Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Уроки изучения художественных произведений




страница1/2
Дата07.07.2017
Размер0.73 Mb.
  1   2


Пояснительная записка.

На изучение литературы в 5 классе отведено 68 часов в соответствии с Федеральным базисным учебным планом .Содержание планирования включает уроки различных типов:

- уроки изучения художественных произведений;

- уроки изучения истории и теории литературы ;

- уроки развития речи;

- уроки внеклассного чтения;

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

В круг воспитательных задач входят следующие:

- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса;

- привитие устойчивого прочного интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развития личности.

В круг образовательных задач входят:

- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности;

- умение видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа;

- формирование речевых умений: составить план, конспект статьи, пересказать и прокомментировать прочитанное, объяснить значение слова, строки, рассказать о их роли в тексте, умение видеть писателя в контексте общей культуры истории и мирового искусства.

В 5 классе формируется первоначальное представление об историко-литературном процессе, вводятся базовые понятия, необходимые для дальнейшего изучения литературы.

Цель изучения литературы в 5 классе - роль книги в жизни человека и в творчестве писателя, а также в русской культуре и судьбе страны. Поэтому даётся подробный рассказ о детских годах писателя и о том, как книга формирует личность.

Важнейшими умениями являются следующие:

- умение правильно, бегло и выразительно читать художественные и публицистические тексты;

- осмысление и анализ текста;

- умение определять принадлежность текста к роду и жанру;

- обосновывать суждение, давать отзыв о прочитанном произведении;

- умение описывать героя по данному плану;

- составлять простой план;

- умение объяснять роль художественных средств в тексте;

- владеть монологической и диалогической речью;

- умение определять авторское отношение к герою или героям;

- умение высказывать суждение об иллюстрациях..

К концу 5 класса учащиеся должны уметь осознанно читать текст разного стиля типа жанра, делать сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, а также произведений одного автора, видеть своеобразие авторской позиции, определять вид и роль художественных средств: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений, антитезы, гиперболы, риторических восклицаний, обращений. Учащиеся должны составлять портретную характеристику героя, видеть роль и особенность композиции литературного произведения, определять жанровое своеобразие текста, роль пейзажа, эпизода в художественном замысле писателя, отличать рассказ от повести, определять составляющие части сюжета (экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог), отличать юмор и сатиру, гиперболу и гротеск.

Учащиеся должны знать биографические сведения, связанные с детскими годами писателя.

Они должны уметь писать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблем, отзыв о прочитанной книге)

Тематическое планирование составлено на основе. Программ общеобразовательных учреждений по литературе для 5 - 11 классов. Авторы: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.:Русское слово. 2011, издание 7-е.

Использованная литература:

1. Учебник «Литература 5 класс». Автор составитель: Г.С. Меркин. М.: Русское слово, 2012.

2. Методическое пособие «Уроки литературы 5 класс». Автор составитель: Ф.Е. Соловьёва. М.: Русское слово, 2012.




Тема

К-

во час



Теория литературы и

историко-литературные

сведения


Развитие речи

Межпредметные

связи


Работа с текстом, основные виды деятельности.

Краеведение

Обогащение словарного запаса

1

Введение

1

Писатель Читатель

Художественная и учебная книга



Устные

монологические

высказывания


Особенности работы с учебной хрестоматией

Выразительное чтение

Поэты и писатели нашего края

Справочный аппарат, форзац, иллюстрация




Миф и мифология. Античный миф. Мифологические рассказы о происхождении мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп»

1

Миф

Мифологический

сюжет,

мифологический



персонаж

Подбор ключевых слов и

словосочетаний, различные виды пересказа



Образ Зевса в античной скульптуре (Фидий, Зевс Олимпийский)

Ответы на вопросы учебника




Знакомство со списком наиболее значимых древнегреческих богов (по материалам учебника)

3

Гомер «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов».

1

Мифологический персонаж, мифоло гический герой, сюжет мифа

Словесное Рисование

«Ослепление Полифема» (рисунок на вазе)

Составление плана текста, характеристика образов




Гомер

Одиссей


Циклопы

4

Славянский миф. «Рождение мира»: представление древних славян о возникновении Вселенной, богов и

земли.


