Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок-путешествие по теме: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»




Скачать 66.95 Kb.
Дата15.05.2017
Размер66.95 Kb.
ТипУрок



по теме:



2014г.


Урок-путешествие по теме:

«Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова»

Цели урока:

  1. Образовательная - познакомить учащихся с основными фактами биографии М.Ю.Лермонтова, связанными с Кавказом; проводить исследовательскую работу.

  2. Развивающая – развивать навыки творческого воображения, выразительного чтения.

  3. Воспитательная – формировать нравственные и эстетические чувства и убеждения.

Тип урока: урок-путешествие.

Материально-техническое оснащение урока:

Новейшие технологические средства;

Портреты М.Ю.Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы, пейзажи других авторов; плакаты;

Музыкальное сопровождение.



Межпредметные и внутрипредметные связи: история, информатика, музыка, живопись.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

  3. Сообщение нового материала.

  4. Подведение итогов.

Слово учителя:

Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие – урок-путешествие.

В ходе этого урока мы должны понять, какое же место занимал Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Свой якорь мы будем бросать у гаваней:


  1. Детство;

  2. «Смерть поэта»;

  3. Дуэль с де`Барантом;

  4. «Парус»;

  5. Последняя дуэль.

Каждая из них приоткрывает нам дверь в удивительный мир стихов и прозы Лермонтова.

(На экране на доске при помощи ПК появляются виды Кавказа. Звучит музыка… Затем появляются слова:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ!

Чтец дублирует этот отрывок наизусть.)

Учитель: Эти вдохновенные строки М.Ю.Лермонтов посвятил земле, где жила его Муза. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам поэт пронес через всю свою короткую и мятежную жизнь.

Итак, в путь! Нас ждет гавань «Детство».



(На экране виды Кавказа).

Учащийся: Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей, С.А.Арсеньева, бабушка поэта, привозила внука для лечения на Кавказские Минеральные Воды.

В 1828 году четырнадцатилетний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». В это время он учится в Московском университетском благородном пансионе. Поэмы – первые произведения, посвященные Кавказу. Они были навеяны поэту впечатлениями детских лет.

Лежал ковер цветов, узорный,

По той горе и по холмам;

Внизу сверкал поток нагорный,

И тек струисто по кремням...

...Черкешенки к нему сбежались,

Водою чистой умывались.

Со смехом младости простым

На дно прозрачное иные

Бросали кольца дорогие,

И к волосам своим густым

Цветы весенние вплетали;

Гляделися в зерцало вод,

И лица их в нем трепетали.

Сплетаясь в тихий хоровод,

Восточны песни напевали,

И близ аула, под горой

Сидели резвою толпой;

И звуки песни произвольной

Ущелья вторили невольно.

Учитель: 29 января 1837 года от тяжелой раны, полученной на дуэли, скончался А.С.Пушкин. Смерть Пушкина потрясла Лермонтова. Свою боль Лермонтов выразил в стихотворении «Смерть поэта».

(На экране репродукция портрета А.С.Пушкина.

Учащийся читает стихотворение «Смерть поэта».)

Учитель: Стихотворение Лермонтова быстро распространилось по всему Петербургу. По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное», Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ. Во время первой ссылки поэт побывал в Кисловодске, Железноводске, Ставрополе и в других местах Северного Кавказа и Закавказья.

«У меня очень хорошее помещение, - писал Лермонтов, - каждое утро я вижу из своего окна цепь снежных гор и Эльбрус: вот и теперь, когда я пишу это письмо, я время от времени останавливаюсь, чтобы посмотреть на этих великанов: они прекрасны и величественны».



(На экране виды Кавказа, музыка)

Учитель: На Кавказе Лермонтов познакомился с декабристами. Здесь отбывал наказание участник восстания 1825 года писатель Александр Бестужев-Марлинский. В поэме Бестужева «Андрей, князь Переяславский» есть строка «Белеет парус одинокий». Она поразила Лермонтова своим лаконизмом, своей лирической интонацией. Из этой строки родилось новое стихотворение, в котором выражена тема мятежа, жажда бури.

Что же это ха стихотворение – «Парус»?



(Слушаем чтение стихотворения «Парус» наизусть)

  • Итак, о чем это стихотворение?

  • Какие картины возникли перед вами при чтении первой строфы?

  • Какие картины возникли перед вами при чтении второй строфы?

  • Какие картины возникли перед вами при чтении третьей строфы?

  • Постоянно ли море, которое изобразил Лермонтов в своем стихотворении?

  • Докажите, что море непостоянно, опираясь на строки стихотворения.

  • Найдите цветовые эпитеты. Что они определяют, характеризуют?

  • Почему автор говорит «одинокий»?

  • Каково значение слова «мятежный»?

  • Какие размышления, раздумья возникают у поэта? Как мы узнаем о них?

  • Почему автор говорит о парусе, как о живом существе?

Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам.

Учитель: В 1837 году по приказу Николая 1 из сибирской ссылки были переведены на Кавказ еще семь «государственных преступников». С некоторыми из них Лермонтов близко сошелся и подружился. Это Одоевский; доктор Н.В.Майер, который послужил прототипом для доктора Вернера из «Героя нашего времени».

Во время своих странствий Лермонтов побывал на земле гребенских казаков. Это были люди, искавшие вольности. Они поселились на «гребнях» - на горах, рядом с чеченцами. Их сближала с горцами любовь к свободе и безудержная отвага. Несколько дней поэт провел в станице Червленой, где лучше всего в те годы сохранились старинный быт гребенских казаков и народные предания.



  • Кто-нибудь знает значение слова «червленая»?

  • Старинное русское слово «червленый» - багряный, алый.

Учитель: Встреча с казаками отразилась в удивительных произведениях «Дары Терека», и «Казачьей колыбельной песне».

(Учащийся читает наизусть «Казачью колыбельную песню).

Учитель: Кавказ был одной из главных тем не только стихов, поэм и «благоуханной прозы» Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин, выполненных с большим профессиональным мастерством.

(На экране рисунки Лермонтова).

По возвращении из первой ссылки всего за два года поэт завершает работу над поэмами «Мцыри», «Демон» и романом «Герой нашего времени», пишет стихотворения «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «И скучно и грустно» и другие.



(Учащийся читает стихотворение наизусть на выбор).

Учитель: Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А.А.Столыпин, вторую половину – Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца соей жизни – с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи. Сейчас в этом домике мемориальный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.

(На экране фотография пятигорского домика М.Ю.Лермонтова)

Учитель: 15 июля 1841 года у подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.

Чтец: (чтение наизусть).

Гром размахнулся над округой,

Распарывая туч свинец.

Огонь ударил в грудь упруго.

Начало? Ранен он...

Встает огня стена живая,

Ошеломляюще светла,

И рушится.

Мир обволакивает мгла.

Лишь сабли молний хищно

Конец.

И, побеждая,



Блещут,

И ночь по скалам мчится вскачь.

И ломкий ливень тело хлещет.

Как обезумевший палач.



(Д. Голубков.)

Учитель: М.Ю.Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященные Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца дней.

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь,

Когда пещеры и холмы крутые

Как стражи откликаются ночные;

И вдруг проглянет солнце, и поток

Озолотится, и степной цветок,

Душистую головку поднимая,



Блистает как цветы небес и рая...

  • Урок-путешествие по теме: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» Цели урока
  • Тип урока
  • Межпредметные и внутрипредметные связи
  • Слово учителя
  • Учитель