Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Уроки литературы уроки «нравственного прозрения» «Нравственные правила походят на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни»




Скачать 86.54 Kb.
Дата24.06.2017
Размер86.54 Kb.
ТипУрок
Уроки литературы – уроки «нравственного прозрения» «Нравственные правила походят на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни», - так говорил французский лексикограф Пьер Буаст. В наше трудное, неспокойное время всё больше и больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества вообще и в жизни отдельного человека – в частности. Но нередко случается, что наши выпускники, вооружённые обилием всевозможных знаний, понятий из разных сфер общественной жизни, имеют смутные представления о том, что такое «нравственный долг», «счастье», «совесть» и т.д. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывает негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. А порождением этого времени становятся безоговорочность экономических, материальных приоритетов, духовный примитивизм, эмоциональная черствость, полнейшее безразличие к окружающим людям, частое торжество зла и несправедливости. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Как бы ни были трудны и горьки жизненные испытания, человек должен душевно выстоять. Но выстоит он лишь тогда, когда у него будет твердая, здоровая нравственная опора в себе и в людях. В воспитании нравственности участвуют все предметы школьного курса, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали, нравственности, духовности. Изучение литературы А.Твардовский назвал уроками нравственного прозрения. Перед учителями русского языка и литературы стоит особенно важная и трудная проблема: как сделать так, чтобы дети, нечитающие, нацеленные на получение удовольствий компьютерными играми и телевидением, стали думающими, воспитанными и умеющими решать самостоятельно нравственные задачи. Нравственно-эстетическое воспитание на уроках по-прежнему отстает от возрастающих требований жизни. Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая «немодная» черта характера, «непопулярная». По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: только 7 процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством. Да только кто же виноват в этом Семья Школа Улица Да. Каждый по отдельности и все вместе, потому что нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит, нужно учить их воевать за эту победу. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, что главное назначение современного словесника - быть источником нравственного влияния. «Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества». Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, - писал он. Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость. Ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся грустили или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется, чтобы наши воспитанники понимали поведение героя, самого себя, окружающих людей, могли разрешить собственные проблемы средствами литературы, понимали, что такое хорошо и плохо, учились бороться с «плохо» и побеждать его. Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников. Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и нравственных идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь. Анализ ситуации, где герой поставлен перед нравственным выбором и оценка его решения с учетом последствий поступка позволяет учащимся оценивать собственные действия, формирует умения выбирать оптимальный вариант нравственного решения и его исполнения. Так, при изучении рассказа Л.Н.Толстого «После бала» обращаю внимание детей на раздумья героя о взаимной любви, согласии в обществе, которые возможны лишь при условии, если каждый человек изменения начнет с себя. Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию учащихся, с помощью понятий «мотив поступка», «цель жизни» школьники начинают сравнивать себя с некоторыми героями. Работая над рассказом «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева, при анализе поступков главного героя ребята приходят к выводу, что незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, а милосердие, доброта и прощение обладают большей силой воздействия на человека, чем наказание. Важным аспектом развития нравственных качеств личности учащихся считается опора на их субъектный опыт. Информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда вызывает интерес, превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» её через свой жизненный опыт. Способов, позволяющих учитывать, использовать субъектный опыт ученика, очень много. Так, например, вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления, делают предмет изучения более ясным и понятным. Выясняя своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога», прошу вспомнить ребят в начале урока Кто из поэтов обращался к теме дороги в своем творчестве Какой была жизненная дорога Н.А.Некрасова Какие события могли повлиять на творчество поэта А какая же некрасовская дорога В результате короткого диалога с учащимися выясняем, что издавна дороженька в сознании русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых парней угоняли в рекруты, по дороженьке крестьянин нес на базар последние пожитки, по дороге пролегал скорбный путь в Сибирь, в ссылку. Опираясь на биографические сведения о поэте, ребята отмечают, что Н.А.