1

Миф

Способы бытования

славянских мифов


Построение ответов на вопросы учебника

Славянский идол

Особенности создания образов в мифе о рождении Земли. Функции слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Легенды и предания Вологодского края

Знакомство с основными богами и силами, в которых верили древние славяне. Подбор однокоренных слов к слову «род» (работа со словарем: В.И. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка.)

5

Устное народное творчество, его основные виды

1

Развитие представлений о видах устного народного творчества

Работа со словарем, составление словарной статьи, ' конкурс «Кто больше знает пословиц?». Подбор к зарубежной пословице аналогичных русских

Книжная выставка, оформление книги

Нахождение образных средств, используемых в загадках, иллюстрирование прямого или иносказательного значения пословиц

Жанры фольклора в регионе




6

Сказки.

Волшебная сказка «Царевна -лягушка»



1

Сказка, типы сказок ( о животных, волшебные, бытовые). Отражение в волшебной сказке народных

представлений о добре



Построение устных высказываний

Сказка в иллюстрациях И. Билибина

Осознанное, творческое чтение, ответы на вопросы, раскрывающие знание текста и понимание текста, умение выражать свое отношение к прочитанному




Боярский двор,

терем,


звери рыскучие

7

Нравственная проблематика волшебной сказки «Царевна -лягушка». Сюжет. Сказочные образы

1

Сказка, построение сказки (присказки, зачин, концовка, обращения, повторы) постоянные эпитеты, гиперболы

Построение устных высказываний, участие в диалоге

Мультфильмы по мотивам сказки

Выделение смысловых частей худ-го текста; сравнение героев; сопоставление вариантов сказки




Подбор синонимов к словам: печалиться, тужить, молвить, дивиться, кручиниться, снарядиться

8

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной

1

Бытовая сказка; сюжет и реальная основа бытовой сказки; своеобразие лексики бытовой сказки; выражение в бытовой сказке национальных черт характера

Краткий пересказ; чтение по ролям




Ответы на вопросы, раскрывающие знание текста сказки, определение вида сказки; характеристика сюжета и изобразительно-выразительных средств; речевая характеристика героев сказки




Смысл сказки; национальные черты характера.




























9

Понятие о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий», «Дань Хазарам»). Нравственная позиция автора

1

Понятие о древнерусской литературе, летопись; патриотический пафос древнерусской литературы; позиция автора; мотивы повести

Пересказ статьи «О

древнерусской

литературе»


Книга

рукописная; книга печатная; памятник Кириллу и Мефодию (скульптор В.Я. Клыков)



Пересказ статьи о древнерусской литературе; выявление авторской позиции через ответы на вопросы учителя

Рукописные книги в Вологодском краеведческом музее

Летописный свод, Нестор -летописец, Лыбедь, Боричев взвоз, Хазары; объяснение значения выражений: «засеяли книж­ными словами», «пожинаем ученье книжное»

10

Вн/чт Басни народов

мира.


Эзоп. Жан де

Лафонтен.

Раскрытие

характера

персонажей в

баснях.


1

Басня.

«эзопов язык», сюжет,

композиция


Выразительное чтение, ответы на вопросы

Работа с иллюстрациями художников к басням

Выразительное чтение; характеристика особенностей сюжета, композиции




Лис-гасконец

11

Русская басня. Понятие о басне.

Басня «Ворона и лисица»

В.К.Тредиаковског о и А.П. Сумарокова


1

Басня, басня и миф, мораль, олицетворение, аллегория

Краткие сведения о писателях; «бродячие сюжеты» в баснях, способы реализации одного и того же • сюжета



Рассказ о баснях по плану, составление цитатного плана статей учебника о писателях

Русская басня в

исполнении

мастеров

художественного

слова


Составление плана статьи учебника; составление словаря басни (освоение ключевых терминов)

Выделен>. Смысловых частей басен, выявление авторской позиции, сопоставление сюжета, композиции, изобр.-выр. средств






Клинопись, объяснение значения литературовед -ческих терминов.

Объяснение значения слов и и словосочетаний: впредки, надмени, получить себе печать, ободрение, корысть, без сердца мех; адъютант, ода, трагедия.



12

М.В. Ломоносов. Своеобразие басни М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру...»

1

Краткие сведения о писателе своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы), связь басни с научной деятельностью писателя.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, рассуждение по поводу прочитанной басни

Роль Ломоносова в развитии науки и русского языка

Определение жанра литературного произведения, выделение и формулировка темы, идеи и проблематика басни.




