Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок якутской литературы в 9 классе




Скачать 381.28 Kb.
Дата20.05.2017
Размер381.28 Kb.



Министерство образования РС(Я)

МУ «Управление образования Намского улуса РС(Я)

МОУ «Намский улус (район)» РС(Я)



Портфолио

Трапезниковой Марии Дмитриевны,

учителя якутского языка и литературы

(18 сентября 2009 г.)




Министерство образования РС(Я)

МУ «Управление образования Намского улуса РС(Я)

МОУ «Намский улус (район)» РС(Я)



Оглавление

Раздел 1. Эссе………………………………………………….………………………4

Раздел 2. Обоснование выбора образовательной программы……...…6

Раздел 3. Материалы, иллюстрирующие работу, основанную на описанной технологии……………………….………………………………….……….……8

3.1 Урок якутской литературы в 9 классе…..………….……………….……..8

Раздел 4. Заключение и материалы, отражающие прогресс детей....10

4.1 Позитивная динамика успеваемости и качества знаний учащихся за последние три года. ……………………...………………………………………………….10

4.2 Увеличение количество учащихся принимающих участие в предметных олимпиадах муниципального и республиканского уровней…...11

4.3 Результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся, участие в конкурсах) ………………………………………………...……....12

4.4 Ведение кружков, факультативов …………………………………………..15

4.5. Работа с родителями………………………..……………...…………….…17

4.6 Самоуправление в классе………………………………...……………….…18

Раздел 5. Распространение и обобщение педагогического опыта....19

Раздел 6. Документы, отражающие оценку работы педагога………...21

6.1.Характеристика……..…………………………………………………….……..21

6.2. Отзывы родителей, учащихся………………….……………………………24

Раздел 7. Документы, отражающие уровень образования,

квалификации……………………………………………..…………………………..27

7.1 Сведение о повышении квалификации……………………………………28

Раздел 8. Награды, звания, ученые звания и степень ….…….……………28

Раздел 9. Конкурсы……………………..…………………………………………….28

Раздел 10.Творческая работа………………………………….………………..28




Трапезникова Мария Дмитриевна
Дата рождения: 29 июня 1957 года

Образование: Якутское педагогическое училище, дошкольное отделение 1972 -1975 г.г., ЯГУ ИФФ ЯО 1984 – 1990г.г.

Педагогический стаж – 33 года (из них 13 – воспитатель детского сада, 20 - учитель якутского языка )

Квалификация: учитель якутского языка и литературы

Высшая квалификационная категория с 2004 г.



E-mail: m-traprzickova@yandex.ryu

URL: www.namgymn.narod.ru





Министерство образования РС(Я)

МУ «Управление образования Намского улуса РС(Я)

МОУ «Намский улус (район)» РС(Я)


1.Эссе
«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его и, вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища родного языка»

В.Луговской

В своей педагогической деятельности я всегда обращаюсь к этим словам, потому что, считаю, что родной язык – это основа развития интеллекта, формирования духовных и нравственных качеств. По словам К.Д. Ушинского, посредством родного языка ребенок приобретает «много философского ума, истинно поэтического чувства, изящного, поразительного верного вкуса. …бездну необыкновенной чуткости к переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных порывов.» Таким образом, родной язык служит средством не только общения, но и познания, развития мышления, становления творческой личности. Человек становится личностью в процессе воспитания через воздействие родного языка, обычаев и традиций своего народа. О значении родного языка в жизни человека прекрасно сказал К.Г.Паустовский: « Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. … Лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык. Пока жив язык, до тех пор жив и народ». И следует помнить, что язык - это бесценное достояние народа.

В течение последних лет мне приходится постоянно сталкиваться с проблемой незнания, пренебрежительного отношения, падения интереса к родному языку. Вместе с тем функция якутского языка в образовательной среде сужается. Все это вызывает большую тревогу и озабоченность. В такой сложной ситуации становятся актуальными такие задачи, как расширение образовательной среды; повышение интереса к народному искусству, традициям и обычаям; создание условий для непосредственного общения и преемственности поколений. Для решения этих задач нужно действовать сообща, всем миром. Наверное, каждого учителя волнует вопрос: какую методику выбрать для проведения своих занятий? Как мне кажется, любая находка учителя будет правомерна. «Дни - как ступеньки лестницы. По- разному можно пройти по ним, важно только, чтобы ежедневно подниматься на новую ступеньку, не стоять на месте или, того хуже, не спускаться вниз». Эти слова Н.Сладкова должны быть девизом каждого педагога, не равнодушного к своему делу. Для повышения интереса к изучению родного языка и литературы я в своей работе использую технологию педагогических мастерских, элементы развивающего обучения, возможности ИКТ. На уроках стараюсь учить детей мыслить и точно выражать свои мысли. На мой взгляд, каждый урок воспитывает трудолюбие, ответственность, самостоятельность, желание учиться. Основной из своих задач считаю привитие интереса к языку, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Верю в силу воздействия хорошего слова на умы и сердца своих учеников, поэтому на уроках особое внимание отвожу работе над культурой речи. Немаловажную роль для развития культуры речи играет также организация внеклассной работы. Мы, учителя, совместно планируем работу и тесно сотрудничаем с Намской улусной библиотекой имени Н.Рыкунова, краеведческим музеем имени П. Сивцева, обществом «Ийэ тыл», газетой «Энсиэли». Встречи с писателями, конференции читателей, литературные вечера, часы поэзии, интеллектуальные игры: «Поле чудес», «Колесо истории», «Брейн-ринг», «Умники и умницы» - вот только небольшая часть совместной работы, которую мы проводим.

