Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Ситникова Лариса Леонидовна, учитель русского языка и литературы




Скачать 42.07 Kb.
Дата06.07.2017
Размер42.07 Kb.
ТипУрок
«Литературный калейдоскоп».

Заключительный урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Ситникова Лариса Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МБВ(С)ОУ В(С)ОШ № 185

г. Екатеринбург

Для углубления и закрепления навыков самостоятельной работы с художественными произведениями, литературно – критическими статьями, развития творческой активности и коммуникативных умений, учащихся в вечерней школе лучше всего использовать игровые формы работы на уроках литературы.

Наиболее интересной формой является – «литературный калейдоскоп», который позволяет применять любые задания в зависимости от уровня подготовки класса.

Класс делится на 2 группы; по времени игра занимает 2 урока; выбирается жюри (из «отличников»).
1.ЗАДАНИЕ – «БЛИЦ - ОПРОС» (биография И.С.Тургенева (30 сек на ответ)

А:


  1. Где и когда родился И.С. Тургенев?

  2. Как звали его родителей и кем были они по происхождению?

  3. Какое образование получил Тургенев?

  4. Назовите первый труд Тургенева, который был опубликован. Это была рецензия, на какую книгу?

  5. Назовите первое художественное произведение И.С. Тургенева?

В:

  1. За что в 1852 году Тургенев был арестован и выслан на жительство в село Спасское?

  2. Как назывался первый напечатанный Тургеневым рассказ из серии рассказов, вошедших в книгу «Записки охотника»?

  3. Кто из русских писателей положительно оценил роман Тургенева «Отцы и дети», написав статьи «Базаров» и «Реалисты»?

  4. Кому писал перед смертью Тургенев, обращаясь: «Друг мой, вернись к литературной деятельности!... Друг мой, великий писатель русской земли, внемлите моей просьбе!»?

  5. Где находится могила И.С. Тургенева?


2. ЗАДАНИЕ: «ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ?»
А: 1. «Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями… обнаженная красная рука… ленивый, но мужественный голос»

В: 2. «…увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы… обнаженные её руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий…»

А: 3. «… Человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низкий галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять: его коротко стриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро…»

В: 4. «…лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах… седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждёт сына…»

А: 5. «девушка лет восемнадцати; черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами.»

В: 6. «Красные, детские пухлявые губки, нежные ручки».


3.ЗАДАНИЕ: «ДЕТАЛЬ И ПОДРОБНОСТЬ»
А: 1. Библиотека «Отцов и детей»: каждому герою выдайте ту книгу, которую он читает в романе. По какому принципу вы будете отбирать книги для каждого героя?

Николай Петрович
Базаров
Аркадий
Кукшина
Арина Васильевна
Василий Иванович
Ситников

Бюхнер «Stoff und Kraft»
Пушкин «Цыгане»
Пушкин «Евгений Онегин»
Статья Кислякова о женском труде
Романы Жорж Санд
Сочинения Горация
Дюкре – Дюминиль «Алексис или хижина в лесу»

В: 2. Узнайте персонажей романа, представленных основными фактами биографии.




пажеский корпус

служба в гвардейском полку

отставка

отъезд в Баден

приезд в имение

отъезд в Дрезден

приезд из своего имения в город


страстное увлечение химией

изобретение мастики

отъезд в Гейдельберг

изучение архитектуры



А: 3. Восстановите сюжетный маршрут Базарова и Аркадия. Какова композиционная роль странствий героев? Как отражаются «путевые впечатления» на меру восприятие героев и на их судьбе?

В: 4. Каково значение слово «нигилист» на языке Аркадия, Базарова, Павла Петровича, Ситникова.
4. ЗАДАНИЕ: «КАРТИНКИ С НАТУРЫ»
1.По описанию усадьбы определите, в чьём имении вы оказались. Какие детали описания соотносятся с характером персонажа?
А: «Усадьба стояла на пологом, открытом холме, в не дальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зелёною крышей, белыми колонами и живописью al fresco над главным входом представлявшей «Воскресенье Христово» в «итальянском» вкусе»…К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья старинного сада, алея стриженых ёлок к подъезду».
В: «На скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка… Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились».
АВ (на выбор команде): «Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца, но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сирени и акаций порядочно разрослась, в ней иногда пили чай и обедали».
2. «Раскрасьте» пейзажную зарисовку выбрав из определённой - Тургеневские. Охарактеризуйте пейзаж в романе (функции его).
АВ: «Утро было, славное, свежее; Маленькие… тучки стояли барашками на … Лазурь; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная… земля, казалось, ещё хранила след… зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».

(румяный, красный, пёстрый, цветной, тёмно – серый, ярко – синий, бледно – ясный, грязно – белый, угрюмо - черный).


5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: «ТЕСТ по теме» или эссе «Тургенев и его современные вопросы».






  • 1.ЗАДАНИЕ – «БЛИЦ - ОПРОС» (биография И.С.Тургенева (30 сек на ответ)
  • 2. ЗАДАНИЕ: «ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ»
  • 3.ЗАДАНИЕ: «ДЕТАЛЬ И ПОДРОБНОСТЬ»
  • 4. ЗАДАНИЕ: «КАРТИНКИ С НАТУРЫ»
  • 5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: «ТЕСТ по теме» или эссе «Тургенев и его современные вопросы».