Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок по данной теме может быть проведен в 11 профильном классе, в разделе «История Отечества в 1917- 1941 гг.», тема «Идеологические основы советского общества и культура в 20-х -30-х гг. 20 века»




Скачать 396.08 Kb.
Дата04.07.2017
Размер396.08 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Русское зарубежье.
Урок по данной теме может быть проведен в 11 профильном классе, в разделе « История Отечества в 1917- 1941 гг.», тема « Идеологические основы советского общества и культура в 20-х -30-х гг. 20 века».

Уроки 65-66 «Мировоззренческие основы и пропагандистская направленность официальной советской культуры», вопрос русского зарубежья составляет большую часть содержания данных уроков.

Использование материала по теме русского зарубежья в других разделах и курсах рассмотрены в

ПРИЛОЖЕНИИ №1.


Урок был проведен учителем истории и обществознания

МКОУ СОШ №2 города Орлова, Кировской области

Бакулиной Валентиной Александровной.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок- бенефис.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока
новой информации, ее применение в новой учебной ситуации через активные формы обучения и воспитания, учащихся на основе комплексного использования дидактических и технических средств, методики опережающего задания.
Цели по содержанию:
Образовательная:


  • Познакомить учащихся с одной из самых драматичных и нераскрытых страниц истории Отечества.

  • Помочь учащимся разобраться, понять причины и смысл эмиграции, ее влияние на развитие русской и зарубежной культуры.

  • Продолжить обучение учащихся исследовательским методам: устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Развивающая:



  • Способствовать развитию интеллекта у учащихся, пополнять активный словарь.

  • Формировать умение логически, последовательно излагать учебный материал.

  • Развивать умение публично защищать результаты исследования.

Воспитательная:




  • На примерах биографий и судеб деятелей культуры, их произведений воспитывать у учащихся любовь к родине, нравственную культуру, эстетический вкус.

  • Стимулировать уважительное отношение к личности одноклассников и их интеллектуальной деятельности.

  • Способствовать воспитанию корректных межличностных отношений.

Методы: наглядный, частично – поисковый, исследовательский.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии: элементы исследовательской, информационной, технологии развития критического мышления.

КМО: проектор, магнитная доска, проигрыватель.


Книги: БСЭ: т.30, 21, 20; «Избранное» М. Цветаевой; « Стихотворения» К. Бальмонда; Н.Ильина: « Русская эмиграция».
Портрет: М. Цветаева, К. Бальмонт, Ф.И. Шаляпин, С. Рахманинов, Н.К.Рерих, И. Бунин,
Компьютерные презентации: М.Цветаева, Творчество Н.Рериха, Творчество Ф.И.Шаляпина, Творчество С.Рахманинова.
Музыка. Романсы: « Казачий Дон», «Душа моя печальница» (автор Б Пастернак), «Кладбище Сен-Женевье Де Буа», (« На дону на Доне», « Расставаясь, она говорила», )

«Полонез» «Прощание с Родиной» М. Огинского,

С. Рахманинов « Итальянская полька».
Исследовательские проекты учащихся.
Политическая карта мира.

Межпредметные связи: история, обществознание, искусство, литература,

краеведение.

Ожидаемые результаты:


Для учащихся.
В ходе проведения занятия учащиеся смогут:

* развивать навыки ведения дискуссии, политического анализа и работы в группах;

* проанализировать различные источники, систематизировать материал и сделать выводы по данной теме;

* развивать умения выделять проблемы современной жизни и предлагать варианты их решения;

* продолжить подготовку к ЕГЭ.
Для учителя.
В результате проведения занятия участники смогут:

* предложить и обсудить требования к организации групповой работы;

* использовать коллективные формы обучения для того, чтобы развивалось уважение к другим точкам зрения, умение широко подойти к проблеме, умение в составе коллектива добиваться поставленных целей;

* включать активные и интерактивные методы в собственную практику преподавания истории и обществознания.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. «Мозговой штурм – ассоциации»

  • Первая мировая война;

  • февральская революция;

  • октябрьская революция;

  • национализация;

  • первые декреты Советской власти;

  • гражданская война;

  • белый террор;

  • красный террор;

  • военный коммунизм;

  • НЭП;

  • культурная революция.



