Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по литературе в сентябре. Обязательное требование: в дневнике должно быть не меньше 30 записей: не меньше 20, относящихся к произведениям, упомянутым в списке литературы и гиде, и не меньше




Скачать 249.53 Kb.
Дата27.06.2017
Размер249.53 Kb.
ТипУрок
Гид по чтению

Приложение к списку литературы на лето
Разъяснительная записка
Дорогие друзья! В 10 классе нам предстоит изучение литературы от эпохи Возрождения до середины-последней трети XIX в. Вам предлагается гид по чтению, который должен помочь вам организовать процесс вашего летнего чтения. Внимательно прочитайте список литературы и гид от начала до конца. Вы можете начинать свое чтение с наиболее заинтересовавших вас авторов, произведений, тем, вопросов, заданий. Последовательность знакомства с текстами вы определяете сами. В списке литературы жирным шрифтом выделены произведения, прочитать которые нужно обязательно. Если вы настроены в первую очередь прагматически, то вам следует читать произведения в той последовательности, как они даны в списке, обращаясь к обязательным текстам. Но летом вы можете позволить себе и более свободный режим чтения – читайте то, что вам интересно! Гид по чтению и предназначен для того, что помочь каждому из вас сориентироваться в море литературы и выстроить свой собственный маршрут в книжном мире.

И обязательно фиксируйте свои впечатления и наблюдения в Дневнике впечатлений, который нужно будет принести с собой в школу на наш первый урок по литературе в сентябре. Обязательное требование: в дневнике должно быть не меньше 30 записей: не меньше 20, относящихся к произведениям, упомянутым в списке литературы и гиде, и не меньше 10 - касающихся самых разных ваших культурных впечатлений (от поездок, путешествий, посещений музеев, музыки, фильмов, театра и, конечно же, книг). Главное условие вам хорошо известно – мотивировать свою точку зрения (если в основе записи лежит оценочное суждение (понравилось/не понравилось), также приветствуются элементы анализа произведения, включение его в более широкий контекст как оно соотносится с другими произведениями этого же автора, этого же жанра и т.д.) Не бойтесь рисковать: проводить аналогии, сравнивать, высказывать спорные суждения.

Альтернативный вариант ДВ - электронный (ЖЖ или блог). Этот формат удобен тем, что я могу реагировать на ваши записи сразу же после того, как они появились.

Интересного вам чтения и хорошего лета!

Если у вас возникнут какие-то вопросы по списку литературы и гиду, пишите мне по адресу: olgaroginskaya@gmail.com


  1. «Маленький человек» в русской литературе XIX века.

«Станционный смотритель» А. С. Пушкин

«Медный всадник» А. С. Пушкин

«Шинель» Н. В. Гоголь

«Бесприданница» А.Н. Островский

«Бедные люди» Ф. М. Достоевский

«Маленький человек» — культурный тип, созданный и/или освоенный русской классической литературой (Вопрос о том, что в данном случае первично: появление типа в литературе или же его реальное бытование в культуре, — нам еще предстоит обсудить). «Маленький человек» — дворянин, стоящий на нижней ступени социальной лестницы, определяемой Табелью о рангах, изданной Пет-


ром I. Это человек с ограниченными средствами, узким кругом возможностей и интересов, человек, зависящий от максимального количества людей, его окружающих. Кого из героев перечисленных произведений можно назвать «маленьким человеком»? Почему такой тип героя назван именно «маленьким человеком»? Каковы особенности его социального положения, характера, душевной организации и мировоззрения? Какова судьба «маленького человека» в каждом из произведений? Как авторы указанных произведений относятся к этим героям?


  1. «Лишний человек» в русской литературе.

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов

«Кто виноват» А.И. Герцен



«Отцы и дети» И.С. Тургенев

«Дуэль» А. П. Чехов

«Лишний человек» также один из литературных типов. В отличие от «маленького человека», «лишние люди», как правило, занимают высокое положение в обществе, получают хорошее образование и вращаются в высшем свете. При этом они не находят применения своим способностям и не видят для себя возможности реализовать свои жизненные устремления в какой-либо полезной деятельности. В результате «лишние люди» начинают тяготиться светским образом жизни, их охватывает скука или же стремление к новым, необычным впечатлениям. Отношение общества к этим героям неоднозначно: с одной стороны, они полноправные его члены, так как формально, по внешним признакам целиком и полностью вписываются в систему координат, принятую светом; с другой стороны, «лишние люди» чаще всего превосходят большинство по многим параметрам (интеллект, система ценностей, цели, душевная чуткость, сила характера, широта интересов и т.д.), большинству непонятны их стремления, желания и эмоции, именно поэтому такие персонажи оказываются «лишними».

