Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по литературе в 11 «А» классе. Учитель Фандеева Н. П




Скачать 93.17 Kb.
Дата22.04.2017
Размер93.17 Kb.
ТипУрок
Открытый урок по литературе в 11 «А» классе.

Учитель Фандеева Н. П. .



Урок- презентация книги рассказов Сергея Довлатова «Чемодан».
Цель:

решить вопрос о ценности этой книги

Оборудование урока.


  1. Портрет С. Д., фотографии на стенде с книгами.

  2. На столах учеников сборники рассказов «Чемодан».

  3. Выставка экспонатов, представляющих эпоху 60-70-х г. г. 20 в. ( денежные знаки с изображением Ленина; «Конституция»; герб СССР; галстук; открытки, рассказывающие о строительстве БАМа; гитара; раскрытый чемодан, на крышке с внутренней стороны которого фотография И. Бродского; портрет Л. И. Брежнева…)

Эпиграф урока:

Твоя эмиграция не частное дело.

Иначе ты не писатель, а квартиросъемщик.

Ты вырвался, чтобы рассказать о нас и о своем прошлом. Все остальное лишь унижает достоинство писателя.

Сергей Довлатов.


Учитель:

Добрый день!

Сегодня мы с вами находимся на презентации книги рассказов С. Довлатова «Чемодан» и пред нами вопрос, поставленный поэтом и драматургом Наумом Коржавиным. Его радует то, что в «Сборнике современной прозы рядом с именами авторов, живущих на родине, стоят имена авторов- эмигрантов. Ведь все подлинное, созданное эмигрантскими писателями, тоже относится к русской литературе. И с этим обычно не спорят, но вопрос о публикации этих писателей иногда приобретает неожиданную остроту: «без них площадей в журналах не хватает». Другие убеждены, что эмигрантов почему-то надо печатать в первую очередь. «И то, и другое убеждение мне кажется нелепым».


  1. Как вы считаете почему?

  2. Что должно определять необходимость печатанья произведения? (ценность, талант…)

В предисловии к «Сборнику современной прозы» он заключает: «Перед читателем лежит рукопись, и для решения ее судьбы надо только определить ее ценность, а не анкетные данные писателя».


  1. Итак, сегодня вы пришли на презентацию книги рассказов С. Д. «Чемодан». Мы познакомимся с самим С. Д., его книгой, ее идейным содержанием и должны решить вопрос о ценности этой книги. Итогом же сегодняшней встречи должен стать ваш отзыв об этом произведении. Перед вами черновики, куда вы можете записывать мысли, возникающие в ходе нашей работы.

В гости к нам пришли литературные критики, историки, лингвисты, почитатели творчества Довлатова, а также все желающие познакомиться с новым для них автором и его произведениями.


  1. Для многих состоится первое знакомство с С. Д., поэтому, думаю, им будет интересно узнать некоторые биографические сведения о писателе:

Биография.

1 ученик.

Сергей Довлатов (1941- 1990 г.г.). Родился в Уфе в семье эвакуированных из Ленинграда театральных работников. Отец- режиссер, мать- актриса. С 1944 до эмиграции в 1978 г. жил преимущественно в Ленинграде, с перерывом на армейскую службу в ВОХРе (военизированная охрана, охраняя уголовников, 1962-1965) и журналистскую работу в Таллине (1972-1975). С 1959-1962 г. г. С. Д. учился на финском отделении филологического факультета ЛГУ, после армии- там же на факультете журналистики. Работал в газетах. В середине 60-х начал писать. Писал о своей судьбе. Регулярно печатался как журналист и литературный рецензент, случались и публикации прозы. Но никакую из отечественных до 1978 г. не считал достойной переиздания и в завещании запретил это делать наследникам.



2 ученик.

Эмигрировав в США в феврале 1978, поселился с семьей в Нью-Йорке, был одним из создателей и главным редактором русскоязычной газеты «Новый американец», много работал на радио «Свобода». Здесь он окончательно выразил себя как прозаик.