  1. Изучение нового материала.

Звучит романс « Кладбище Сен-Женевье Де Буа».


ПРИЛОЖЕНИЕ№2-1


    1. О ком идет речь в этом романсе?

    2. Что вы знаете об этих людях?

    3. Как вы думаете, какую роль сыграли эмигранты в истории нашей страны?

    4. Назовите название этого романса.

Кладбище Сен – Женевье Де Буа – это место, где нашли свой покой многие наши соотечественники , которые вынуждены были покинуть родину по разным причинам , но они всегда помнили, что они русские.

Мы должны сегодня на уроке попытаться понять умом и почувствовать сердцем драматизм людских судеб.

Эпиграфом к уроку будут строки В.Набокова:

«Ты – в сердце, Россия!

Ты – цель и подножье,

Ты в ропоте крови, в смятенье мечты!

И мне ли плутать в этот век бездорожья?

Мне светишь по-прежнему ты…»

Учащиеся записывают тему урока, эпиграф к уроку и план.

План урока.


  1. Русская эмиграция 20 века, ее причины и особенность.

  2. Кто они эмигранты 20-30 годов.

  3. Русская культура за рубежом 20-30 гг.:

  • литераторы;

  • музыканты;

  • художники.

  1. Значение русского зарубежья для культурного развития России.

Звучит романс «Душа моя печальница»


ПРИЛОЖЕНИЕ№2-2

Одной из наиболее сложных и трудноразрешимых проблем в русской истории была, есть и остается эмиграция. Несмотря на кажущиеся простоту и закономерность ее как общественного явления (каждому человеку ведь дано право свободно выбирать место своего проживания), эмиграция нередко становится заложницей тех или иных процессов политического, экономического, духовного или иного характера, теряя при этом свою простоту и самостоятельность. Революция 1917 г., последовавшие за ней гражданская война и реконструкция системы российского общества не только стимулировали процесс русской эмиграции, но и наложили на него свой неизгладимый отпечаток, придав ему политизированный характер. Так, впервые в истории появилось понятие «белая эмиграция», имевшее четко выраженную идеологическую направленность. При этом игнорировался тот факт, что из 4,5 млн. русских, вольно или невольно оказавшихся за рубежом, лишь около 150 тыс. включились в так называемую антисоветскую деятельность. Но клеймо, поставленное в то время на эмигрантах — «враги народа», еще долгие годы оставалось для всех них общим. То же можно сказать и о 1,5 млн. русских (не считая граждан других национальностей), оказавшихся за рубежом в годы Великой Отечественной войны. Были, конечно, среди них и пособники фашистских оккупантов, и дезертиры, бежавшие за рубеж, спасаясь от справедливо го возмездия, и иного рода отщепенцы, но основу-то все-таки составляли лица, томившиеся в немецких концлагерях и вывезенные в Германию в качестве бесплатной трудовой силы. Но слово — «предатели» — было для всех них единым.

С третьей волной эмиграции из СССР преимущественно выезжали представители творческой интеллигенции, как правило, принадлежащие к поколению « шестидесятников».

В 1990-е гг изменился состав и мотивация эмигрантов: теперь за границу ехали люди, искавшие спасение от экономических трудностей. Эмиграция в основном приобрела вынужденный характер.


ПРИЛОЖЕНИЕ№3-1 «Русское зарубежье»
Выступление группы учащихся с результатами исследований по вопросу «Кто они эмигранты 20-30гг?»
ПРИЛОЖЕНИЕ№4(текст)
Звучит романс « Свечи догорели»
ПРИЛОЖЕНИЕ№2-3

Русская культура за рубежом. Литература даже в изгнании сохранила традиционное влияние на другие сферы творчества: живопись, музыку, сценографию. Она в первое время обеспечивала некоторую цельность русской культуры за рубежом. Навыки интеллектуальной деятельности были свойственны большинству людей покинувших Россию.