Работа с родителями – неотъемлемая часть педагогической деятельности учителя. Родители, которые осознают всю полноту значения родного языка в воспитании ребенка, во всем поддерживают нас, помогают своему ребенку познать красоту и ценность родного языка, родной речи. И это вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне. Ведь будущее наших детей зависит не только от того, кто их учит, но и кто рядом с ним. Воспитывают не только учителя и родители, но и среда и атмосфера, в которой живет и растет ребенок.

Родной язык как память, как святыня, который остался нам от предков. Без него мы перестанем быть отдельным этносом и превратимся в маленькую толпу людей. Поэтому приобщение и обучение родному языку является важной составляющей частью процесса обучения и воспитания.

2. Обоснование выбора образовательной программы

Учащиеся обучаются якутскому языку по программе «Саха тыла» (авторы Семенова С.С., Алексеев И.Е., Винокуров И.П. и др.) Работая по данной программе добилась определенных результатов: учащиеся знают правила правописания, умеют составлять связный текст, сочиняют рассказы, стихи, излагают свои мысли в устной и письменной форме, пополняют словарный запас.

Программа помогает учителю поэтапно планировать работу, учитывая особенности родного языка.

Уроки родной литературы я веду по программе для якутских школ «Норуот айымньыта уонна литература » (авторы Филиппова Н.И., Шишигина В.Р.,Максимова М.Е.) . Моя основная задача-поддержание и повышение интереса к родной литературе, культуре в билингвальной среде, посредством изучения художественных произведений якутских писателей воспитать человека, который не потеряет свою самобытность, представителя народа саха.

На уроках якутского языка и литературы я в ряде лет использую технологию педагогических мастерских. Технология педагогических мастерских – эффективная форма передачи знаний и умений, раскрывает творческий потенциал каждого ученика. Ученик понимается как личность «самостоятельная, творческая, социально ответственная и конструктивно вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. Деятельность учащихся основана на глубокой вере в себя, в свои способности, на умения эти способности реализовывать во время урока, также и во внеклассной деятельности. Ученики на таких уроках учатся творчески мыслить, анализировать, высказывать свое мнение.

Использование современных технологий на уроках и во внеклассной деятельности дает следующие результаты:



  • 100% качества обученности по родному языку и литературе

  • Призовые места на улусных олимпиадах, на творческих конкурсах различного уровня

  • Повышение мотивации к обучению родного языка и литературы

  • Повышение интереса к изучению истории родного края

  • Приобщение учащихся к исследовательской работе

Использование проектной технологии на уроках якутского языка и литературы помогает оптимизировать процесс обучения родному языку и литературе, позволяет осуществлять межпредметную связь. Ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (альбомов, коллажей, настенных плакатов) до долгосрочных исследовательских работ, выполняемых по всем законам и правилам данной технологии. Проект – это общее, интересное дело. Учащиеся, работая над тем или иным проектом, повышают свой интеллектуальный уровень, развивают свой творческий потенциал. Например, ученики 7 «б» класса разработали проект «Мой язык – мое богатство», учащиеся 11 «а» класса «Олонхо – энциклопедия народа Саха».

Игровые технологии – обучающие игры. Общеизвестно, что ученики легко и непринужденно усваивают материал, который им доступен, когда и приемы работ при этом интересны для них. В младшем и среднем звене я уделяю внимание грамматическим, лексическим, фонетическим, а также играм, направленным на дальнейшее развитие речевых умений. Интересно проводятся игры на выполнение различных команд, отгадывание предметов, узнавание учеников по описанию их внешности, узнавание знаменитых людей, задавая вопросы и отвечая «да» или «нет» и т. д.

В старших классах провожу уроки в форме телевизионных передач «Счастливый случай», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?». Как известно, интерес как мотив играет важную роль в обучении школьников родному языку.

Из компьютерных технологий на уроках литературы в качестве демонстрационных материалов использую презентации по биографии писателей, по анализу литературных произведений, составленные мною и нашими учителями. Например, материалы, составленные Поповой М.А., учителем-методистом, отличником образования РФ, Яковлевым А.Д., учителем Едейской СОШ. Сама составила презентационные материалы по творчеству якутских народных писателей, такие же материалы составляют и ученики. Использование таких материалов помогает решить несколько задач одновременно: вызвать интерес учащихся, развивать творческие способности, стимулировать их к исследовательской деятельности.

