Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урока литературы в 10-м классе по теме: «По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой: человек и писатель». Тип урока: вводное занятие




Дата10.01.2017
Размер67.3 Kb.
ТипУрок
Конспект

урока литературы в 10-м классе по теме:

«По страницам великой жизни.

Л. Н. Толстой: человек и писатель».
Тип урока: вводное занятие.
Цели урока: 1. Организовать деятельность учащихся по изучению

жизни и творчества писателя в рамках темы вводного

занятия; заинтересовать учащихся в изучении

произведений Л.Н. Толстого.



  1. Создать условия для развития наглядно-образного и

творческого мышления; создать условия для развития

умения выражать и аргументировать свою позицию.



  1. Содействовать развитию умения общаться между

собой.

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Характер заданий: частично-поисковый; исследовательский;

творческий.


Оборудование: мультимедийная аппаратура; презентация «По

страницам великой жизни»; презентация «Л.Н.Толстой

глазами художников»; распечатки: «Из дневниковых

записей писателя», «Современники о творчестве

Л.Н. Толстого».

Предварительное задание к уроку

Индивидуальное задание: 1. Подготовить выразительное чтение

стихотворения А. Апухтина «Графу Л. Н.

Толстому» наизусть;

2. подготовить презентацию «Л.Н. Толстой

глазами художников»;

3. подготовить презентацию «По страницам

великой жизни».

Оформление доски (центральная часть доски):


Л.Н.Толстой.

Эпиграф: Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным

человеком.

М.Горький

Ход урока

1 этап: 7 мин. ( учитель создает атмосферу творчества; включает



эмоциональную сферу личности; организует участие

учащихся в поиске формулировки темы урока)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодняшний урок мне

хотелось бы начать с лирической нотки.

(ученица читает стихотворение А.Апухтина «Графу Л.Н. Толстому»)

Учитель: Это стихотворение поэта 19 века А. Апухтина посвящено

великому русскому писателю. И вы, конечно, догадались –

Л.Н. Толстому. Именно его творчество мы и будем изучать

на последующих уроках литературы.

В качестве эпиграфа ко всему циклу уроков я взяла слова

М. Горького: «Не зная Толстого, нельзя считать себя

культурным человеком».



(эпиграф записан на доске)

К этим словам мы вернемся в конце темы, а вот часть цитаты

мы используем уже сегодня.

Вопрос: Ребята, что, по вашему мнению, подразумевается под

выражением: знать Толстого?

Учащиеся: (рассуждают и делают следующий вывод: знать Толстого – это



значит изучить его биографию, познакомиться с Толстым-человеком,

Толстым-писателем)

Учитель: Да, конечно, не изучив и не поняв его жизни, нельзя

по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя.

Постарайтесь сформулировать тему нашего урока,

запишите ее в тетрадь.

( в содружестве учеников и учителя формулируется тема;

в тетрадях и на правой стороне доски делаем запись:

«По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой: человек и писатель».)

2 этап: 15 мин. ( учащиеся осознают личную значимость учебного материала)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

Задание 1. Разделите тетрадь на две части, слева запишите

названия тех страниц жизни Толстого, которые вы хотели бы

сегодня для себя открыть.

Задание 2. Обсудите записанное с соседом по парте, если

вас заинтересовали другие странички, запишите их к себе

в тетрадь.

Задание 3. Поделитесь своими интересами с классом.

Ученики: (зачитывают названия заинтересовавших их страниц жизни и

творчества Толстого)

Учитель: Ученицы нашего класса приготовили презентацию

«По страницам великой жизни». Посмотрите ее и, может

быть, вы получите информацию, которая вас интересует.



(домашняя работа)

Учитель: Если вы увидели и услышали интересующую вас

информацию, запишите ее напротив

страниц в виде ключевых слов и словосочетаний.



