Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урока. Изучение нового материала. Тема. Стихотворение М. Ю. Лермонтова о войне 1812 года «Бородино». Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года. Эпиграф: Да, были люди в наше в наше время




Скачать 96.08 Kb.
Дата29.06.2017
Размер96.08 Kb.
ТипУрок
Тип урока. Изучение нового материала.

Тема. Стихотворение М. Ю.Лермонтова о войне 1812 года «Бородино». Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Эпиграф: Да, были люди в наше в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!..

М. Ю. Лермонтов


Методы.

Наглядные: демонстрация

Словесные: рассказ, беседа

Видеометод: просмотр

Оборудование: тетради, ИКТ

Цель.

Формировать у учащихся чувства глубокого патриотизма к Родине, уважения к её патриотическому прошлому, гордости за силу, мужество, стойкость русских солдат.


Задачи:

  • познакомить с особенностями повествования, исторической основой Бородинского сражения;

  • формировать умения определять основную мысль текста, делать выводы, иметь представления о прочитанном.



Ход урока.

1. Орг. момент

2. Разминка (фразеологизмы)-3м.

История фразеологизма «Аннибалова клятва» - непоколебимая решимость бороться с кем-либо или против чего-либо до конца жизни.



«Пиррова победа» - купленная ценной огромных жертв и невосполнимых потерь

  • Почему именно этот фразеологизм мы взяли на этот урок? (потому что он может приблизить нас к сегодняшней теме урока)

3. Беседа .- 3м.

Цель: приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их понимания к восприятию содержания изучаемого произведения.



Учитель.

У каждого народа, у каждого края есть свои заветные имена, которые никогда не забываются, которые, как на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являясь образцом жертвенного служения своему Отечеству и народу.



  • Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

  • А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то и кто-то является предметом гордости всего народа? (упоминание о великих исторических событиях, Жуков – ВОв, Кутузов – спаситель России от Наполеона, Суворов – не потерпевший ни одного поражения, Дмитрий Донской – война с татарами (Мамаево побоище), Александр Невский – война со шведами у чудского озера)

  • Кем может гордиться наше село, наша школа? Семён Васильев Хохряков - Дважды Герой Советского Союза, который прошёл боевой путь от Москвы до Берлина, не дожил до победы 22 дня. Среди всех награжденных танкистов есть генералы, полковники и единственный майор - наш земляк, Семен Васильевич Хохряков, талантливый командир, бесстрашный боец, преданный друг, защитник нашего Отечества, танкист

4. Работа по теме урока
Слайд № 1 (Тема урока) запись в тетрадь
Слайд № 2(Цели урока).
Слайд № 3 - 4 ( биография автора, работа с эпиграфом)

5. Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов Родился в Москве в 1814

году в семье капитана Ю. П. Лермонтова и

М. М, урождённой Арсеньевой. Детские годы

поэта проходили в усадьбе Тарханы

Пензенской губернии.

С детских лет Лермонтов наблюдал жизнь

барской усадьбы, учился народной речи,

слушая предания об Иване Грозном, Разине,

Пугачёве, войне 1812 года.

Лермонтов рос болезненным мальчиком.

Бабушка его возила на лечение на Северный

Кавказ.


Учился Лермонтов в Московском

благородном пансионе, много читал. В 1830

году был зачислен в Московский университет
В этом же году был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. В это время и началась его литературная деятельность.

На гибель А. С. Пушкина Лермонтов откликнулся стихотворением «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ, где и написал стихотворение «Бородино».

Жизнь Лермонтова оказалась необычно короткой. Погиб поэт на дуэли в 1841 году


Учитель: стихотворение было написано к 25- летию Бородинской битвы

Обратите внимание на эпиграф, как вы понимаете эти строки? Кем восхищается поэт, с кем он сравнивает людей того времени.



Слайд № 5, 6, 7. 8 (историческая справка)

Учитель


Учитель

6. Историческая справка

  • 12 июня 1812 года Наполеоновская армия вторглась в Россию.

  • 2 месяца продолжалось отступление русских войск

  • 26 августа произошло генеральное сражение

  • Французской армии зачитали приказ Наполеона и пообещали богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.

  • В русской армии командовал Кутузов. Перед сражением отслужили молебен и понесли вдоль линии войск чудотворную икону Смоленской Божьей Богоматери. Русские понимали, что в сражении решалась судьба Москвы, а значит России.

  • Зачитать. «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг – другу рты, душили друг – друга, падая мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную, кровью. Раскалённые пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…» -Фридман Л. Г.

  • Потери русских составили 45,6 тысяч человек

  • Французы, по данным русских, потеряли от 50 до 58 тысяч.

  • В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч человек, у французов вся гвардия – 19 тысяч человек

  • Сломить русское войско не удалось, но армия была обескровлена

  • Желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить.

  • Но у французов пошатнулась уверенность в себе, в победе, ослабило её активность, это и предопределило поражение Наполеона.