Это были профессионалы: литераторы, философы, журналисты, экономисты.

За границей оказалась большая часть поэтов, писателей дореволюционной России.


Обзор выставки «Лики эмиграции» (портреты и краткая биография к ним) – результат исследования второй группы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Одной из самых ярких и трагических фигур, так и не понятой окружающими людьми, была поэтесса Марина Цветаева.
Просмотр презентации подготовленной учащимся.
ПРИЛОЖЕНИЕ№3-2
Читается стихотворение М. Цветаевой « Тоска по Родине»
ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Н. Рерих – человек необычной судьбы, но более того удивительного творчества (обращается внимание на библиографическую справку выставки « Лики эмиграции»).


Знакомство с презентацией « Творчество Н.Рериха»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3-3

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 6


Звучит музыка С. Рахманинова « Итальянская полька»

В эмиграции С. Рахманинов был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром.

( внимание на « Лики Эмиграции»)
ПРИЛОЖЕНИЕ№3-4

ПРИЛОЖЕНИЕ№7


Гордостью России, воплощением лучших черт русского народа, его глубокого таланта является Ф.И. Шаляпин, сын крестьянина из деревни Сырцево Вятской губернии.

( внимание на « Лики Эмиграции»)

ПРИЛОЖЕНИЕ№3-5

ПРИЛОЖЕНИЕ№8

« Ты – в сердце, Россия!

Ты - цель и подножье,

Ты в ропоте крови, в смятенье мечты!

И мне ли плутать в этот век бездорожья?

Мне светишь по - прежнему ты…»

В. Набоков


Используя полученную информацию по теме: « Русское зарубежье» объясните, смысл слов эпиграфа к нашему уроку.

Звучит « Полонез» М. Огинского. Ответ учащиеся дают на фоне тихо звучащего «Полонеза».

ПРИЛОЖЕНИЕ№2-4

«Прощание с родиной»- это полное название данного произведения. По статистическим данным численность наших соотечественников за рубежом составляет более 30 млн. человек. Только в США проживает более 10 млн. русских.

Одна из страниц журнала «Лики эмиграции», страница поэзии, на ней вы прочитаете стихи эмигрантов и об эмигрантах, страничка подготовлена четвертой группой. (Читается стихотворение)

ПРИЛОЖЕНИЕ №9

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 10
В исследовании сложной и трудноразрешимой проблемы русской истории приняли участие все ученики класса, направления исследования были разные, но итог общий: мы прочувствовали, что как бы не сложилась жизнь россиянин, куда бы не забросила их судьба, большинство из них остаются преданными своей Родине – России.

Дома. Написать эссе на тему: « Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны бы изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении». ( Н. Винер).


Определим результат урока. Составить СИНКВЕЙН.

  1. эмиграция

  2. 2 прилагательных

  3. 3глагола

  4. несколько словосочетаний

  5. резюме (вывод)

По итогам урока все учащиеся в результате будут иметь не менее трех оценок:



  1. Оценка за исследовательскую, творческую работу и ее защиту.

  2. Оценка за написание синквейна.

  3. Оценка за написание эссе.

Карта урока



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент



Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

2.Целеполагание и мотивация

Название темы урока: «Русское зарубежье».

Цель урока: понять умом и почувствовать сердцем дра –матизм судеб людей.

Урок необычный, это урок- бенефис, а проводить его мы будем в тесном сотрудничестве.


Слушают,

Осмысливают.

Записывают тему и план урока.



3. Актуализация знаний и умений

« Мозговой штурм...» на тему:

« Россия первой четверти 20 века». Необходимо подвести учащихся к понятию эмиграция


Фронтальная работа



4. Первичное усвоение учебного материала.

Рассказ учителя, комментарии к выступлениям учащихся.



Индивидуальные и групповые выступления. Работа в тетрадях по плану.

Оценивание выступлений одноклассников.



5. Первичное закрепление учебного материала.

Учитель просит объяснить понимание эпиграфа урока.

Ты в сердце, Россия!