( если время ограничено, можно предложить

ученикам поставить плюсы напротив открытых ими

страниц)

Ученики: (зачитывают вслух выбранный ими материал)

3 этап: 10 мин. ( данная форма работы пробуждает и развивает

у ребят «исследовательский инстинкт», развивает

способность анализировать, обобщать материал

по предложенному заданию, работа в группах требует

от учащихся умения сотрудничать друг с другом))

Учитель: Ребята, посмотрите на вторую подтему урока:

« Л.Н. Толстой: человек и писатель». О ком бы вы хотели

узнать большео Толстом-человеке или о писателе?



(учитель выясняет интересы учащихся и делит класс на группы)

Задания группам:

1 группа. Подготовить небольшое выступление на тему: «Особенности творчества Толстого».

(группа исследует материалы о Толстом-писателе, например, работая с текстами воспоминаний М. Горького, Р. Роллана, Н. Страхова, Н.Г.Чернышевского. (см. приложение № 1«Современники о творчестве Л.Н.Толстого»)

2 группа. Подготовить небольшое сообщение на тему:

« Личность Толстого».

(предлагаются формы работы на выбор: работа с выдержками из дневниковых записей писателя (см. приложение №2 «Из дневниковых записей писателя») или просмотр презентации «Толстой глазами художников», которую комментирует ученица, её подготовившая)

Ученики: (отчет групп)

4 этап: 8 мин. ( развивается умение выделять главное

в познавательном объекте; происходит активизация

мыслительной деятельности, каждый может проявить

творчество в выполнении задания, самореализоваться.)

Учитель: Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю.

Но, наверное, каждый из вас на сегодняшнем уроке создал

для себя определенный образ этого замечательного

человека. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.

Задание: Напишите синквейн: Каким я представляю Л.Н. Толстого.



(структура синквейна: 1 строчка–Л.Н.Толстой; 2 строчка – 2 прилагательных, характеризующих писателя; 3 строка – 3 глагола; 4 строка – предложение из 4 слов о Толстом; 5 строка – синоним к слову Толстой)

Ученики: (зачитывают свои работы, пример ученической работы:



Л.Н. Толстой

душевный, народный

помогает, пишет, учит

великий писатель, обыкновенный человек

мыслитель)

5 этап: 5 мин. (каждый может высказать свое мнение об уроке)

Вопросы : Было ли на уроке интересно? Все ли вы поняли? Захотели

ли вы изучать жизнь и творчество Толстого?



(обсуждение и подведение итогов работы на уроке)

Домашнее задание:



    1. Подготовить вопросы к викторине по страницам учебника 260-266.( Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. – М.:Просвещение, 2007 –383 с.)

    2. Прочитать «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого.

Список литературы:



  1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. Уровни. В 2 ч. ч. 2./ Ю.В. Лебедев.–9-е изд. – М.: Просвещение, 2007.–383 с.

  2. Золотарева И. В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс 2 полугодие. – М.: «ВАКО», 2003, 416с.

  3. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 176 с.

Приложение №1

Современники о творчестве Л.Н. Толстого (могут быть и другие цитаты)




  1. Толстой рассказал нам о жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература (М.Горький).




  1. Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью… носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь… Единая трагедия его искусства и его жизни (Р Роллан).



  1. Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, – все есть в этой картине! ( Н.Страхов о романе «Война и мир»)




  1. Большинство поэтов заботятся преимущественно о результатах проявления внутренней жизни, а не о таинственном процессе, посредством которого вырабатывается мысль или чувство… Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса : его интересует сам процесс… его формы, законы диалектика души, чтобы выразиться определительным термином. (Н. Г. Чернышевский)

Приложение №2

Из дневниковых записей писателя (возможны другие записи)


1847 год 17 марта

…Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.


1848 год

…Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не повторять чужих мыслей.


1855 год

18 марта


… вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе,– быть деятельным, рассудительным и скромным.

21 сентября

… Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…
1881 год

Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных… больше давать, чем брать…


1900 год 30 августа

Во что я верю? – спросил я себя. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом…


1902 год 21 марта

Говорят, вернись к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.


1907 год 26 октября

(Очень важно!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого.