Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по творчеству А. Блока Разработала




Скачать 87.98 Kb.
Дата06.01.2017
Размер87.98 Kb.
ТипУрок
Урок по творчеству А.Блока
Разработала:

преподаватель русского языка и литературы А. В. Кушнирук

«Серебряный век» русской литературы;

А.А.Блок – «необыкновенное бесстрашие правды»;

Стихотворение «Россия »: образ Родины, как символ веры в будущее.
Оборудование урока: портрет А.А. Блока; репродукции с картин Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан», «К ночи», рисунки учащихся; аудиокассета стихов А.Блока.
Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А.Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока.

  2. Показать значение образа России в творчестве Блока, выявить особенности образного мышления поэта.

  3. Способствовать активизации мыслительной деятельности учеников.

  4. Воспитывать в учащихся любовь к своей Родине, целеустремленность, упорство в достижении поставленной цели.


Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.
Эпиграфы к уроку: Блоку – верьте, это настоящий – волею божьей – поэт и человек бесстрашной искренности.

М.Горький


Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и

древней.

А.Блок

1. Организационный момент.

(Сообщение темы и цели урока).

Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества еще одного поэта-символиста А.Блока.

Цель нашего урока: познакомиться с судьбой и творчеством А.Блока, разобраться в том, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; какое место в творчестве поэта занимает тема России. В процессе нашей с вами работы вы должны сделать записи в тетрадях в виде тезисов, так как в конце урока вам придется дать ответ на вопрос – какая она, Россия Блока?


2. Объяснение новой темы.

Учитель. «Серебряный век» русской литературы. Что означает этот термин?

«Серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», который связан с именем А.С.Пушкина. Начало «серебряного века» относят к 90-м годам 19 века. Для этого периода характерны активна литературная жизнь: книги, поэтические вечера, литературные салоны и кафе, обилие талантов; огромный интерес к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были: символизм, акмеизм, футуризм.

Понятие «серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. Долгое время эту прекрасную литературу объявили идеологически вредной, потому что говорила она не о кассовой борьбе и революции, а о духовных ценностях, о красоте, любви, добре. Она обращалась к душе, к внутреннему миру человека.

«Серебряный век» подарил русской литературе новые имена: Ахматову, Гумилева, Цветаеву, Пастернака, Северянина, Есенина, Маяковского, Блока.



- Зачитайте тезисы, что Вы записали?

(1-2 учащихся зачитывают тезисы, записанные в тетрадях).



Учитель. Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания всего 19 века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

К сегодняшнему уроку творческая группа учащихся подготовила сообщения о личности, судьбе и творчестве поэта. Послушаем их. (Учащиеся рассказывают о судьбе Блока).



Учитель. Обратите внимание на эпиграф, (учитель читает слова Горького о Блоке).

- Как М.Горький отзывается о Блоке?

Учащиеся отвечают: настоящий поэт, поэт божьей милостью, человек бесстрашной искренности.

Учитель. Запомните эти слова.

- Какие стихи Блока вы знаете?

(Учащиеся читают наизусть стихи Блока).

- О чем эти стихи?

(О любви, о жизни, о Прекрасной Даме, о страшном мире, Родине, России).

Учитель. Сегодня мы с вами убедились, что Блок – романтик, натура мечтательная, благородная, но был и другой Блок, который переживал душевный кризис. Он видит, что реальный мир остался неизменным, не преображенным, чуждым Идеалу.

Постепенно в его творчество пробивается та живительная струя, которая станет главной в творчестве Блока – тема Родины, России. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый неизменный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой…» - писал поэт.

Вершиной поэтического творчества Блока становится стихотворение «Россия», написанное в 1908 году. Обратите внимание на год создания стихотворения.

- Теперь послушаем стихотворение «Россия»

(звучит запись стихотворения на аудиокассете в исполнении артиста Сергея Жирнова).

- Образ гоголевской птицы – тройки Блок переосмысливает: здесь нет стремительности движения – и вязнут спицы расписные// в расхлябанные колеи…» - неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движение.



Учащийся читает следующие строфы:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слезы первые любви!

- Какой предстала Россия перед Блоком? Найдите эпитеты и сравнения.

- У Блока Россия нищая, бедная с серыми избами, но одновременно великая, потому что поэт сравнивает ее со своей первой любовью и готов простить ей все. Блок любит ее и нищей.

- Со стихотворениями каких поэтов перекликаются эти строки ?

- Этот образ тютчевский, однако он созвучен и некрасовскому:

Ты и убогая,

Ты и обильная

Ты и могучая,

Ты и бессильная.

Матушка – Русь.

- Как Вы понимаете выражение «песни ветровые»?

- Образ России соединяется с образом ветра – символом перемен.

Учащийся читает следующие строфы:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

- Скажите, если Россия нищая, то должна вызывать жалость?

- Должна.

- Блок жалеет Россию?



Учитель. Даю вам 5 минут, прочитайте и вдумайтесь в содержание стихотворения «Россия».

Параллельно учитель дает задание 3-м учащимся. Это словарная работа, где надо объяснить значение слов: шлея, спицы, колея.


3. Анализ стихотворения «Россия».

Учитель. Теперь приступаем к детальному анализу стихотворения.

Один из учащихся читает первые четыре строфы:
Опять, как в года золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Учитель. Начало стихотворения – «опять»

- Что означает это слово?



