особыми подробностями не изобилует". Конечно, если за основу ее жизнеописания взять только скупую справку из энциклопедии, да еще к тому же краткой, то это, может быть, и так. Но если мы обратимся к архивным материалам, а также к специальным исследованиям искусствоведов, то всплывет столько подробностей, что не хватит, пожалуй, и газетной полосы. Приведу только несколько из них.

Газета "Минский листок" 26 октября 1893 года поместила на одной из своих страниц следующее объявление: "Примадонна Итальянской и Русской оперы г-жа Н.Э.Караффа, желая провести несколько месяцев в Минске, имеет намерение давать уроки пения по методу г-жи Маркези, которой она дипломированная ученица". Комментируя это объявление, известный белорусский искусствовед профессор А.Л.Капилов приводит еще одну подробность, относящуюся к нашей столице. "Мы, к сожалению, не знаем, - пишет Александр Львович, - много ли минских любителей пения брали уроки у заезжей примадонны. Но то, что вместе с ней в благотворительных концертах выступали местные любители (С.Н.Бартеньева, В.Э.Васенкова, Б.Ю.Войцеховский, С.А.Ольховский, П.Д.Медем), достоверно. Кто-то из них, возможно, брал уроки у известной певицы".

Кстати, профессор А.Л.Капилов высказал предположение, не лишенное оснований, что у Н.Э.Караффы могла брать уроки пения Ксения Васенкова, впоследствии профессиональная певица, выступавшая в оперных театрах Москвы и Петербурга. Мать Ксении - Втора Эдуардовна, как сказано выше, выступала с Н.Э.Караффой в одних и тех же концертах. Поэтому и дочь свою она начала обучать именно у Натальи Эдуардовны, т.к. в тот период лучшего преподавателя пения в Минске не было, а к моменту поступления в Петербургскую консерваторию Ксения Васенкова уже имела хорошую вокальную подготовку.

Что касается организации Н.Э.Караффой совместно с Федором Шаляпиным товарищества, то на этот счет имеется мнение того же профессора А.Л.Капилова, который говорит, что Н.Э.Караффа в августе 1894 года "приняла приглашение вступить в труппу Санкт-Петербургского оперного товарищества, арендовавшего театр И.И.Панаева". Это мнение искусствоведа подтверждается следующим фактом. В феврале 1894 года Н.Э.Караффа вместе с виленской труппой уехала из Минска. По приезде в Вильно труппа распалась. Группа артистов (в их числе - И.Я.Горди, И.С.Томарс, Н.Э.Караффа) объединилась и образовала "итальянскую" оперную труппу. Немного изменив свои фамилии (Томарс - Томарсини, Караффа - Караффи), они в марте 1894 года двинулись в свое первое гастрольное турне. Но вскоре Н.Э.Караффе наскучила эта мистификация, она оставила "итальянскую" труппу и перешла в Панаевский театр, где уже выступал совсем еще молодой Федор Шаляпин. 11 января 1895 года Н.Э.Караффа впервые в России исполняла партию Далилы на премьере оперы К.Сен-Санса "Самсон и Далила", ее партнером был Ф.Шаляпин.

Относительно предположения, что Н.Э.Караффа, "возможно, была родственницей композитора и исполнителя Петра Караффа-Корбута", то здесь мы можем не предположительно, а вполне категорически утверждать, что это родство было самое близкое. И не только потому, что Наталья Эдуардовна останавливалась в доме 109 по улице Захарьевской, но и потому, что в одном из номеров "Минского листка" была помещена рецензия и в ней, в частности, говорилось: "В роли Кармен выступила в среду новая дебютантка г-жа Караффа-Корбут, известная местной публике неоднократным своим участием в концертах с большим успехом... Независимо от сценической и музыкальная сторона в ее исполнении заслуживает полного одобрения. С вокальной стороны партия Кармен требует полной состоятельности голоса во всех регистрах, как центра голоса, так и верхних, и нижних нот; дебютантка с этим весьма удачно справилась..."

А обозреватель этой же газеты Е.Южный писал: "Меня, наверное, спросят: как вы нашли новую местную дебютантку г-жу Караффу-Корбут в Кармен? Во-первых, хороша, во-вторых, хороша, и в-третьих, хороша. Дальше этого идти некуда..."



Как видим, оба журналиста называли Наталью Эдуардовну не просто Караффа, но именно Караффа-Корбут, то есть полной фамилией ее знаменитого родственника, который, кстати, играл не на двадцати, а на двадцати четырех инструментах, что свидетельствует об абсолютном музыкальном слухе этого человека...

Вячеслав АФАНАСЬЕВ.