Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в ссср»




Скачать 106.62 Kb.
Дата27.06.2017
Размер106.62 Kb.
ТипУрок
Областная акции «Я – гражданин Российской Федерации»

конкурс методических разработок по гражданско-правовому образованию
Номинация: Лучший урок по теме

«История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»


Конспект интегрированного урока истории и литературы

10 класс МОУ «Шуйская средняя общеобразовательная школа»

Я хочу поставить памятник не во времени – а в совести



Краснова Татьяна Юрьевна учитель литературы

МОУ «Шуйская средняя общеобразовательная школа»

Зайцева Любовь Сергеевна учитель истории

МОУ «Шуйская средняя общеобразовательная школа»

Ноябрь 2010года



Тип урока: интегрированный (литература и история)

Форма урока: урок исследование

Технология: критического мышления, исследования

Место урока: литература - внеклассное чтение, история

Цель: осмысление трагической судьбы страны и судьбы человека в период политических

репрессий.



Задачи.

Образовательные:

  • углубить и обобщить знания учащихся по теме “Политические репрессии в СССР в 20-30-е годы XX века”

  • отработать навыки художественного анализа литературного текста, связанного с темой репрессий.

Развивающие:

  • развитие умений частично-поисковой деятельности (работа с историческими документами);

  • развитие умений выделять главное, сопоставлять и сравнивать (исторический факт и литературное произведение);

  • развитие умения выражать и аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности;

  • воспитание исторической памяти и совести.

  • воспитание в учащихся чувства ответственности перед другими людьми,  перед своей страной;

  • воспитание способности противостоять силе зла, уважения к людям, ставшим жертвами репрессий.



Организация класса: 3 группы
Оборудование урока: ветки лиственницы в банках с водой на столах учащихся, компьютер, проектор, мультимедийные презентации «Биография Шаламова» и «Я хочу поставить памятник не во времени – а в совести», тексты исторических источников, тексты рассказов Шаламова.

Учитель. Уважаемые коллеги на ваших столах ветки лиственницы. Это дерево живёт много лет. Лиственница, доставленная с Колымы, стала символом музея писателя Варлама Шаламова в Вологде, который открылся в 1991 году. Слайд 1 Лиственница в музее. Об этой лиственнице повествуется в рассказе «Воскрешение лиственницы».

На столе в каждой группе отрывок из рассказа Шаламова «Воскрешение лиственницы». Приложение. Послушайте рассказ и ответьте на вопросы. Слайд 2 вопросы 4 мин.




  • Что олицетворяет лиственница?

  • Предположите, с какой целью она присутствует на нашем уроке

  • Сформулируйте главную проблему, которую мы будем решать на уроке

  • Сформулируйте тему урока






Вопросы учащимся

Предполагаемые ответы учащихся

1

Что олицетворяет лиственница?

Память, о тех, кто погиб на Колыме, долг

2

Предположите, с какой целью она присутствует на нашем уроке?

Чтобы вспомнить, тех, кто погиб в сталинских лагерях

3

Сформулируйте главную проблему, которую мы будем решать на уроке

Зачем, почему, надо помнить об этом периоде

4

Предложите тему урока



Ответы учащихся на вопросы. Формулирование темы урока. Слайд 4



Видеофрагмент Труд заключённых ГУЛАга 30 сек.

Учитель истории. Слайд 4. 2 мин




Вопросы учащимся

Ответы учащихся

1.

Какой исторический период отражён в видеофрагменте?

Период 30-хгг. Установление тоталитарного режима, репрессии

2.

Назовите признаки тоталитарного режима?

Культ вождя. Единственная массовая партия. Отсутствие разделения властей. Монопольно существующая, разделяемая всеми идеология. Централизованная система контроля и управления экономикой. Монополия на средства массовой информации. Опора власти на карательные органы. Отсутствие свободы Массовые репрессии

3.

Одним из признаков тоталитарного режима являются массовые репрессии. Что такое репрессии?

Репрессии – карательные меры, наказания, в виде лишения жизни и свободы, помещения на длительное время в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства. Применяются государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников, как реальных, так и мнимых.)

4.

Страна разделилась на две части: одна часть на свободе и другая часть за колючей проволокой в лагерях ГУЛАГа . Что такое ГУЛАГ?

ГУЛаг- главное управление исправительно – трудовых лагерей, поселений и мест заключения, важнейший орган системы политических репрессий СССР

Учитель истории. Перед вами схемы, диаграммы, документы отражающие эпоху Сталинского режима, проанализируйте их, сформулируйте ответы на данные вопросы. Приложение

Работа в группах с источниками. Учащиеся изучают источники и готовят ответы по плану 3-4 мин

План ответа группы Слайд 7. 5 мин.