Объяснение значения слов: весьма, спорили в жару, Коперник, Птолемей, очаг; объяснение значения слов, впервые введенных писателем в русскую речь (по материалам вступительной статьи).

13

И.А. Крылов. Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха». Образный мир басен.

1

Краткие сведения о писателе, отношение И.А. Крылова к книге; тематика басен, басенный сюжет, мораль, аллегория, сравнения, гипербола, сатира

Конкурс на лучшее чтение или чтение по ролям

Иллюстрации художников к басням И.А. Крылова(Б.А. Дехтерев, Ф.Д. Константинов и др.)

Определение морали басен; работа с выражениями, характеризующими поведение персонажей басен; сопоставление характеров одних и тех же персонажей басен, определение иносказательного смысла басен.




Толкование значений крылатых выражений в баснях

14

А.С.Пушкин.

Детские годы

поэта.

Пушкин и книга.



Анализ

стихотворения

«Няня»


1

Биография, жизненный путь, творческий путь. Лирика; тема;

изобразительно-выразительные средства в стихотворении



Составление плана

статьи учебника,

тезисов,

воспоминаний;

выразительное

чтение


Портреты поэта, отца, матери, няни.

Выделение смысловых частей вступительной статьи учебника, составление тезисов и плана, построение устных высказываний , выразительное чтение; поиск информации о жизненном и творческом пути поэта в дополнительной литературе, подготовка аннотаций;ответы на вопросы.

А.С.Пушкин.

и К.Н. Батюшков



Царскосельский лицей, шушун, дядька.

15

А.С.Пушкин.

«Сказка


о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная и народная сказка. Герои и персонажи. Отношение автора к героям.

2

Литературная сказка и ее отличие от фольклорной; гуманистическая направленность сказки; риторическое обращение, портрет, фольклорные элементы, ритм , стихотворная и прозаическая речь.

Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы.

Сказка Пушкина в иллюстрациях художников и кино.

Определение жанра; формирование умения воспринимать и анализировать текст, давать характеристику героев, сравнить героев, объяснение различий стихотворной и прозаической речи




Сочельник, девичник, ломлива, перст, сенная девушка, светлица, полати, сорочин, черница; работа с эпитетами сказки.

16

А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

Ритм

Рифма


эпитеты

Выразительное чтение, устное словесное рисование, ответы на вопросы, раскрывающие понимание текста

Народные сказки, вдохновившие поэта на создание поэмы

Способы характеристики персонажей, выяснение роли старославянских слов; определение функции эпитетов




Лукоморье,

неведомый,

видение,

витязь,


чредой,

пленяет.





17

Р/р Образ природы в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и «Зимнее утро».

В художественном

мире

стихотворения



А.С.Пушкина

«Бесы»


1

Пейзаж,

художественный образ, лирический персонаж, интонация, эпитет, композиции, образ зимы и образ красавицы

Тема, лирический персонаж, пейзаж, повторы, роль диалога, настроение


Выразительное чтение, ответы на вопросы


Сопоставление трактовок стихотворения в исполнении актеров А. Шварца и Е. Тиме

Анализ стихотворений с опорой на вопросы учебника и учителя, сопоставление фрагментов чернового и окончательного вариантов

стихотворений; анализ и интерпретация стихотворений.

Сопоставление образа зимней дороги в «Бесах» и «Зимней дороге»; анализ и интерпретация стихотворений





Словарный комментарий:

нега,


Аврора.

Ямщик,


барин,

бесы.





18

Вн / ч. Час поэзии. «Поэзия 19-ого века о родной природе» (П.А. Вяземский «Метель». А.А. Фет «Чудная картина». М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев «Есть в осени

первоначальной... », «Весенние воды». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»)



1

Пейзажная лирика, сравнения, эпитеты, риторические фигуры, образ природы, система художественных образов

Подбор к данным словосочетаниям сочетаний слов из текста стихотворений

Подбор иллюстраций к книге стихотворений

Формирование умения воспринимать и анализировать лирические произведения; определение главной мысли стихотворения




Карикатура, сага.




19

Детские годы М.Ю. Лермонтова

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Исторический контекст стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова.