Возможности Интернета, как учитель-исследователь, использую на занятиях элективных курсов. С учащимися совершаем виртуальные экскурсии по сайтам «Музеи мира», «Галереи», «Музыка». Ученики могут осмотреть той или иной экспонат со всех сторон, ознакомиться с его историей, характеристикой. Они, не имея возможности поехать на Запад, могут соприкоснуться к сокровищам мировой культуры и сравнивать их с культурой своего народа. Много материалов по научно-исследовательской работе учащиеся находят в Интернете, пользуются для рефератов и докладов по национальной культуре. На шаблоне «Конструктор тестов» пробуем составлять тесты по якутскому языку и литературе по аналогии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по якутскому языку.



По итогам методической работы в 2009 году стала победителем конкурса на присвоение статуса опорной школы по изучению якутского языка и литературы и награждена кабинетом, оснащенным ИКТ.

3.Материалы, иллюстрирующие, работу, основанную на описанной технологии

©р¹спуубулукэ тэриллибитэ 85 сылыгар аналлаах а»а5ас уруок
Муус устар 27 кунэ 2007 с Хатырык с.
Уруок темата: Сугуруйэбит, махтанабыт, киэн туттабыт.

Уруок бэлиэ тыла:

Мин улууµум киµитэ

Бу будурбан иниттэн.

Ааттаах кини буолбутун

Айхаллаан ыллыыбын.

Ча5ыл5ан «Мин улуу»ум ки»итэ»

Уруок тирэх тыла:

Ийэ дойдугар тугу, ханныгы дъайаргынан

-Ой дуораана буолан ¹лб¹т уйэлэниэ½.

Бар дьонун ту»угар олорбут эбит буоллаххына,

-Бар дьонун кэхтибэт кэс тылыгар дуора»ыйыа½

С.Данилов «Кэс тыл»

Сыала соруга:

1 Олохторун норуот ту»угар анаабыт биир дойдулаахтарбыт ааттарын уйэтитии.

2. Энсиэли хочотуттан т¹руттээх салайар улэ5э сылдьар биир дойдулаахтарбыт тустарынан билиини ха½атыы.

Уруок хаамыыта:

Ymy¹ кунунэн! Сайдар, уунэр кэскиллээх сайа5ас сахам ыччата! Бугун ¹р¹г¹йд¹¹х кун ууммутунэн бука барыгытын э5эрдэлиибит! Туйгун доруобуйаны, у¹рэххитигэр урдук сити»иилэри, дойдугутугар ту»алаах дьон буоларгытыгар баºарабыт. Бугун туох кунэй? Автономия диэн тугуй? Автономия ха»ан ылыллыбытай? Кимнээх автономияны туруорсубуттарай?

Бугун бу би»иги республикабытын т¹руттэммит кунэ. Кунду о5олор, э»иги бугун 2007 с. муус устар 27 кунугэр Автономия Туруорсубут , оло5ун норуотугар анаабыт суду ки»и т¹р¹¹бут, улааппыт, суурбут - к¹ппут кырдалларыгар ыалдьыт буолан кэлбиккитинэн киэн туттуохтааххыт. Э»иги буолаºыт улуус, республика эрэллэрэ, инникитэ. Бугу½½у у¹руулээх быраа»ынньыкка уруогу ыытар чиэ»и мин итэ5эйэбин Обутова Джулияºа - гимназия президенигэр, у¹рэх басты½ар, Кайгородов Сеня5а гимназия лидерыгар, у¹рэх басты½ар.

Оºолор, республикабыт ханнык улахан тэрээ»и½½э бэлэмнэнэ сылдъарый? (Саха сирэ Россия састаабыгар киирбитэ 373 сылын бэлиэтиир).

Бугу½½у у¹руулээх ку½½э би»иги ахтан-санаан аа»ыахтаахпыт саха норуота у¹рэхтэниитигэр, сайдарыгар олук уурбут улуу нуучча норуотун чулуу дьонун.

Нам улуу»угар ханнык политсыылынайдар олоро сылдьыбыттарын ту»унан Кайгородов Сеня били»иннэриэ. Билигин б¹л¹ºунэн улэлиэхпит:

1 б¹л¹хх¹ сорудах -республика салайааччыларыттан кимнээ5и билэ5ит, тугу улэлииллэрин, туох дуо»унастаахтарын ааттаталаан.

2 б¹л¹хх¹ сорудах - Нам улуу»уттан республиканы салайар уонна салайа сылдьыбыт дьоннортон кимнээ5и билэ5ит?

3 б¹л¹хх¹ сорудах - т¹р¹¹бут нэ»илиэккит киэн туттар дьонноро кимнээ5ий?

Республикабыт сайдарыгар, уунэригэр олохторун анаабыт уонна куус-к¹м¹ буолбут дъоннор тустарынан кэпсэттибит. 85 сыл устата дойду урдунэн араас ту»уулэр - тахсыылар, м¹кку¹рдэр буолбуттара. Э»иги билэргит курдук, А5а дойду Улуу сэриитэ, репрессия, дойдуга араас долгуйуулар буолан ааспыттара. А5а к¹лу¹нэ кытаанах майгылаах, хорсун санаалаах, инникигэ дъулуурдаах буолан с¹пт¹¹х суолу булан сайда уунэ турабыт. Ааспыт дьыл араллааннара, репрессия ыар тыына билигин да5аны дьон сурэ5эр оспот баас буола сылдьар. Ол уустук кэм чахчыларын ту»унан Кайгородов Сеня и»итиннэриэ. Элбэх да ки»и суорума суолламмыт эбит. Кинилэр ааттарын тилиннэрии би»иги ытык иэспит.

