Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по литературе в 7 классе по теме «Левша русский национальный характер»




Скачать 114.02 Kb.
Дата02.07.2017
Размер114.02 Kb.
ТипУрок
Обобщающий урок по литературе в 7 классе

по теме «Левша – русский национальный характер»

(по сказу «Левша» Н.С. Лескова)
Предметные цели: осмыслить вместе с учащимися идейно-художественное содержание сказа, определить основную идею—патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей; учить школьников анализу литературного произведения; развивать навыки аналитического чтения произведения; создать условия для развития логического, творческого мышления, продуктивного воображения.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, умение работать со справочной литературой, поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение).

Личностные УУД: воспитание умения оценивать ответы своих сверстников, привитие учащимся интереса к урокам литературы, любви к литературе, чувство гражданственности и патриотизма, сострадания, любви к людям, окружающему миру учеников через чтение и анализ художественного текста, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование:

•портрет Н. С. Лескова (В. Серов)

•презентации (исследовательские работы) детей: презентация 1 «Исторические лица в сказе Н.С. Лескова «Левша»; презентация 2 «Народная этимология в сказе Н.С. Лескова «Левша»; презентация 3 «Последователи левши».

Тип урока: урок-дискуссия, обобщение с элементами исследования.

Методы: вопрос-ответ, аналитическое чтение, образ-мысль, частично-поисковый, мозговой штурм, дискуссия.

Ход урока

«Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».

Н.С. Лесков

«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».

Н.С. Лесков

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя с элементами дискуссии.

За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее в Орле, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Близко знавших писателя людей поразило сходство Лескова с его портретом. Об этом портрете Вл. Гиппиус сложил поэтические строки: Из черной рамы смотрит мне в глаза Глазами жадными лицо Лескова, Как затаенная гроза, В изображенье умного Серова. — Наш урок называется «Левша – это русский национальный характер»

Как вы думаете, какова цель урока, исходя из этой записи? (Цель нашего урока – 1) попытаться понять, какой же он, этот характер?); 2) прийти к правильному выводу мы должны после работы в группах; как вы думаете, что нам даст работа в группах? (умению работать в команде, прислушиваться к мнению других); 3) а ещё мы постараемся в конце урока сконцентрировать полученную на уроке информацию в диаманте. Что нам даёт такая работа? (Умение в сжатой форме дать максимум возможной информации, ярко выразить контрастность между двумя понятиями)

3. Актуализация прежних знаний.

Прием "Вопрос-ответ"

— Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом произведении Лескова. Вспомним жанр произведения (сказ).

Группа толкователей даст определение. (Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).

— Чем сказ отличается от сказки? (В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи — сказителя).

— Кем мог быть рассказчик, повествователь? (Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи – Александр I и Платов — показаны с точки зрения простолюдина.)

— Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор склоняет к другим. Речь рассказчика очень интересна. Юмором пронизаны неологизмы, которые Лесков вложил в уста рассказчика. (Народной этимологией называется переосмысление слова (заимствованного или родного), не ясного по лексическому значению по образцу близкого по звучанию слова родного языка, на основе чисто внешнего сходства). Наши этимологи объяснят нам, как возникли эти необычные слова и что они означают. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1)

Вывод: Эти слова вносят в повествование противоречивое загадочное и весёлое чувство игры, скрытого лукавства.



4. Погружение в проблему.

1.Давайте вспомним, кто из реальных исторических лиц здесь упоминается и какую роль играет?

"Историческое бюро". Слово историкам (ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2) (Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс1814-1815гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон — исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825года, названное «смятением».)

Вывод (в тетради): Власти проявляют здесь по отношению к левше безответственное преступное равнодушие, жестокость, произвол, своеволие.

2.Работа в группах с текстом

Приём «Образ и мысль»

«Характер левши и его социальное положение»

I группа: 1. Глава 7 (увлечённость работой, ответственность, бесстрашие)

2.Глава 10 (достоинство, профессиональная честь, сострадание/ бесправие, бессловесность)

II группа: 3.Глава 13 (спокойствие, достоинство, талант, одарённость/ нищета) 4.Глава 14 (талант, одарённость, великодушие)

III группа: 5 Глава 15 (патриотизм, забота о родителях, вера, самоотречение, скромность / невежество) 6.Глава 16 (любознательность, наблюдательность, сметливость, тяга к знаниям, патриотизм

IV группа: 7.Глава 18 (бесправие) 8.Глава 19 (самоотречённость, патриотизм) (Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой. Из общего стиля повествования «выбивается» 20 глава.

Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью? (это наша история; это наши таланты; это эпос, и притом с очень "человечкиной душой").

ОБЩИЙ ВЫВОД: Левша – это соединение таланта, мастерства, опыта, трудолюбия, острого ума и скромности. Лесков нарочно не оставил нам имени героя, он хотел изобразить не отдельного героя, а обобщённый характер. В образе Левши он хотел обобщить черты народного, национального русского характера. В этом обобщении и восхищение, и горечь. Восхищение талантом русского человека из народа, его скромностью и трудолюбием, его патриотизмом. А горечь – от его забитости и невежества.

