Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок обобщающего повторения по теме «Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова -щедрина»




Скачать 113.78 Kb.
Дата01.07.2017
Размер113.78 Kb.
ТипУрок
Урок обобщающего повторения по теме «Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова -Щедрина» Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству,а Цель урока: Выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; показать своеобразие; повторить значение литературных терминов; определить те положительные идеалы, которые проповедуют автор в сказках; развивать умение анализировать сказки. (2 слайд) Оформление: портрет М.Е. Салтыкова - Щедрина, выставка популярных изданий щедринских произведений, на доске эпиграф. (3 слайд) Тип урока: Урок анализ. (4 слайд); Вид урока: комбинированный.(5 слайд) Предварительное домашнее задание. 1Жакие факты биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения Прочитать сказки Вяленая вобла, Дикий помещик, Премудрый пискарь и проанализировать их. Подготовить инсценировку отрывка из сказок Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил, Дикий помещик. (7 слайд) Ход урока. Опрос по вопросам домашнего задания. 1. Чем поражает внешний облик писателя (Портрет создан И.Н.Крамским в 1887г.)- Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты. - Н.К. Михайловский (современник, лично знавший писателя отмечал:) Внешность усиливала впечатления его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски- добродушною улыбкою, что даже люди знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешности. (8 слайд) 2 Какие факты биографии Салтыкова -Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения детство на лоне крепостного права, помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, KqTopbie раздирали сердце. В царстве испуга, физическое страдание и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли. -Щедрин - писатель-сатирик, критик и публицист (9 слайд) Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков -Салтыков-Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать свое веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его вице-Робеспьером Щедрин - создатель сатирических произведений. (10 слайд) Как вы понимаете слово сатира Сатира -обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз социально-классовых болезней, которые обнаруживают себя в человеческих характерах и отношениях. (И слайд) Слово учителя Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразна. Но среди огромного наследия сатирика наибольшей популярностью пользуются сказки. Сказки привлекали писателя своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства, тем более сказка была доступна простому народу. Сказки - это своеобразный итог художественной деятельности писателя. Из 32 сказок 29 были написаны в последние десятилетия его жизни (1882-1886) и лишь 3 сказки были созданы в 1869г. (12 слайд) Инсценирование. 1 .Эпизод из сказки Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. 2.Эпизод из сказки Дикий помещик Слово учителя. Вот и вспомнили героев щедринских сказок. Сказки- это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое , сочетаются фантастика с реальностью. Один из цензоров сказал То, что г Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки- та же сатира, и сатира едкая.... направленная прртив общественного и политического нашего устройства. Сказки Щедрина- это философско- сатирические сказки. Давайте сопоставим сказки Салтыкова- Щедрина с русскими народными сказками и отметили в них общие и отличительные черты. (13 слайд) Таблица (14 слайд) О чем же учил детей изрядного возраста Салтыков-Щедрин -Дети изрядного возраста должны возмужать и перестать быть Детьми. (15 слайд) Каковы основные темы сказок Народ и самодержавие. (Медведь на воеводстве, Орел-меценат, Сказка о ретивом начальнике). Народ и господствующие классы.