Тумук.

Дьэ бугун би»иги республика т¹руттэммит кунугэр Эцсиэли хочотуттан т¹руттээх биир дойдулаахтарбыт ту»унан кэпсэттибит. Народнай поэт Семен Данилов эппитин курдук бар дъоннорун ту»угар олорбут уонна олорор буоланнар, бар дьонноругар кэхтибэт кэс тылыгар дуора»ыйдахтара. Э»иги, эдэр к¹лј¹нэ, Республикабыт сайдарыгар куус-к¹м¹ буолан Саха сирин сайыннара туру½.

Санаа атаста»ыы. Бугунну уруоктан э»иги туох са½аны биллигит?




4. Заключение и материалы, отражающие прогресс детей

4.1. Позитивная динамика успеваемости и качества знаний учащихся за последние 3 года
Работа по технологии «Уроки- мастерские» дает общее развитие учащихся, развивает творческое мышление, повышает мотивацию учащихся, их интерес к учебе Поэтому качества образования по якутскому языку и литературе в гимназии в целом составляет 100%
.

годы

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Класс

Число

учащихся


% успев

Учатся на «4» и «5»

Класс

Число

учащихся


% успев

Учатся на «4» и «5»

Класс

Число

учащихся


% успев

Учатся на «4» и «5»

5

21

100

21

5

20

100

20

5

22

100

22

6

20

100

20

6

20

100

20

6

18

100

18

7

24

100

24

7

20

100

20

7

20

100

20

8

18

100

18

8

24

100

24

8

22

100

22

9

22

100


22

9

18

100

18

9

20

100

20

10

18

100

18

10

22

100

22

10

18

100

18

11

19

100

19

11

18

100

18

11

22

100

22

Наблюдается 100 % успеваемость при стабильном качестве знаний обучающихся по родному языку и литературе

Результаты сдачи государственных экзаменов за курс средней общеобразовательной школы в 2005 – 2009годах – 100% успеваемость при 100% качестве выполнения.



4.2.Увеличение каличества учащихся принимающих участие в предметных олимпиадах


Год

Фамилия имя

Класс

Улусная олимпиада

Республиканская олимпиада

2005 г

.Кайгородов Сеня

9




3 место




Наумова Намина

9

1 место







Маркова Лида

10

1 место







Пестрякова Люба

10

2 место







Жиркова Аня

11

1место







Назарова Арида

11

2место

4 место

2006 г

Гоголева Туяра

9

1место







Исакова Эдита

9

2место







Кириллина Таня

10

1место







Налимова Нария

10

2место







Маркова Саша

11

1место







Баишева Дина

11

3место




2007

Степанова

Кристина


9

3место







Гоголева Туйаара

10

1место

2 место




Спиридонова

Саина


10

2место







Кириллина Таня

11

1место







Новгородова Варя

11

3место







Стрекаловская

Л ия


11

2место

7место

2008

Попова Аня

9

1 место

4 место




Птицына Саша

9

2 место







Местникова Варя

9

3 место







Гоголева Туяра

11

1 место





4.3 Результаты внеурочной деятельности (участие в научно-практических конференциях)





Год

Фамилия, имя

Название доклада

Результат

2005

Соловьева Нюргуяна, 11 кл.



«Творчество И.Д.Винокурова- Чагылгана в годы ВОВ»


участие в региональной НПК в с.Бердигестях.





Стручкова Куннэйэ,11 кл

«Значение обрядовой одежды»

участие в региональной НПК. «Тюркский мир и олонхо участие в региональной НПК в с. Бердигестях.




Игнатьева Тома,7 кл.



«Вклад Г.Г.Колесова в изучении олонхо»



участие в региональной НПК «Тюркский мир олонхо»





Евстафьева Маша,10 кл

.


«Мифологические основы якутских олонхо»


участие в региональной НПК «Тюркский мир и олонхо»






Драгунова Нария,10 кл

«Из истории политссылки в Намском улусе»


участие в региональной НПК «Тюркский мир и олонхо»





Степанова Кристина, 7 кл

«Этимология терминов, обозначающих родственные связи на примере олонхо»


участие в региональной НПК «Тюркский мир и олонхо



Кайгородов Сеня, 9 кл.



«Репрессия в Намском улусе»



3 место в республиканской краеведческой олимпиаде в г. Якутске.




Попова Аня,

6 кл.




«Сравнительный анализ древнего эпоса и олонхо 20-го века»



участие в региональной НПК «Тюркский мир и олонхо»,

участие в региональной НПК «Шаг в будущее» в г. Якутске, поощрение в улусной НПК.







2006

Игнатьева Тома,8 кл.