2

Влияние событий русской истории (Отечественная война 1812г. Восстание декабристов) на творчество М.Ю. Лермонтова; интерес поэта к проблемам народа

Новое понимание человека в его связях с национальной историей, эпитет, сравнения, метафора, звукопись, авторская позиция, диалог, монолог, риторическое восклицание



Чтение по ролям фрагмента из романа М.И. Сизовой «Из пламя и света»

Выразительное чтение наизусть, письменные и устные ответы на вопросы учителя



М.Ю. Лермонтов и его семья в портретах художников

Работа с


иллюстрациями к стихотворению, материалами о Бородинской панораме Москвы

Чтение и составление плана вступительной статьи учебника

Выразительное чтение, заучивание наизусть стихотворного текста, ответы на вопросы, раскрывающие понимание текста, формулирование умения выявлять авторскую позицию



Литературная игра: «Что? Где? Когда?» («На поле Бородина»)

Отечественная война, журнал «Современник», Бородинская битва, В.Г.Белинский И.Л. Андроников.

Редут, картечь, сеча, лафет бивак, кивер хват, улан, драгун, басурманы



20

Н.В Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя

1

Формирование представлений о национальной самобытности раннего творчества Гоголя, интерес к культуре народа, фантастика

Подготовка устного рассказа по плану

Гоголь в

портретах

художников


Устный рассказ о детских годах Н. В. Гоголя и его отношении к «малой» родине, история создания «Вечеров...»

Литературная викторина «На родине Гоголя»

Малороссия,

сорочинцы,

Полтавская губерния, И. П.

Золотусский,

фантастика


21

Н.В Гоголь «Ночь перед

Рождеством». Тема и сюжет повести



1

Повесть, тема, сюжет.

Пересказ сюжета повести

Выставка «Различные издания повести Н.В Гоголя».

Формирование умения определять тему произведения, объяснять свои первые впечатления после прочтения повести, кратко пересказывать сюжет




Колядовать, уланы, губернский стряпчий, люлька, кутья, варенуха, околоток, городничий и др. (см. комментарий к тексту)

22

Система персонажей повести «Ночь перед Рождеством» «Мифологические и фольклорные мотивы»

1

Мифологические мотивы, фольклорные мотивы, система персонажей; влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы

Краткий выборочный пересказ, словесное рисование

Иллюстрации к повести, экранизация повести

Определение общего и различного в характерах персонажей повести, нахождение приемов народной сказки в повести; определение роли двух планов повести (бытового и фантастического)




Фольклорная образность, нравственный идеал

23

Р/р. Рассказ о герое повести. Роль портрета в характеристики героя

1

Герой, персонаж, портрет, речевая характеристика, авторское отношение к герою

Составление плана рассказа о герое

Литературный и

живописный

портрет


Сбор материюв к рассказу о герое; обучение введению в рассказ цитат




Ключевые слова, детали портрета, характер героя.

24

И.С. Тургенев. Детские годы. Спасское -Лутовиново в творческой биографии писателя

1

Творческая биография писателя

Составление вопросов к вступительной статье учебника; подготовка заочной экскурсии в Спасское -Лутовиново

Усадебный дом в Спасском -Лутовинове (гравюра М.Рашевского)

Подготовка литературной композиции по книге В. Боровицкой «Эпилог» (история рода Тургеневых)

Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское -Лутовиново»

Спасское-Лутовиново, дворянская семья, пансион.

25

И.С. Тургенев

«Муму» Тематика и социальная проблематика.



1

Автобиографическая основа; тематика и социальная проблематика

Краткий выборочный пересказ эпизодов

Рисунки учащихся

Знакомство с историей создания произведения, выяснение первых впечатлений от встречи с героями




Объяснение значения слов (антресоль, челядь, тягловый мужик и др.)

26

Центральные и второстепенные образы в рассказе. Образ Герасима. Смысл названия повести.

2

Углубление представлений о теме художестве н но го произведения; центральные образы, второстепенные образы, смысл названия

Сопоставление персонажей, ответы на вопросы учебника, рассказ о герое по плану




Формирование умения сопоставлять эпизоды и сравнивать героев; давать характеристику образу - персонажу с опорой на средства создания образа




Подбор синонимов к словам из текста произведения

27

Р/р Стихотворение в

прозе.


И.С. Тургенев

«Щи»


В мире тургеневского слова.

