Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по замечательной комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». На предыдущих занятиях мы говорили о композиции и героях комедии, о конфликте и его разрешении




Скачать 178.29 Kb.
Дата06.07.2018
Размер178.29 Kb.
ТипУрок
План-конспект урока:

«Мастерство речевой характеристики

героев комедии Н. В. Гоголя

«
РЕВИЗОР»





1 Организационный момент. Слайд № 1

2. Учитель.

Итак, тема нашего урока: «Мастерство речевой характеристики героя в комедии Гоголя «Ревизор». Слайд № 2

Сегодня у нас заключительный урок по замечательной комедии

Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». На предыдущих занятиях мы говорили о композиции и героях комедии, о конфликте и его разрешении.

На сегодняшнем уроке мы (слайд № 3) обобщим и систематизируем изученное, узнаем, что такое речевая характеристика героя, из чего она складывается и для чего служит.

Попытаемся на основе анализа речи героя сделать выводы о его

характере.» Чтобы понять художественную природу литературного произведения, надо знать наиболее употребительные способы и приёмы художественной обрисовки героев, раскрытия их характеров.
Приём речевой характеристики позволяет индивидуализировать речь персонажей. Это присуще всем родам словесности, но особенно драме.

Учитель. Давайте немного повторим пройденное нами на предыдущих уроках Слайд № 4



3. Беседа по вопросам Слайд № 5

  • Какие жанры драмы вы знаете?

  • Что такое комедия?

  • Давайте вспомним, что такое сюжет? Перечислите все его элементы.

  • Какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета?

Слайд № 6

Учитель . Продолжим отвечать на вопросы Слайд № 7

  • Чем драматическое произведение отличается от эпоса и от лирики?

  • Что такое реплика?

  • Что такое ремарки?

  • О чем говорит нам ремарка «в сторону»?

  • Какой эпиграф у «Ревизора» и как вы его понимаете?

Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Зеркало, скорее всего, театр, который отражает жизнь во всех ее противоречиях. Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания. Поэтому эпиграф – и о теме «Ревизора», и о волшебной силе искусства.
Сюжет – связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения.
Элементы сюжета – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
Экспозиция – сообщение Городничего о тайном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять.
Завязка – предположение Добчинского и Бобчинского , что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников.
Развитие действия – все похождения Хлестакова в роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и отъездом.
Кульминация – вечер у городничего, чтение письма.
Развязка – сообщение о приезде настоящего ревизора.

Комедия – один из основных видов драмы, т. е. литературного произведения, предназначенного для постановки на сцене). Комедия изображает такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Комедия, как и любая драма, пишется в форме диалогов и монологов.
Диалог – разговор двух или более лиц . (например, диалог Городничего и Хлестакова в 8 явлении 2 действия).
Монолог – развернутое высказывание одного лица , не связаннгное репликами других (например, монолог Осипа в начале 2 действия).
Реплика – фраза собеседника в диалоге. Бывают реплики «в сторону», т. е. не предназначенные для ушей собеседника (разговор между Хлестаковым и Городничим, который хитрит и говорит «в сторону», поясняя для зрителей свои мысли и действия в 8 явлении 2 действия).
Учитель. Дома вы выписывали ремарки двух главных действующих лиц

комедии – Городничего и Хлестакова. Прочитайте ремарки ,

сопровождающие речи Городничего.

Слайд № 8

Прочитайте ремарки, сопровождающие речь Хлестакова.



Слайд № 9

Сделайте вывод



Слайд № 10

Ремарки в комедии
Выпишите ремарки, сопровождающие речь Городничего и речь Хлестакова.