Некрасов вошел в литературу нелегкой дорогой народа. Это помогает заинтересовать ребят, привлечь их внимание к предстоящей работе над стихотворением, определить его композиционные особенности. Значительные возможности для развития нравственных качеств личности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету содержит в себе технология сотрудничества. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, литературоведов, архивариусов и т. д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Одним из распространенных методов привлечения учащихся к нравственной стороне вопроса является постановка проблем во время изучения художественного произведения. Чтобы ученики могли «видеть проблемы», периодически предлагаю им конкурсные задания: кто придумает наиболее содержательные вопросы по изучаемому произведению и тем самым обнаружит свое умение задумываться над его проблематикой, например, по роману Достоевского «Преступление и наказание»: В чем состоит главная побудительная причина преступления Раскольникова Соединимы ли в одном человеке два качества: жажда власти над людьми и любовь к ним Что заставило Раскольникова признаться в преступлении: совесть, «чувство разомкнутости с человечеством» или страх При каких условиях Раскольников мог бы не признаться и воспользоваться преступлением в свою пользу Конечно, не каждый ученик откликается на такое задание и не всегда вопросы получаются вполне удовлетворительными, но для принимающих участие в обсуждении и слушающих – это полезное упражнение. Когда учащиеся таким образом достаточно подготовлены для более или менее последовательной беседы, можно проводить проблемный анализ произведения, ориентируясь на нравственные ориентиры, сложившиеся в сознании школьника. Работа учащихся над проблемой является не менее, а часто более ценной, чем само решение. Изучая роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», на одном из уроков предлагаю проблемный вопрос: «Признаете ли вы Базарова умным человеком». Сразу же получаю массовый утвердительный ответ. Задаю следующий вопрос: «Тогда как же объяснить странное положение: этот умный человек не понимает, по вашим высказываниям, элементарных вещей, которые очевидны для вас – шестнадцатилетних Может, кто-то виноват в его непонимании» После некоторого молчания ребята несмело начинают включаться в дискуссию и высказывают абсолютно неординарные, зачастую противоречивые точки зрения, свою «формулу поведения». Проанализировав все стороны личности героя, мы вместе с ребятами приходим к выводу: автор неоднократно ставит своего героя в такие положения, при которых нельзя не заметить противоречивости ряда его суждений и поступков. Но в то же время, анализируя побудительные причины высказываний Базарова, мы невольно проникаемся симпатией к этой сильной и честной натуре. Задания, ориентирующие учащихся на выполнение действий в нестандартных условиях, включаются как в творческую, так и в репродуктивную деятельность в зависимости от целей и задач учебного занятия. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, обеспечивает умение свободно оперировать основными нравственными понятиями, обучает логике в рассуждениях. Включение ученика в самостоятельную поисковую ситуацию, анализ действий и поступков героев – одно из важнейших условий развития нравственности в процессе преподавания литературы. Очень важным аспектом развития нравственно-эстетического вкуса учащихся является включение в практику работы творческих заданий, связанных с созданием сочинений разных жанров, так как в процессе такой деятельности работает не только репродуктивная память учащегося, но и воображение, читательский опыт, художественный вкус. Изучая сказку А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», создаю условия для развития мышления и воображения и проявления воспитанниками положительных нравственных качеств: написание «телеграммы»-предостережения от имени Чернушки, создание собственного финала сказки, а в качестве домашнего задания – мини-сочинение «Письмо Чернушке от Алеши со словами благодарности». В ходе создания таких работ явно просматривается не передача сведений, полученных в ходе изучения произведений, а самостоятельный взгляд на них, свое отношение к героям, их поступкам. В процессе обогащения читательского опыта учащихся работы получаются более зрелыми, в них просматриваются индивидуальные мысли, чувства, нестандартность формы изложения («Письмо писателю», «Письмо Сонечке Мармеладовой» и др.) Таким образом, становится ясно, что процесс нравственного воспитания и развития эстетического вкуса учащихся происходит не сам по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающий на них нравственно–эстетическое воздействие. При этом книга и литературные герои остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. Литература перестаёт быть воспитывающей силой, если пытливый взгляд не обращён в самого себя, если ребенок не дает оценку своим собственным действиям и поступкам с точки зрения морально – эстетического идеала. Именно на уроках литературы закладываются основы эстетического отношения к труду, к природе, к человеку. Здесь формируется нравственно – эстетический идеал детей, раскрывается красота человеческих отношений, понимание красоты подвига. И я надеюсь, что уроки доброты, вежливости, милосердия запомнятся моим ученикам, как и то, что не только слова должны быть добрыми, но и поступки.