Учащийся. Что все это уже было давно – и вновь повторяется.

- Шлея. Что обозначает это слово?

Шлея – ремень, прикрепленный двумя концами к хомуту и приходящий по бокам и спине лошади; (отвечают те учащиеся, которые были заняты словарной работой, а остальные делают записи в тетрадях).

- «Три стертых треплются шлеи…»? почему три шлеи? Какими литературными ассоциациями проникнуто стихотворение?



Учащиеся.'> Учащиеся. Это гоголевская птица – тройка и лермонтовский «проселочный» путь.

- Почему шлеи стертые?

- Стертые – значит изношенные.

Учитель. Объясните значение слов: спицы и колеи?

Учащиеся. Спица – один из стержней, соединяющих центр колеса с ободом.

Колея – канава, углубление от колес на дороге.



Учитель. Что противопоставляет Блок словосочетаниями «спицы расписные» - «расхлябанные колеи»?

- Нет.


- Как Вы понимаете фразу: «И крест свой бережно несу»?

- крест – символ страдания одного человека за всех. Блок создает новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить «разбойную красу» России, который может заманить и обмануть Россию. В этих стоках поэт предчувствует, что на Россию надвигается что-то страшное.



Учащийся читает следующие строки:

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь Ты,

И лишь заботы затуманит

Твои прекрасные черты…

- Найдите ключевые слова, но сначала ответьте: что значит ключевое слово?

- Ключевое слово – это основное слово. Здесь ключевые слова: «Не пропадешь, не сгинешь Ты!». Этими словами Блок выражает веру в то, что Россия не пропадет, пишет о ней с нежностью, любовью, надеждой и связывает ее с женским началом.



Учащийся читает следующий куплет:

Ну что ж? одной заботой боле-

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

- Прокомментируйте эти строки?

- Здесь Россия – страна с лесами, полянами, деревнями и поселками, и красавица-крестьянка с «мгновенным взором из-под платка».

Учитель обращает внимание учащихся на классную доску, где прикреплен иллюстрированный материал по теме урока.


Учащийся читает заключительные строки стихотворения:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легла,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской осторожной

Глухая песня ямщика!..

- Прокомментируйте эти строки? Как Вы их понимаете?

- Нищая Россия принимает облик женщины, но как она не похожа на тех, которых Блок встречал в кабаках, ресторанах. Эта женщина-крестьянка вселяет в поэта уверенность в то, что с ней и невозможное возможно.

Учитель. Обратите внимание на то, как начинает и завершает Блок свое стихотворение?

- Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Поэт видит, что Россия в движении, в пути. Здесь звучит вера в поэта в великое будущее России. И эта вера связана с Россией крестьянской, народной.

- Обратите внимание на размер и рифмы стихотворения?

- Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который не производит впечатления жесткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создает ощущение мелодичности и гармонии.

-Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении становится символом веры в будущее? Почему?

Учитель дополняет ответы учащихся.

- Безусловно, Блок прямо и открыто выражает веру в Россию, в ее будущее: «Не пропадешь, не сгинешь Ты!». Блок верил в Россию, видел в ее прекрасном прошлом надежду на будущее. Ведь Россия – огромная страна, где «невозможное возможно», она одолеет «долгий путь», пройдет через исторические перипетии.

-Россия была во время Блока. Она есть и сейчас. Что Вы можете сказать о нашей сегодняшней России, как стихотворение Блока звучит в наши дни?

Учащиеся высказывают свои мысли о сегодняшней России.

Учитель дополняет ответы учащихся.

- необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, расхлябанные колеи, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.



Сейчас 21 век, который принес перемены в Россию. Жизнь перевернулась с ног на голову, впереди неизвестность. Сегодняшнее наше с вами обращение к творчеству Блока – попытка понять настоящее через прошлое. Талант поэта заключается в том, что его произведения не теряют актуальность и по сей день. «Страшные года» перемен вернулись. Судьба России вновь стала главной темой разговоров. И общество читает Блока, воспевшего когда-то свою родину, Россию, во всем ее величии и во всей ее нищете.
Итог урока:
Учитель. Тема Родины, России относится к числу «вечных» в русской литературе. К ней обращались художники слова во все времена, но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Родина для него – надежда и утешение, таинственная и загадочная, страна громадной мощи и энергии. Надеюсь, что на этом знакомство с Россией Блока не закончится.

Домашнее задание.

  1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Блока «Россия».

  2. Письменный анализ одного стихотворения из цикла «На поле Куликовском».

  3. Индивидуальное задание – нарисовать или подобрать иллюстрации к стихотворениям «Россия» и циклу «На поле Куликовском».

  • Оборудование урока
  • Методические приемы
  • Объяснение новой темы. Учитель.
  • - Зачитайте тезисы, что Вы записали
  • Учащийся читает следующие строфы
  • Анализ стихотворения «Россия». Учитель.
  • Учитель.
  • Учащиеся.
  • Учащиеся.
  • Учащийся читает следующие строки
  • Учащийся читает следующий куплет
  • Учащийся читает заключительные строки стихотворения
  • Учитель дополняет ответы учащихся.
  • Учащиеся высказывают свои мысли о сегодняшней России. Учитель дополняет ответы учащихся
  • Итог урока: Учитель.