Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по музыке в 5 классе «Гармонии задумчивый поэт»




Скачать 75.39 Kb.
Дата17.06.2017
Размер75.39 Kb.
ТипУрок
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №91»

Урок по музыке в 5 классе

«Гармонии задумчивый поэт»

Урок подготовлен учителем музыки

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №91»

Арсёновой Любовью Владимировной
20 декабря 2013 г.

Открытый урок по музыке в 5 классе

Цели урока:

  • образовательные – показать многостороннюю связь между разными видами искусств (музыка, живопись, литература и хореография).

  • развивающие – развитие вокально-хоровых навыков на примере исполнения распевок и песни «Ты откуда, музыка?»; развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения читать стихи под соответствующее музыкальное сопровождение; развитие умения анализировать поэзию с точки зрения её музыкальности и цветописи; развитие умения придумать танец (вальс) под предложенный аккомпанимент

  • воспитательные - воспитание эмоционального отклика на звучащую музыку, умения вдумчиво, внимательно слушать музыкальные произведения; через музыку познакомить с историей нашей страны, воспитывать любовь к Родине, высоких, идейных и моральных качеств.

Задачи урока:

  • Формирование умений следить за развитием музыки.

  • Уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки.

  • Развитие вокально-хоровых навыков.

  • Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.

Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, свечи.

Учащиеся должны уметь:

  • рассказать о музыке и биографии композиторов;

  • аргументировано задавать вопросы и отвечать на них;

  • показать элементы танца (вальс);

  • вокализировать, анализировать музыкальные произведения, внимательно слушать.

Средства обучения:

  • презентация по теме урока;

  • слова – характеры (к музыкальным произведениям);

  • цветовые ассоциации детей по ходу урока ;

  • итоговые вопросы;

  • музыкальные произведения Ф. Шопена: Вальс №7, Осенний вальс, Баллада №1, Прелюдия №20, Революционный этюд, Вальс си-минор, Вальс Нежность; песня «Ты откуда, музыка?» (караоке).

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи данного урока: музыка, ИЗО, литература
Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент: приветствие и распевка

3 мин

Со звонком на урок начинает звучать «Осенний вальс» Ф. Шопена,

учащиеся проходят и встают на свои места

Здравствуйте, ребята!(в распевке, поступенно вверх)

Здравствуйте (распевая, поступенно вверх)

Проверка домашнего задания на протяжении всего урока

25мин

Итак, начинается наш урок музыки. Дежурный, кого нет сегодня в классе. Я думаю, что многие из вас узнали произведение, под которое вошли в класс. Что это за музыка?

Дежурный называет отсутствующих.

«Осенний вальс» Ф.Шопена



Это Вальс Фредерика Шопена.

На прошлом занятии мы начали говорить о музыкальном гении Шопена, о его короткой, но очень плодотворной жизни и творчестве,о том, как музыка связана с литературой. Кто нам напомнит домашнее задание?



Кроссворд по теме: Жизнь и творчество Ф. Шопена и стихотворение о Шопене на выбор с музыкальным сопровождением.



А сейчас я предлагаю вам самим рассказать о жизни и творчестве Шопена и одновременно проверить домашнее задание, т. е. ваши ответы вы фиксируете на доске в виде кроссворда.

1 период: Пожалуйста, ваши вопросы? (задающий вопрос записывает очередной ответ на доске в виде кроссворда).

-Мы можем назвать детство и юность Шопена счастливой и безмятежной, т. к. он рос в любви и ласке родителей и сестер. И музыку он писал в этот период своей жизни больше танцевального характера (звучит вальс №7). Я попрошу вас цветом в тетради обозначить первый период жизни Шопена.

-А можно ли танцевать под эту музыку? Попробуйте!


2 период. Вопросы?

Звучит: Прелюдия №20, Революционный этюд

Отличается характер музыки первого периода от второго. (ответы)

3 период – жизнь после смерти. Вопросы?


(Звучит Баллада №1)

Откройте учебник на стр. , ответим на вопрос: почему композитора в стихотворении называют поэтом (гармонии задумчивый поэт) (ответы)




- Композитор какой страны Шопен? (Польша)

- Кто по национальности отец Шопена? (Француз)

- Профессия отца Шопена? (Гувернер)

- Место рождения Шопена? (Желязова Воля) и т. д.


Учащийся читает стихотворение «Вальс» Озерова, остальные в тетрадях с помощью карандашей рисуют цветовую палитру.
2 пары учащихся танцуют у доски.

- Почему Шопен уезжает из страны? (из-за восстания)

- Сколько ему было лет, когда он уехал? (20)

- Что подарили ему друзья на прощанье? (Горсть земли в кубке)

Учащийся читает стихотворение «Горсть земли», остальные в тетрадях с помощью карандашей рисуют цветовую палитру.