Стихотворение в прозе «Русский язык»



1

Стихотворения в прозе, роль детали в характеристике образа

Стихотворение в прозе; язык художественного произведения; роль литературы в формировании русского языка









Обучение сопоставлению художественных ■произведений («Муму» и «Щи»)

Обучение


выразительному чтению стихотворений в прозе; языковому анализу текста




Проблема народа и проблема женского счастья

Подбор синонимичных словосочетаний



28

Тема крестьянской жизни в стихотворении Н.А. Некрасова «Орина, мать солдатская»

1

Тема, основная мысль, фольклорные элементы в художественном произведении, эпиграф

Выразительное чтение, работа со словами




Обучение выяснению смысла названия произведения, роли эпиграфа, выявлению основной мысли




Эпиграф

29

Отношение автора к героям в стихотворении «Забытая деревня»

1

Тема, основная мысль, фольклорные элементы в художественном произведении, эпиграф

Выразительное чтение, работа со словами




Обучение выяснению смысла названия произведения, роли эпиграфа, выявлению основной мысли




Цуг, дроги

30

Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

1

Строфа, развитие представлений об эпитете и сравнении; повествователь и автор композиции; общественный и гуманистический пафос

Выразительное чтение, ответы на вопросы учителя, подбор заглавий к частям стихотворения




Сопоставление заглавий произведения; развитие умений выявлять авторское отношение к крестьянским детям; выявлять и озаглавливать части стихотворения, определять идею произведения




Гуманистический пафос

31

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой и Ясная Поляна.


1

Общественная позиция писателя, нравственные искания


Комментарий к выставке о Л.Н. Толстом.

Писатель в изображении русских художников

Обучение составлению комментариев к выставке, формирование умения вести целенаправленный поиск информации

Выставка «Ясная Поляна в судьбе писателя»

Ясная Поляна, яснополянская школа «Азбука» Л.Н. Толстого.




Творческая

история создания

рассказа

«Кавказский

пленник».

Своеобразие

сюжета.





Творческая история, сюжет, развитие представлений о повести

Комментированное чтение

Выставка-конкурс

рисунков


учащихся

Знакомство с творческой историей произведения, обучение нахождению завязки, кульминации, развязки




Татары, напаДусь,

подпруга, аул,

нагайцы,

сакля, бешмет,

галунчик,

монисто,


ток, черкеска,

мечеть,


мекка

32

Жилин и

Костылин.

Две жизненные

позиции.


Речевая

характеристика

персонажа


1

Образ - персонаж, портрет, речевая характеристика

Конкурс на лучший вопрос по повести




Развитие умений проводить сопоставительную характеристику героев, выявлять через анализ речи персонажей особенности характера героя




Жизненная позиция

33

Р/р. Сочинение на тему: «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

1

Человек в ситуации нравственного выбора

Обучение построению письменного высказывания




Формирование умения аргументировать и объяснять свои мысли и чувства




Нравственный выбор

34

Проблематика

рассказа


Л.Н.Толстого

«Кавказский

пленник».

Отношение

писателя к

событиям.



1

Развитие понятий: проблематика, отношение автора к событиям

Участие в дискуссии




Формирование умения определять

проблематику рассказа, выявлять авторскую позицию






Смысл жизни, справедли­вость, свобода, любовь, нравственная основа

35

А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Книга в жизни А.П. Чехова.

1

Личность писателя

Рассказ о детских годах писателя




Объяснение смысла названия статьи, пересказ статьи по опорным словам (писатель, книголюб, читатель, человек)

Создание диафильма творческой группой учащихся «По чеховским местам»

Книгочей, просветитель, Таганрог, карикатуры

36

А.П. Чехов. «Пересолил». Приемы создания характеров и ситуаций

1

Тема, жанровое своеобразие, юмористическая ситуация, ирония, деталь, антитеза, метафора, градация

Чтение по ролям, пересказ

юмористического произведения



Рисунки учащихся

Формул ирсание умений восприятия и анализа

юмористического рассказа






Реприманд, подбор слов, характеризующих взгляды Чехова на художественное слово.

37

А.А. Блок. «Летний вечер». Художественное своеобразие стихотворения «Полный месяц встал над лугом...»