Кто из героев указанных произведений, с вашей точки зрения, можно назвать «лишними людьми»? Почему? Каковы факторы, повлиявшие на формирование личности этих героев? Каковы причины их разочарования в свете? Как эти герои ведут себя в ситуации дуэли (если есть)? Каковы их взаимоотношения с женщинами? Меняются ли герои на протяжении действия? Какова их судьба в каждом из произведений?





  1. «Новые люди» в русской литературе.

«Что делать?» Н. Г. Чернышевский

«Накануне» И.Тургенев

«Отцы и дети» И.Тургенев

«Новь» И.Тургенев

«Бесы» Ф.Достоевский

«Некуда» Н.Лесков

«Бесы» Ф.Достоевский

«Новые люди» — еще один тип в русской культуре в целом и в литературе в частности. Он появляется примерно в 60-е годы XIX века в связи с историческими, социальными и культурными процессами, о которых подробнее нам предстоит поговорить на занятиях. «Новый человек» — это тип активного, деятельного персонажа, исповедующего новейшие философские и социальные идеи и теории. «Новые люди» социально активны, они не только критически подходят к окружающей действительности, но и стремятся преобразовать ее в соответствии со своими убеждениями. Система ценностей «нового человека» формируется именно под влиянием теоретических концепций и идей.

Кто из персонажей перечисленных произведений может быть отнесен к типу «нового человека»? Какие идеи и теории претворяют в жизнь эти герои? Как они относятся к современному обществу, государственному строю, культуре и искусству? Каковы их нравственные принципы? Как соотносятся их нравственные принципы с теориями и концепциями? Как ведут себя эти герои в различных ситуациях (в профессиональной сфере, в отношениях с друзьями, женщинами, родителями и т.д.)? Каково их место в обществе? Какова их судьба?


  1. «Век нынешний и век минувший», или Отцы и дети.

«Горе от ума» А.Грибоедов

«Гроза» А.Островский

«Отцы и дети» И.Тургенев

Каким образом в указанных произведениях поставлена проблема «отцов и детей»? Попытайтесь распределить героев на две группы — на представляющих лагерь «отцов» и лагерь «детей» или же на представителей «века нынешнего» и «века минувшего». Что объединяет каждую из этих групп — какие нравственные принципы, идеи, эстетические предпочтения, жизненные цели? Как складываются отношения между персонажами двух разных групп? Каким образом разрешается (или не разрешается) конфликт между ними? В соответствии с предложенным делением разделите персонажей каждого из указанных произведений на две группы; каково их количественное соотношение, как это определяет проблематику произведения?


  1. Образ Петербурга в русской литературе.

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

«Медный всадник» А.С. Пушкин

«Ревизор» Н.В. Гоголь

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

«Шинель» Н. В. Гоголь

«Петербургские повести» Н.В. Гоголь

поэзия Н.А. Некрасова (особенно см. «На улице», «О погоде», «Размышления у парадного подъезда»)

«Бедные люди» Ф.М.Достоевский

«Белые ночи» Ф.Достоевский

«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский

Какие общие черты изображения Петербурга можно найти в этих произведениях? Что конкретно изображено в городе (погода, топография, здания, климат, человек в ситуации городской жизни, история города)? Какие психологические состояния персонажей связаны с изображением Петербурга в указанных произведениях? Какие художественные приемы используют писатели, изображая Петербург? Какие социальные проблемы связаны в произведениях с образом Петербурга?




  1. Образ Москвы в русской литературе.

«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«московские» комедии А. Н. Островского («Свои люди – сочтемся!», «Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше»)


На будущее (11 класс):

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Чистый понедельник» И. А. Бунин

Какими средствами изображена Москва в этих произведениях? Какие социальные слои представлены здесь? Есть ли в указанных произведениях противопоставление Москвы и Петербурга? Если есть, то по каким параметрам эти два города противопоставляются друг другу?




  1. Провинциальный город в русской литературе.

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Ревизор» и «Мертвые души» Н. В. Гоголь

«Отцы и дети» И.С. Тургенев

«Гроза» и «Бесприданница» А.Н. Островский

«Бесы» Ф. М. Достоевский

Каким образом писатели создают в указанных произведениях образ провинциального города? Какие пейзажи, ситуации, мотивы, герои представляют этот город? Есть ли в произведениях противопоставление провинции и столицы? Если есть, то по каким параметрам оно осуществляется?