  • Не сбылось пророчество: Зачитать «Через 3 года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…» Наполеон признался из 50 сражений, в битве под Москвою…русские стяжали право быть непобедимыми.

  • Мы же с гордостью можем говорить: « У Бородино французская армия расшиблась о русскую»



7. Наш край в Отечественной войне (сообщения учащихся)

Наш край в Отечественной войне.

В связи с нашествием войск Наполеона в Россию из всех регионов страны дополнительно набирались солдаты.

Всего в Оренбургском крае было сформировано 45 полков по 500 рядовых в каждом. В командный со­став входили 30 человек. Тогда же 12 ты­сяч башкир несли линейную службу на восточных границах России. Воины имели традиционное оружие и по 2 коня.

Наибольшую воинскую славу достиг себе Уфимский пехотный полк, ко­торый в 1812г. во время Бородинского сражения находился в центре боя на уча­стке батареи генерал-лейтенанта Н.Н. Раевского.. В честь под­вига южноуральцев знамя 3-го батальона позднее было помещено в зале Славы героев 1812 г. в Эрмитаже, где хранится до настоящего времени.

Кроме того, на Урале активно собирались добровольные пожертвова­ния в помощь российской армии. В 1812 году в Челябинске простые горожа­не собрали 626 руб., учитывая, что заработную плату они получали от 50 копеек до 1.50, а купечество города дало 501 руб. Башкиры, собрали в пользу армии 500 тыс. руб., отправили на фронт 4139 строевых лошадей.

Добровольные взносы поступали от представителей всех сословий, в т. ч. от малоимущих - уральских мастеровых, рабочих людей, крестьян

На обмун­дирование новых полков вносили деньги служащие Уральских заводов, фабрик. Добровольно жертвовали средства купцы и мещане, некоторые заводовладельцы. Мещане и купцы Верхнеуральска собрали 164 руб., Челябинска -504; крестьяне и ремесленники Челябинска - 626 руб. 24,5 коп.

В 1812 году заводчик А. Яковлев безвозмездно пожертвовал 1812 г.артиллерийские снаря­ды, которые должны были сданы в казну; так же поступил владелец Нижнетагиль­ских заводов Н.Н. Демидов. Башкиры пожертвовали 4139 лошадей для уланских полков и артиллерии.

По правительственному распоряжению (авг. 1812) население края обес­печивало снаряжение, вооружение и обмундирование башкирских полков, формировавшихся на Южном Урале. Население станиц поставляло лошадей, оружие, обмундирование. Атаман станицы Уфимской губернии Серебряков, продав свой дом и часть имущества, снарядил в поход 53 человека: купил и раздал малоимущим казакам 42 ружья, 30 сабель, 27 пик (на сумму 300 руб.).

Накануне войны с наполеоновской Францией особое значение в выпол­нении военных заказов для нужд русской армии приобрел Урал, где к концу 1800-х гг. работало 28 казенных и 118 частных чугунолитейных заводов. Толь­ко на частных уральских заводах в 1811 г. предполагалось изготовить 293 тыся­чи пудов снарядов (около 4 млн. шт. в пересчете на трехфунтовые).

В 1812 г. значительная доля военных заказов была размещена на 15 юж­ноуральских заводах, в число которых входили и три завода (Златоустовский, Кусинский и Саткинский). Общий вес снарядов и пушек, отлитых на заводах Юж­ного Урала в 1812 г., составил 53155 пудов.

В целом же южноуральские заводы в период Отечественной войны 1812 г. выпускали 1/5 всей военной продукции, производимой в то время на Урале.

В 1820-е гг. в России широко отмечались юбилейные даты (10-летия) важнейших событий Отечественной войны 1812 г. Для массовых юбилейных вручений генералам и офицерам, отличившимся в Отечественной войне, на Златоустовской оружейной фабрике было изготовлено несколько тысяч еди­ниц украшенного холодного оружия, некоторые из которых были украшены многофигурными композициями на темы Отечественной войны 1812 г. В Эрмитаже хранится сабля работы И.Н. Бушуева, где на одной стороне клинка изображена картина бегства Наполеона из Москвы, на другой - сражение под Парижем.

Слайд № 9 портреты Наполеона и Кутузова
Слайд № 10 Словарная работа.

7. Реализация Д/З Словарная работа

Игра в крестики – нолики

1 Редут – полевое укрепление

2 Кивер – высокий круглый головной убор

3 Сеча – сражение, битва

4 Бивак – стоянка войска под открытым небом

5 Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

6 Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии

7 Хват – удалой, смелый человек

8 Уланы, драгун – солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии

9 Басурманы – здесь: враги



10 Брат мусью – обращение к французу


8. Просмотр фрагмента фильма по произведению Л. Н. Толстого « Война и мир». 3м

9. Прослушивание стихотворения «Бородино» или чтение учителем - 5м.