1

Образная система, антитеза

Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение




Устное словесное рисование картины летнего вечера, нарисованного Блоком

Подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове

Подбор антонимов, с помощью которых противопоставляются в стихотворении образы: мрак - солнце.

38

Л.Н. Андреев «Петька на даче». Нравственная проблематика рассказа

2

Тематика, нравственная проблематика, финал, художественная деталь

Краткий и

выборочный

пересказ;

составление

вопросов





Развитие умения выявлять нравственную проблематику рассказа.




Эстет,

Веласкес,

Дюрер,

Врубель, прототип.



39

И.А. Бунин. Детские годы писателя. Книга в жизни поэта.

Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги...»



1

Жизненный и творческий путь, тема, приемы реализации темы, второй план стихотворения

Ответы на вопросы учебника




Развитие умения определять тему стихотворения, обучение «чтению стихотворения по частям речи»

Подбор материалов для книжной выставки «Литературный Орел».

Философские искания

40

И.А. Бунин. «В деревне». Характеристика образа -персонажа.

1

Эпитеты,сравнения, метафоры

Рассказ о

впечатлениях

мальчика





Выявление роли литературных приемов в описании картины зимней дороги




Рига, гумно, скирды, святая.




41

А.И. Куприн. Детские

впечатления и их отражение в произведениях писателя. «Детский сад».



1

Рассказ, характеристика персонажа, портрет героя

Отзыв об эпизоде

Рисунки учащихся

Обучение умению выявлять основные нравственные проблемы рассказа, особенности создания образов, смысл, названия произведения




Городовой, мировой судья, сенсация, управа, пропаганда и др.




42


Вн / ч. А.И. Куприн «Чудесный доктор».

1

Рассказ, сюжет, характеристика персонажа

Комментированное чтение




Развитие представления

об идейно-

художестве ином

своеобразии

произведения в

процессе


комментированного

чтения





Объяснение значения непонятных слов в тексте произведения.




43

С.А. Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове. Художественный мир произведений С.А. Есенина

В мире


художественного слова Есенина. Единство человека и природы в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы...»

1

Эпитет, метафора,

сравнение,

олицетворение

(развитие

представлений)

Художественный образ, художественный мотив, звукообраз



Чтение наизусть

Ответы на вопросы, раскрывающие понимание текста стихотворений



Работа с

иллюстрациями,

художестве нны м и

и

документальными



фотографиями

Развитие умения восприятия, анализа и оценки лирических произведений

Совершенствование умений анализа и оценки лирического произведения



Подготовка заочной литературно -краеведческой экскурсии «Константиново — Москва»

Константиново, стозвон.

Определения значения и функции устаревших слов'.






44

А.П. Платонов. Рассказ «Никита».

1

Краткие

биографические сведения о писателе, рассказ, сюжет, финал рассказа



Выразительное чтение, рассказ о жизни и судьбе родителей Никиты, рассказ о писателе

Рисунки учащихся

Ответы на вопрос, раскрывающие понимание текста




Объяснение смысла ключевого предложения




45

Мир глазами ребенка в рассказе А.П. Платонова «Никита».

1

Рассказ, образ-персонаж, фантастика.

Составление словаря для характеристики предметов и явлений




Совершенствование умений анализа рассказа с опорой на раздел учебника: «В мире

художественного слова А.П. Платонова»






Объяснение значения словосочетания буду век вековать.




46

П. П. Бажов. «Каменный цветок». Человек труда в сказке.

2

Сказ, отличие сказа от сказки, герой . повествования; афоризм, приемы создания художественного образа

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде, чтение по ролям.

Рисунки учащихся; иллюстрации к сказу (художник В. Панов)

Совершенствование умений языкового анализа произведения (раздел учебника «В мире художественного слова П. П. Бажова»).

Екатеринбург П. П. Бажова'.

Побывальщина, объяснение значения выражения: «полную силу камня показать».




47

Вн/чт Н.С. Лесков «Левша» Человек труда в сказке.

2

Сказ (развитие понятия), приемы создания образа -персонажа

Чтение по ролям, рассказ о герое




Развитие умений характеристики образа -персонажа




Подбор синонимов для характеристики ситуации




48

Е.Н. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас».

1

Юмористическое и лирическое начало в рассказе, юмор

Краткий пересказ, письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение




Совершенствование умений изучения биографии писателя, поиска информации с использованием возможностей библиотеки, Интернета; ответы на вопросы учебника, раскрывающие понимание текста.