  1. Город в русской литературе.

«Ревизор» Н.Гоголь

«История одного города» М.Салтыков-Щедрин

В указанных произведениях изображен собирательный образ города, который представлен неким сообществом людей и их взаимоотношениями. Каковы основные особенности персонажей, представляющих образ города? Какова его социальная структура? За счет чего создается единство города?





  1. Путешествия и странствия в мировой литературе.

«Дон Кихот» М. де Сервантес

«Путешествие Гулливера» Дж.Свифт



«Кандид» Вольтер

«Сентиментальное путешествие» Л.Стерн

«Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж.Г.Байрон

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

В литературе есть специальный жанр — путешествие. Некоторые из предлагаемых вам произведений относятся к этому жанру, например «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна. В других произведениях тема дороги также может занимать очень важное место в структуре художественного мира. Попытайтесь выявить схожие элементы сюжета, образной структуры, мотивы, связанные с темой путешествия в указанных произведениях. Куда отправляются странствовать герои? Зачем они едут путешествовать? Что они наблюдают в процессе путешествия, на что обращают внимание? Какие эмоции испытывают герои во время странствий? Есть ли в произведении возвращение домой и какие мотивы связаны с возвращением?


  1. Вечные типы: Дон Жуан.

«Севильский озорник, или Каменный гость» Т. де Молина


«Дон Жуан» К.Гольдони

«Дон Жуан» Ж.-Б.Мольер


«Дон Жуан» Т.Гофман

«Дон Жуан» Дж.Г.Байрон

«Каменный гость» А.Пушкин


«Эликсир долголетия» О. де Бальзак

«Души чистилища» П.Мериме

«Дон Жуан» А.К.Толстой

«Человек и сверхчеловек: философская комедия» Дж.Б.Шоу

«Дон Жуан в Египте» (в составе сборника «Чужое небо») Н.Гумилев

«Приключение» М.Цветаева

«Шаги командора» А.Блок


«Дон Жуан» Д.Хармс

«Дон Жуан» Б.Брехт


«Орнифль, или Дуновение ветерка» Ж.Ануй

«Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М.Фриш


«Вальпургиева ночь, или Шаги командора» В.Ерофеев

«Конец Дон Жуана» Д.Самойлов


Что сближает и что разнит Дон Жуана в интерпретациях различных авторов? Почему, с вашей точки зрения, этот образ оказался столь востребованным в мировой литературе? Какие важные нравственные, эстетические и философские проблемы ставят писатели в произведениях о Дон Жуане?


  1. Вечные типы: Дон Кихот.

«Дон Кихот» М. де Сервантес

«Гамлет и Дон Кихот» И.Тургенев

«Лес» А.Островский

«Записки Пиквикского клуба» Ч.Диккенс

«Бювар и Пекюше» Г.Флобер

«Идиот» Ф.Достоевский

«Размышления о Дон Кихоте» Х.Ортега-и-Гассет

Каковы особенности мировоззрения Дон Кихота, как преображается мир, показанный через призму восприятия этого героя? Почему, с вашей точки зрения, образ Дон Кихота оказался столь востребованным в мировой литературе? Какие важные нравственные, эстетические и философские проблемы ставят писатели и философы в художественных произведениях и статьях о Дон Кихоте?




  1. Вечные типы: Фауст.

Народная легенда о Фаусте

«Трагическая история доктора Фауста» К.Марло

«Фуст» И.Гете

«Доктор Фаустус» Т.Манн

Почему, с вашей точки зрения, образ Фауста оказался столь востребованным в мировой литературе? Какие важные нравственные, эстетические и философские проблемы ставят писатели в произведениях о Фаусте?


  1. Историческая проза.

«Айвенго» В.Скотт

«Собор Парижской Богоматери» В.Гюго

«Капитанская дочка» А.Пушкин

«Тарас Бульба» Н.В.Гоголь


На будущее:

«Война и мир» Л. Н. Толстой


Какова историческая основа данных произведений? Есть в них искажение исторических фактов? Какую роль в историческом процессе играет в этих произведениях отдельная личность? Каким образом в произведениях показана история (чьими глазами, в каких масштабах, в какой степени подробности)? Насколько точно и каким образом воспроизводится исторический колорит? Каковы закономерности развития истории в этих произведениях (под воздействием каких факторов формируется история)? Каково место частного человека в исторических событиях?


