Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок внеклассного чтения. Л. Чарская. "Записки маленькой гимназистки"




Скачать 52.61 Kb.
Дата30.06.2017
Размер52.61 Kb.
ТипУрок
Широта и величие души Лены Икониной. Урок внеклассного чтения. Л. Чарская. "Записки маленькой гимназистки". 4-й класс
Цель : формирование представления о благородстве и великодушии на примере главной героини Лены из повести Л. Чарской: «Записки маленькой гимназистки».

Задачи :

  1. формировать способность давать оценку отношениям, поступкам людей;

  2. развивать умение вести беседу и рассуждать , умение сопереживать;

  3. открыть детям красоту и величие таких понятий, как «благодеяния», «благотворительность», «благородство», «великодушие» Пробуждать потребность совершать добрые дела и поступки.

Ход урока

1 этап: Организационный момент.

– Доброе утро! Сегодня на уроке у нас в гостях учителя из разных школ города. Улыбкой поприветствуем гостей.



2 этап: Вступительное слово учителя, биография автора

-На уроке чтения наши сердца тронул отрывок из произведения “Записки маленькой гимназистки”, которому в этом году исполняется 105 лет

и вы прочитали произведение в полном объёме. Кто автор?

-Что вы помните о жизни и творчестве Лидии Алексеевны?



- Как вы думаете, какой была жизнь писательницы?

3 этап: Работа над образом главной героини.

-Похожи ли судьбы автора и главной героини повести?



- Как звали её?

- Тема нашего урока: Широта и величие души Лены Икониной

- Как звала её мама? (Ленушка)

- А как называла Лена маму? (мамочка)

- Как вы думаете, о чем говорит такое обращение друг к другу ?

(любовь, нежность матери к ребёнку, ребенка к матери).

(_Как жили Лена с мамой?)

- О чем они мечтали?

_ Почему не сбылась мечта?

-Как изменилась жизнь Лены после смерти мамы?

-- Все ли одинаково относились к девочке?

 (Работа в группах)

-На листочках в центре напишите имя главной героини, рядом напишите имена тех людей, которые с самого начала поддерживали девочку, а в стороне – имена тех, кто поначалу оттолкнул, не принял её. На обратной стороне листа слева изобразите цветом дом семьи Икониных до появления в нем Лены, какого он у вас цвета и почему?(в доме каждый жил сам по себе, не было теплых отношений между детьми и родителями)

поддержали:


  • Проводник Никифор Матвеевич

  • Его дочь Нюра

  • Графиня Анна Симолинь

  • Дуняша (служанка в доме Икониных)

  • Дядя

  • Начальница гимназии

  • Первый учитель



не приняли:

  • Матильда Францевна (гувернантка Икониных )

  • Сёстры Нина, Жюли, братья Толя, Жорж.

  • Тётя Нелли.

4 этап: образ братьев и сестер семьи Икониных

- Почему дети семьи Икониных не приняли Лену, строили ей козни?

(избалованные, эгоистичные, предоставленные сами себе или оставленные на гувернантку, мама уделяла мало времени детям, считала, что мальчиков вообще не надо ласкать, не обращала внимания на бедняжку Жюли, которой она нужна была больше всего)

5 этап: Работа над содержанием произведения и значением слов «благородство», «великодушный»

- Как Лена относилась к проступкам своих братьев и сестер?



-Кто первым из семьи изменил свое отношение к Лене? (Толя)

- В какой момент это произошло? 



(Читаем главу “Филька пропал” 10, “Маленький друг” 11).

(Чтение по ролям)

-Почему мальчик изменил свое отношение к Лене?

(- В мальчике проснулось чувство жалости.)

- Как назвал Толю старший брат? (Пятница)

- Героя какого произведения вспомнил Жорж? (Д. Дефо “Робинзон Крузо”)

- Почему именно Пятницей прозвал брат Толю? (Лена была одинока, как на необитаемом острове и единственным другом был Толя)

- Итак, у Лены становится на одного близкого человека больше.(Обращаемся к листочкам, соединяем карандашом имя Толи с Леной)

- В какой момент мы особенно переживаем за девочку?(обвинение в воровстве книги для диктовки по немецкому языку)

-Почему она не раскрыла правды?

(зачитываем отрывок из гл. 17- Происшествие. Чужая вина)

-Какие душевные качества помогали Лене пережить все обвинения и трудности?



