Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по литературе, 5 класс Урок-путешествие «По тропинкам к А. С. Пушкину»




Скачать 125.9 Kb.
Дата25.06.2017
Размер125.9 Kb.
ТипУрок

Бочарова Ю.С. МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа», корпус № 3

Открытый урок по литературе, 5 класс

Урок-путешествие «По тропинкам к А.С. Пушкину»,

с элементами викторины

Цели:

Обучающие:

-вспомнить основные сведения о Пушкине, познакомить с некоторыми страницами биографии и творчества поэта;

-обучение выразительному чтению;

Развивающие:

-развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина;

-формировать умение анализировать и сопоставлять  произведения разных видов искусства;

-способствовать развитию творческого воображения;

-развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

-развивать у обучающихся познавательную активность, формировать умение работать с информацией, используя возможности компьютера, Интернета;



Воспитательные:

-воспитывать у обучающихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;

-продолжить работу по формированию чувства патриотизма у обучающихся, связанного с именем А.С. Пушкина;

-воспитание эстетического вкуса у обучающихся.



Оборудование:

-мультимедийный проектор с экраном.



Тип урока: урок-обобщение.

Форма: урок-путешествие с элементами викторины.
Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Вступление. Сообщение темы, задач урока

Учитель: Ребята, уважаемые присутствующие! Сегодня мы собрались на уроке литературы, но этот урок необычный!

Сегодня мы с вами прикоснемся к одной тайне – тайне литературы. Жизнь человека, о котором мы будем сегодня говорить, трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня. А человек этот – Александр Сергеевич Пушкин. (Слайд 1)

Ведущий 1.

В жизнь каждого из нас Пушкин вошел по-разному. Для кого-то он был недосягаемым божеством, к кому–то он пришел вместе со сказками о царе Салтане, о спящей царевне и семи богатырях, стихами об осени и зиме.

Ведущий 2.

Поневоле думаешь, а как же люди жили до него - без его “чудного мгновенья”, “звезды пленительного счастья”, мы и сами сегодня не осознаем, насколько пропитаны Пушкиным, его стихами. Если бы было больше времени, чтоб перечитать заново его стихи, прозу, мы бы легче воспринимали несовершенный мир. Не одно поколение людей постигло простую истину, что русский человек неотделим от Пушкина. Пушкин – это «начало всех начал», это воздух, которым мы дышим, это солнце, дающее свет всему живому. Пушкин – это Родина, Россия.

Ведущий 1. Пушкин – самое драгоценное, что есть в России, самое родное и близкое для каждого из нас.

Учитель:

Сегодня мы с вами собрались, чтобы открыть для себя новую тропинку к биографии и творчеству поэта. Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а поэт становится как будто всё ближе. Основоположник русской литературы, он и ныне самый любимый и читаемый поэт. Неослабевающий интерес у читателей вызывает биография Пушкина и его творчество. Давайте прикоснёмся к этому светлому имени, которое для каждого из нас остаётся яркой звездой добра и истины, пройдём неизведанными тропинками, посмотрим на Пушкина через зеркало времени. (Слайд 2) Наш сегодняшний урок называется «По тропинкам к Пушкину», он будет проходить в форме путешествия, а в конце путешествия нас ждёт увлекательная викторина. Взглянуть на Пушкина через зеркало времени мы сможем пройдя тропинки его биографии, творчества, а помогут нам в этом биографы, литературоведы, иллюстраторы, затейники. Каждая группа обучающихся представит результаты своих исследований жизненного и творческого пути русского гения.

3. Обобщение и систематизация материала (выступления обучающихся)

Ведущий 1. Итак, мы отправляемся в путешествие. Давайте с вами пройдём по тропинке биографии. (Слайд 3).

Предоставляем слово нашим биографам, которые напомнят нам некоторые факты биографии Александра Сергеевича.



Участник 1.

( Слайд 4) А.С. Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года, в дворянской помещичьей семье, которая принадлежала к самой образованной части московского общества.

Участник 2

Бабушка так говорила о внуке:"Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик... со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались".

Достигнув семилетнего возраста, он стал резв и шаловлив, "отличался пылким нравом, необыкновенной памятью, и в особенности наблюдательным не по годам умом.

Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам.