(Дикий помещик, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил, коняга). Народ и буржуазная обывательская интеллигенция. (Премудрый пискарь, Либерал, Карась- идеалист, Вяленая вобла) (16 слайд) Работа над литературными терминами. Какие сатирические приемы используют в своих произведениях Салтыков Щедрин Фантастика, пародия, ирония, сарказм, литота, эзопов язык (17 слайд) Анализ сказок Салтыкова-Щедрина. (18 слайд) Сообщение учащегося. Премудрый пискарь(1882-1883) Время написания и публикации сказки - трудная пора реакции и террора в стране, после покушения народовольцев на царя Александра 2. В нравственную среду жизни проникают подозрительность, недоверие, равнодушие, трусость. В эту пору сатирик и берется, своей сказкой Премудрый пискарь напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости истинной и мнимой. (Краткий пересказ) (19 слайд) 1 Как вы понимаете смысл заглавия Премудрый пискарь Что означает эпитет Премудрый (Синонимы - умный, рассудительный, антоним- глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово, премудрый, бесспорно, ироничный) Анафриз - языковое явление при котором слово употребляется в противоположном значении. Какова жизненная позиция пискаря Над какими пороками размышляет автор Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба- соли не водит, а все только рас постылую свою жизнь бережет. В чем главная мысль сказки Щедрин исследует вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека Премудрый пискарь стал олицетворением бескрылой и 2пошлой обывательщины. Писатель напомнил современникам о цене человеческой жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести. 5. Почему сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами Выводы: М.Е. Салтыков - Щедрин пишет: И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком 100 легг. Bee дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто... только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив! Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходит от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков-Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи рыбьи черты. Писатель напомнил rt современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести. (Премудрость пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, умерщвляют ум, честь и „совесть). (20 слайд) 2 Медведь на воеводстве 1884г До 1806г сказка была под запретом, потому что в образ сказки точно угадывали черты правительства. По требованию цензуры. Лев- Александр 2 Осел- Победоносцев. Топтыгин и Топтыгин- граф Д.Толстой и министр внутренних дел Игнатьев. -з Медведь на воеводстве - это пародия на историческую хронику. По мысли Щедрина, история состоит из списка крупных и кровавых злодеяний совершенных правителями над своим народом. Мелкие же иронизирует писатель не считаются достойными внимания летописца и истории. (21 слайд) В чем главная мысль сказки Что использует автор И с помощью чего Слово трущоба- это слово- образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое значение шире за счет подтекста, так как это эзопов язык. В центре сказки жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, - но они приобретают дополнительные нюансы. Лев- враг просвещения к искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию нацарапал. Какие же явления современной действительности высмеивал сатирик Против кого направлена сказка Вывод: М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса- администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение. 3 Вяленая вобла 1884г Сказка была написана для февральского журнала Отечественные записки за 1884год, но была изъята по требованию цензуры. Писатель трижды пытался напечатать сказку в России. Удалось это сделать лишь в 1906 году в смягченной редакции под заглавием Мала рыбка, а лучше большого таракана.>(22 слайд) Счего начинается сказка Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось. Как жила вобла Как объясняет свой ум - разум Умна, что вовремя провялили, лишили мыслей, чувств, совести. Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести- ничего такого не будет! Как рефрен звучат слова: Уши выше лба не растут. 7.Художественное своеобразие сказок. (23 слайд) -Сказки Салтыкова-Щедрина -политические сказки-сатиры, но они связаны с устным народным творчеством. Писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, а также пословицы и поговорки. -Будучи писателем-реалистом, Щедрин создал множество типических образов, художественных обобщений. В сказках сочетается реальное и фантастическое, сказочное Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой письма («эзопов язык»), прибегает к «заострению образов» с помощью гипербол, гротеска, иронии. 