(Работа в группах, со словарями)

(искренняя, добра душой и тепла к окружающим, находит силы и терпение научить их любви, доброте, сопереживанию, душевная доброта помогает справиться с трудностями, подружиться с одноклассниками, понять и полюбить своих родственников)

Благородство – умение в любых ситуациях вести себя красиво, честно,) самоотверженно(не думая о себе)
Великодушный – имеющий большую и развитую душу (обладающий величием души), в которой собрано много красивых качеств и чувств

(великодушный человек умеет прощать)

- Если в душе живут все эти качества, как можно назвать такую душу?



6 этап: образ Анны Симолинь

- Кто из гимназисток помог Лене преодолеть неприятности, поддержал в трудную минуту, когда её обвинили в воровстве? ( графиня Анна Симолинь).

-Какую роль в жизни Лены сыграла Анна?

- О чем мечтала Анна?(чтобы Лена была её сестрой и они жили вместе)

- Почему же она поддержала Лену, когда та решила остаться в доме у дяди?

-Прочитайте, как это произошло (гл.24,концовка) по ролям

(Работа в группах)

-А сейчас вернемся к нашим листочкам, все ли теперь будут рядом с Леной? (соединим,и символически покажем, что они теперь- одна семья, рядом- верные друзья) А на обратной стороне нарисуйте рядом второй дом, после того, как в него вернулась Лена.

- Какого цвета он сейчас и почему? (мир, спокойствие, сострадание)

- Благодаря каким качествам Лена добилась любви и понимания всех членов семьи?

7 этап: Формулировка выводов и подведение итогов.

- Вы писали отзыв по этому произведению, давайте послушаем (дети зачитывают)

_Чему учат произведения Лидии Алексеевны?

-Действительно, Лидия Чарская делала великое дело – воспитывала и продолжает воспитывать (ведь уходит из жизни писатель, но его книги живут) сердечную доброту в людях, счастье общения, её книги учат сопереживать)

- Как вы думаете, легко ли быть великодушным человеком, как Лена?

-Как бы изменился мир, если бы у каждого была такая красивая душа, как у Лены?

Домашнее задание (по выбору учащихся):

1. Сочинение –рассуждение: «Хочу ли я иметь такую подругу, как Лена?»

2. Письмо Лене

И завершим наш урок стихотворением Л. А. Чарской



Озера

Хрустальные воды лазурных озер

Хранят в себе все отраженья

И леса, и нивы, и рощи, и гор, и рук человека творенья.

Хрустальные души детишек живых

Не те же ль живые озера?

Ничто не пройдет незаметным для них, —

Для светлого, детского взора.

Они отражают, как в чистых водах,

И счастье, и боль, и невзгоду…

Храните же в этих хрустальных сердцах

Прозрачную, чистую воду!



 
Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Дополнительного образования детей «первоуральская детская школа искусств» музыкальная гостиная
article -> Биография может служить примером настойчивости, упорства и веры в победу русского оружия
article -> «Фольклорные традиции в сказках Пушкина»
article -> Методическая разработка по русскому языку «Традиции эпистолярного жанра. Личные письма»
article -> Магнитное поле. Линии магнитного поля
article -> Факультатив «Мои первые путешествия»
article -> «Подготовка к сочинению по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» Учитель: Никифорова Е. А
article -> А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
article -> Тема: «Афанасий Афанасьевич Фет. Личность, судьба и творчество. Цели: познакомиться с биографией и личностью Афанасий Афанасьевич Фета; познакомиться с основными темами и мотивами лирики поэта, с понятием «импрессионизм»
article -> Толмачева Раисия Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Оршанка 22 января 2013 г. Паспорт урока Класс 8б Дата проведения 22 января 2013 г. Дисциплина литература

  • Ход урока 1 этап: Организационный момент.
  • 2 этап: Вступительное слово учителя, биография автора
  • Широта и величие души Лены Икониной
  • 4 этап: образ братьев и сестер семьи Икониных
  • 5 этап: Работа над содержанием произведения и значением слов «благородство», «великодушный»
  • (Читаем главу “Филька пропал” 10, “Маленький друг” 11). ( Чтение по ролям )
  • (Обращаемся к листочкам, соединяем карандашом имя Толи с Леной)
  • (зачитываем отрывок из гл. 17- Происшествие. Чужая вина)
  • 6 этап: образ Анны Симолинь
  • -Прочитайте, как это произошло (гл.24,концовка) по ролям
  • 7 этап: Формулировка выводов и подведение итогов. - Вы писали отзыв по этому произведению, давайте послушаем (дети зачитывают)
  • Домашнее задание (по выбору учащихся)