Городничий



Хлестаков


Немного оправившись и протянув руки по швам,

робея,

в сторону,



вытянувшись и даже всем телом дрожа,

в сторону,

вслух,

в сторону,



вслух,

в сторону,

с лицом, принимающим ироническое выражение,

вслух

Кланяется,

сначала немного заикается,

но к концу речи говорит очень громко, храбрясь,

стучит кулаками по столу,

в размышлении



Выводы: городничему приходится скрывать свои мысли, поэтому у него

много реплик «в сторону», Хлестаков же что думает, то и говорит,

поэтому у него таких реплик нет.
Учитель. В свое время Н. В. Гоголь отмечал, что писатель должен в уста героя

вложить такие слова, чтобы по 2 – 3 фразам можно было определить,

кто перед вами явился. Автор «Ревизора» считал, что сильнейшим

средством для изображения персонажей является их речь, которая

включает все индивидуальные и социально-бытовые оттенки.

Учитель Давайте попытаемся по речи героев определить, кому принадлежат

слова. Часто используют писатели и такое средство обрисовки героев,

как взаимохарактеристика. Один герой характеризует другого,

несколько персонажей аттестуют главного, персонажи говорят друг

о друге, благодаря чему создается более полное представление о

каждом из них. Характеристики могут быть противоречивыми, но это

тоже служит обогащению образа.



  1. Игра «Отгадай героя» Слайды № 11 - 24

Учитель называет реплики героев, ученики отгадывают, кто и о ком сказал.

  1. Речевая характеристика Городничего

Учитель. Перед вами план анализа речи героев. Слайд № 25

Прочитаем его. Все ли нам понятно? Речь героев определяется ситуацией, она меняется в зависимости от неё. Речь – это показатель их положения и личности.



  • Дома вы выписывали реплики Городничего и Хлестакова.

  • К кому обращена речь героя?

  • Меняется ли его речь в зависимости от ситуации? По отношению к Осипу? К Хлестакову?

  • О чем говорит герой?

  • Каков подбор его слов?

  • Каков характер предложений?

  • Каков тон речи?

  • Сделайте выводы. Слайды 26 - 29

  1. Речевая характеристика Хлестакова

  • К кому обращена речь героя?

  • Меняется ли его речь в зависимости от ситуации? О чем говорит герой?

  • Каков подбор его слов?

  • Каков характер предложений?

  • Каков тон речи?

  • Сделайте выводы. Слайды 30 - 31

  1. О первой постановке «Ревизора» (индивидуальные задания)

Многие актёры русской сцены прославились исполнением ролей комедии.

Слайды 32 - 36

  1. О первых исполнителях роли Хлестакова (индивидуальные задания)

  1. Домашнее задание. Творческая работа. Слайд 37.

Учитель . На дом я вам предлагаю написать творческую работу – изложить в форме письма свои мысли, рассказ о происходящих событиях от имени героев комедии. Естественно, что вы должны соблюдать все особенности их речи.

Учитель. Соответствует ли письмо героя его характеристике?

10.Выводы по уроку:

Речь героев определяется ситуацией, она меняется в зависимости от неё. Речь – это показатель их положения и личности. Слайд 38


Игра «Отгадай героя»

Характеристика


Герой

Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумец. Охотник большой на догадки.

Ляпкин-Тяпкин

Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение ..физиономия…поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего.

Бобчинский о Хлестакове

Он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому.

Городничий о Держиморде

А всё проклятое кокетство, услышала, что почтмейстер здесь, и давай перед зеркалом жеманиться и с той стороны, и с этой стороны подойдёт. Воображает, что он за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернёшься.

Анна Андреевна о Марье Антоновне

Иной раз всё до последней рубашки спустит, так что на нём всего останется сертучишко да шинелишка. А отчего? Оттого, что делом не занимается: вместо того, чтобы в должность, а он идёт гулять по прешпекту, в картишки играет.

Осип о Хлестакове

Говорит сурьёзно, смотрит несколько вниз, любит самому себе читать нравоучения. Не любит много говорить и молча плут.

Осип

Какой невзрачный, низенький, кажется ногтём бы придавил его.

Городничий о Хлестакове

Больше шатен, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят.

Добчинский о Хлестакове

Если ему кто попадёт на зубок, - берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньгу тоже любит.

Хлестаков о друге Тряпичкине

Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Схватит за бороду, говорит: «Ах ты, татарин!» придёт в лавки и, что ни попадёт, всё берёт.