Прежде чем в 1989 г. отечественные журналы «Знамя», «Октябрь» и «Радуга» (Таллин) начали печатать прозу Довлатова, на Западе, в США и Франции выпустил 12 книг на русском языке. Плюс две совместные. Одну с Вагричем Бахчаяном и Наумом Сагаловским «Демарш энтузиастов» (1985 г) и вторую с Марианной Волковой- «Не только Бродский» (1988 г).

Стали его книги издаваться и на английском, и на немецком. При жизни переведен на датский, финский, шведский, японский, печатался в престижных американских журналах. Самым лестным образом о Довл. отзывались Курт Ваннегут, Виктор Некрасов, Фазиль Искандер, Владимир Войнович, Иосиф Бродский.




  1. А теперь послушаем мнение критиков о его творчестве

-1 Я считаю, что довлатовская проза слишком документальна. Это говорит о недостаточности художественного начала.

-2 А я вижу в этом достоинство его рассказов. Он пишет легко и живо, дает достоверное представление о советской жизни 60-70 г. г., освещая ее в метко схваченных эпизодах, основанных на собственном опыте.

-3 Произведения Довл.- это рассказы о том, что было понятно и разоблачено задолго до эмигрировавшего писателя. Частично в печати, частично на «московских кухнях». Реагировать на это- значит «повторять азы», разоблачать разоблаченное.

-4 Я не считаю, что выход к любой теме через свою судьбу может быть повторением азов. Дух безвременья был общей бедой. Но, как всегда, талантливые люди силой своего таланта преодолевали эту беду, выходя к миру, к нашей общей трагедии, никак при этом не изменял своей индивидуальности.




  1. Это мнение критиков. А какова ваша оценка, ваше первое впечатление от рассказов? Какие они? (вдоволь смеялись, почему смеялись из-за абсурдности описанных ситуаций)

Андрей Арьев, друг писателя, так отзывался о произведениях Д.: «Если уж и по Довлатову и не почувствовать абсурда нашей жизни, то нужно быть вовсе к ней слепым и глухим».


  1. 1. А вы обратили внимание на особенности композиции книги, самих рассказов? (оглавление каждого рассказа содержание чемодана, затем рассказ об этой вещи).

Это осложненные дополнительными эпизодами рассказы-новеллы. Каждая новелла разделена не на главы, а на абзацы, на микроновеллы (в р-зе «Шоферские перчатки», это р-з о первом актерском опыте, р-з «Чины» о зоне, р-з об очереди около пивной…).

2.Вот вы сказали вначале, что они похожи на анекдоты.

А ведь именно сюжету новеллы свойственна поэтика анекдота. Что такое анекдот? (смешной случай)



3.А что свойственно анекдоту?

Обязательно в кульминационном моменте происходит непредвиденная ситуация, диаметрально противоположная задуманному.



4.Возьмем р-з «Креповые финские носки»

-О чем он? В чем анекдотичность описываемой ситуации? (кр. переск.)

-А «Шоферские перчатки»?- где здесь анекдотичность:

А) один из сюжетов фильма- обличение пьянства народа как порока, присущего советскому образу жизни, но и «царь» и режиссер сами участвуют в распитии рядом с томящимися алкашами.

Б) Дети видят в пришедшем к ним Деде Морозе в новый год Ленина, а не Д. М.

В) Наизнанку вывернута тема «великих людей». Чипа: «Пока сидел в тюрьме рвался на волю. А сейчас- поддам и в лагерь тянет. Какие были люди! Сивый! Мотыль! Паровоз! (Не Гагарин, не Сахаров)

Г) Конец р-за- все равны, как мечтал Д., но только когда стоят в очереди за пивом! И повествователь, и Шлиппенбах, и специалист по марксистско-ленинской эстетике, доцент театрального института Шердиков, «человек кавказского типа в железнодорожной гимнастерке», «оборванец в парусиновых тапках с развязанными шнурками».