  1. Гротеск.

«Нос» Н.В. Гоголь

«Невский проспект» Н.В. Гоголь

Все произведения Т.В.Гофмана, указанные в списке

«История одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин

Гротеск — нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, безобразного и прекрасного. Гротеск — это искажение привычных пропорций действительности. Попытайтесь найти в указанных произведениях прием гротеска. Как вы думаете, для каких целей служит этот прием в указанных произведениях? Каково воздействие этого приема на ваше личное восприятие: гротескные образы вызывают у вас смех, страх, отвращение, кажутся прекрасными и необычными или вообще не трогают вас?


  1. Образ правителя в мировой литературе.

«Государь» Н.Макиавелли

«Ричард III» У.Шекспир

«Генрих IV» У.Шекспир

«Король Лир» У.Шекспир

«Макбет» У.Шекспир

«Дмитрий Самозванец» А. П. Сумароков

«Борис Годунов» А.С. Пушкин

«Полтава» А. С. Пушкин

«Арап Петра Великого» А. С. Пушкин

«Медный всадник» А. С. Пушкин

«Капитанская дочка» А.Пушкин

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов

«История одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин

«Медвель на воеводстве» М. Е. Салтыков-Щедрин

«Царь Борис» А.К.Толстой
На будущее:

«Война и мир» Л. Н. Толстой


В каждом из указанных произведений одним из центральных персонажей является правитель — государь, царь, король. Попытайтесь найти нечто общее во всех этих героях, что их объединяет? Какие личностные качества являются доминирующими в каждом из героев? Каким образом в каждом из произведений поставлена проблема единоличной власти и как реализуется тема ответственности правителя перед своей страной/народом? Есть ли универсальные особенности сюжета произведений, главным героем в которых является правитель? Какова система персонажей в этих произведениях (на какие группы можно разделить персонажей)?


  1. Изображение русской истории в литературе.

«Медведь на воеводстве» М.Салтыков-Щедрин

«История одного города» М.Салтыков-Щедрин

«История государства Российского» А.К.Толстой

Какие исторические события изображены в данных произведениях? Какие художественные средства и приемы использованы автором для создания образа русской истории? Можно проследить авторское отношение к изображенным историческим событиям?




  1. Читающие персонажи в мировой литературе. Круг чтения литературных героев.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин (Онегин, Татьяна)

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов (Печорин, княжна Мери)

«Отцы и дети» И.С. Тургенев (Базаров, Николай Петрович)

«Госпожа Бовари» Г.Флобер (Эмма Бовари)

Что читают персонажи указанных произведений? Какую роль играет литература в воспитании и процессе формирования личности этих героев? Как произведения, которые читают эти герои, характеризуют их социальный статус, идеологическую позицию, эстетические взгляды, род занятий и т.д. Какую роль в жизни героев играет литература? Какие поступки этих героев осуществляются под влиянием прочитанных книг?


  1. Образы слуг в мировой литературе.

«Тартюф» Ж.Б.Мольер

«Недоросль» Д. И. Фонвизин

трилогия П.О. Бомарше «Севильский цирюльник». «Женитба Фигаро», «Преступная мать»

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

«Ревизор» Н. В. Гоголя

«Лес» А. Н. Островский


«Капитанская дочка» А. С. Пушкин

«Мертвые души» Н.В. Гоголь

«Обломов» И.А. Гончаров

«Отцы и дети» И. С. Тургенев

Обратите внимание на образы слуг в указанных произведениях? Каковы их характеры? В каких произведениях слуги оказываются умнее и ярче своих хозяев? Какую роль слуги играют в сюжете? Каковы взаимоотношения слуг и хозяев? Есть ли нечто общее, объединяющее все образы слуг в этих произведениях? Как вам кажется, есть ли особенные черты, отличающие героев-слуг в русских произведениях? Чем отличаются образы слуг в произведениях драматических (первая группа текстов) или в произведениях эпических (вторая группа)? Влияет ли жанр произведения на то, как именно изображены в нем слуги?



  1. Романтические поэмы.

