Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок музыки в 5 кл по теме «Фольклор в музыке русских композиторов»




Скачать 29.96 Kb.
Дата27.03.2017
Размер29.96 Kb.
ТипУрок
Урок музыки в 5 кл.по теме «Фольклор в музыке русских композиторов».

  1. Повторение .

На прошлом уроке мы говорили о вокальной музыке. – Какие 2 жанра мы рассмотрели? – Вспомните жанры р.н.п. – Что вы помните о романсе? – Какие 2 романса мы слушали на прошлом уроке?

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня мы начнем разговор о фольклоре. Кто скажет, что такое фольклор? Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки),песни, инструментальные наигрыши и пьесы), танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

  1. Изучение нового.

Послушайте, что пишет собирательница фольклора Медведева (с.14 из тетр)

-Что фольклор значит для автора этих строк? (Все, что есть в России, все русское в своей сути).



УЧЕБНИК. Фольклор в своей музыке использовали русские композиторы. Посмотрите в учебник на стр 18.тема так и звучит ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ. (текст учебника) рассказ и фото Лядова. Анатолий Константинович Лядов 1985-.1914, русский композитор, дирижёр, педагог. Происходил из семьи музыкантов. Творчество Лядова связано с русской народной песней и русской классической музыкой. Его произведения отличают мелодическая напевность. Композитор нередко обращался к народным сказочным и бытовым образам. Лядов - мастер музыкальной миниатюры. В творчестве Лядова большое место занимает фортепьянная музыка. Миниатюра является основой и симфонического творчества Лядова "Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора" (1910). Ему принадлежат детские песни на народные слова (3 сборника, 1887-1890), многочисленные обработки русских народных песен .

Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической картинкой А.К. Лядова “Кикимора”.



Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая - Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”. А что написано в учебнике на стр19 прочитайте. Рассм. иллюстрации

Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.

Прежде чем мы послушаем миниатюру «Кикимора», познакомимся с термином лейтмотив. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики. Давайте разбираться, что это такое? Вспомним героев сказки “Теремок”.

Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов. ---Какие это слова? Мышка пи-пи, петух кукареку, лягушка ква-ква



Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется “лейтмотив”, что в переводе с немецкого означает “ведущий мотив”. Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления или идеи. И также как в сказке, лейтмотивы повторяются много раз по ходу развития сюжета.

Слушание. И беседа. (с21-22 из уроков музыки). В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер. И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. Давайте мы все вместе споем ей песню «Дорогой добра!, чтобы кикимора не злилась и не проказничала.

  1. Обобщение.

-С каким понятием познакомились? – Что такое фольклор? – С творчеством какого композитора познакомились? – Кто такая кикимора?




  • Сообщение темы урока. Сегодня мы начнем разговор о фольклоре. Кто скажет, что такое фольклор Фолькло́р
  • Изучение нового.
  • Анатолий Константинович Лядов
  • Слушание. И беседа. (с21-22 из уроков музыки).