Ты цель и подножье,

Ты в ропоте крови,

В смятенье мечты!

И мне ли плутать

В этот век бездорожья?..

В. Набоков




Фронтальная работа

6. Домашнее задание

Предлагает учащимся написать эссе на тему: «…..»

Записывают задание в дневники

7. Рефлексия

Предлагает составить синквейн.

  1. эмиграция

  2. 2прилагательных

  3. 3 глагола

  4. несколько словосочетаний.

  5. резюме (вывод)

Выполняют на листках и сдают учителю.


ПРИЛОЖЕНИЕ№1




класс

Раздел

программы



Тема урока

Вопрос

эмиграции



курс

11 класс

профиль


Раздел 3

История Отечества в

1917- 1941гг


50-51

Образование СССР. Причины и предпосыл-

ки объединения советских республик.


Белая эмиграция и Коминтерн.

История

России








65-66

Мировоззренческие основы и пропагандистская направленность офици-

альной советской культуры .


Культура русского зарубежья

История России




Раздел 6

Советская страна в середине 60-

Начале 80хгг


88

Конституционное закрепление руководя-

Щей роли КПСС. Конституция 1977г.


Идеология инакомыслия

История России







91

Возникновение дисси-

дентского и правоза-

щитного движения. Нигилистические настроения в обществе.



Судьбы научной и творческой интеллеген-

ции.


История России

11 класс

профиль


Раздел 1.

От Новой к Новейшей

истории:

пути разви-

тия индуст-

риального общества.



29 -30

Общественное созна- ние и духовная культура первой половины 20 века.

Формирование неклас- сической научной культуры мира.


Мировоз- зренческие основы реа-

лизма в твор-

честве деяте-

лей Русского

зарубежья


Всеобщая история

11 класс

профиль


Раздел 5

Духовная культура



68- 69

Духовное развитие общества



Россия и зарубежье: духовная связь духовная культура

Обще- ствозна-

ние








79-80

Место искусства в ду-

ховной культуре


Виды и жанры искусства в творчестве

деятелей культуры русского зарубежья



Обще-

Ствозна-


ние































Процессы миграции отечественных деятелей науки за рубеж стали реальностью новейшей истории, и одним из факторов глобальной политики. Несмотря на то, что российская научная диаспора представляет культурное явление международного масштаба, ни в зарубежной, ни в отечественной исторической науке до настоящего времени не определены в полной мере её количественные и качественные характеристики

На современном этапе развития в России идет строительство гражданского общества, и вопросы русской эмиграции привлекают пристальное внимание.

В программе курса истории и обществознания социально- гуманитарного профиля данному вопросу уделяется должное внимание, но материал разбросан по темам и разделам. Данный урок первый (вводный) в знакомстве с данной темой и предполагается на нем отработать основу понимания понятия «русская эмиграция» и ее роли в истории России и мировой истории.

Сочетание музыки с монологической речью, мультимедийных презентаций с чтением стихов создает здоровье сохраняющую обстановку на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ№3
«Кто они эмигранты 20-30 гг. ?»

Эмиграция 20-х гг. сложилась из трех разнородных и разновременных слоев. Первый, самый немногочисленный, состоял в основном из дипломатов и предпринимателей. Те, кто в 1917 г. работали или жили за границей, просто не вернулись, надеясь пережить лихие годы. Здесь были и те, что не смогли вернуться в Россию через фронты Первой мировой войны: артисты на гастролях, дипломаты, русские студенты и ученые в европейских университетах и т.п. Это был материально и психологически самый благополучный, но и самый незначительный слой, составивший эмиграцию.

Второй слой - самый многочисленный и трагический: группы беженцев и белогвардейцев, которым пришлось покинуть родину в 1919 - 1920 гг. За полтора года из России были вынуждены уехать более миллиона человек, в том числе около 60% - военнослужащие, которые пережили унижение разгрома, страха, бегства, распад всех семейных и общественных связей. Центральное событие этого периода - крымская катастрофа ноября 1920 г., когда родные берега покинули на кораблях своих и союзников сразу 150 - 160 тыс. человек. А главное - они уходили с последнего клочка земли потерянной ими России.