«Д.К.Сивцев-Суорун Омоллоон и Намский улус»


1 место на улусных «Аммосовских чтениях» и НПК «Шаг в будущее»

Чтения Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева- II место,






Кайгородов Сеня,10 кл.


«Репрессия в Намском улусе»



1 место на улусных «Аммосовских чтениях», региональная НПК «Шаг в будущее»- 2 место

участие в республиканской НПК «Шаг в будущее» в г. Якутске.






Обутова Джулия, 11 кл.



«Уол о5ону иитии уратылара»


Чтения Первого Президента РС(Я)- II место, региональное НПК «Шаг в будущее»- I место


2007

Обутова Джулия, 11 класс

«Уол о5ону иитии»

Диплом 2 степени – республиканская НПК «Шаг в будущее»





Ядрихинская Иза, 10 класс

Уустук кэм сиэртибэтэ

Региональный этап НПК «Шаг в будущее»





Попова Аня, 8 класс

Улусная читательская конференция – 1 место,



2008

Сивцева Надя, Байанаева Даша, 9 класс

Н.С.Охлопков аатын уйэтитии

Республиканская конференция «Саха саарыннарын аатын сугэр оскуолалар тумсуулэрэ»- сертификат





Сивцева Надя, Байанаева Даша, 9 класс

Г.Эргис – Саха уус-уран айымньытын уйэтитээччи

Всероссийская конференция «Фольклор и литература народов Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации», посвященная 100-летию фольклориста Г.У.Эргиса и поэта-переводчика, литературоведа, фольклориста Г.М.Васильева (ИГИ и Институт проблем малочисленных народов Севера) - сертификат




Сивцева Надя, Байанаева Даша, 9 класс

Саха фольклора ыччаты иитиигэ оруола


Улусные «Аммосовские чтения» - 3 место

2009

Сивцева Надя, Байанаева Даша, 9 класс



К 80-летию Н.С.Охлопкова


Республиканская НПК студентов и учащихся -диплом






Байанаева Даша, Сивцева Надя 9 кл.


« Из истории ссылки в Намском улусе»


Республиканская НПК «Принятие российского подданства в ХY11 веке народом Якутии и современность» - г.Якутск, сертификат






Попова Аня, 9 класс

«А.А.Парникова – Сабарай Илгэ поэзията»

Республиканская школа – экспедиция « Ытык – Таатта - колыбель истории , культуры, литературы и искусства народа саха»-сертификат





Сергеева Ксюша, 9 класс

«Таайыллыбатах таабырыннаах Таллан Бурэ поэзията»

Республиканская школа – экспедиция « Ытык – Таатта - колыбель истории , культуры, литературы и искусства народа саха»-сертификат





Местникова Варя, 9 класс

«Н.С.Охлопков аатынан Нам улуустаа5ы гимназията»

Республиканская школа – экспедиция « Ытык – Таатта - колыбель истории , культуры, литературы и искусства народа саха»-сертификат



4.4 Ведение кружков, факультативов

Проводятся кружок «Художественноеов чтение» -8 класс и факультатив «Анализ художественного произведения» - 10 класс.Члены кружка активно участвуют во всех проводимых мероприятиях гимназии и улуса, занимают призовые места.

В рамках факультатива проводятся занятия по анализу творчества якутских писателей. Ко дню якутской письменности школьники подготовили занятие по разбору произведений якутских классиков Амма Аччыгыйа, Суорун Омоллоон, Тимофей Сметанин, очем писала газета «Энсиэли» за 14 февраля 2006 года.
Результаты и достижения учащихся на творческих конкурсах


2005г.

республиканский конкурс, посвященный Дню якутской

письменности



Ядреев Саша, 10кл. - благодарственное письмо, сертификат.


2006г.

- улусный конкурс ораторов

- Попова Аня, 6 кл.- 2место

- Кириллина Таня, 10 кл.-3место


  • республиканский конкурс сочинений, посвященный муниципальным выборам

- Корякина Аня, 9 кл.- благодарственное письмо

- Игнатьева Тома, 7кл.- грамота




2007г.



- улусный конкурс, посвященный 70-летию поэта, журналиста Н.М. Рыкунова

- коллектив 7 класса - 1 место



- коллектив 5 класса - 2 место

  • улусный конкурс ораторов, посвященный Дню якутской письменности

- Попова Аня, 7кл. - 1 место

- Налимова Нария, 10 кл. - 2 место



  • республиканский праздник, посвященный 115-летию лингвиста, просветителя С.А.Новгородова

- команда гимназии - 3 место

  • - Налимова Нария - победитель в номинации «Сээркээн Сэсэн»

- республиканский заочный конкурс сочинений, посвященный 100-летию народного писателя, Героя соц.труда Д.К.Сивцева- Суорун Омоллона

Кайгородов Сеня, 10 класс, 1 место

Игнатьева Тома, 8 класс, 2 место

республиканские «Даниловские чтения» - Игнатьева Тома– 2 место



2008 г.