Добро, доброта, оптимист, романтик.




49

Ю.В. Сотник. «Гадюка».

1

Краткие сведения о писателе, диалог, система образов -персонажей.

Чтение в лицах,

сравнительная

характеристика


Иллюстрации к рассказу художника Е. Медведева.

Наблюдение над особенностями речи персонажей;

сопоставление рассказов Е.И. Носова и Ю.В. Сотника.






Подбор синонимов для характеристики ситуации

50

Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок».

1

Краткие сведения о писателе, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение

Выразительное чтение наизусть, рассказ о детстве поэта, устное словесное рисование




Развитие умений восприятия, анализа и оценки лирического произведения




Панацея.

51

А.Т. Твардовский.

«Станция


Починок».

1

Эпитет, метафора, лирический герой.

Выразительное чтение, рассказ о детстве поэта




Характеристика лирического героя стихотворения




Подбор изобразительно-выразительных средств для характеристики своего отношения к «малой» родине.

52

Р.р. Поэзия и проза 20-века о родной природе

1

Эпитет, метафора, лирический герой.

Подбор заголовка к

разделу





Характеристика лирического героя




Толкование значения словосочетаний

53

Д. Дефо.

«Робинзон Крузо». Характеристика персонажей.



2

Притча,

приключенческий роман, роман воспитания, путешествие



Различные виды пересказа

Работа с

иллюстрациями к произведению



Нахождение сюжетных линий, характеристика персонажей и жанра




Гвинея, Африканский материк, Канарские острова, баркас, мавр.

54

Х.К. Андерсен. «Снежная королева». Коммен -тированное чтение

Проблематика сказки «Снежная королева».



2

Волшебная сказка, авторский замысел и способы его характеристики

Проблематика



Ответы на вопросы учителя в процессе чтения произведения

Участие в дискуссии



Иллюстрации к

сказке


Характеристика образов персонажей

Выявление проблематики сказки






Объяснение значения непонятных слов.

Добро, зло, красота, гармония.



55

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Комментированное чтение

1

Краткие сведения о писателе,

автобиографические мотивы, юмор, приключения.



Различные виды чтения и пересказа

Работа с иллюстрациями

Ответы на вопросы, выявляющие понимание текста




Автобиография.

56

Ж. Рони - Старший. «Борьба за огонь». Человек и природа в доисторическом мире.

1

Краткие сведения о писателе, повесть.

Составление плана,

характеристика

героя





Развитие умений давать характеристику герою




Героизм, эмоциональный мир, доисторический человек.

57

Д. Лондон. «Сказание о Кише». Портрет героя.

2

Краткие сведения о писателе, повесть.

Составление плана,

характеристика

героя





Развитие умений давать характеристику герою




Героизм, эмоциональный мир, доисторический человек.

58

Р.Д. Бредбери.

«Все лето в один

день».

Основные мотивы



произведения.

1

Краткие сведения о писателе, фантастика и реальность, земное и космическое

Цитатный план, различные виды пересказа




Развитие умений выделять ключевые мотивы произведения




Мечта и

реальность, жизнелюбие.



59

Вн / ч. Р.Д. Бредбери. Тьма и свет в рассказе «Улыбка».

1

Фантастика, реальность, сюжет, проблематика, символ.

Ответы на вопросы

«Джоконда» Леонардо да Винчи, выставка книг

Ответы на вопросы, характеристика образа




Обоснование значений непонятных слов.

Примерное распределение учебного времени при условии 2 часов в неделю на изучение литературы:

Всего по программе: 68ч. На изучение произведений: 56 ч. На развитие речи: 6 ч. На внеклассное чтение: 6 ч.

Бюджетное образовательное учреждение Сокольского муниципального

района Вологодской области


«Рабангская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на заседании МО Согласовано Утверждаю

(протокол от _______№_____) Заместитель директора по УВР: Директор школы:

Руководитель МО: ________/_________________/ _______________

_______/_________________/ подпись расшифровка В.В.Староверова

подпись расшифровка подписи (приказ директора

подписи школы от ____/№__)

Рабочая программа

по литературе для 7 класса
Автор: учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Куликова Ирина Николаевна

Сокольский район, деревня Литега

2013 г.

  1   2