Участник 3

(Слайд 5, 2 раза) Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал. Была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый не ровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться ей на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Александр чаще всего раздражал ее и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Участник 4

(Слайд 6) Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, "светский человек", острослов, страстный любитель поэзии. Сергей Львович Пушкин был образованным, но беспечным и легкомысленным человеком, не любил хозяйственных и бытовых забот.
Сергей Львович знал наизусть многие поэтические произведения, писал стихи, обладал хорошим вкусом, и художественным чутьем. Его разносторонние интересы: литература, театр, музыка - несомненно, способствовали развитию дарования детей.

Участник 5

( слайд 7)Были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так не хватавшую ему материнскую любовь и ласку. Няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, воспитавшая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Александровна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, "была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком...". Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили его с добрыми волшебниками и злыми колдунами - с прекрасным миром поэтического народного вымысла.
Учитель:

Арина Родионовна была первым слушателем и ценителем многих произведений А.С. Можно представить, какая богатая и любящая душа была у этой простой женщины, если, думая об А.С. Пушкине, друзья вспоминали и ее рядом с поэтом.

Когда Пушкин после ссылки возвратился из Михайловского в Петербург, Арина Родионовна осталась в далёком селе одна. Поэт часто вспоминал ее, представлял, как медленной старческой походкой обходит она дом, как прислушивается к ветру за окном или смотрит в дорожную даль, как будто ждёт появления своего Александра. Пушкин тоже думает о ней. И эти думы-воспоминания превращаются в стихи.

Всем известны замечательные строки, которые А.С. Пушкин посвятил своей няне (Слайд 8)



Стихотворение «Няне» читает…..
Ведущий 2. Мы прошли тропинку биографии Пушкина. (Слайд 9)Теперь давайте отправимся по тропинке обучения Александра Сергеевича, а точнее по тропинке Царскосельского лицея.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни привело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Участник 1.

В 12 лет, получив домашнее воспитание, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом.



Участник 2

Началась шестилетняя лицейская жизнь. К чтению лекций были приглашены опытные преподаватели. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Явно преобладали гуманитарные науки.



Участник 3

Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный.

В Лицее увлекались литературой, писали стихи и критические статьи, издавали рукописные сборники своих произведений.

В 1815 году на экзамене Пушкин поразил своим стихотворением "Воспоминание о Царском Селе" знаменитого в то время Державина.


Ведущий 1. Мы прошли тропинку обучения, (Слайд 11) Теперь отправимся по тропинке литературной деятельности Александра Сергеевича.
Участник 4

Творчество Пушкина многогранно, он создавал как лирические стихи о природе, дружбе, судьбе родины, так и повести, поэмы, драмы и весёлые озорные сказки.



Ведущий 2. Обратимся к лирике поэта и в частности к стихам о природе (Слайд 12)
Участник 5

Природа в творчестве А. С. Пушкина имеет особенные оттенки. Ведь это не только картина, запечатлевающая мгновения мира, но и картина душевной жизни самого поэта. Ведь на своем полотне он рисует то, что стало ему наиболее родным и близким. Поэт видит те оттенки, которые отражают его душевное состояние. 

Никакое другое время года не представлено так широко и ярко в пушкинском творчестве, как осень. Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние, «блаженное расположение духа.

Слайд 13.«Унылая пора! Очей очарованье!» (наизусть)


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.


Ведущий 2.

(слайд 14) Послушаем еще одно стихотворение про осень, читает …

Уж небо осенью дышало,


Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий 2.

Но и зимние красоты Пушкин не обходил стороной (Слайд 15)

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!


Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,


На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами


Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском


Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,


Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Зимний вечер (наизусть 2 ученика) Слайд 16

Буря мглою небо кроет,


Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка


И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка


Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,


Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Ведущий 1: Тропинку лирики мы прошли. Давайте отправимся дальше, а следующая тропинка, самая таинственная и необычная – тропинка сказок. (Слайд 17)Особое место в творчестве Пушкина занимают сказки. Пушкин не мог их не написать, то что запало в душу поэта с детских лет должно было отразиться в его творчестве.

Первой Пушкин сочинил озорную сказку "Сказку о попе И о работнике его Балде" в 1830 году, в свою великую Болдинскую осень. Его увлекли чисто русские ритмы народной былинной песни.

Самая светлая, волшебно счастливая сказка "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди" появилась в 1831 году.

Следующей сказкой стала "Сказка о рыбаке и рыбке".

А дальше "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", появившаяся в 1833 году

В 1834 году - сказка""Сказка о золотом петушке".