  • Название документа. Характеризует ли данный источник тоталитарный режим?

  • Что отражено в схеме, диаграмме, документе? Какую информацию вы почерпнули, анализируя источник?

  • Какие статистические выводы вы сделали?

Ответы учащихся




№ группы

Источник

Ответы учащихся










1 гр.

Слайд 8

Диаграмма «Лагеря НКВД, колонии, тюрьмы»

  1. Диаграмма лагеря НКВД, колонии, тюрьмы

  2. В диаграмме отражено соотношение Лагерей НКВД, колоний и тюрем.С 33 года начинается рост кол-ва заключённых в лагерях НКВД, К концу войны их становится меньше, а в 1953- рост

  3. 42г. Более 1.400 тыс., 53г.-1.700тыс.

2 гр.

Слайд 9

Диаграмма «Состав заключённых ИТЛ по инкриминируемым преступлениям на 1 апреля 1940 года»

  1. Диаграмма состав заключённых ИТЛ по инкриминируемым преступлениям на 1 апреля 1940 года.

  2. Доля преступлений по политическим убеждениям (Социально вредный элемент, антисоветская агитация, контрреволюционные преступления) выше чем имущественных и др.

  3. Доля преступлений по политическим убеждениям составляет 1\4 от всего кол-ва

3 гр.

Слайд 10

«Смертность заключённых в системе ГУЛАГ 30-56гг».

  1. Диаграмма, документ справка Смертность заключённых в системе ГУЛаг, % умерших



  2. 33 год 15% умерли,42- 25% умерли, далее % смертность снижается, 45 и 32 гг. в 5-6%, 13.197 и 81.917. всего число умерших 1.606.724.




Слайд 11 Учитель истории. 1 мин С 1921 по 1954 год по статье 58 УКРСФСР в стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек. .Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних.

Вопрос. Время 30-х гг. 20 века от нас очень далеко. Нужно ли об этом знать, нужно ли сегодня говорить об этом? Это негативная страница истории нашего государства, нужно ли на ней сосредотачивать внимание?

Ответ учащихся.



Учитель литературы. – В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему.

Слайд 12 (Шаламов его книги)

48 сек. Фрагмент документального фильма «Острова» о В Шаламове

Сообщение ученицы Некрасовой Т. Биография В. Шаламова сопровождаемое презентацией. 2 мин. Приложение



Учитель литературы Вы читали «Колымские рассказы» Шаламова

Работа в группах. Задание. Каждая из 3-х групп анализирует один рассказ В.Шаламова («Ночью», «На представку», «Сгущённое молоко» ). Вопросы группам Слайд13

. 20 мин


  • Что поразило вас, когда вы читали рассказ, почему он так назван

  • Какие истории не оставили вас равнодушными, почему

  • Что происходит с человеком в лагерях ГУЛАГа, что помогает тому, кто прошёл все круги лагерного ада, подняться и победить в себе растоптанного человека. Попытайтесь доказать свою точку зрения

  • Что способствует духовной деградации человека? Ответ обоснуйте. Приведите примеры из рассказов Шаламова («Ночью», «На представку», «Сгущённое молоко» )

  • Каким вам представляется повествователь в этих рассказах И можем ли мы, читатели , остаться равнодушными к судьбе автора и к судьбе его героев.




Вопросы

«На представку»

«Сгущённое молоко»

«Ночью»

1.

Что поразило вас, когда вы читали рассказ, почему он так назван


Постоянная угроза расправы, блатным жилось лучше




идут на сопку, разрывают могилу, чтобы снять с мёртвого, рубашку и кальсоны

2.

Какие истории не оставили вас равнодушными, почему


Издевательства над теми, кто осуждён по 58 статье

Лаконичное описание действует сильнее

Рассказ о доходягах, но для автора такое не годится

3.

Что происходит с человеком в лагерях ГУЛАГа? Что помогает тому, кто прошёл все круги лагерного ада, подняться и победить в себе растоптанного человека. Попытайтесь доказать свою точку зрения


Дружба не завязывается в холоде и голоде

Человек постепенно теряет человеческий облик.



Желания ограничены едой, чувства к чужому горю притупляются

Сил на нормальную человеческую реакцию нет

4.

Что способствует духовной деградации человека? Ответ обоснуйте. Приведите примеры из рассказов


Потеряли человеческий облик(Севочка) под давлением уголовников

Нельзя быть подлым, шагать по трупам. Провоцирует побег

Голод(не случайно повествование начинается с ужина) Холод

5.