- Что завещал своей Родине после смерти Шопен? (сердце)

- где похоронен композитор? (Франция)

- Как называется костел, где замуровано сердце Шопена? (Святой Крест)









Есть удивительные и просто прекрасные слова: «Красота спасет мир».
Небольшая пауза.


Как-то на радио была подготовлена музыкальная передача о влиянии музыки на человека. Эту передачу прослушал житель г. Куйбышева, ныне г. Самары, Сергей Александрович Бабанов, и вспомнил событие, которое вернуло его в сражающийся Сталинград
(В кассе гаснет свет и зажигаются свечи перед портретом Ф. Шопена, начинается рассказ)

В Сталинграде шли уличные бои. Одну сторону улицы занимали наши бойцы, другую - фашисты. Окна домов на той стороне были постоянно под огнем пулеметов и автоматов. Огонь не прекращался ни днем, ни ночью.

Но вот однажды, к вечеру, из дверей дома, который находился в наших руках, вышел на улицу сержант и направился на середину перекрестка, где среди развалин виднелся, засыпанный кирпичной пылью, но каким-то чудом сохранившийся рояль. С недоумением и тревогой смотрели на сержанта наши солдаты. Ведь в любую секунду все могло кончиться… С недоумением, видимо, смотрели и с той стороны.

Сержант пробрался к роялю, придвинул к нему какой-то ящик, поднял крышку и … заиграл.

(звучит «Вальс» Шопена)
Наступила полная тишина. Ни одного выстрела – ни с той, ни с другой стороны. Всё это казалось каким-то неправдоподобным волшебством, каким-то чудом, словно из давней мирной жизни солдаты услышали «Вальс» Шопена…
Все слушали, как зачарованные. Можно лишь догадываться, как слушали те, по другую сторону…

И только, когда сержант закрыл крышку рояля и вернулся в расположение своего подразделения, бой возобновился.


(Пауза. Свечи гаснут).

Ребята, как вы думаете, какая сила заставила замолчать пулеметы?

Музыка.







А чем она вам понравилась? Что вы ощутили, слушая эти музыкальные произведения? О чем думали?

Эта музыка была полностью контрастна войне, она звучала спокойно, как – будто из мирной жизни.

А почему же замолчали все автоматы? Наши молчали потому, что это свой солдат, но ведь молчали и пушки и с той стороны. Почему? Какой же силой обладала музыка, что даже заворожила их? Поделитесь мыслями, что вы сами почувствовали? Красива ли была мелодия?

(Высказывания ребят)

Да, музыка была красивая.

(высказывание ребят)


Звучит Вальс Нежность

Ребята, каждый по своему из вас прав, а я думаю, что возможно Шопен, когда писал своё музыкальное произведение, хотел, чтобы люди, слушая его музыку, находили в ней утешение и подпору. А шопеновский музыкальный звук, который наполнен «золотом» (как сказал Ференц Лист), обладает такой силой, что заставил замолчать оружие, пусть даже на короткое время сражения.

Вот видите, мы с вами пришли к выводу, что «красота спасет мир». Пусть на время, но хорошая красивая музыка остановила сражение.






Физкультминутка

2 мин




Учащиеся выполняют упражнения

Вокально-хоровая работа

3 мин




Повторение песни «Ты откуда, музыка?»»

Почему песня созвучна нашему уроку?


Прежде чем начать петь песню, давайте немного распоемся. Приготовились, сели ровно, спину выпрямили, плечики расправили и начнем распеваться.

(Распевание на звукоизвлечение, на дикцию, на артикуляцию)



Нежная, красивая, как музыка Шопена.



(Высказывания ребят)





3 мин

Работа над текстом




4мин

Работа над выразительностью




Обобщение темы урока

5 мин


Урок наш подходит к концу, вы все замечательно справились с заданием.

Откройте ваши тетради, давайте проанализируем цветовую палитру, которая у вас получилась в результате прослушивания музыки Шопена. Что мы видим? И после смерти композитора его музыка с нами навсегда. Услышав ее однажды, хочется слушать ее постоянно

Я оцениваю вашу работу на отлично, всем за урок ставлю оценку «5».


1 период – пастельные тона (безмятежность, любовь)

2 период – контрастные, «кричащие» тона (красный, черный)

3 период – зеленый или синий (цвет травы или моря)










  • 20 декабря 2013 г. Открытый урок по музыке в 5 классе Цели урока
  • Необходимое оборудование
  • Тип урока
  • Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учеников
  • Со звонком на урок начинает звучать «Осенний вальс» Ф. Шопена, учащиеся проходят и встают на свои места
  • Повторение песни «
  • Работа над текстом 4мин Работа над выразительностью