Купцы о Городничем

Глуп, как сивый мерин

Хлестаков о Городничем

Точь-в-точь департаментский сторож Михеев: должно быть, также, подлец, пьёт горькую.

Хлестаков о почтмейстере

Совершенная свинья в ермолке.

Хлестаков о Землянике

Протухнул насквозь луком.

Хлестаков о Луке Лукиче Хлопове

Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать поддевал на уду. Трёх губернаторов обманул!


Городничий о себе

Ничего, ничего, я так: петушком, петушком, побегу за дрожками. Мне бы только немного в щелочку-то в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки.


Петр Иванович Бобчинский – главная черта – любопытство.

У, щелкоперы, либералы проклятые, чертово семя! Узлом бы всех завязал, в муку бы стёр!

Городничий

Вишь ты, уважили, кажись, не побрезгай, кланяюсь сахарцом…


Купцы, слесарша, унтер-офицерша



«Ревизор», «Женитьба», «Игроки»


  • отказ от традиционных сюжетов,

  • уменьшение роли любовной интриги,

  • обилие внесценических персонажей,

  • отсутствие положительного героя,

  • предпочтение жанра комедии,

  • объект сатиры – всё общество,

  • дифференциация речи персонажей

Общие тенденции:

  1. Движение к реализму (через проблематику, психологизм, язык и стиль) и к прозе (постепенный отказ от условности стихотворной драмы);

  2. Комедия ближе всего к реализму, как и другие низкие жанры классицизма (басня, сатира);

  3. Постепенный отказ от романтического метода и приёмов при сохранении некоторых черт классицизма (обычно сохраняется одно или два из трёх единств).

Речевая характеристика героя



  1. К кому обращена речь?

  2. О чём говорит герой?

  3. Каков подбор слов?

  4. Каков характер предложений?

  5. Каков тон речи?



Речевая характеристика Городничего


С Хлестаковым

«изволили», «не извольте», «не угодно ли вам», «»если будет ваше желание», «если пожелаете», «осмелюсь ли я попросить позволения»,

С Осипом

«А мне очень нравится твое лицо», «друг», «любезный», «друг, ты должен быть очень хороший человек».

С квартальными


«Слышишь!», «ты! ты! я знаю тебя…смотри у меня ухо востро! Смотри! Не по чину берёшь! Ступай!»

С купцами

«самоварники», «аршинники», «архиплуты», «протобестии», «семь чертей и одна ведьма вам в зубы», «ах, ты, рожа!.. разопрёт тебе брюхо…плевать на твою голову…»

Служебные разговоры

«ассигнована сумма», «отнесут к дурному смотрению», «сообщить. ..известие»

С Добчинским и Бобчинским

«сплетники городские, лгуны проклятые!.. только рыскаете по городу да смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые…»

Вульгаризмы низших чинов

«Эк куда хватили!», «Задам перцу», «какие пули отливает», «кукиш с маслом», «растянулся, как чёрт знает что такое»

Выдуманные слова

«финтирлюшки»

Изречения

«пред добродетелью всё прах и суета»

Некоторые познания

«ассирияне», «вавилоняне»

Иностранные слова

«волтерианец», «фриштик», «аллегория», «экивок»


Речевая характеристика Хлестакова


Со слугой в трактире

«братец», «любезный», «Мошенники, канальи…Подлецы!.. Бездельники!»

С Осипом

«скотина», «дурак», «грубое животное»

Романтическая светская болтовня

«Привыкли жить в свете и вдруг очутились в деревне», «грязные трактиры», «мрак невежества»

Чиновничий канцелярский жаргон

«извольте, господа, я принимаю должность», «для письма, этакая крыса»

Книжно-сентименталь ный стиль

«Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки»

Французские слова

«бонтон», «моветон», «компрене ву?»

