Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В. А. Солоухина «Каравай заварного хлеба». Тема урока: «Хлеб мерило всех ценностей». Цели: − знакомство школьников с творчеством писателя




Скачать 35.62 Kb.
Дата27.06.2017
Размер35.62 Kb.
ТипУрок
Л.Д. Тиунова,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория.
Урок внеклассного чтения в 8 классе

по рассказу В.А. Солоухина «Каравай заварного хлеба».
Тема урока: «Хлеб – мерило всех ценностей».

Цели:

− знакомство школьников с творчеством писателя;

− комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов рассказа;

− развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса;

− воспитание у учащихся бережного отношения и уважения к хлебу, чувства милосердия, гуманизма и других нравственных человеческих ценностей.

Подготовительная работа:


  1. Устные сообщения «Знакомство с биографией В.А. Солоухина».

  2. Учащиеся подбирают пословицы и поговорки о хлебе.

  3. Ученик готовит чтение наизусть стихотворения о хлебе Булата Окуджавы.


Ход урока.

На доске портрет писателя, названия произведений, эпиграф к уроку.

С детских лет запомнил навсегда:

Хлеб – земля. Хлеб – воздух. Хлеб – вода.

Солнечное в нем живет светило,

В нем живет душа родных полей,

Нежность доброй матери моей.

Жизнь – от хлеба, и от хлеба – сила.

А. Баянов.

1. Вступительное слово учителя по теме урока.

2. Словарная работа:

Сострадание – сочувствие чужому страданию, несчастью другого человека.

Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить, человеколюбие.

Гуманизм – человечность в отношении к людям.

3. Сообщения учащихся по биографии В.А. Солоухина».

4. Работа с эпиграфом к уроку.

Как вы понимаете строки, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? В чем заключается их смысл?

5. Проверка индивидуального домашнего задания к уроку:

− Прочитайте пословицы и поговорки о хлебе:

Хлеб всему голова.

Хлеба ни куска – в доме тоска.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

У пахаря рука черна, да хлеб бел.

Хорошо трудиться – хлеб уродится.

− Как вы понимаете прочитанные вами пословицы?

− В чем убеждают нас все пословицы? Какое место занимает хлеб в жизни человека?

6. Учитель обобщает сказанное учащимися.

Хлеб − всему голова. Это святыня, без него нет жизни. Во все времена хлеб – самое ценное и уважаемое на земле. Хлеб достается нелегким трудом и потом тех, кто растит его и подает на стол. Когда хлеб есть, мы его не замечаем и недооцениваем. Но стоит его отнять…

7. Чтение и анализ рассказа В.А. Солоухина «Каравай заварного хлеба».



  • Почему рассказ называется «Каравай заварного хлеба»?

  • Какое время изображено в рассказе?

  • Прочитаем начало рассказа. Как жили студенты общежития в военные годы?

  • Как относились студенты к Мишке Елисееву? И почему? Ответ подтвердите примерами из текста.

  • Зачитайте и сравните описание внешности Мишки с внешностью других ребят.

  • Мишка не только жадный, но и лицемер. Докажите это текстом.

  • Почему главный герой рассказа решил отправиться в родную деревню за сорок пять километров?

  • Обратимся к эпизоду, изображающему путь героя за хлебом в родную деревню. Зачитайте, какие трудности ему пришлось испытать.

  • Давайте понаблюдаем за поведением попутчика, встретившегося на пути нашего героя. Чем он был похож на Мишку Елисеева?

  • Что спасло нашего героя и не дало ему замерзнуть в этой заснеженной темноте?

  • Ради чего он пошел на такие трудности? Какие качества в характере героя при этом проявились?

  • Прочитаем по ролям эпизод, где наш герой стучится в незнакомую избу в надежде, что его пустят переночевать.

  • Как отнеслась тетя Маша к человеку, который нуждался в помощи? Что вы еще узнали о судьбе этой женщины?

  • Добрался ли герой рассказа до родного дома? Какие эпитеты автор подбирает к слову хлеб, который испекла нашему герою мать?

  • Почему герою рассказа так и не пришлось донести заветный каравай до своих друзей? Зачитайте этот эпизод.

  • На кого был похож шофер, забравший хлеб как плату за проезд? Как сказали об этом сходстве ребята в общежитии?

  • Чтение по ролям заключительного эпизода «Возвращение героя в общежитие». Как вы оцениваете поступок главного героя в этом эпизоде? Что заставило его так поступить?

  • Какие нравственные качества ценит автор в людях?

  • Какова основная идея рассказа «Каравай заварного хлеба»?

8. Подведение итогов урока.

− Как вы думаете, почему темой сегодняшнего урока стали слова: «Хлеб – мерило всех ценностей»?

− Заключительное слово учителя.

Таким образом, хлеб оказался мерилом человеческой ценности каждого из действующих лиц рассказа. Мы увидели, как через отношение к хлебу проверяется человеческий характер.

Послушайте стихотворение о хлебе Булата Окуджавы (читает подготовленный ученик).

9. Домашнее задание: написать отзыв о рассказе В.А. Солоухина «Каравай заварного хлеба».