Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Уроках литературы (на примере прочтения "Сказки о Золотом Петушке" А. С. Пушкина) Богданова Т. Н., учитель русского языка и литературы мбоу «Гимназия №123» г. Барнаула После прочтения "




Скачать 44.83 Kb.
Дата01.07.2017
Размер44.83 Kb.
ТипУрок


ИГРА С СУДЬБОЙ


или опыт интеграции на уроках литературы

(на примере прочтения “Сказки о Золотом Петушке” А.С.Пушкина)
Богданова Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №123» г.Барнаула
После прочтения “Песни о Вещем Олеге” хочется продолжить разговор о споре человека со своей судьбой, о тщетном (а может быть, и нет?) желании изменить ее. ”Сказка о Золотом Петушке” сможет помочь углубить эту тему, поразмышлять над ней еще раз.

Услышав название – ”Сказка о Золотом Петушке”, многие семиклассники недоумевают, зачем им, таким взрослым, изучать детские сказки. Многие ребята очень хорошо знают тексты сказок А.С.Пушкина. Однако эта ирония не уместна. Не всякий взрослый читатель сможет прокомментировать идею именно этого литературного произведения.

Первый урок мы посвящаем комментированному чтению сказки, обращая внимание на художественные детали, символы. Знакомый с детства текст начинает переосмысливаться уже повзрослевшими школьниками. Обычно по ходу чтения возникает много вопросов, и они совершенно закономерны, ведь многие литературоведы называют этот текст загадкой, сказкой - головоломкой.

Куда исчезает Шамаханская царица? Почему царь-отец так легко переживает смерть обоих сыновей? Почему царь не держит царского слова? Почему вместе с царицей исчезает и Петушок? Почему в этой сказке нет ни одного положительного персонажа, как обычно бывает в сказке? И тогда непонятно, победило ли в ней Добро? Конечно же, это не все вопросы, которые может задать вдумчивый читатель. С этими вопросами ребята получают задание на дом сопоставить факты биографии А.С.Пушкина и сюжет сказки.

Многие события жизни поэта отразились в “Сказке о Золотом Петушке”. Ребята называют и женитьбу на первой красавице Петербурга Наталье Гончаровой. Женитьба сопровождалась дурными предзнаменованиями: Наталья Николаевна несколько раз отказывала Александру Сергеевичу, черный заяц перебежал дорогу экипажу, в котором поэт ехал свататься, обручальное кольцо выпало из рук Пушкина, свеча в его руках погасла, крест с аналоя был им задет и упал), и данное царем Николаем I и не сдержанное им обещание об отмене цензуры. Горькие разочарования, размышления о жизни и смерти, о своей судьбе занимали в это время Пушкина.

Взаимный обмен информацией, так как дети пользуются разными источниками, вызывают неподдельный интерес к фактам биографии поэта, сопереживание его мучительным раздумьям. Впечатление усиливает чтение стихотворений, написанных Пушкиным в эти годы: “Бесы”, ”Не дай мне, Бог, сойти с ума” и др.

В качестве домашнего задания семиклассникам поручается чтение “Легенды об Арабском астрологе” Вашингтона Ирвинга из его знаменитого сборника “Альгамбра”. Ребята с удивлением узнают, что сюжет этой легенды послужил основой для “Сказки о Золотом Петушке”. Однако поэт внес некоторые изменения, добавил некоторые детали, определив жанр – сказка. Несомненно, этот текст чем-то чрезвычайно заинтересовал поэта. Разделяет ли он мысли Вашингтона Ирвинга или спорит с ним?

Сопоставив эти два текста, Анна Ахматова сделала ряд чрезвычайно важных выводов о связи сказки с драматическими обстоятельствами жизни А.С. Пушкина. Сходства в сюжетах легенды и сказки ребята смогут отыскать самостоятельно, поэтому более рационально поговорить о том, что Пушкин изменил и почему. Поэт делает центральным образ Золотого Петушка, исключает религиозное противостояние загадочной девицы и правителя сказочного царства, а старца-астролога представляет скопцом. При этом Пушкин исключает и использование шахмат в качестве способа ведения войны с противником, сохранив при этом шахматную символику. Попытаемся вместе с учениками прочитать ее.

Главной фигурой в шахматной игре является король, ради его поражения и ведется игра, остальные фигуры могут быть срублены. И тем не менее король - одна из самых слабых фигур на шахматной доске: он ходит по одной клетке, прячется за другие фигуры. Не таков ли и царь Дадон? Этимологическая справка поможет разгадать замысел Пушкина. Имя Додон имел русский богатырь в известной повести о Бове-королевиче. Во владимирских же говорах зафиксировано слово “дадон“ в значении “неуклюжий человек”, “дурак”. Сказочные шахматные фигуры вполне соответствуют этой игре слов.

В образе двух сыновей (для сказки характерно число три) ребята легко угадывают двух шахматных слонов (или, как их еще называют, офицеров). Царство Дадона охраняется с высоких башен (шахматные ладьи-туры). А “многочисленная рать” – это, конечно, пешки.

Ферзь- советник короля - самая сильная фигура в шахматах, она ассоциируется с мудрецом-звездочетом, ходит и прямо, и по диагонали на любое количество клеток.

А как же Шамаханская царица? (Ее имя тоже выбрано А.С.Пушкиным не случайно). Неужели ей нет места в нашей игре? Не многие из ребят вспоминают, что ферзя иногда называют королевой, так что вполне может быть, что астролог и девица - одна и та же фигура, и они играют отнюдь не на стороне Дадона. Это объясняет, почему царица после смерти звездочета “пропала, будто вовсе не бывала”

Цифра восемь (“Вот осьмой уж день проходит”...) тоже не случайна. На шахматной доске ровно 8 клеток, а положение короля на краю доски - одно из самых проигрышных.

Но остается еще одна загадка - Петушок! Что же это за фигура? И какая роль отведена ей в этой странной игре? Шахматная энциклопедия раскроет нам историю шахматной ладьи: когда-то она представлялась не только в виде лодки или башни, но и в образе таинственной птицы-судьбы Рух. Дадон из сказки Пушкина решил сыграть с самой судьбой, избежать расплаты за грехи молодости (“Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело”). Но от судьбы не уйдешь, она “клюнет в темя”, когда ты уже решил, что обманул ее. Именно в этом смысл сказки.

Шахматная символика богата. Вся наша жизнь - игра, сегодня ты играешь белыми, а завтра - черными, сегодня ты пешка, а завтра - ферзь, но после игры и ферзи, и короли, и пешки “сыграют в один ящик”. Отчего зависит победа в шахматной игре? А в жизни? От ума, везения, от силы противника?

Не счесть шахматных комбинаций, не сыграть двух одинаковых партий, как не прожить двух одинаковых жизней. Каждый в этой игре под названием жизнь играет за себя или против себя. Вот такая это сказка-загадка, сказка-головоломка.



Известно, что А.С.Пушкин серьезно увлекался шахматами, был азартным игроком. Шахматная символика помогла поэту ненавязчиво погрузиться в сложнейшие философские проблемы, как бы поиграть с читателем (“Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок”).

Не все загадки “Сказки о Золотом Петушке” можно разгадать только с помощью шахматной символики. Пушкин неисчерпаем. И эта неисчерпаемость - лучший для умного читателя стимул проникать в суть бессмертных произведений поэта. А у моих семиклассников еще так много впереди...