3. Типичность судьбы таланта в России.

Прием "Мозговой штурм"

- В чем причина забитости и невежества национального русского характера?

Ребята высказывают различные точки зрения. Устанавливают причины, связи, взаимоотношения, условия развития национального русского характера, пути выхода из проблемы. Приводят ассоциативный ряд и аргументируют его. А затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные.

: Для того, чтобы понять «загадочную русскую душу», надо немного познакомиться с истоками формирования национального характера русских. Характер русских формировался на основе исторических условий, географического положения страны, пространства, климата и религии.

К числу национальных черт можно отнести знаменитую широту русской души. Главными отличительными чертами русского народа являются также такие: сострадательность, милосердие. Сегодня в тренде милосердие и благотворительность (это весьма по-русски – помогать даже не для имиджа, а просто потому, что кто-то нуждается и страдает…):  Об этой особенности русского характера написал немецкий солдат вермахта, оказавшись в русской деревне во время ВОв:«Очнувшись, увидел стоявшую передо мной на коленях русскую девушку, которая поила меня с чайной ложечки горячим молоком с медом. Я сказал ей: „Я мог убить твоего мужа, а ты беспокоишься обо мне“. Когда мы проходили через другие русские деревни, мне тем более стало ясно, что было бы правильно как можно быстрее заключить с русскими мир. …Русские не обращали внимания на мою военную форму и относились ко мне скорее по-дружески!» К числу лучших качеств русского народа можно отнести интересы своей семьи, уважение к родителям, счастье и благополучие детей. Русским свойственно удивительное качество самоуничижение и самоотречение, принижение своих заслуг. Может, с этим связаны все те слова, которые слышат иностранцы, находясь в России, что они гуру, звёзды, а русские вроде бы ни при чем. Иностранцы никак не могут понять, как народ с такой богатейшей культурой и литературой, колоссальной территорией, полной богатств, умудряется так отвергать себя. Но это связано с православным правилом: унижение паче гордости». Гордыня считается основным из смертных грехов, убивающих бессмертную душу, по верованиям христиан. К национальным чертам относится также:

То, что называют «голос совести», тяга к справедливости.

Религиозность, набожность существует в душе даже русского атеиста.

Умение жить умерено. Не погоня за богатством (поэтому-то и растерялось русское общество – люди не умеют жить только богатством). Доброта и гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание, незлопамятность, жалостливость, готовности прийти на помощь.
открытость, прямодушие;
естественная непринуждённость, простота в поведении (и вплоть до изрядной простоватости);
несуетность; юмор, великодушие; неумение долго ненавидеть и связанная с этим уживчивость; лёгкость человеческих отношений; отзывчивость, широта характера, размах решений.

Замечательный творческий потенциал. Недаром в русской литературе есть персонаж Левша, который блоху подкуёт. Известно, что Левша правополушарный, то есть человек с творческим мышлением. Русские невероятно терпеливы и толерантны.  Терпят до последнего, а потом могут взорваться. Повторяя фразу А.С.Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный!»

Отрицательные качества, конечно, тоже можно отметить. Это беспечность, лень и обломовская мечтательность. И, увы, пьянство. В определенной мере это связано с климатом. Когда по полгода не бывает солнца, то хочется согреться  и не хочется ничего делать. При определенным условиях русские умеют собраться, сконцентрироваться и игнорировать климат во имя идеи. Многие ратные подвиги – подтверждение. Беспечность связана с крепостным правом, которое придётся изживать в себе каждому почти русскому. Русский полагается на «авось» по двум причинам: надежда на барина, царя-батюшку и „зону рискованного земледелия“, то есть на неопределенность и неровность климатических условий.

Русским свойственна некоторая сумрачность. И на улицах нечасто встретишь людей с весёлыми лицами. Это связано с наследием социалистического прошлого, в котором были свои трудности, с нынешним положением вещей и, надо предположить, с суровым климатом, где почти полгода не бывает солнца. Но зато в офисе ситуацию меняется: со знакомыми людьми русские охотно общаются.

Недостаточная способность к объединению, к самоорганизации предполагает, что непременно нужен вождь, правитель и др. При этом, руководителем часто назначают мужчину, опираясь на патриархальные стереотипы – мужчина лучший вождь. Впрочем, ситуация меняется, и сегодня мы можем увидеть на топовых позициях много женщин.

Возможно, из-за того, что в последние десятилетия привнесены не свойственные русскому народы ценности – стяжательство, поклонение Золотому тельцу, русские люди, несмотря на все существующие блага, современные технологии, отсутствие «железного занавеса» и возможности, часто пребывают в состоянии повышенной тревожности и пессимизма.

Сейчас ситуация медленно, но выравнивается. Несмотря на вечную критику в адрес всех и вся, люди обращаются к Богу и занимаются милосердием.