Но понятно, что эта сцена социальной гармонии горько- иронична.

Д) Сама фамилия режиссера, снимающего фильм о Петре 1 Шлиппенбах.

-Историки, вам слово: (Шлиппенбах- один из полководцев Карла 12, заклятого врага русского императора).

Е) На вопрос, сколько пива брать, Галина отвечает: -Я пива не употребляю, но выпью с удовольствием.


  1. Интересен писатель, композиция р-за, но лит. критики заметили и особенности языка. А теперь посмотрите в текст на любой странице. Найдите хоть одно предложение, где два слова начинались бы с одинаковых букв? (есть такие?)

Нет? О чем это говори? Какова цель такого построения?

Петр Вайль и А-р Генис пишут по этому поводу: «Довлатов затруднял себе процесс писания, чтобы не срываться на скоропись, чтобы скрупулезно подбирать только лучшие слова в лучшем порядке: (Вы опять оказались правы)




  1. Итак, рассказы писались в 80-е, а описаны в них 60-70 г. нашей страны. Чтобы представить это время, вы должны были дома провести историческое исследование этого времени по рассказам очевидцев, коими являются ваши дедушки, бабушки, родители. Перед уроком вы ознакомились с музеем. А дополнительную помощь нам окажут историки.

  1. Звучит «Марш энтузиастов».

1 ученик- Мы Эдисоны невиданных взлетов,

энергий и светов.

Но главное в нас-

и это ничем не заслонится,-

главное в нас, это наша

Страна Советов,

Советская воля, советское знамя,

Советская стройка, советское солнце.

- продолжение мелодии- (на ее фоне)

2 ученик-

Массовое строительство жилья- многие миллионы переселились из коммуналок и бараков в отдельные квартиры.



1 ученик-

Модернизация экономики, создание новых отраслей промышленности, строительство гидроэлектростанций.

Повысилась зарплата на 35%. Наконец-то для колхозников вводится пенсия. На 5 лет снижен пенсионный возраст.

2 ученик-

60-ые г.


Промышленность перешла на пятидневку. Установлен 7-и часовой рабочий день.

В жизни людей входили телевизоры, холодильники, бытовая техника- что еще совсем недавно казалось для абсолютного большинства невиданной роскошью.

Освоение космоса.

70-ые г.


9-ые и 10-ые пятилетки объявлены пятилетками качества «Советское- значит отличное».

1 ученик-

Экспорт нефти- приток валюты в страну.



  1. Звучат отрывки из песен Высоцкого «Кони привередливые», «Охота на волков».

Стихотворение Высоцкого «Мне судьба…»

1 уч.

Мне судьба- до последней черты, до креста

Спорить до хрипоты, (и за ней- темнота),

Убеждать и доказывать с пеной у рта,

Что – не то это вовсе, не тот и не та…

2 уч.

Невиданный размах управленческого аппарата. Только министерств 800.

Полная бюрократизация власти (возврат к скрытому сталинизму).

1 уч.

Экстенсивный путь развития экономики. Постоянное ежегодное снижение темпов экономического роста. Отставание в н\п прогрессе от развитых стран.



2 уч.

Социальная апатия людей. Воровство на предприятиях, рост пьянства и алкоголизма, преступности.



1 уч.

Началась борьба с инакомыслием. Забвение решений. Цезура.

Дефицит товаров.

Ввод войск в Чехославакию и подавление «Пражской весны» (1968 г.). Помощь Вьетнаму во время агрессии США (1964-75 г. г.).

С 1979г.-Советская интервенция в Афганистане.

2 уч.


В СМИ преобладал беспроблемный показ жизни, пропагандировались реальные и мнимые успехи, замалчивались негативные моменты.

Возникает протест в обществе- движение диссидентов, появляется самиздат, правозащитное движение. Подвергаются гонениям ученые- экономисты, выступающие за переход к рыночной экономике, историки, не согласные с официальной версией исторических событий, поэты, писатели.



