Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по литературному чтению в 4 классе «Исследовательская работа: черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»




Скачать 137.66 Kb.
Дата10.02.2020
Размер137.66 Kb.
ТипУрок
Урок по литературному чтению в 4 классе «Исследовательская работа: черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Учитель начальных классов Прохорова В. В.

Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации: учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности.
Оборудование;

1. Русские народные и литературные сказки;

2. Карточки с заданиями;

3. Демонстрационная таблица;

4. Рисунки детей к сказке;

5. Аудиокассеты.


Ход урока:

1. Оргмомент. Сообщение темы, постановка целей урока.


У нас сегодня итоговое занятие по сказке Аксакова С. Т.

Будем исследовать, анализировать сказки и находить взаимосвязи литературной сказки с народной сказкой. Выясним, какие художественные средства использовал Аксаков в своей сказке, дадим характеристику героям, определим главный внутренний смысл сказки.

2. Речевая разминка. На доске пословица:

«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»


Назовите знакомые части речи:

существительные, глаголы союзы, предлоги.

-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,

-Прочитайте, выделяя голосом существительные.

-Прочитайте быстро.

- Прочитайте выразительно.

-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)
3. Актуализация знаний. Работа с карточками. 1 ученик у доски восстанавливает последовательность сказки по рисункам.
4. Выступления учащихся.

-На прошлом уроке мы начали исследовательскую работу.

Домашнее задание было завершить работу.
1) Дорофеева Анастасия «Биография и творчество С. Т. Аксакова».

- Какие, виды сказок вы знаете? ( Бытовые, волшебные, о животных).

-Посмотрите на выставку книг со сказками. На какие 2 группы их можно

объединить? (На авторские или литературные и русские народные).

- Какие черты народной сказки есть в сказке Аксакова?

2)Дорофеев Максим «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова».

ВЫВОД: В сказке переплетаются авторское слово с народной сказкой.

3)Илларионов Антон и Киценко Алексей «Художественные средства,

которые использовал С. Т. Аксаков в своей сказке».

ВЫВОД: Мы убедились, что автор использовал художественные средства,

которые делали сказку выразительной, поэтичной, волшебной. Но авторская

сказка- сказка особая, оригинальная, необычная и индивидуальная,

Физкультминутка:

По дорожке, по дорожке (На правой ноге)

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке (На левой ноге Скачем мы на левой ножке.


По тропинке побежим, (Бег на месте)

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке (Прыжки на обеих ногах)

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём (Ходьба на месте)

И домой пешком пойдём.

5. Инсценировка сказки «Аленький цветочек». (Беседа купца со своими

дочерьми).

- Мы посмотрим отрывок из сказки и постараемся увидеть, услышать

приемы художественных средств.

6. -На уроках чтения мы учимся давать характеристику героям.

Выступления Процюк Елизаветы, Пономарёвой Дианы, Нестеровой

Надежды «Характеристика Младшей дочери. Зверя лесного Чуда морского,

купца, двум сестрам».

ВЫВОД: -На чьей стороне симпатии автора?
-Поликарпов Дима работал со словарём пословиц и провёл следующее

исследование по теме «Пословицы и поговорки, характеризующие героев и

их поступки». Он постарается объяснить их смысл.

7.Выявление главного внутреннего смысла сказки.

-Какая тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь).

- Какова главная мысль? (Без чудес нет сказки; в сказках нет непоправимых

бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди;

колдовство кончается - чудище вновь стал королевичем).

-Чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть

твёрдым в бедах; осуждают мир, где царят жадность, корысть, равнодушие и

нажива; любить родственников и не делать им зло).

ВЫВОД: Сказки кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так

увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а

очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить

чудеса.

Аксаков продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В



его сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной

сказке. Он восхищается ею. Создаёт индивидуальный характер, описывает её

речь, подробное изображение поведения, показывает отношение к героине

других персонажей.

- В письме своему брату Пушкин писал: «Вечером слушаю сказки - и

вознаграждаю себя тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за

прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»

Действительно, многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся

своими первыми детскими впечатлениями о русских, народных сказках.

Народные сказки побудили их к созданию собственных сказок. В этом мы и

убедились сегодня. Благодаря этому мы знаем и любим авторские,

литературные сказки А. Пушкина, П. Ершова, В. Жуковского С. Аксакова и

других писателей.

8. ИТОГ УРОКА:

-Что делали на уроке?

-Что понравилось, запомнилось?

-Что бы ещё хотелось узнать?

9.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Исследовательская работа Нестеровой Надежды по сказке

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Характеристика героя сказки.

