Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по русской литературе в 11 классе учителя Хасановой Ульяны Николаевны Тема открытого урока : «Матёра российская Атлантида?» по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой" Эпиграфы




Скачать 72.14 Kb.
Дата21.07.2017
Размер72.14 Kb.
ТипУрок
Урок по русской литературе в 11 классе учителя Хасановой Ульяны Николаевны

Тема открытого урока: «Матёра - российская Атлантида?»

( по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"



Эпиграфы: «У кого нет памяти, нет жизни».

«Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится».

«Видимо наше поколение- последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нём и его решительной переделке в течение короткого срока,- кто же скажет?»

В. Распутин.



Цели:

- Ввести в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев.


-Обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель.
- На материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой" содействовать формированию умения разбираться в психологии личности (на образе Дарьи и других героев повести).
- Продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи.
- Способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно - проблемных вопросов.
- Способствовать воспитанию неравнодушного отношения к проблемам своей страны,чувства ответственности за судьбу малой родины.

Тип урока: Урок- дискуссия в форме «круглого стола».

Оборудование:



  1. Тексты произведения
    2. Эпиграфы на доске
    3. Портрет писателя
    4. Презентации: «В. Распутин», «Прощание с Матёрой».
    5. Мульти-медийное оборудование.
    6. Фото-альбом «Спасск-Куйбышев-Болгар»

7.Реферат «Город-призрак Молога»

Ход урока.

I. Слово учителя.

Сегодня наши размышления о замечательном русском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР – В. Распутине и о его произведении "Прощание с Матёрой". Земляк Распутина, писатель М. Сергеев рассказывает: "Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть - Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её - лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…
В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров".

II.Показ презентации «В.Распутин».

III.Учитель: «В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть ещё:

Совесть,

Честь…


А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…»- писал А. Яшин

-Какие беды выпали на долю нашей страны? О какой трагедии говорится в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»?

IV.Беседа в форме «круглого стола».

- О каких общечеловеческих ценностях говорит нам В. Распутин? (О совести, о родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти).


- Каждый из нас выбирает ценностные ориентации из наличной культуры.
- Как вы понимаете ценности современного человека? Что означает понятие ценность?

Ценность - представление о том, что свято для человека, его убеждений и предпочтения, выраженные в поведении. Незыблемую, сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни.
Каждый человек не только выбирает ценности.

- Какие ценности вам ближе по духу?(Истина. Добро. Красота. Вера. Надежда. Любовь. Равенство. Братство. Человеческое достоинство).


- Ценности - родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжёлых жизненных испытаний.

- Как вы считаете, если писатель постоянно думает о совести, о душе человека, о нравственности, вправе мы ожидать выражения этих забот в его творчестве?


- Давайте вдумаемся в слова В. Распутина: "Какие беспокоящие вопросы писателя, он доверяет своим героям?" (Покажите на примерах).
Писателя волнуют такие вопросы: "Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы?"

  • Дарья из "Прощание с Матёрой" спрашивала себя и не могла ответить: "Кто знает правду о человеке: зачем он живёт? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради того чего - то ещё? Вечным ли будет это движение?"

- В чём мы убеждаемся, вслушиваясь в эти вопросы, волнующие том, что каждый нормальный человек не может не ставить эти вопросы и не задумываться над ними).
- Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. А какой вы запомнили распутинскуюМатёру? (Ответы учащихся).

  • Мне видится Матёра такой. Вот он остров, надёжно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать, - решил тот, кто первым открыл для людей Матеру…

  • Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангара; словно причаливший к Матёре другой остров - Подмогу. На высоком чистом небе хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится мне поля, за ним лес, ближе, у дороги царь - дерево, могучий в три обхвата, листвень.

  • Мне запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды, и вышел оглядеть свои владения хозяин острова…

- Мы видим приметы времени, которые показывают неразрывную связь прошлого и настоящего, грандиозные перемены. В чём они?

  • Бородатые казаки оставили на Ангаре Иркутский острог.

  • Матёра - свидетель жестокого боя между колчаковцами и партизанами.

  • Создавала "коммунию - колхоз".

  • Посылала защищать Родину в годы войны, и осиротела, не дождавшись многих.

  • Масштабы новостроек коснулись и острова: при строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению.

- Ребята, ну а если остров должен быть затоплен, зачем же автору нужно рассказывать читателю, откуда есть и пришла Матёринская земля? Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?
- Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом?

  • Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Нелегко расставаться со своей землёй, но мы то понимаем, что нужно. Мне кажется что, мы должны знать и хранить память о Матёре.

- Гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно: кто есть кто.

- Что конкретно выявляет: кто есть кто? (Отношение к Родине, к родной земле, к малой родине).


- Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается? (Необходимо.ГЭС возводят ради блага людей).
- А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? (Отношение к этому автора, Дарьи, Павла).
- Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?
- А что бы разрешить наш вопрос обратимся к сцене разорения кладбища?

Выразительное чтение по ролям сцены разорения кладбища.
- Как вы бы назвали то, что происходит на кладбище?
- Как к этому относитесь?
- Так поступать можно?
- Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ?
- Как вы думаете, благо для миллионов и кощунство над десятками - вещи совместимые?
- Чем страшна позиция таких исполнителей как Жук и Воронцов?
- Чем является Матёра для них?

Критик Ю. Селезнёв говорит о земле - Родине и о земле - территории. "Если земля территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю - родную землю, Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин - на земле, на территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

- Для кого в повести земля - Родина, а для кого земля - территория?


Так кто же нам с вами эта земля, земля тысяч Матёр, земля или территория? Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли сами по себе - ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли что могли, а там хоть конец света?

Показ презентации «Прощание с Матёрой» (в презентации использованы кадры из художественного фильма по повести Распутина).


Продолжая вопрос о земле, о малой родине мы вновь вернемся к образу Дарьи,других стариков, старух и тех, кто старается, как можно быстрее уехать с острова.


- Как в чувствах, в поступках героев проявляется отношение к малой родине? К памяти?
- Насколько эти чувства понятны вам?

Работа по группам.

I группа анализирует эпизод отъезда Настасьи и Егора.


II группа анализирует эпизод прощания бабки Дарьи с избой.

- Анализируя эпизод прощания бабки Дарьи с избой, о чём вы думали, к какому выводу пришли?


Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, нет жизни". Разговаривая о повести Распутина, каждый из нас выявил высокий уровень нравственных требований к самим себе.
- А как же нам оценивать Петруху, Клавку Стригунову, Андрея, Павла?

Работа по группам.

I группа - дать оценку поступкам Петрухи и Клавки.


II группа - дать оценку поступкам Андрей и Павла.

Подведение итогов урока.

Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине.

-То, что произошло с Матёрой, какой-то единичный случай? Только ли её можно назвать «российской Атлантидой»?

Выступление подготовленных учеников : «Где ты, уездный город Спасск?», «Город-призрак Молога».



Комментирование оценок за урок.

Домашнее задание.:1.Индивидуальные задания:Рассуждение «Деревенская» тема- не просто объект, а загадка исторического пути России, её боль, её муки совести, перекрёсток путей в грядущее». «Особенности лексики повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».
2. Ценностные ориентиры Дарьи, Павла, Петрухи, Клавки и Воронцова.
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс

  • Тип урока
  • Выразительное чтение по ролям сцены разорения кладбища.
  • Работа по группам.
  • Комментирование оценок за урок. Домашнее задание.