улусная читательская конференция «Чтение – кладезь жизни»

Попова Аня, 8 класс -1 место, Дьяконова Майя, 8 класс –сертификат

Республиканская НПК к 80-летию народного писателя В.С.Яковлева-Далана – Попова Аня – 1 место, Сергеевва Ксюша, Ядреева Катя - сертификат


2009 г.

- Попова Аня -2 место в улусном туре «Аман ес»

- Байанаева Даша, Сивцева Надя. Дьяконова Лия, 9б –республиканская викторина, посвященная 100—летию со дня рождения Таллана Бурэ» - поощрение.

- Лисачева Лена, 11а – улусный конкурс сочинений, посвященный 100 –летию поэта Е.С.Сивцева – Таллан Бурэ

- Клесов Ньургун, 8а - улусный конкурс сочинений, посвященный 100 –летию поэта Е.С.Сивцева – Таллан Бурэ




Публикации учащихся:


2007 г.

- К столетию народного писателя, героя социалистического труда Дмитрия Кононовича Сивцева – Суоруна-Омоллоона республиканский конкурс:

Кайгородов Сеня – «Размышления о драме Суоруна Омоллона «Кукур Уус» - 1 место

Игнатьева Тома – 2 место. «Суорун Омоллоон и земля «Энсиэли»».

- Кайгородов Сеня, 10кл. – «Улуу нуучча норуота Саха норуотугар сабыдыала» - сборник Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «Конкурс школьных сочинений», посвященный 375-летию вхождения Якутии в состав России. Якутск. Информационный центр «Асхаан»

- Попова Аня, 7 кл. – «Мин киэн туттабын тереебут туелбэбинэн» - сборник Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «Конкурс школьных сочинений», посвященный 375-летию вхождения Якутии в состав России. Якутск. Информационный центр «Асхаан»

- Попова Виолетта , 5 кл. – «Нал сирэм Нам сирэ» - сборник Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «Конкурс школьных сочинений», посвященный 375-летию вхождения Якутии в состав России. Якутск. Информационный центр «Асхаан»

- Сивцева Маша, 10 кл. – «Уйэлэри унуордаан» - сборник Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «Конкурс школьных сочинений», посвященный 375летию вхождения Якутии в состав России. Якутск. Информационный центр «Асхаан»

- Игнатьева Тома – 2 место. «Суорун Омоллоон и земля «Энсиэли»».




2009 г.

- Байанаева Даша, Сивцева Надя. Дьяконова Лия, 9б –республиканская викторина, посвященная 100—летию со дня рождения Таллана Бурэ» - поощрение.

- Лисачева Лена, 11а – республиканский конкурс сочинений, посвященный 100 –летию поэта Е.С.Сивцева – Таллан Бурэ

- Колесов Ньургун, 8а - республиканский конкурс сочинений, посвященный 100 –летию поэта Е.С.Сивцева – Таллан Бурэ




4.5. Позитивные результаты деятельности в качестве классного

руководителя

Благоприятный психологический климат в классе

Была классным руководителем 11 «Б» класса, который выпустила в 2005 году. За 4 года совместной работы с ребятами, родителями и учителями удалось сплотить классный коллектив и достичь определенных успехов,

1. Добрецова Таня и Маркова Надя окончили гимназию с серебряной медалью

2, 11 учащихся - победители и дипломанты улусных, республиканских конференций «Шаг в будущее», призеры различных олимпиад, конференций, конкурсов, соревнований,

3, В 2005 году наш класс стал победителем в номинации «Лучший класс года» на ежегодной Ассамблее Достижений гимназии.

4. Юнармейский отряд класса - неоднократный чемпион улуса по

смотру строя и песни, участник республиканских соревнований

«Барс»



Класс

Успеваемость

Отличники

Процент качества

86

100

4

70.5

96

100

3

70

10 6

100

2

95

11 б

100

2

100



Постоянное взаимодействие классного руководителя

с родителями класса
• Родительский комитет нашего класса был признан «Лучшей родительской тройкой» гимназии,

• Совет отцов - победитель смотра работы советов отцов.

• Семья Колосовых - лучшая спортивная семья - 2003, 2004, 2005 г.

• Семья Кирилловых - призеры конкурса интеллектуальных семей

• Миша и Николай Егорович Колосовы = победители соревнования «Отец и сын» - 2005 г.

Кириллов В, С, папа Валеры: «Наш классный руководитель сумела найти подход не только к каждому своему ученику, но и родителю. Благодаря сплоченности родителей, учеников с Марией Дмитриевной, наш класс всегда занимал призовые места во всех мероприятиях, Все выпускники стали студентами высших учебных заведений. Она сумела передать нашему сыну такие качества как ответственность, трудолюбие, добросовестность»

Добрецова А.И., мама Тани: «Марию Дмитриевну мы считаем как свою вторую маму, Она приложила все свои усилия на то, чтобы наши дети выросли целеустремленными, любознательными, культурными людьми. Класс был очень сплоченный, дружный, всегда и во всем поддерживали и поддерживают друг друга в трудную минуту. Мы очень довольны и рады, что наши дети все успешно учатся в ЯГУ и надеемся, что из них выйдут хорошие люди»