«Корсар» Дж.Г.Байрон

«Гяур» Дж.Г.Байрон

«Каин» Дж.Г.Байрон

«Манфред» Дж.Г.Байрон

«Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж.Г.Байрон

«Кавказский пленник» А. С. Пушкин

«Цыганы» А. С. Пушкин

«Демон» М. Ю. Лермонтов

«Мцыри» М. Ю. Лермонтов

«Эда» Е. Баратынский

Какие моменты жизни героя представлены в поэмах? Какие общие черты свойственны героям всех указанных поэм? Попробуйте охарактеризовать систему ценностей каждого из героев и определить, какие факторы повлияли на ее формирование? В каких условиях разворачивается действие (география, пейзаж, интерьеры)? В каких отношениях главные герои указанных произведений находятся с окружающей их действительностью? Для романтического произведения характерен принцип двоемирия, которые пронизывает все уровни его организации. Как вы думаете, что имеется в виду под «двоемирием»? Проиллюстрируйте свои соображения анализом перечисленных текстов.


  1. «Естественный человек» в литературе.

«Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо

«Приключения Гулливера» Дж. Свифт

«Простодушный», «Кандид» Вольтер

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзин

«Мцыри» М. Ю. Лермонтов

«Бэла», «Тамань» («Герой нашего времени») М. Ю, Лермонтов


В эпоху Просвещения возникает важная культурная оппозиция «природа-цивилизация». Кто-то из писателей оказывается на стоне природы, кто-то – на стороне цивилизации. Во многих произведениях XVII-XVIII вв. возникают образы «природных», «естественных» людей и сообществ. Каковы общие особенности этих образов? Каковы условия жизни людей, близких к природе? Каковы их взгляды на жизнь? Как складываются их отношения с представителями мира цивилизации?



  1. «Простой человек» в литературе.

«Бэла», «Максим Максимыч» («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов)

«Евгения Гранде» О. де Бальзак

«Простая душа» Г. Флобер

«Обломов» (образ Агафьи Матвеевны) И. А. Гончаров

«Отцы и дети» (образ Фенечки) И. С. Тургенев

«Душечка» А. П. Чехов

На будущее:

«Война и мир» Л. Н. Толстой (образ Платона Каратаева)


В первой половине XIX в. тип «естественного человека» сменяется типом «простого человека», получившим уже конкретно-историческое измерение. Как правило, это тип героя, не склонного к рефлексии, верно исполняющий свой жизненный долг (долг службы, долг семейный, жизненный долг), носитель устойчивой системы нравственных (и часто религиозных) ценностей, близкой народной). Найдите образы «простых людей» в указанных произведениях. Как они изображаются (средства создания образа)? Каково отношение к ним автора? Какое участие в сюжете они принимают?


  1. Персонажи, вынужденные сами прокладывать себе дорогу в жизни.

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

«Красное и черное» Стендаль

«Мертвые души» Н. В. Гоголь

«Милый друг» Ги де Мопассан

Кто из героев указанных произведений соответствует такому определению? Каковы социальный статус, воспитание и образование, характер и система ценностей этих героев? Что сближает этих героев и в чем они не похожи? Какова их судьба? Какова их роль в сюжете произведения? Есть ли у них идеологические оппоненты в указанных произведениях? Если есть, в чем заключается суть спора?

Сравните героев западноевропейской и русской литературы.





  1. Образ «делового человека» в русской литературе.

«Мертвые души» Н. В. Гоголь

«Обломов» И. А. Гончаров

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский

Кого из героев указанных произведений можно отнести к типу «делового человека»? Чем они занимаются и каково их социальное положение? Каковы их жизненные цели и нравственные принципы? Как они прокладывают себе дорогу в жизни, какие средства для этого используют?




  1. Бал и маскарад в русской литературе.

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

«Маскарад» М. Ю. Лермонтов

«Бал» Е. Баратынский

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Бал» А. И. Одоевский

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов

«Мертвые души» Н. В. Гоголь

«Отцы и дети» И. С. Тургенев

На будущее:

«Война и мир» Л. Н. Толстой


В некоторых из указанных произведений бал или маскарад является центральным структурным и сюжетным элементом, в других — одним из важных образов и мотивов. Обратите внимание на функцию образа бала в каждом из произведений. Какие мотивы и проблемы связаны с этим образом? Какие сюжетные, композиционные, образные элементы, связанные с темой бала, повторяются в указанных произведениях? Как главные персонажи ведут себя, попадая в пространство бала? Можно ли рассматривать эпизод бала как массовую сцену? (докажите свое утверждение примерами из текста)


  1. Образ дворянской усадьбы в русской литературе.