После массовой эвакуации из южных портов (Новороссийск, Севастополь, Одесса) начал определяться основной состав беженцев. Ведь вместе с войсками уходили политические деятели, бывшие члены Государственной думы, Временного правительства, Учредительного собрания, местных правительств, просто гражданские лица, - кто сумел попасть на отплывающие пароходы. Этот слой эмиграции по своей структуре был почти точной копией дореволюционной России. Здесь были представлены все социальные слои общества: от крестьян и казаков до членов императорской семьи. Все нации, все профессии, все возрасты, все политические партии (кроме большевиков, которые появились позже, в период сталинских репрессий). Важно было еще и то, что они уходили в Европу чаще всего без денег, без будущего, с унижением и ожесточением в сердце. В этом слое беженцев явно преобладали военные. Это повлияло и на первоначальное их расселение в Европе: там, где принимали русские войска: сначала это была Турция, затем Сербия и Болгария.

Оказавшиеся в изгнании государственные и военные деятели, а также лидеры политических партий начали формировать свои военно-политические центры. Воинствующие монархисты обосновались ближе к районам дислокации военных частей: София, Белград. Либерально-демократические партии кадетов, социалистов, трудовиков, октябристов избирали центры с активной политической жизнью: Берлин, Париж. Они надеялись на скорое возвращение и реванш.

Третий слой русской эмиграции начал складываться из интеллигенции и вообще гражданской образованной публики с 1920 г. Первоначально они попадали в Европу вместе с отступавшими белыми армиями через Прибалтику, Польшу, Манчжурию, Турцию. Но центральным событием, которое определило психологический настрой и состав этой «культурной эмиграции», была позорно знаменитая высылка интеллигенции в августе - сентябре 1922 г. Особенность этой высылки состояла в том, что это была акция государственной политики нового большевистского правительства. XII конференция РКП(б) в августе 1922 г. приравняла старую интеллигенцию, которая стремилась сохранить политический нейтралитет, к «врагам народа», к кадетам. Один из инициаторов высылки, Л.Д. Троцкий, цинично пояснял, что этой акцией Советская власть спасает их от расстрела. Да собственно такая альтернатива была заявлена и официально: в случае возвращения - расстрел. Между тем в списках «социально чуждых» только один С.Н. Трубецкой мог быть обвинен в конкретных антисоветских действиях.

По составу группа высылаемых «неблагонадежных» сплошь состояла из интеллигенции, в основном интеллектуальной элиты России: профессора, философы, литераторы, журналисты. Решение властей для них было моральной и политической пощечиной. Ведь Н.А. Бердяев уже читал лекции, С.Л. Франк преподавал в Московском университете, педагогической деятельностью занимались П.А. Флоренский, П.А. Сорокин… А оказалось, что их выбрасывают, как ненужный хлам.

Хотя большевистское правительство пыталось представить высылаемых как незначительных для науки и культуры людей, эту акцию эмигрантские газеты назвали «щедрым даром». Это был действительно «королевский подарок» для русской культуры за рубежом. Среди 161 человека в списках этой высылки находились ректоры обоих столичных университетов, историки Л.П. Карсавин, М.М. Карпович, философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский, социолог П.А. Сорокин, публицист М.А. Осоргин и многие другие видные деятели российской культуры. За рубежом они стали основателями исторических и философских школ, современной социологии, важных направлений в биологии, зоологии, технике. «Щедрый дар» Российскому зарубежью обернулся потерей для Советской России целых школ и направлений, прежде всего, в исторической науке, философии, культурологии, других гуманитарных дисциплинах. Высылка 1922 г. была самой крупной государственной акцией большевистской власти против интеллигенции после революции. Но не самой последней. Ручеек высылок, отъездов и просто бегства интеллигенции из Советской России иссяк только к концу 20-х гг., когда между новым миром большевиков и всей культурой старого мира опустился «железный занавес» идеологии.