— В каком стихотворении говорилось о бесправном положении крестьян (в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда») Стихотворение Д. Кедрина «Зодчие» (читается подготовленными учащимися).

Словарная работа: зодчий — архитектор богомаз — иконописец дьяк — должностное лицо в государственных учреждениях зане – потому что зело — очень оной — этой пагода – разновидность буддийского храма смерд — м. 1. Крестьянин, земледелец (на Руси IX XIII вв.) Впоследствии смерд — это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека. «Слово и дело государево» — система политического сыска в России в 17-18 вв. Каждому, кому становилось известно о злых умыслах по отношению к царю, оскорблении царского имени, государственной измене и т.д. обязан был под страхом смертной казни донести об этом властям, объявив «С. и д. г.» «Обжорка», «Обжорный ряд» (по Владимиру Далю — места, где «для народа продается готовая пища».

Чтение сопровождается презентацией со слайдами о соборе Василия Блаженного и песней Валерии Стебловской в исполнении автора на слова Армена Казаряна «Молитва».



Дмитрий Кедрин «Зодчие»

Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить мастерам. И велел благодетель, — Гласит летописца сказанье, — В память оной победы Да выстроят каменный храм. И к нему привели Флорентийцев, И немцев, И прочих Иноземных мужей, Пивших чару вина в один дых. И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих, Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых. Лился свет в слюдяное оконце, Был дух вельми спертый. Изразцовая печка. Божница. Угар и жара. И в посконных рубахах Пред Иоанном Четвертым, Крепко за руки взявшись, Стояли сии мастера. «Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю?» И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: «Можем! Прикажи, государь!» И ударились в ноги царю. Государь приказал. И в субботу на вербной неделе, Покрестясь на восход, Ремешками схватив волоса, Государевы зодчие Фартуки наспех надели, На широких плечах Кирпичи понесли на леса. Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы И, работой своею горды, Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды. И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху. Переходы, Балкончики, Луковки да купола. И дивились ученые люди, Зане эта церковь Краше вилл италийских И пагод индийских была! Был диковинный храм Богомазами весь размалеван, В алтаре, И при входах, И в царском притворе самом. Живописной артелью Монаха Андрея Рублева Изукрашен зело Византийским суровым письмом… А в ногах у постройки Торговая площадь жужжала, Торовато кричала купцам: «Покажи, чем живешь!» Ночью подлый народ До креста пропивался в кружалах, А утрами истошно вопил, Становясь на правеж. Тать, засеченный плетью, У плахи лежал бездыханно, Прямо в небо уставя Очесок седой бороды, И в московской неволе Томились татарские ханы, Посланцы Золотой, Переметчики Черной Орды. А над всем этим срамом Та церковь была — Как невеста! И с рогожкой своей, С бирюзовым колечком во рту, — Непотребная девка Стояла у Лобного места И, дивясь, Как на сказку, Глядела на ту красоту… А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей, Обошел его царь — От подвалов и служб До креста. И, окинувши взором Его узорчатые башни, «Лепота!» — молвил царь. И ответили все: «Лепота!» И спросил благодетель: «А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?» И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: «Можем! Прикажи, государь!» И ударились в ноги царю. И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в Суздальских землях И в землях Рязанских И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова! Соколиные очи Кололи им шилом железным, Дабы белого света Увидеть они не могли. Их клеймили клеймом, Их секли батогами, болезных, И кидали их, Темных, На стылое лоно земли. И в Обжорном ряду, Там, где заваль кабацкая пела, Где сивухой разило, Где было от пару темно, Где кричали дьяки: «Государево слово и дело!» — Мастера Христа ради Просили на хлеб и вино. И стояла их церковь Такая, Что словно приснилась. И звонила она, Будто их отпевала навзрыд, И запретную песню Про страшную царскую милость Пели в тайных местах По широкой Руси Гусляры. 1938

4. Несмотря на трагичность финала, сказ оставляет светлое чувство. Богата талантами Земля русская. И в наше время есть последователи левши об одном из них – группа исследователей (ПРЕЗЕНТАЦИЯ №3).



5. Рефлексия. Что мы узнали о левше и отношении к нему властей? Каков русский национальный характер? Составьте диаманту «Левша-власть» (I, II группы); синквейн «Левша» (III, IV группы).

6.Выставление оценок.

7.Домашнее задание.

Небольшое рассуждение по любому из вопросов III уровня сложности на стр. 269 учебника (для всех), кроссворд по теме урока.  


Список использованной литературы
1.Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А.Байкова, Л.К.Гребёнкина . –М.: Педагогическое общество России, 2001.-249 c.

2.Гузеев В.В. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В. Гузеев, А.Н. Дахин и др. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.- 123 c.



3.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю.Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. – 223 c.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.- 256 c.

  • Оборудование
  • Тип урока
  • 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя с элементами дискуссии.
  • 3. Актуализация прежних знаний.
  • 4. Погружение в проблему.
  • 5. Рефлексия
  • 6.Выставление оценок. 7.Домашнее задание.