Каким вам представляется повествователь в этих рассказах И можем ли мы, читатели , остаться равнодушными к судьбе автора и к судьбе его героев.

Шаламова


Нравственная сила. Не все могли быть героями, но оставаться людьми в таких условиях, это очень много значит. Борьба за себя, внутри себя, чтобы остаться человеком, сопротивление распаду души, а к этому вёл Колымский ад

Не видим авторского гнева. Автор понимает людей. И, у нас, читателей пробуждается чувство жалости, сочувствия к несчастным

Авторская позиция: можно понять и простить голодных, измученных людей, но не всегда можно принять как СВОЙ их способ выжить. Является ли позиция автора позицией всепрощения, заранее оправдывающей любые поступки зека? Какие всё таки способы выживания выбирает он для себя?

- Есть поступки, которые автор осуждает. Все главари уголовников –севочки, валечки и другие –вызывают у Шаламова гнев, презрение. Автор так рисует преступников, что мы чувствуем: перед нами нелюди, для которых пути к человеческому отрезаны («На представку» - УБИЛИ ИЗ-ЗА СВИТЕРА)

Только то годится для Шаламова, что не унижает человеческого достоинства: это попилить дрова, подежурить за кого-нибудь, т.е. добыть кусок хлеба своим трудом. Нет всепрощения у Шаламова. Можно деградировать, можно забыть многие слова, которые люди употребляют в нормаьной жизни, можно ругаться: ко многому вынуждают нечеловеческие условия, но нельзя быть подлым, нельзя шагать по трупам, нельзя зарабатывать себе блага на чужих несчастьях. Сам автор верен законам товарищества. Бессмысленная гибель миллионов людей не должна повториться (рассказ «Поезд»). Забыть нельзя. Знать необходимо



Учитель литературы. Вывод 3 мин Мы познакомились с биографией Шаламова его прозой, подробно анализировали три рассказа из книги “Колымские рассказы”. В этих произведениях отражена СУДЬБА, вобравшая в себя беды и мучения всего поколения. Слайд 14

Учитель истории. Кто они - безвинные жертвы тоталитарного режима, лагерные мученики? Люди разных возрастов. Мужчины и женщины. Простые крестьяне, студент, поэт, музыкант, офицер, ученый, рабочий, священник… Это модель государства, только за колючей проволокой.

Учитель литературы. Их, людей разных судеб и характеров, объединяло одно – то, что независимо от обстоятельств они сохраняли душу, оставались людьми и несли через мрачные годы не- свободы и насилия как негасимую свечу свою честь , порядочность.

Читать рассказы тяжело… Может быть тогда не стоит ворошить старое, всё это было в прошлом? Нужно ли вашему поколению знать эту страницу истории?



Ответ учеников

Учитель литературы. Ответом на этот вопрос служит вся жизнь и творчество Шаламова. Наша лиственница не с Колымы, Слайд 15 но она как символ Колымы хранит память о лагерных мучениках. Она может засохнуть, а может воскреснуть. Всё будет зависеть от того, насколько мы с вами были сегодня искренни, и будем ли действительно помнить о тех страшных событиях, о людях, сохранивших в себе ЧЕЛОВЕКА. Слайд 16

Учитель истории.

Правовое государство, гражданское общество
Рефлексия. 5 мин Составление синквея. Слайд 17

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола



1 существительное
Домашнее задание. 2 мин Слайд 18 Эссе Тема: Мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого - это спасение будущего, его гарант. Е. Евтушенко

Слайд 18 Выставление оценок за работу на уроке

  • Краснова Татьяна Юрьевна учитель литературы МОУ «Шуйская средняя общеобразовательная школа» Зайцева Любовь Сергеевна учитель истории
  • МОУ «Шуйская средняя общеобразовательная школа»
  • Технология
  • Задачи. Образовательные
  • Организация класса
  • Слайд 1 Лиственница в музее
  • Приложение.
  • Слайд 4 Видеофрагмент Труд заключённых ГУЛАга 30 сек. Учитель истории . Слайд 4. 2 мин
  • Репрессии – карательные меры, наказания
  • Применяются государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников, как реальных, так и мнимых.)
  • Учитель истории
  • 1.606.724. Слайд 11 Учитель истории
  • Слайд 12 (Шаламов его книги) 48 сек. Фрагмент документального фильма «Острова» о В Шаламове
  • Приложение Учитель литературы
  • Слайд 14 Учитель истории.
  • Ответ учеников Учитель литературы
  • Слайд 16 Учитель истории. Правовое государство, гражданское общество Рефлексия.
  • Домашнее задание