Отсутствие правонарушений у учащихся

В классе, руководимом Трапезниковой М.Д, правонарушений со стороны учащихся не наблюдалось. Класс был одним из лучших в гимназии и в общественных делах, на конкурсах и соревнованиях,


4.6. Развитие самоуправления в классе и участие в жизни общеобразовательного учреждения

С первых дней работала по развитию самоуправления класса. Баишев Валентин избирался и плодотворно работал Президентом гимназии. Большинство ребят моего класса были активными членами школьного самоуправления - Президентского Совета гимназии, Именно они проводили общешкольные коллективные творческие дела: конкурсы, тематические вечера, соревнования между классами, курировали младшие классы. Ребята ездили с обменом деятельности в другие школы республики и встречали детей школ республики у себя как в классе, так и в гимназии,

• Баишев Валентин - победитель в номинации «Лидер года = 2005»

• Бочкарева Наташа - победитель в номинации «Лидер года - 2004»

• Добрецова Таня - победитель по рейтингу, стипендиат гимназии – 2004

• Маркова Надя - победитель по рейтингу, стипендиат гимназии - 2005 г,

За годы учебы в гимназии класс под руководством Трапезниковой М.Д.,родительский комитет, совет отцов внесли свою лепту в

• строительство спортивного зала в рамках движения «Добрых дел»,

• строительство теплого перехода от школы к спортзалу,

• в озеленении территории гимназии,

• в строительстве спортивной площадки у здания гимназии,

• в укреплении материально-технической базы кабинета: оформление стендов, приобретение книжных шкафов и стеллажей, озеленении кабинета,

• оснащении библиотеки гимназии периодической печатью для юношества
5.Распространение и обобщение педагогического опыта


2006 г.

  • Форум просветителей олонхо г.Якутск доклад « Олонхоьуттар омоон суолларынан», сертификат

  • Республиканская НПК «Олонхоьут ырыаьыт П.П.Ядрихинскай- Бэдьээлэ»

  • Республиканская НПК « Тюрский мир и олонхо» доклат «Н.Лугинов Чыныс Хаан ыйаа5ынан романыгар сиэр- майгы угэстэрин костуутэ»




2006 г.

  • участие в работе республиканской научно-практической конференции «Олонхо в театральном искусстве»;

  • улусный семинар «О5о научнай-чинчийэр улэтин тэрийии» -мастер-класс; сертификат




2007г.

    • НПК «Развитие системы образования Намского улуса в условиях мультикультурной среды» в рамках декады ГОУ ИПКРО им. Донского-II, доклад «Роль социума в билингвальной среде» - сертификат

  • республиканский открытый урок “Сугуруйэбит, махтанабыт, киэн туттабыт» в Хатырыкский СОШ




2008 г.

  • «Саха саарыннарын аатын сугэр оскуолалар ассоциацияларын тумэр туьулгэ»- доклад - сертификат

  • международный летний институт повышения квалификации педагогов.Выступление по теме « Олонхону чинчийиигэ экспедиция оруола» -сертификат

    • Открытый урок по якутской литературе в 11 классе « Мин араначчылыыр аанньалым» в рамках республиканского семинара учителей русского языка и литературы; - сертификат

    • Церемония открытия ысыаха с присутствием гостей из Франции.




2009 г.

  • республиканский семинар в рамках фундаментальных курсов повышения квалификации «Применение ИКТ на уроках якутского языка и литературы, национальной культуры»- мастер-класс – сертификат

  • Церемония приветствия гостей из Китая

  • республиканская педагогическая ярмарка « Сельская школа – 2009» с.Бердигестях-.сертификат

Республиканская школа – экспедиция « Ытык – Таатта - колыбель истории , культуры, литературы и искусства народа саха»-сертификат

Публикации:

2006 г. - «О5о айар дьо5ура сайдыытыгар учуутал мастырыскыай уруоктары туhаныыта» - сборник «Этнос. Образование. Личность» г. Якутск.

- «Олонхоhуттар омоон суолларынан» - «Олонхо: обугэ уерэ5э уонна билинни кэм» г. Якутск



2008 г. - « Эдэр эрчимин у5араабатын» в книге « Ыраас хаарга ыллык суола»--с. Намцы,

- « Нам олонхоьуттара» в книге ИПКРО « Олонхо педагогикатын утума: бэ5эьээ, бугун, сарсын» - Якутск,





6. Документы, отражающие оценку работы педагога





Отзывы учащихся и родителей

Мария Дмитриевна биµигини т±р±±бут тылбытын, литературабытын ытыктыырга, умсугуйарга у±рэтэр. Кини о5о т±р±±бут тылын сурун сокуоннарын, сайдар кэкэбитин и½эн-то½он, дири½ник билэрбитин сити»эр. Учууталбыт уйэлэри н¹½у¹лээн кэлбит бар5а баай сахабыт тылыгар -¹»угэр дири½ тапталы и½эрээри, ис сурэºиттэн ылсан улэлиир. Мария Дмитриевна тылбыт саппаа»ын ха½атан араастаан эрчийэр, ону сэргэ уус-уран айымньылары ааºан ырытарга, ¹йт¹н суруйарга, хо»оон, кэпсээн айарга к¹ºулуур. Тылы, литератураны у¹рэтэр учуутал сайдам сайаºас, ¹й¹-санаата дьэ½кэ, тыла- хомоºой, айар -тутар дьо5урдаах буолуохтаа5а биллэр.