Чудо морское зверь лесной - это сын славного короля. В

малолетнем возрасте его украла злая колдунья и сатанинским

колдовством своим, силой нечистою обратила в чудище страшное.

Она и наложила заклятие такое, чтобы жить ему в токовом виде

безобразном, противном и страшном для всякого человека, для

всякой твари Божией, пока найдётся красная девица, какого бы

роду и званья не была она, и полюбит его в образе страшилища и

захочет стать его законной женой. И тогда колдовство всё

кончится.

Аксаков пишет про чудище, что он шагает, и земля шатается под

ним. Он — зверь не зверь, человек не человек, какое — то чудище.

Он мохнатый, руки кривые, на руках когти звериные, ноги

лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжие, изо рта

торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, глаза совиные,

голос дикий.

Несмотря на свой страшный вид, он очень добрый, душевный,

ласковый и внимательный. У него есть одна радость. Это -

прекрасный аленький цветочек, краше которого нет на белом свете,

что ни в сказке сказать, ни пером написать. Запах от цветка по

всему саду ровно струя бежит. Он его бережёт паче зеницы ока.

Наверное, он согревает его душу в одиночестве, так как живет один

во дворце, и слуги у него невидимые. Я думаю, что он очень

справедливый и великодушный. Он даёт купцу возможность

исправить положение, которое возникло в его саду. А ещё он

понимает людей без слов, знает, искренние они или обманщики.

Ему пришлось жить в образе чудища тридцать лет. Все

одиннадцать девушек, которые побывали у него, не разглядели его

душу: добрую, отзывчивую, умеющую любить. А видели только

его страшно безобразную оболочку. Младшая дочь купца и сама

добрая, скромная, душой не чёрствая. Она и обладала душевной

зоркостью, полюбила его в образе чудища. Великая сила любви

помогла им обрести счастье, расколдовать злые чары.

Исследовательская работа Процюк Елизаветы по сказке

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Характеристика героев сказки.

В сказке действующие лица: купец, его три дочери, зверь лесной,

чудо морское.

Герои бывают добрые, хорошие, мы их называем героями

положительными. А есть отрицательные герои.

Главная героиня сказки - младшая дочь. Аксаков пишет, что она

была по красоте лучше всех. Отец любил дочерей своих, исполнял

все желания. В отличие от старших сестёр, младшая захотела в

подарок не украшения, а цветочек аленький, краше которого нет на

белом свете.

Младшая дочь любит отца. Она не задумывается ни минуты, чтобы

спасти отца, смело отправляется к зверю лесному, чуду морскому:

«Благослови , батюшка родимый. Для меня достал ты цветочек

аленький, мне и надо тебя выручать».

У зверя лесного она служит верой и правдой, добрая и ласковая,

старается не показывать свою печаль, тоску по родному дому. Она

мужественная и смелая. Смогла взять себя в руки, хотя очень

испугалась, увидев зверя лесного. Она не хочет обидеть его,

доброго и ласкового, но страшного на вид зверя. Меньшая дочь

укоряет старших сестёр, когда те советуют ей не возвращаться, и

чтоб зверь околел. «Если я моему господину доброму и ласковому

за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его

смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете

жить».


Она смогла разглядеть под ужасным образом зверя добрую,

ласковую, ранимую душу и полюбила его.

За верность, доброту, бескорыстную любовь она в конце сказки

награждается. Чудо морское превращается в прекрасного

королевича и всё заканчивается счастливо.

Исследовательская работа Киценко Алексея и Илларионова

Антона по теме «Художественные средства, которые использовал

С.Т.Аксаков».

Автор использует в сказке «Аленький цветочек» такие

художественные средства, как приём олицетворения, сравнение,

эпитеты.

Сравнение - это когда один предмет сравниваем с другим

предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто.

Аксаков пишет, «свет как от месяца полного», «как среди белого

дня», «как от солнца было светло в тёмную ночь», «словно деревья

расступаются», «будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у

беркута».

Олицетворение - перенос признаков живого существа на неживой

предмет.

В сказке мы нашли приёмы олицетворения: «красота

прибавлялася», «струя бежит», «земля зашаталась», «видя его

правду», «открой горе», «в сердце ужалило», «вылетел цветочек»,

«явились яства», «появились словеса», «ветру венути», «пылинке

сесть», погублю счастье», «пришли сумерки», «опустилось

солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь

закручинился», «затряслась земля».

Эпитет - образное определение предмета, явления в виде

сравнения.

Метафора- это скрытое сравнение. Признак метафоры - её можно

пересказать с помощью слов «как», «похож».

Внимательно перечитав сказку, мы нашли эпитеты, метафоры,

которые делают сказку поэтичной, выразительной, музыкальной.