Разговорно-бытовые просторечия

«и странно: директор уехал – куда уехал -неизвестно»


Замечания о речи городничего




  1. Городничий разговаривает с чиновниками, то есть со своими,

  2. Он делает им замечания, даёт советы, он привык распоряжаться, указывать, делать замечания, устраивать разносы, ругать, не церемониться,

  3. В выражениях не стесняется, допускает грубые просторечные обороты, оскорбительные для собеседника слова,

  4. Чаще всего восклицательный характер выражений, предложения короткие, несложные,

  5. Начальственный тон, грубый, повелительный, властный, не допускающий возражений, затем нотки страха.


Выводы из речи городничего:


  1. Это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, порой грубыми словами,

  2. Это речь начальника, не привыкшего считаться с подчиненными и стесняться в выражениях,

  3. Это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.
По отношению к Хлестакову речь городничего меняется




  1. Он просит, извиняется, раскаивается, объясняется в страхе, уговаривает, льстит,

  2. Тщательно выбирает наиболее культурные слова, подходящие для общения с важной персоной,

  3. Предложения более длинные, так как приходится пространно изъясняться,

  4. Тон уважительный, угодливый.


Выводы из речи городничего:

Это речь обманщика.


Замечания о речи Хлестакова




  1. Не имеет «царя в голове», поэтому часто говорит то, что взбредёт в голову. Но он «нахватался» по верхам кое-чего, поэтому иногда умеет пустить пыль в глаза, меняет стиль речи:

  • По отношению к дамам,

  • При первой встрече с городничим,

  • В сцене вранья.

  1. Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно лёгкость необыкновенная в мыслях.

  2. Слова в основном разговорно-просторечные, порой грубые, в речи перепутаны разные стили (романтическая «светская болтовня», чиновничий канцелярский жаргон, книжно-сентиментальный стиль, разговорно-бытовые просторечия),

  3. Предложения подчас неправильно построены,

  4. Тон самый безалаберный.
Выводы из речи Хлестакова

Это речь пустого, никчёмного человека.



Вопросы по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»




Вопросы



Ответы

1

Почему Гоголь не назвал свою пьесу «Мнимый ревизор» или «Лжеревизор»?

Потому что герой ведет себя как настоящий ревизор. Возможно, Гоголя привлекла мыль о неотвратимости наказания за грехи и пороки и в этом смысле от Ревизора не уйти ни одному человеку.

2

Какие фамилии придумывал драматург своему главному герою, прежде чем остановиться на Хлестакове?

Скакунов, Перепёлкин – фамилии водевильных шалунов.

3

Какой эпиграф предпослал автор своей комедии, адресуясь не только к зрителям, но и к читателям, возможно по примеру Пушкина выбрав русскую пословицу?

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива». У Пушкина – «береги честь смолоду»

4

Какой сон предвещал городничему неприятности?

Две крысы пришли понюхали и ушли

5

Где разгуливали гуси и гусенки , как на постоялом дворе?

В уездном суде.

6

Кто из персонажей «ревизора» не произносит ни слова?

Лекарь Гибнер издает звук, похожий то ли на «и», то ли на «е».

7

В чем парадоксальность имени и фамилии лекаря?

Христиан Иванович Гибнер – имя предполагает христианское милосердие, а фамилия созвучна русскому слову «гибнет»

8

Какие увлечения были у судьи и почтмейстера и какие взятки брал первый?

Псовая охота и чтение чужих писем. Взятки борзыми щенками.

9

За что получает выговор от городничего смотритель училищ?

За то, что один учитель корчит рожи, а другой ломает стулья – этим «вольнодумные мысли внушаются юношеству».

10

Кто кого высек в комедии и что хочет потерпевшая получить за ошибку?

По словам городничего «унтер-офицерская вдова сама себя высекла». «А за ошибку –то повели ему заплатить штраф».

11

Какой эпитет к непривычному для него слову «инкогнито» дает городничий?

«Проклятое».

12

Оказывается, он не так уж невежествен и что-то слышал о Вольтере и вольтерьянцах. Что именно?

«Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, это уж самим Богом устроено. И вольтерьянцы напрасно против этого говорят».

13

Чем объясняется комичная путаница в записке городничего к жене: «уповая на милосердие Божие, за два соленые огурца особенно в полпорции икры рубль 25 копеек»?

Она написана на неоплаченном счете Хлестакова.

