Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Уроках русского языка и литературы «Как вызвать у учеников желание учиться?»




Скачать 34.78 Kb.
Дата08.01.2017
Размер34.78 Kb.
ТипУрок
Аксенова Марина Васильевна

МАОУ «Гимназия №16»

г.Кунгур, Пермский край

Приемы работы в технологии

развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы

«Как вызвать у учеников желание учиться?» - этот вопрос задает себе учитель, готовясь к каждому уроку. Современное поколение учащихся сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизионных развлекательных программ, поэтому для привлечения внимания к учебным дисциплинам, в частности, русскому языку и литературе целесообразно внедрить в учебный процесс инновационные педагогические технологии.

Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях. Технология КМ легко взаимодействует с другими технологиями. В ТРКМ существуют различные приемы:

Приемы восприятия информации:

«Знаю – хочу узнать – узнал» (работа с таблицей);

«Продвинутая лекция» (заполняется первая графа таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, кратко записывает новую информацию);

«Зигзаг» (члены рабочей группы становят­ся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Про­ведя личную экспертизу по своему фрагменту, члены группы по­очередно учат друг друга).

Прогнозирование:

«Верные – неверные утверждения» (на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме; дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая);

Прогнозирование (прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэта, прогнозирование по фотографии)

Работа с текстом:

«Чтение с остановками» (чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы);

«Чтение с пометками «INSERT» (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы);

«Двойной дневник» (по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали);
«Составление кластера» (кластер – графический систематизатор, схема).

Приемы, развивающие умение задавать вопросы:

Приемы «Толстые и тонкие вопросы» (.«тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать);

«Мозаика» (класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста).

Ромашка «Блума»:

Простые вопросы (фактические ) Уточняющие вопросы Интерпретирующие вопросы Оценочные вопросы Творческие вопросы Практические вопросы



Творческая интерпретация информации:

Прием «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими);
«Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде);
«Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников);

Прием «Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки);

Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).

Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни. Технология развития КМ учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий для достижения конечного результата.

  • Приемы восприятия информации: «Знаю – хочу узнать – узнал»
  • Прогнозирование: «Верные – неверные утверждения» (
  • Работа с текстом: «Чтение с остановками»
  • «Чтение с пометками «INSERT»
  • «Составление кластера»
  • «Мозаика»
  • Творческая интерпретация информации: Прием «Написание эссе»
  • «Составление телеграммы
  • Прием «Нарисуйте счастье»