Таким образом, к 1925 - 1927 гг. окончательно сформировался состав «России № 2», обозначился ее значительный культурный потенциал. В эмиграции доля профессионалов и людей с высшим образованием превышала довоенный уровень.

К этому времени определилось и юридическое превращение «беженцев» в «эмигрантов». Рубежом можно считать Рижский мирный договор 1921 г., когда были установлены границы и гражданство РСФСР. Бежавшие из России после революции были лишены гражданства и оказались людьми без родины («апатридами», как назывались они в официальных документах Лиги Наций). Эмигрантам оказала поддержку образованная после Первой мировой войны Лига Наций. Прославленный полярный исследователь Ф. Нансен возглавлял комитет по делам беженцев. Его стараниями был введен так называемый «нансеновский паспорт». Решения европейских правительств постепенно узаконили пребывание русских в их странах. Так в 20-е гг. сформировался этот феномен, объединивший, по подсчетам П.Н. Милюкова, более 25 стран мира - русская пореволюционная эмиграция.

В изгнании сформировалась именно общность. Бывшие беженцы вполне сознательно и целенаправленно стремились создать сообщество, установить связи, устоять против ассимиляции, не раствориться в приютивших их народах. Понимание того, что невозвратимо закончен важный период русской истории и культуры, пришло к русским эмигрантам достаточно рано.

В 1922 г. вышел сборник литературы и искусства, который носил дореволюционное название - «Шиповник». В нем участвовали как писатели из Советской России, так и оказавшиеся к тому времени в эмиграции: В.Ф. Ходасевич, Ф.К. Сологуб, А.А. Ахматова, М.А. Кузмин, Б.К. Зайцев, Л.М. Леонов, Б.Л. Пастернак, Н.А. Бердяев, Ф.А. Степун. Это была еще единая по своему духу «команда», рожденная идеалами Серебряного века, его интеллектуальным и духовным богатством. Статья Ф.А. Степуна «Трагедия современности» в этом сборнике прямо продолжала идеи «веховских» авторов. Он писал: «Развитие русской революции - сплошное предательство породившей ее идеи… Печальная смена этих подмен может в настоящее время считаться почти что законченной. Полумифический автор революции, народ русский, уже давно отшатнулся от своего трагического творения» (Шиповник: Сборник литературы и искусства. М., 1992. № 1. С. 92 - 93).

Активному продолжению духовных традиций Серебряного века способствовала и высокая доля культурных людей в составе эмиграции. За пределами России оказалась едва ли не половина творчески активных носителей прежней культуры, ведущих представителей философии и искусства Серебряного века. Создалась уникальная ситуация: нет государства, нет своего правительства, нет экономики, нет политики, - а культура есть. История поставила жестокий эксперимент, который подтверждал высказанную еще самими деятелями Серебряного века истину: главное в сохранении национального лица - это не государство и не экономика, а культура. Распад государства не влечет за собой гибели нации. Только гибель культуры означает исчезновение нации.

Эта «Россия № 2», не имея ни столицы, ни правительства, ни законов, разбросанная по разным странам мира, держалась только одним - сохранением прежней культуры России в инокультурном, инонациональном окружении. В этом эмиграция видела единственный исторический смысл случившегося, смысл своего существования. «Мы не в изгнании. Мы - в послании», - говорил Д.С. Мережковский. Задача сохранения культуры исчезнувшей старой России переросла в миссию русской эмиграции. Культура Российского зарубежья оказалась фантомным отражением Серебряного века, в атмосфере которого выросли ее представители.

Задача сохранения культуры долгое время казалась более важной, ведь едва ли не десятилетие эмиграция жила надеждой вернуться. На собрании русских эмигрантов в Париже в 1924 г. И.А. Бунин говорил: «Наша цель - твердо сказать: подымите голову! Миссия, именно миссия, тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас» (Бунин И.А. Миссия русской эмиграции // Слово. 1990. № 10. С. 67). Мемуаристику, философские сочинения и политические публикации объединяла идея культурной миссии эмиграции. Слова Романа Гуля «Мы не покинули Россию, мы унесли ее с собой» стали лейтмотивом многих авторов. Культура в этой ситуации «посланности», исполнения исторической миссии приобретала исключительное значение.