14

Кого автор характеризует так: «оба низенькие, коротенькие» и «чрезвычайно похожи друг на друга», но один оказывается более проворным и готов «петушком» бежать за дрожками, а другой солиднее и серьезнее, и городничий берет его с собой к Хлестакову?

Бобчинского и Добчинского. Первый более легкомыслен, второй серьезнее.

15

С какой необычной просьбой обращается к Хлестакову Бобчинский?

Сказать вельможам разным, что живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский.

16

Почему у Хлестакова, в отличие от других персонажей, почти нет реплик «в сторону?»

Хлестаков не скрывает о собеседников своих мыслей: что на уме, то и на языке.

17

Что превратило ничтожного «фитюльку» в сановника?

«Сила всеобщего страха» – Гоголь, и также общие идеалы и культурный уровень.

18

Сколько курьеров мчатся с донесениями в воображении Хлестакова?

35 тысяч.

19

Что подают на званых обедах в хлестаковских мечтах?

Суп в кастрюльке из Парижа и арбуз в семьсот рублей.

20

В каких отношениях Хлестаков находится с Пушкиным?

На дружеской ноге

21

Кто произносит слова: «Чем ближе к натуре, тем лучше» «человек простой, если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»?

Попечитель богоугодных заведений Земляника

22

О каком городе и кто отзывается так: «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»? и «сборный город всей темной стороны»?

Об уездном городишке в «Ревизоре» – городничий и Гоголь

Первая постановка «Ревизора» в Петербурге
Комедия удивила актеров ещё во время первого чтения её автором. «Что же это такое? Разве это комедия?» – спрашивали слушатели друг друга. Участникам спектакля она казалась трудной и малопонятной. Актер Александрийского театра Григорьев писал: «…эта пьеса пока для всех нас как будто какая-то загадка». Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актеры: их смущали непривычные герои пьесы: чиновники, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Однако ни большая часть актеров, ни директор театра не придавали должного значения советам автора, игнорировали его указания. Впоследствии Гоголь писал, что «Костюмы большей части пьесы были плохи и карикатурны». Единственный актер Сосницкий, игравший Городничего, устраивал Гоголя. Он действительно покорил в этой роли зрителей. Игра блестящего водевильного актера Дюра в роли Хлестакова не удалась. Вместо живой, психологически сложной натуры Хлестакова Дюр вывел на сцену водевильного шалопая и вертопраха. Такая трактовка роли была распространена в 19 веке.
Первая постановка «Ревизора» в Петербурге
Общественного содержания пьесы актеры не оценили и не разгадали. И всё же «Ревизор» произвел на публику ошеломляющее впечатление. День первой постановки – 19 апреля 1836 года - стал великим днем русского театра. На этой премьере присутствовал царь, который отсался доволен спектаклем: «Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, купечество, чиновников», - так он оценил спектакль. Один из газетчиков так написал о спектакле: «Успех был колоссальный. Публика хохотала до упаду и осталась очень довольна исполнением. Государь, уезжая, сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне».
Об исполнителях роли Хлестакова

Гоголя не устраивала игра исполнителей роли Хлестакова ни в Петербурге, ни в Москве. Он говорил, что от этого пьеса теряет смысли может называться не «Ревизор», а «Городничий». Писатель предлагал разыграть комедию в домашнем театре, а сам хотел взять себе роль Хлестакова. Известно, что писатель был великолепным чтецом, а в юные годы с увлечением играл в домашнем и лицейском театрах. Ему особенно удавались роли старух.



Одним из лучших исполнителей роли Хлестакова в Малом театре считается актер Садовский. В 20 веке талантливым исполнителем этой роли был Игорь Ильинский. Он пришел к выводу, что следует строго следовать советам и ремаркам, изложенным в его обращении к актерам.

  • Характеристика
  • Речевая характеристика героя
  • Речевая характеристика Городничего
  • С квартальными
  • Замечания о речи городничего
  • По отношению к Хлестакову речь городничего меняется
  • Замечания о речи Хлестакова
  • Выводы из речи Хлестакова