Их в сказке очень много, например: красавицы писаные, дочери

пригожие, серебряной парчи, красоту поднебесную, тридевятое

царство, тридесятое государство, любезным дочерям, венца

самоцветного, хрусталю беспорочного, батюшка родимый, крепче

прежнего, аленький цветочек, заветный гостинец, по лесу

дремучему, непроездному, зайцу косому, смерть неминучая, чертог

королевский, богатство несказанное, на белом свете, голосом

диким, жалобным голосом, заповедный цветок, сыру землю, горе

сердешное, тело безобразное, часу урочного, солнышко красное,

глаза совиные, руки кривые, нос крючком, и т. д.

Мы убедились, что автор использовал художественные средства,

которые придают сказке поэтичность, выразительность, делают её

волшебной и очаровывают нас.

Исследовательская работа Дорофеева Максима

по теме «Черты народной сказки в сказке Аксакова С. Т. «Аленький

цветочек».

Проведя исследование народных сказок и авторской сказки, я

убедился что в сказке Аксакова есть все черты, присущие

народной сказке.

Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки, помогает

подготовиться к чтению или слушанию сказки.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил- был купец,

именитый человек. Много у него было всякого богатства, и было у

того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая

лучше всех» .Так начинается сказка Аксакова.

В русской народной сказке «Сивка- Бурка» зачин такой: «Жил-

был старик, и было у него три сына: двое умных, а третий-

Иванушка- дурачок».

Есть присказка: «Много ли, мало ли времени прошло...», «Скоро

сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Есть также концовка. «Аленький цветочек» заканчивается так: «И

нимало не медля принялись весёлым пирком да за свадебку. И

стали они жить да поживать, добра наживать. Я сама там была,

пиво- мёд пила, по усам текло, да в рот не попало».

В сказке «Финист- ясный сокол»: «И стали они жить-поживать, да

добра наживать. Пир собрали, в трубы затрубили. И был пир такой,

что и теперь помнят».

В «Сивке-Бурке»: «Тут весёлым пирком да за свадебку! Я на том

пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».

В Сказке «Аленький цветочек» есть черты народной сказки, есть

волшебные силы, предметы, происходит борьба со злом. побеждает

добро.


Но хочется отметить, что авторская сказка- это сказка особая. Она

всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.


Исследовательская работа Поликарпова Дмитрия

По теме «Пословицы и поговорки, характеризующие героев и их

поступки в сказке «Аленький цветочек».

Величайшее богатство народа - его язык. Тысячелетиями

накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой

мысли, опыта. Меткий и образный русский язык особенно богат

Пословицами и поговорками. Их десятки тысяч и передаются они

от поколения в поколения. Пословицы подкрепляют речь

отдельными самостоятельными суждениями.

Например, «Как поживёшь, так и прослывёшь», «Доброму Савве-

добрая слава». Я хочу эти пословицы отнести к купцу, уважаемому

всеми человеку.

«Мир не без добрых людей», то есть, добрые люди помогают

купцу добыть подарки старшим сестрам. «Не дорог подарок, дорога

любовь».


«Не бросай слова на ветер». Купец даёт честное слово зверю

лесному, чуду морскому. Младшая дочь обещает вернуться в срок.

«На языке мёд, а на сердце лёд». Я думаю, что эта пословица

относится к старшим сестрам.

«Чужбина- калина, родина- малина». Младшая дочь скучает по

родимым местам, хотя на чужбине всё есть.

«Берут завидки на чужие пожитки». Старшие сестры завидуют

младшей сестре.

«Не верь чужим речам. верь своим очам», Младшая дочь

выглянула в окно и поняла, что сестры обманывают.

«Всему своё время». Младшая дочь вернулась к зверю, но

опоздала. Он лежал бездыханный.

«После грозы - вёдро, после горя - радость». Эта пословица

открывает конец сказки.

«Всяк кузнец своего счастья», «Что посеешь- то и пожнёшь»,

«Несчастья бояться - счастья не видать», «Не было счастья, да

несчастье помогло». Пройдя испытания, страх, трудности, младшая

дочь обрела счастье.



«Конец - делу венец».
Каталог: files -> uploads -> files
files -> Рабочая программа регионального курса
files -> Конкурс методических разработок «Методический потенциал в современном профессиональном образовании»
files -> Устный журнал 5-11 кл Провели: Карнюшина Т. И. Изоткина Л. С. Декабрь 2013 г
files -> Вечер поэзии «Четыре года по команде “к бою!” »
files -> Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты»
files -> К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин»
files -> Герой Советского Союза
files -> «Сострадание – это благородное расположение души…»