Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урока по русской литературе в 10 классе. Тема урока: Основные темы лирики Афанасия Афанасьевича Фета




Скачать 36.45 Kb.
Дата06.07.2017
Размер36.45 Kb.
ТипУрок
План открытого урока по русской литературе в 10 классе. Тема урока: Основные темы лирики Афанасия Афанасьевича Фета. Цели урока: рассмотреть основные темы лирики поэта; определить идейно- художественное своеобразие пейзажной лирики и темы любви в творчестве поэта; развивать навыки анализа поэтического произведения. Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор. Оформление доски: эпиграфы к уроку. Стану буйства я жизни живым отголоском. А. Фет. Какие бы великие притязания ни высказывала поэзия, она не могла бы сделать большего, как выразить человеческую душу. В.Брюсов. Ход урока. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Небольшая викторина по содержанию предыдущего урока. Ответить на вопросы о жизни и творчестве Фета. Назовите настоящую фамилию Фета (Шеншин) Кем были родители будущего поэта В каких учебных заведениях обучался Фет ( пансион Крюммера, пансион Боткина и словесное отделение Московского университета). С кем познакомился и подружился Фет в студенческие годы (Ап. Григорьев) В каком году появился 1-ый сборник поэта и как он назывался ( в 1840, «Лирический пантеон») В каких журналах охотно печатали стихи Фета в 40-ые годы («Отечественные записки» и «Москвитянин») На какую службу поступил Фет в 1845 году С чем это было связано Сколько лет прослужил В каком году вышел в отставку Как Фет вернул себе дворянство ( написал прошение на имя императора Александра 11) Чем в основном занимался Фет в 70-80-ые годы За что Фет был удостоен в 1884 году Пушкинской премии ( за переводческую деятельность) Вывод по викторине: Биография поэта – это прежде всего его стихи. Мы уже отчасти говорили о стихах поэта, но не останавливались на них подробно. 3. Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами остановимся более подробно на поэтическом наследии поэта В стихах Фета современники «вычитывали» человеческие откровения и тайны. В Фете, как и в Тютчеве, они видели поэта, «осмеливающегося заглянуть в глубь души». Поэзии Фета посвящено очень много статей. В 1903 году известный поэт – символист начала 20 века В.Брюсов посвятил ему специальную статью: «А.А.Фет. Искусство или жизнь». Эпиграфом к статье Брюсов взял слова Фета (обратить внимание учащихся на доску) : «Стану буйства я жизни живым отголоском». По словам Брюсова, Фет прославляет величие человека ( 2 высказывание на доске – прочитать). Поэт действительно слагал восторженные гимны личности. Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой – душа и мысль моя… Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли о «вечных проблемах» человеческого бытия. Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам фетовской поэзии. Любовь и природа – любимые темы Фета. Мы остановимся именно на раскрытии двух этих тем в творчестве поэта Выступления учащихся. 1-ый доклад о пейзажной лирике поэта. - Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. Фет замечает неуловимые её переходные состояния: как художник – пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки. Фетовские флора и фауна гораздо конкретнее и определеннее. Пейзажные стихи насыщены деталями, которые не ускользают от чуткого и внимательного наблюдателя Фет стремится отразить свои ощущения и переживания. Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий. Вот послушайте строки: Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. ( из стихотворения «Вечер») или Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! ( «Ещё майская ночь») Как мы видим, у Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед печальной берёзой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину… Строки стихотворений «Печальная берёза…», «Чудная картина…», «Осень», «Я пришёл к тебе с приветом…» убеждают читателей в этом. Мне кажется, что поэт видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений. Ведь, как мы знаем, ему пришлось потратить много лет, чтобы вернуть себе дворянский титул и фамилию отца, достичь материального благополучия, добиться признания в литературных кругах. Чтение названных стихотворений поэта учениками. Просмотр слайдов по компьютеру. Выводы по теме природы в лирике поэта: Природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий. Связь человека и природы. Пейзаж выражает состояние человеческой души. Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник. Ощущение бесконечности, глубины в пейзажной лирике. Переход к теме любви. Слово учителя. - По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.