Мария Дмитриевна ки»и бы»ыытынан сурдээх сымна5ас майгылаах, уту¹ санаалаах, кыы»ырар диэни билбэт, хас биирдии уврэнээччини кытта биир тылы булар дъо5урдаах. Талааннаах учууталбар сугуруйэрим бэлиэтин бу тыллары аныыбын:

Остуоруйаны айарга,

05о дъону бэлэмнээбити½,

Элбэх кэпсээни суруйарга.

Эдэр дъону у¹рэппитин,

Саха тылын кэрэ»этин,

Саха тылын сумэтин,

Саха тылын умсул5анын

Сурэхпитигэр и½эрбитин.

Кунду учууталым, элбэх учугэй, истигэн у¹рэнээччилэн, тубуктээх улэ тумуктээх буоллун. У¹рэнээччилэрин ааккын ааттаттыннар, киэн сиринэн тэлэ»ийэ бардыннар. Ону тэ½э ба5арыам этэ саха алмаа»ыныы кытаанах доруобуйаны, ¹руу ыраас халлааны, у»ун дьоллоох олоºу, мэлдьи у¹рэ-к¹т¹ сырыт. Эн ийэлии эйэºэс сылаас сы»ыаны½, уту¹ к±м¹½, сјбэн-ама½ олус кунду. Би»иги эйигинэн киэн туттабыт!
Кириллина Таня, 10 кылаас.

Уважаемая Мария Дмитриевна!

Вы запомнились мне как Учитель и Человек с большой буквы, творчески и преданно относящийся к своему делу.

Отправляться во время Ваших уроков в путешествие в удивительный мир якутского языка и литературы было для меня большим удовольствием и радостью. Вы не ограничивались рамками учебных планов, а учили творчески и нестандартно мыслить. Мы всегда были заняты поиском чего-то нового, встречались с яркими и интересными личностями, работали в библиотеках и архивах, ездили на конференции, конкурсы и фестивали... При этом мы всегда могли положиться на вашу поддержку и даже защиту в трудные моменты.

Под Вашим руководством я написал первую статью, которую напечатали в районной газете «Энсиэли». На неё было несколько откликов. И с тех пор я загорелся желанием стать журналистом... Сейчас я учусь на факультете международной журналистики МГИМО МИД РФ в городе Москва. И я искренне благодарен Вам за то, что помогли мне найти себя.

Дима Осипов



7. Документы, отражающие уровень образования, квалификации


2006 г


  • республиканские проблемные курсы «Обновление содержания образования в условиях профильного обучения»

  • республиканский форум просветителей олонхо в ОУ

  • проблемные курсы ИПКРО «Соврменные тенденции развития национальной школы в условиях мультикультурной среды», 29 января




2007 г

  • авторские курсы Поповой М.А « Обновление содержания и творческие подходы в преподовании якутской литературы и ЯНК» ИПКРО, с.Намцы,

2008 г.

  • республиканский семинар учителей русского языка и литературы на базе НУГ- сертификат

  • республиканские проблемные курсы «Дидактические основы уроков в контексте повышения качества обучения»

  • Международный летний лагерь учителей гуманитарного профиля «Диалог культур, как фактор сохранения и развития коренных народов в мировой цивилизации» г. Якутск – сертификат о распространении опыта.

  • «Компетентностный подход в обучении родному языку», г. Якутск




2009 г.

  • .республиканская педагогическая ярмарка « Сельская школа – 2009» с.Бердигестях-.сертификат

  • Республиканская школа – экспедиция « Ытык – Таатта - колыбель истории, культуры, литературы и искусства народа саха

  • Вариативная часть фундаментальных курсов учителей «Цифровые образовательные ресурсы»


G
7.1. Сведения о повышении квалификации

8. Награды, звания, ученые звания и степень:
2007 г. – Обладатель Гранта Президента РС(Я).

2007 г. – Почетная грамота Министерства образования РС (Я).

2007 г. - Почетная грамота Министерства образования РС (Я).

2007 г. – Грамота ИПКРО им. С.Н. Донского II.

2008 г. – Грамота УУО Намского улуса РС(Я).

2009 г. - Грамота УУО Намского улуса РС(Я).

9.Конкурсы
2007 г. – победитель конкурса ПНПО РС(Я)

2008 – 2009 г. – победитель конкурса на присвоение статуса опорной школы по изучению якутского языка и литературы.
10.Творческая работа
2008 г. – сборник научно-исследовательских работ учащихся «Олоңхоһуттар омоон суолларынан».

2009 г. – сборник сочинений учащихся к 100-летию поэта Е.С. Сивцева – Таллан Бүрэ «Кэллим кэпсээри».