В ситуации национального «рассеяния» русский язык оказался главным признаком принадлежности к ушедшей России. Печатное слово: газеты, книги, журналы - все это было не только самым эффективным, но и практически единственным действенным способом сохранения и передачи культурных традиций. Ни личные контакты, ни другие средства коммуникации не могли соперничать с печатным словом в возможности преодоления границ и расстояний. Интеллектуальная культура Слова: газеты, журналы, книги - стали самым действенным средством объединения эмиграции.

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

МАРИНА ЦВЕТАЕВА

« ТОСКА ПО РОДИНЕ»

* * *



Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где — совершенно одинокой


Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.


Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно —


В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.


Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично, на каком

Непонимаемой быть встречным!


(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!


Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все — равны, мне всё — равно;

И, может быть, всего равнее —


Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.


Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна не сыщет!


Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге куст

Встает, особенно — рябина ... 1934



ПРИЛОЖЕНИЕ№6

РЕРИХ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1874-1947),
Русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.

Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. В 1893 году Николай Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, и одновременно в Академию художеств, где занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи.

В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва; «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время

Заморские гости

1901, Третьяковская галерея

Христос в пустыне

1933, Международный центр Рерихов

Святой остров

1917 Армагеддон

Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов.

Сначала не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. В 1920 переехав в США, Рерих основал там вместе с женой Е.И.Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии.

В 1923 Николай Рерих начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.

Великий дух Гималаев

1923 «Жемчуг исканий»

1920-е «Мать мира»

1924 «Оттуда»

1925 «Знаки»

1910 «Стража Гималаев»

1926 «Святой Сергий»

1932 «Весть Шамбалы»

1933 «Витязь»

«Знамение», 1915

«Странник», 1920-е

«Легенда», 1923

«Лотос», 1940-е

«Великая жертва», 1912

«Ангел последний», 1942
Приехав через Синьцзян в Москву в 1925 году, Рерих устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Нагара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие).

Все больше сил Рерих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рерихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935; «Моя жизнь», 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.

Биографическая справка подготовлена на основе материалов http://www

ПРИЛОЖЕНИЕ №7


СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ


Рахманинов родился 1 апреля 1873 года.

Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии

Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др.). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы. Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр — А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций[6]. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897—1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая, как пианист и дирижёр. Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт. В 1911 году С. В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А. В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.

Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул) и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен музыкант на кладбище Kensico Cemetery.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение.

ПРИЛОЖЕНИЕ №9


Не надо грустить, господа офицеры

Автор: Владимир Роменский


Не надо грустить, господа офицеры,

Что мы потеряли - уже не вернуть...

Пусть нету отечества, нету уж веры,

И кровью отмечен нелёгкий наш путь.


Пусть мы неприятелем к Дону прижаты –

За нами осталась полоска земли...

Пылают станицы, посёлки и хаты,-

А что же ещё там поджечь не смогли?


Оставьте, поручик, стакан самогона,-

Ведь вы не найдёте забвенья в вине,

Быть может, командовать вам эскадроном,-

Чему удивляться - все мы на войне...


И вы, капитан, не тянитесь к бутылке,

Юнцам подавая ненужный пример,

Я знаю, что ваши родные в Бутырке,-

Но вы ж не мальчишка, ведь вы - офицер.


Пусть нас обдувает степными ветрами,

Никто не узнает, где мы полегли.

А чтобы Россия всегда была с нами,-

Возьмите по горсточке русской земли.


По нашим следам смерть над степью несётся,-

Спасибо, друзья, что я здесь не один.

Погибнуть и мне в этой схватке придётся –

Ведь я тоже русский, и я - дворянин.

ПРИЛОЖЕНИЕ№10

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 11


Словарь терминов и понятий по теме: «Русская эмиграция»


Анклав — территория компактного проживания иммигрантов, постоянно пополняющаяся в результате притока новых иммигрантов-соотечественников.