10. Беседа

  • Какой мыслью и каким настроением пронизано стихотворение? (чувством гордости за своё Отечество, за русского солдата того времени и горечи за невосполнимые утраты и потери русских солдат, они не жалеют жизни для победы над врагом) (настроение торжественное, т. к. мы узнаём о подвигах солдата).

  • Кто является главным героем? (русский солдат)

  • Что хотел Лермонтов показать нам, когда писал стихотворение? (восхищение стойкости, мужества русских солдат, чувства любви к Родине.. «И умереть мы обещали…»)-5ст.

  • В какой форме написано «Бородино» - диалога молодого и монолога старого солдата.(1 и 13)

  • Сколько строф в стихотворении .(1 и 13)

  • Почему Лермонтов выбрал такую форму? (чтобы придать достоверность событиям и показать, что истинными победителями были обыкновенные люди)

  • Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет? (через много лет)

  • Кто рассказывает рассказ? Кто является главным героем на войне? (простой русский солдат)

  • Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве? (срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком)

  • С чего начинает свой рассказ старый солдат? (найдите строчку) (Да, были люди-2ст.)

  • Что значит нынешнее племя? Что означает фраза «ворчали старики». Что такое «зимние квартиры» (зимой не воевали, войска располагались на зимних квартиры, солдаты устали ждать боя.-3ст..)

  • Что означает фраза «забил заряд я в пушку туго» (выходил из - за укрепления и был открыт вражеским пулям – 5ст.) см. рисун. в учебнике

  • Как вы понимаете слова « уж мы пойдём ломить стеною» (во время атаки убитые падали, оставшиеся в живых смыкали строй -5ст)

  • «постоим мы головою» (отдадим свою жизнь за Родину свою-5ст)

  • Почему ликовал француз? (был уверен в победе)

  • С какой строфы начинается движение? Зачитайте, найдите слова. (подчеркнуть в учебнике…ну ж был денёк-10 ст…)

  • Какая часть речи помогает передать картину? (глаголы – перечислите их)

  • Какое средство помогает нам не только представить картину событий, но и услышать для чего автор использует его. (звукопись - (усиливает картину ужаса- 10- 12 ст.) Зачитайте его.

  • В каких строчках звучит гордость и торжество? Почему эти строчки звучат дважды. Какие изменения в них есть и почему? Гордость за ушедшее поколение и жалобу на нынешнее, грустное сознание невозвратимых утрат и жертв.-1 и 14 ст.

  • Какие характерные черты солдата вы заметили? (храбрость, преданность, любовь к Родине-5 ст., отсутствие хвастовства, искренность-14 ст.)

  • Какое архитектурное строение напоминает нам о войне 1812 года (Храм Христа Спасителя, который был построен на народные сборы)

  • А чем может гордиться Коелгинская земля? (в 1995 году ЗАО «Коелгамрамор» выиграло тендер на поставку мрамора для реставрации Храма Христа Спасителя в Москве.) В 1996 году начало строительство Храма Михаила Архангела, 2000 году с визитом на открытие храма приезжал патриарх Москвы и всея Руси Алексий -2.

  • 11. Выводы запись в тетрадь.

Какой мыслью и каким настроением пронизано стихотворение? Стихотворение М.Ю. Лермонтова пронизано любовью к Родине, к товарищам, чувством гордости за силу, мужество русских солдат, чувством уважения к их подвигу и чувством горечи за невосполнимые утраты и потери героев былых времён.
Слайд № 11 Выводы
Д/З наизусть индив. крылат выражен. 1812г.

Учитель. А сейчас посмотрите слайды о Бородинском сражении, великих полководцах, слайды о Величественной современной Москве и очень внимательно прослушайте песню из кинофильма «Офицеры». И пусть в ваших сердцах останется подвиг русского солдата, который воевал, чтобы мы с вами жили под открытым чистым небом и никогда не забывали историю нашей Матушки-России.

13. Звучит песня , слайды о Москве


  • Наглядные
  • Ход урока. 1. Орг. момент 2. Разминка (фразеологизмы)-3м.
  • 3. Беседа
  • 4. Работа по теме урока Слайд № 1 (Тема урока) + запись в тетрадь Слайд № 2(Цели урока). Слайд № 3 - 4 ( биография автора, работа с эпиграфом)
  • 5. Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова
  • Слайд № 5, 6, 7. 8 (историческая справка) Учитель
  • Учитель 6. Историческая справка
  • 7. Наш край в Отечественной войне (сообщения учащихся) Наш край в Отечественной войне.
  • Слайд № 9 портреты Наполеона и Кутузова Слайд № 10 Словарная работа. 7. Реализация Д/З Словарная работа Игра в крестики – нолики
  • 8. Просмотр фрагмента фильма по произведению Л. Н. Толстого « Война и мир». 3м 9. Прослушивание стихотворения «Бородино» или чтение учителем - 5м. 10.
  • 11. Выводы + запись в тетрадь.
  • Слайд № 11 Выводы Д/З наизусть + индив. крылат выражен. 1812г. Учитель.