«Евгению. Жизнь званская» Г. Р. Державин

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Барышня-крестьянка» А. С. Пушкин

«Мертвые души» Н. В. Гоголь

«Обломов» И. А. Гончаров

«Отцы и дети» И.С. Тургенев

«Дворянское гнездо» И. С. Тургенев

«Лес» А. Н. Островский

лирика А.Фета

На будущее:

«Война и мир» Л. Н. Толстой
Из каких элементов складывается усадебное пространство в указанных произведениях? Кто населяет это пространство? Каково отношение героев к усадьбе? Какие эмоции вызывает у читателя образ усадьбы в разных произведениях? Как в образе дворянякой усадьбы соединяется прозаическое и поэтическое начало?


  1. Дуэль в русской литературе.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкин

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов

«Отцы и дети» И.С. Тургенев

На будущее:

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Дуэль» А.П. Чехов

«Поединок» А. И. Куприн

Какие герои участвуют в эпизоде дуэли в каждом из указанных произведений? Каковы причины дуэли? Каков ее исход? Есть ли в произведении подробное описание дуэльного кодекса? Есть нарушения этого кодекса? Каково эмоциональное состояние участников дуэли? Что чувствуют герои накануне дуэли? Изменяется ли что-либо в героях и в их жизни после дуэли?


  1. «Русское вранье» как социо-культурный феномен. Образы лгунов в русской литературе.

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

«Ревизор» Н. В. Гоголь

«Мертвые души» Н. В. Гоголь

Кто из героев указанных произведений врет и с какими целями? Каково отношение самого героя к вранью? Какую роль в сюжете играет тема вранья?





  1. Женские типы в русской литературе.

«Недоросль» Д. И. Фонвизин

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзин

Софья Фамусова («Горе от ума»)

Татьяна Ларина («Евгений Онегин»)

Маша Миронова («Капитанская дочка»)

Нина Арбенина («Маскарад»)

Княжна Мери («Герой нашего времени»)

Ася («Ася»)

Джемма («Вешние воды»)

Лиза Калитина («Дворянское гнездо»)

Анна Сергеевна Одинцова («Отцы и дети»)

Катя («Отцы и дети»)

Княгиня Р. («Отцы и дети»)

Фенечка («Отцы и дети»)

Ольга Ильинская («Обломов»)

Агафья Матвеевна Пшеницына («Обломов»)

Катерина Кабанова («Гроза»)

Лариса Огудалова («Бесприданница»)

Вера Павловна («Что делать?»)

Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда»)

Варенька Доброселова («Бедные люди»)

Соня Мармеладова («Преступление и наказание»)

Авдотья Раскольникова («Преступление и наказание»)

Как вам кажется, есть ли что-либо общее во всех перечисленных героинях русской литературы? Какие исконно русские черты можно найти в их характерах? Разделите этих героинь на группы, используя такие критерии, как социальное происхождение героини, тип воспитания и образования, место в системе персонажей, роль в сюжете, средства создания образа. Какова судьба этих героинь? Как они ведут себя в кульминационных ситуациях? В каких отношениях с обществом и с героями-мужчинами они находятся?




  1. Тема воспитания в литературе.

«Эмиль, или О воспитании» Ж. Ж. Руссо

«Недоросль» Д. И. Фонвизин

«Капитанская дочка» А.С. Пушкин

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Обыкновенная история» И. А. Гончаров

«Обломов» И. А. Гончаров

Какие элементы воспитания и образования молодого дворянина изображены в указанных произведениях? Кто участвует в воспитании героев? Каковы принципы воспитания и как они соотносятся с культурной ситуацией в России на тот момент? Какие последствия имеет такое воспитание, то есть каким образом подобное воспитание отражается на личности героя?


  1. Идиллическое пространство в русской литературе.

«Старосветские помещики» Н. В. Гоголь

«Обломов» И.А. Гончаров

Какие отличительные черты присущи идиллическому пространству в данных произведениях? Какую роль это пространство играет в сюжете? В жизни героев?


  1. Образы купцов в русской литературе.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов

«Ревизор» Н. В. Гоголь

ранние комедии А. Н. Островского

«Гроза», «Бесприданница», «Лес» А. Н. Островского


На будущее (для более продуктивного сравнения):

«Вишневый сад» А.П. Чехов

«Бывшие люди» М. Горький

Какие герои представляют купеческое сословие в данных произведениях? Что объединяет этих героев? В чем они различны? Каковы характеры типичных представителей купеческого сословия? Какова система ценностей этих персонажей? В каких условиях («декорациях») изображены купцы?




  1. Аллегория.

