Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по рассказу Евгения Ивановича Носова «Тридцать зерен»




Скачать 49.19 Kb.
Дата21.07.2017
Размер49.19 Kb.
ТипУрок

Урок по рассказу Евгения Ивановича Носова « Тридцать зерен»

Цель урока: обучение анализу прозаического произведения;

Задачи: - закрепить умение анализировать текст, выявлять авторскую позицию, воспитывать гуманистические качества личности ученика.

Тема урока: «Я-Человек»

Цель урока: воспитание нравственности учащихся средствами художественной литературы


1. Вступительная беседа

Сегодня наш урок носит название «Я-Человек». А как вы понимаете смысл слова «Человек»?


С древних времен пытались люди ответить на вопрос: каким должен быть настоящий человек. На египетских табличках мы читаем ответы людей богам загробного мира: «Я никогда не крал. Я никогда не лгал. Я никогда не убивал» Люди еще в древности считали, что за все грехи в жизни придется отвечать перед богами. Поэтому нужно стараться прожить свою жизнь с честью, по законам нравственности. Впоследствии моральные законы были записаны в виде знаменитых 10 заповедей божьих.

-Назовите их.



Демонстрация слайда с текстом заповедей

Эти заповеди были записаны тысячи лет назад, но не потеряли своей актуальности и сегодня. Ответ на вопрос, каким должен быть настоящий человек, всегда пытались найти люди.


3. Объявление темы урока.

И сегодня мы рассмотрим, как раскрывает понятие «Человек» Евгений Иванович Носов.


Биография

Демонстрация слайда с портретом.
Евгений Носов родился в 1925 году в семье потомственного мастерового, кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943 года) ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны закончил среднюю школу. Уехал в Казахстан Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу.

За свое творчество удостоен высшей награды – Золотой звезды Героя социалистического труда и многих орденов и медалей. Похоронен в Курске в 2002 году.

Пережив страшную войну, писатель навсегда осознал ценность жизни и нашу ответственность за все живое на Земле. И в своих рассказах он размышляет о великой роли человека в мире, о его ответственности за мир.
4. Анализ произведения.

- Кто является рассказчиком в произведении? (автор)1

- Каким вы его представляете?

Возникает диалог между человеком и птицей.



Демонстрация слайда с фотографией синички и человека.

Чтение по ролям диалога человека и птицы.

- Как вы думаете, был ли этот разговор на самом деле? (Нет. Это диалог душ)

- Возникает высокая степень доверия между человеком и птицей. Докажите словами текста, что доверие возникает постепенно.

озабоченно-не решалась-робея-тревожно

-Почему синичке комната кажется целым миром?(Та есть солнце, зелень. Маленькой озябшей синичке комната кажется огромным миром, наполненным светом и теплом.)


- Кто является властелином этого мира? (Человек, который положил ей зерна. В его власти зажечь солнце и посадить зелень, когда за окном зима.)
- Но эта власть накладывает и огромную ответственность. Докажите это словами текста. ( А что значит "работать"? - Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.)
- Что значит быть человеком, по мнению Носова?

Однажды Евгений Иванович прочитал стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».



Александр Яшин

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.


Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.


Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.


Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

19642.

Евгений Иванович сделал кормушку и повесил ее во дворе. Затем он размножил стихотворение и расклеил эти листочки по всему району, в котором он жил.

После этого Носов написал очерк, который назвал «Покормите птиц!» В В нем он писал: «Кормушку не принято вывешивать под музыку. Деяние это во многом личное, схожее с исповедью. Оно столь же необходимо птицам, сколь и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение души поступком».

Писатель верил, что люди обязательно услышат его призыв. И не ошибся.

В начале урока мы говорили о десяти библейских заповедях. В середине 20 века 10 заповедей человечности вывел знаменитый русский академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Послушайте их.

Десять заповедей человечности3
1. Не убий и не начинай войны.

2. Не помысли народ свой врагом других народов.

3. Не укради и не присваивай труда брата своего.

4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

5. Уважай мысли и чувства братьев своих.

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

7. Чти природу как матерь свою и помощницу.

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.


Мне хочется, чтобы вы помнили и соблюдали эти 10 заповедей.
5. Развитие речи. Рефлексия.

Теперь подумайте и запишите в тетради ответ на вопрос: «Какой поступок я совершил, чтобы доказать «Я – Человек»»



Чтение нескольких работ
6. Итог урока.

А сейчас я хочу рассказать вам восточную притчу.

«В одном городе жил мастер, окруженный учениками. Однажды один из них задумался, а есть ли такой вопрос, на который их мастер не может дать ответ. Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Держа ее, он думал: «Если мастер скажет, что бабочка мертвая, я тут же отпущу ее, и он увидит, что ошибся. Если же скажет, что бабочка живая, я сожму руки и она погибнет».

Подойдя к мастеру, ученик произнес: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Не глядя на ученика, мастер ответил: «Все в твоих руках».

В ваших руках находится мир. И от вас зависит его судьба. И я прошу вас навсегда запомнить это.

Литература:

1 . Е.И.Носов «Тридцать зерен» - любое издание.

2. А.И.Яшин «Покормите птиц» - любое издание.



3. Д.С.Лихачев «Земля родная» - любое издание

  • Тема урока: «Я-Человек»