Звучит «Охота на волков» В.Высоцкого.
Мы увидели самые разные точки зрения на эпоху 60-70 г.


  1. А под каким углом автор видит это время?

Сам прозаик говорил, что его задача скромна: рассказать о том, как живут люди. На самом деле он рассказывает о том, как они не умеют жить.- Что по-вашему означает умение и неумение жить как все?

Помноженное на талант неумение жить как все в 60-70 г. г., когда двадцатилетний Д. шагал по ленинградским проспектам и закоулкам в литературу, было равнозначно катастрофе. Судьба обрекла его на роль диссидентствующего- индивидуалиста.

Заявляющий о себе талант очередной раз загонялся в подполье.

Почему же все-таки российский талант на родине вечно в оппозиции?

Место художника среди униженных и оскорбленных, там, где вершится неправосудие.

Другой писатель Андрей Арьев говорит о Д.:

«Чувствительность Д. к уродствам и нелепостям жизни едва ли не гипертрофирована. Однако беспощадная зоркость писателя никогда не уводит его в сторону циничных умозаключений. Это определяющая всю довлатовскую эстетику нравственная черта.

Я бы назвал Д. сердечным обличителем.

И не его вина, если способность высказывать горькую правду с насмешливой улыбкой так раздражает людей. Блюстителей порядка улыбка раздражает яростнее, чем сама истина в любом ее неприглядном виде».


  1. 1) Как вы считаете: что же вынудило уехать Д. заграницу?

Вспомним рассказ «Приличный двубортный костюм». Есть там ответ на этот вопрос? (отв…) Обратимся к эпиграфу. (Чтоб р-ть правду? А для чего нужна правда? Такая правда? (Чтобы учиться на ошибках прошлого. Он обращается к прошлому, т. к. волнует настоящее. Ложь может быть разной (в газетах, везде), а правда всегда одна, благодаря таким как С. Д. раскрываем правду, понимаем боль человека за родину, за поколение, доносит печальную повесть до читателя, до будущего. Вся страна в «Чемодане», в замкнутом пространстве.

А может этот «Чемодан» закрыть и отгородиться от всего мира. Какая жизненная позиция из классики аналогична «Чемод.»? («Человек в футляре») Упрощая, сводя довлатовские вариации к единой теме, обозначим ее так: судьба человека «с душой и талантом» в нашем абсурдном мире.




  1. А теперь обратимся к эпиграфу книги, это слова А. Блока.

Но и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне…

Почему Д. эпиграфом взял эти строчки?




  1. Каждое произведение оставляет массу загадок, тайн. И сегодня лишь первое знакомство, которое впоследствии призовет вас заглянуть в содержание этого чемодана поглубже и продолжить знакомство с творчество автора.


  1. Перед нами выставка книг и журналов с произведениями Д., которую любезно предоставила библиотекарь школы Сорокина Ирина Михайловна.

Ирина Михайловна, вам слово.

1. Четырехтомное собрание сочинений Д.

2. Сборник современной прозы.

3. М. Волкова, С. Довлатов «Не только Бродский»

4. Библиографический словарь «Русские писатели» в 2-х томах .

5. Журналы «Знамя», «Октябрь».


Домашнее задание: отзыв на книгу




  • Итак, сегодня вы пришли на презентацию книги рассказов С. Д. «Чемодан».
  • Итогом
  • Биография. 1 ученик
  • А теперь послушаем мнение критиков о его творчестве
  • Это мнение критиков. А какова ваша оценка, ваше первое впечатление
  • Андрей Арьев, друг писателя, так отзывался
  • 2 ученик
  • Стихотворение Высоцкого «Мне судьба…» 1 уч.
  • Звучит «Охота на волков» В.Высоцкого. Мы увидели самые разные точки зрения на эпоху 60-70 г. А под каким углом автор видит это время
  • А теперь обратимся к эпиграфу книги, это слова А. Блока. … Но и такой, моя Россия, ты всех крае в дороже мне…