басни И. А. Крылова

сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Что такое аллегория и каковы ее функции в этих произведениях? Какие виды комического используют писатели в этих произведениях? Какова проблематика указанных произведений? Как вечные проблемы соединяются здесь с остро актуальными?


  1. Тема брака и семьи в русской литературе.

«Недоросль» Д. И. Фонвизин

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

«Дубровский» А. С. Пушкин

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

«Обыкновенная история» И. А. Гончаров

«Кто виноват?» А.И. Герцен

«Обломов» И. А. Гончаров

«Отцы и дети» И. С. Тургенев

«Гроза», «Бесприданница», «Лес» А.Н. Островский

«Что делать?» Н. Г. Чернышевский

«Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лесков
На будущее:

«Семейное счастье» Л. Н. Толстой

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Анна Каренина» Л. Н. Толстой

«Крейцерова соната» Л. Н. Толстой

Какие проблемы, связанные с темой брака, семьи, замужества, поставлены в данных произведениях? Кто из героинь выходит замуж по любви, а кто нет? Каковы взаимоотношения в семьях, изображенных в данных произведениях? Каким образом реализуется в русской литературе тема адюльтера (супружеской измены)?





  1. Русский характер и русская жизнь в литературе.

«Мертвые души» Н. В. Гоголь

«Левша» Н. С. Лесков

«Очарованный странник» Н. С. Лесков

«Кому на Руси жить хорошо» и поэзия Н. А. Некрасова

Найдите в указанных произведениях упоминания черт русского национального характера и обобщения о русском человеке. Какие универсальные особенности устройства русской жизни выделяются авторами этих произведений?


  1. Автодокументальные жанры (дневник, письма, записки, мемуары) в мировой литературе.

«Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж.Руссо

«Сентиментальное путешествие» Л.Стерна

«Страдания юного Вертера» И.-В.Гете

«Опасные связи» Ш. де Лакло

«Письма русского путешественника» Н. М. Карамзин

«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев

«Исповедь сына века» А. де Мюссе

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин (Письмо Татьяны и письмо Онегина)

«Капитанская дочка» А. С. Пушкин

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов

«Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголь

«Белые ночи» Ф. М. Достоевский

«Бедные люди» В. М. Достоевский

«Записки из подполья» Ф. М. Достоевский

Автодокументальные жанры в литературе — это общее наименование произведений, созданных в форме дневниковых записей, писем, записок, дорожных заметок и т.д. Указанные произведения либо целиком представляют собой образцы автодокументальной литературы, либо таковые образцы являются их составной частью. Определите в каждом случае конкретный жанр автодокументальной литературы. Каковы цели автора, использующего именно такую форму (какой эффект производит на читателя изложение событий в такой форме)? Каковы особенности стиля, сюжетостроения, композиции в

таких произведениях?




  1. Мотив безумия в русской литературе.

«Медный всадник» А. С. Пушкин

«Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголь

«Красный цветок» В. М. Гаршин

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский

«Идиот» Ф. М. Достоевский

«Красная корона» М. А. Булгаков

Какие персонажи из указанных произведений сходят с ума? Каковы причины безумия? С помощью каких художественных и психологических приемов создается образ безумного человека?



  1. Мотив убийства в русской литературе.

«Пиковая дама» А. С. Пушкин

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский

«Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лесков
Перечислите и опишите убийства, которые совершают герои этих произведений. С какой целью они убивают? Осознают ли они свой поступок как преступление? Присутствуют ли элементы детективного сюжета в этих произведениях? Попробуйте прочитать «Преступление и наказание» как традиционный детектив; возможно ли это? Перечислите все доводы «за» и «против».

Вопросы к отдельным произведениям.
Дж.Боккаччо «Декамерон». А.Пушкин «Маленькие трагедии» («Пир во время чумы»).

«Декамерон» состоит из определенного числа новелл. Попробуйте определить характерные черты жанра новеллы, используя пример новелл из «Декамерона». Как вы думаете, для чего нужна кольцевая композиция и обрамляющая история про чуму? Как сюжет этой обрамляющей истории связан с сюжетом и проблематикой одной из маленьких трагедий Пушкина?


Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Какие идеи ренессансной культуры можно найти в романе Рабле? Какова природа комического в романе (какие виды комического можно найти в романе)? Для чего, по-вашему, служат многочисленные образы телесного (в том числе и непристойные, «низкие»)? Какие эпизоды и образы в романе Рабле можно назвать сатирическими?