8.3акрепление изученного материала. (24 слайд) Тесты - троим учащимся. У доски заполняется кроссворд по сказкам Щедрина. (25 слайд) Викторина. (26 слайд) 1 ЭТАП. «ПРИПОМИНАЙ-КА!» (27 слайд) Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в сказке V) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил » (пятак серебром) До какого чина дослужился чижик в «Чижиковом горе» (майор) Назовите идеал генерала Крокодилова (кутузка) 4. В какой сказке изображены душевные страдания породистого мериноса, которому во сне несколько раз привиделся вольный баран, чего было достаточно, чтобы довести несчастного барана до ^смертного конца («Баран непомнящий») Сколько лет прожил премудрый пискарь в одноименной сказке (100 с лишком) Перед кем однажды провинился «самоотверженный» заяц (перед волком) Кто из всех хищников, «водящихся в умеренном и северном климатах», «менее доступен великодушию» (волк, «Бедный волк») Чему радовалась вяленая вобла из одноименной сказки («Теперь нет у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести») I С кем и о чем спорил карась - идеалист ( С ершом. Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. «Карась -идеалист») Какие честолюбивые мечты обуревали соловья в сказке «Орел - т меценат» («Думалось: орел ему на шею ожерелье из муравьиных яиц повесит, всю грудь живыми тараканами украсит, а орлица будет тайные свидания при луне назначать...») 11. Как звали соседей в сказке «Соседи» ( Иван Богатый, Иван Бедный) В чем мужик готовил суп для генералов (В пригоршне) Что намеревался съесть один из генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (собственный сапог) Какую фамилию носил помещик в сказке «Дикий помещик» (Урус-Кучум-Кильдибаев) 15,Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик» (с неба: через губернский город летел строившийся рой мужиков») 2 ЭТАП. «РАЗГАДАЙ - КА!» (28 слайд) Чтение учителем отрывков из сказок. Существительные заменены словом «ку-ку». Узнать в таком виде сказку М.Е.Салтыкова - Щедрина. Однажды Ку-Ку перед Ку-Ку провинился. Бежал он, видите ли, неподалеку от волчьего Ку-Ку, а Ку-Ку увидел его и кричит: «Ку-Ку! Остановись, миленький!» А Ку-Ку не только не остановился, а еще пуще Ку-Ку прибавил^ («Самоотверженный заяц») (29 слайд) 2. И начал Ку-Ку на Ку-Ку разводить, как бы ему своих Ку-Ку порадовать за то, что они его,Ку-Ку, жаловали и мужицким его Ку- Ку не гнушалися! И выстроил он Ку-Ку не Ку-Ку, а такую Ку-Ку, чтоб можно было Ку-Ку переплыть вплоть до самой ку-ку. («Повесть о том, как 1 мужик 2-х генералов прокормил») (30 слайд) 3. Узнала лесная ку-ку, к ку-ку к ним в ку-ку едет, и задумалась. Такая в ту пору ку-ку между лесными ку-ку шла, что всякий по - своему норовил. Ку-ку рыскали, ку-ку летали, ку-ку ползали, а в ку- ку никто маршировать не хотел. («Медведь на воеводстве») (31 слайд) ь ) it. • 3 ЭТАП. «УТОЧНИ-КА!» (32 слайд) Уточнить название сказки. Учитель называет одно слово, учащиеся - остальные. 1]у1едведь...(на воеводстве) Премудрый...(пискарь) Бедный...(волк) 4|Дикий... (помещик) 5.Верный...(Трезор) б.Орёл... (меценат) 7.Недреманное...(око) 8.Соседи(-) 9.3дравомысленный...(заяц) 10. Баран...(непомнящий) 9.Итог урока. (32 слайд) Ю.Домашнее задание. (33 слайд)

  • Оформление
  • Вид урока
  • Ход урока. Опрос по вопросам домашнего задания. 1. Чем поражает внешний облик писателя (Портрет создан И.Н.Крамским в 1887г.)
  • 2 Какие факты биографии Салтыкова -Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения
  • Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков
  • Как вы понимаете слово "сатира"
  • О чем же учил "детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин
  • Работа над литературными терминами. Какие сатирические приемы используют в своих произведениях Салтыков Щедрин
  • Анализ сказок Салтыкова-Щедрина. (18 слайд) Сообщение учащегося. "Премудрый пискарь"(1882-1883)
  • 1 Как вы понимаете смысл заглавия "Премудрый пискарь" Что означает эпитет "Премудрый"
  • Какова жизненная позиция пискаря Над какими пороками размышляет автор
  • В чем главная мысль сказки
  • 5. Почему сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделенную обывательскими чертами Выводы
  • 2 "Медведь на воеводстве" 1884г
  • В чем главная мысль сказки Что использует автор И с помощью чего
  • Какие же явления современной действительности высмеивал сатирик Против кого направлена сказка Вывод
  • Счего начинается сказка
  • Как жила вобла Как объясняет свой ум - разум
  • 7 .Художественное своеобразие сказок. (23 слайд)
  • 8.3акрепление изученного материала. (24 слайд) Тесты - троим учащимся.
  • Сколько заплатили мужику за спасение двух генералов в сказке V)
  • До какого чина дослужился чижик в «Чижиковом горе» (майор) Назовите идеал генерала Крокодилова (кутузка)
  • 9.Итог урока. (32 слайд) Ю.Домашнее задание. (33 слайд)