Ведущий 2. Свою работу проделали наши иллюстраторы, они выяснили, что к сказкам А.С.Пушкина существует множество иллюстраций, выполненных известными русскими живописцами: Билибиным (Слайд 18- 20), Зворыкиным (слайд 21-22), Куркиным, Паниным, Дехтеревым.

Но и сами наши иллюстраторы не остались в стороне и представляют вашему вниманию свои рисунки к сказкам Александра Сергеевича. Обратите внимание на экран, там представлены эти иллюстрации (Слайд 23 – 32)



А теперь слово передаем затейникам.

Участник 6.

(Слайд 33) Давайте проверим хорошо ли вы знаете сказки Пушкина. Начинаем викторину «Сказка –ложь, да в ней намёк…»

Раунд 1

1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).

2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? (“Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!”.)

3. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”? (“Дурачина ты, простофиля”.)

4. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)

5. Какое приданое приготовил царь-отец царевне в “Сказке о мертвой царевне”? (Семь торговых городов да 140 теремов.)



Участник 7

Раунд 2

Отгадайте героя сказок Пушкина.



1

Эта героиня всегда жила в воде.

В ее имени встречалось название драгоценного металла.

Однажды ее вынули из привычной среды обитания.

Чтобы вернуться домой, ей пришлось кое-что пообещать.

Но непомерные притязания другого человека вынудили ее аннулировать все благодеяния.

(Золотая рыбка)

2

Этот герой всегда жил в воде.

На сушу он выбирался ежедневно в определенные часы.

Он командовал воинским подразделением.

Вместе с подчиненными он нес пограничный дозор.

Под его командованием находилось тридцать три богатыря.

(Дядька Черномор)

3

Эта героиня жила возле воды.

Жила она очень бедно, занимаясь обычным крестьянским рукоделием.

Но тяжелая жизнь не сделала ее доброй и отзывчивой.

Наоборот, она была эгоистичная, злая и жадная.

Если бы не эта жадность, она могла бы остаться царицей.

(Старуха)




Участник 8

Раунд 3 называется «Цитаты», я читаю начало цитаты, а вы должны ее продолжить


Цитаты- оборвыши

Ответ

1. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На….


раздутых парусах.

« Сказка о царе Салтане..»



2. Жил старик со своею старухой

У самого …



синего моря.

« Сказка о рыбаке и рыбке»



3. Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи…



Я ль на свете всех милее?

« Сказка о мертвой царевне»



4.Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть…



кой-какого товару.

«Сказка о попе и его работнике Балде»



5. У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью…


кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

«Руслан и Людмила»


6.Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была…


царицей.

«Сказка о царе Салтане»




Раунд 4. Задания от учителя

1. «Забывчивая бабушка»

Как-то вечером, сидя у печи, бабушка рассказывала своим внукам сказку о рыбаке и рыбке. И допустила неточности в содержании. Задание: определите сколько неточностей допустила бабушка.(Слайд 34)

Жил старик со своею старохою

У самого Чёрного моря. (синего)

Они жили в ветхой землянке.

Ровно 20 лет и 3 года. (30 лет)

Старик ловил удочкой рыбу,(неводом)

Старуха пряла свою пряжу.(ткала)

Раз он в море закинул невод

Пришёл невод с одною ряскою(тиною)

Он в другой раз закинул невод-

Пришёл невод с травою речною.(морскою)

В третий раз забросил он невод.(закинул)

Пришёл невод с одною рыбкою



С необыкновенною рыбкой-золотою.(непростою)
Исправленный вариант (Слайд 35).

Табличка исходного текста и исправленного (слайд 36) – 8 неточностей.
2. Творческое задание «Если бы я поймал золотую рыбку…» (мини-сочинение, или устные ответы)

4. Заключительная часть урока

Учитель: Молодцы, справились с заданиями, сразу видно знатоков творчества Пушкина.

Учитель: Вот так незаметно наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но впереди у нас ещё множество неизведанных, непройденных тропинок, по которым мы с вами отправимся в путь в следующем году. Я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем уроке узнал что-то новое интересное.

5.Рефлексия

Учитель: а сейчас я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, чтобы узнать ваше отношение к сегодняшнему уроку-путешествию (Слайд 37)

  1. (Слайд 38). Награждение участников открытого урока.

  2. (Слайд 39) Д/з. Подготовиться к сочинению на тему: «Мой любимый герой сказок Пушкина»

 

(Слайд 40). Спасибо за работу.