Т.Мор «Утопия».

Название романа Томаса Мора впоследствии стало нарицательным существительным, обозначающим определенный жанр в литературе. Попытайтесь определить, какие элементы романа Мора стали типологическими для жанра утопии. Найдите примеры утопий в таких произведениях, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дон Кихот» Сервантеса, «Приключения Гулливера» Дж. Свифта, «Кандид» Вольтера; в русской литературе – в «Что делать?» Н. Г. Чернышевского. Что общего и что различного между утопией и идиллией (см. задание № 28. Внимательно прочитайте описание семейного быта Ольги и Штольца в заключительной части романа «Обломов». Что перед нами – идиллия или утопия?


А. С. Пушкин «Повести Белкина»

В данном произведении писатель зачастую обыгрывает известные литературные и культурные сюжеты. Попытайтесь определить, какие именно и каким образом они переосмысляются в повестях Белкина.


«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю, Лермонтов

Попытайтесь найти в произведении Лермонтова искажение исторических фактов и реалий.


Произведения Н. В. Гоголя

У Гоголя очень необычный и своеобразный язык, есть излюбленные художественные приемы и тропы. Ваша задача — найти и выписать 5 метафор, 5 алогизмов, 5 развернутых сравнений, 5 художественных деталей, заслоняющих собой основной предмет изображения, 5 гипербол, 5 примеров гротеска.


«Мизантроп» Ж.-Б.Мольера и «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Что сближает главных героев этих двух пьес? В каких отношениях они находятся с окружающими их людьми? Каковы причины подобных взаимоотношений? Каким образом жизненная позиция этих героев влияет на их собственную судьбу? При желании добавьте к сравнению пьесу А. Н. Островского «Правда хорошо, а счастье лучше»: как в ней видоизменяется и оценивается персонаж-правдоискатель?


«Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова

Что сближает главных героинь этих произведений? Каковы их системы ценностей? Что общего в сюжетах этих произведений и почему схожие ситуации по-разному разрешаются?


«Обломов» И. А. Гончаров

Какие гоголевские мотивы и «гоголевских» персонажей можно найти в первой части романа?


Романы Ф. М. Достоевского

Попытайтесь выделить общие структурные особенности в романах Достоевского. Какие типы персонажей присутствуют в них? Каковы принципы построения сюжета? Как создаются образы пространства и времени в этих произведениях? Какие приемы психологизма использует писатель?


Книги о писателях и произведениях (эти книги можно купить, взять в районных библиотеках, частично – найти в Интернете)



А. Моруа Байрон

Ю. Тынянов Смерть Вазир-Мухтара (о Грибоедове)

Ю. Тынянов Пушкин

Ю, Тынянов Кюхля (о В. Кюхельбекере, о пушкинской эпохе)

А. Терц Прогулки с Пушкиным

М. Цветаева Мой Пушкин

Н. Долинина «Прочитаем «Онегина» вместе»

Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз… « (О Пушкинском Лицее)

«Пушкин: из биографии и творчества»

(эти и другие книги этого автора можно найти здесь: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NYE/EIDELMAN.HTM )

В. Вересаев Пушкин в жизни

Пушкин и его современники

Гоголь в жизни

(эти и другие книги этого автора можно найти здесь: http://www.veresaev.net.ru/lib/sa/author/177 )

А. Моруа Прометей, или Жизнь Бальзака

Ю. В. Манн «Сквозь видный миру смех…»: Жизнь Гоголя

В. Набоков Николай Гоголь http://old.gogol.ru/ves-vash-gogol/gogolevodstvo/osoboe-mnenie/vladimir-nabokov-abnikolai-gogolbb/

А. Терц В тени Гоголя

Н. Долинина Печорин и наше время

К. Чуковский Некрасов

Ю. В. Лебедев Жизнь Тургенева. Всеведущее одиночество гения

Н. Долинина Предисловие к Достоевскому
В. Набоков Лекции по русской литературе

Лекции по зарубежной литературе

П. Вайль, А. Генис Родная Речь. Уроки изящной словесности (альтеративная история русской литературы, ее можно читать параллельно с произведениями, которые они анализируют)): http://lib.ru/PROZA/WAJLGENIS/literatura.txt

Н. Долинина Каждый читает по-своему




  • «Севильский озорник, или Каменный гость» Т. де Молина
  • «Каменный гость» А.Пушкин
  • «Приключение» М.Цветаева
  • «Конец Дон Жуана» Д.Самойлов