Беженцы и ищущие убежище лица — люди, вынужденные оставить место своего жительства (уходить, уезжать, спасаясь бегством) вследствие различных угрожающих обстоятельств и прибывшие на территорию другого государства.

Перемещенные лица — лица, которые в результате действий властей были высланы из страны своего гражданства или прежнего места жительства или были вынуждены покинуть их по религиозным, политическим и другим причинам.
Депортация (от лат. deportatio — вывоз) — изгнание, высылка из страны, насильственное переселение отдельных лиц, групп, народов за пределы государства или определенного региона.
Эмигрант — лицо, выезжающее из страны с целью постоянного жительства в другом государстве. Есть страны (США, Израиль, Чехия и др.), которые вообще не определяют статус «эмигранта» и соответственно не ведут учета этой категории мигрантов.

Эмиграция (от лат. emigre — выселяюсь, переселяюсь) — выезд из одной страны в другую на постоянное (иногда на неопределенно длительное время) проживание, как правило, с изменением гражданства.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Соотечественники — лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также их потомки по прямой линии.
Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Предоставление политического убежища не влечет вместе с тем автоматического предоставления гражданства страны въезда.

ПРИЛОЖЕНИЕ№12

Источники.

1. Хроника культурной, научной и общественной жизни русской эмиграции в Чехословацкой республике. 1930-1939. Т. 2. Под общей ред. Л. Белошевской. Slovansky Ustav AV CR. Nova rada, svazek 10. Praha 2001. 640

2. Русская эмиграция в Великобритании

между двумя войнами (1917-1940): Материалы международной конференции. - М.: Русский путь, 2000.

3. Демографический понятийный словарь / Под ред. Л.Л. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 6 —7.

4. Д е м и д о в а О. Р. Метаморфозы в изгнании: Литературный быт русского зарубежья. СПб., 2003.

5. К о с т и к о в В. Не будем проклинать изгнанье ... (Пути и судьбы русской эмиграции). М., 199б.

6. Культурное наследие русской эмиграции: В 2 кн. М., 1994. Литература русского зарубежья 1920-1940/ сост. и отв. ред. О. Н. Михайлов. М., 1993.

7. Литературное зарубежье: сборник-антология. Мюнхен, 1958. Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья: От Мережковского до Бродского. М., 2001.

8. Проблемы изучения истории российского зарубежья: сб. статей. М., 1993.

9. Р а е в М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919-1939. М., 1994.

10. Русская литература в эмиграции / под ред. Н. П. Полторацкого. Питсбург, 1972.

11. С и н к е в и ч В. « ... С благодарностью: были». М., 2002. Содружество: Из современной поэзии русского зарубежья / сост. т. Фесенко. Вашингтон, 1966.

12. С т р у в е Г. П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. 3-е изд., испр. и доп. Париж; Москва, 1996.

13. Т е р а п и а н о Ю. Литературная жизнь Парижа за полвека (J 924-1974): Эссе, воспоминания, статьи. Париж; Нью-Йорк, L987.

14. Т и х о м и р о в а Е. В. Проза русского зарубежья и России в ситуации постмодерна: В 2 ч. М., 2000.

15. Художественная речь русского зарубежья: Ю-30-е годы хх века: Анализ текста / под ред. К. А. Роговой. СПб., 2002.

16. А л е к с е е в А. Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917-1940: Материалы к библиографии. СПб., 1993.

17. Литературная энциклопедия русского зарубежья (19181940): Русское зарубежье и всемирная литература. Ч. 1-3/ гл. ред. А. Н. НИКОЛЮКИН. М., 2001-2003.

18. Материалы к сводному каталогу периодических и продолжающихся изданий российского зарубежья в библиотеках Москвы (19201971) / сост. И. Е. Березовская и Др.; ред.сост. М. А. Овсянникова. М., 1991.

19. Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть хх века: Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.





  • Слов арь терминов и понятий по теме: «Русская эмиграция» Анклав
  • Беженцы и ищущие убежище лица
  • Перемещенные лица
  • Депортация
  • Толерантность
  • Политическое убежище