Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок музыки "Сороковые, роковые. Песни, помогавшие выживать"




Скачать 81.07 Kb.
Дата05.07.2017
Размер81.07 Kb.
ТипУрок

Урок музыки "Сороковые, роковые. Песни, помогавшие выживать" для учащихся 5–6-х классов




Цель урока:

  • воспитывать у учащихся чувство любви к отечеству, к родным местам;

  • повышать интерес к историческому прошлому Родины, к ее песенному наследию;

  • пропаганда средствами военной песни идей патриотизма, гуманизма, уважения к истории государства;

  • возрождение и популяризация военной песни как важного инструмента культурно-воспитательной политики;

  • прививать родителям интерес к музыкальным приоритетам своего ребенка.

К этому уроку готовятся заранее. Каждый ведет поиск материала о конкретной песне, готовит историческую справку о том, где, когда и кем она была написана. За несколько дней до урока учитель встречается с поисковой группой, чтобы узнать, о каких песнях будет идти речь, готовит фонограммы песен, разучивает некоторые из них с фольклорной группой, с солистами, готовит с ребятами искусствоведческие аннотации.

Материалы к уроку:

  • Слайды: портреты композиторов, тексты песен, плакаты и картины о войне, фотографии военных лет.

  • Музыкальные записи:
    1. А.В.Александров, В.Лебедев-Кумач «Священная война».
    2. М.Исаковский, М.Блантер, «Огонек».
    3. В.Соловьев-Седой, А.Чуркин, «Вечер на рейде».
    4. А.Новиков, Л.Ошанин, «Эх, дороги».
    5. А.Новиков, Я.Шведов, «Смуглянка».
    6. Е.Петерсбургский, М.А.Максимов «Синий платочек».
    7. Б.Окуджава. «Нам нужна одна победа».
    8. Д.Тухманов, В.Харитонов, «День победы».

Ход урока

  1. Музыкальное приветствие.

Цель: произведение, которое сейчас прозвучит, я выбрала эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Ваша задача: прослушать музыку, определить характер, А возможно, вы назовете авторов и название произведения.

 Слушание

“Священная война” А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача (1 куплет)

Анализ.

- Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

- Проанализируйте характер этой песни: как она может воздействовать на человека?

 (призыв на борьбу, отзывалась в сердцах людей, выражала всенародный гнев)

 Учитель: Внимательно всмотритесь в картины, найдите созвучную песне “Священная война”, которая бы выражала такое же настроение. Какие краски использовали художники для выражения настроения народа в дни войны?

- Объясните свой выбор.

 Плакат “Родина-мать зовет!”

 Чтение стихотворения на фоне минусовой фонограммы песни “Священная война”

41-й… Июнь…

Год и месяц борьбы всенародной

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.



22.06.1940-9.05.1945

- запись на доске.

 Учитель: Обратите внимание на цифры. Что они обозначают?

 (Дата начала и окончания войны)

Между этими цифрами всего лишь маленькая черточка, но что за ней скрывается? Боль, горечь, голод, разруха, смерть, более 20млн. человеческих жизней





Учитель: Сегодня мы будем говорить о песнях, которые помогали людям в тяжёлые дни войны. В дни войны многие композиторы писали о войне. Но до нас дошли самые лучшие, которые  пели и стар и млад на фронте, в тылу. В первые дни родилась песня «Священная война», музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.

Показываем: Слайды № 1, 2, 3.

Учитель: Стихи В.И. Лебедева-Кумача, начавшиеся строками «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...», призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну. Давайте споём её.

24 июня 1941 года эти стихи прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Стужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда».

1 июля 1941 года А.В. Александров сочинил песню «Священная война» на слова Лебедева-Кумача, и впервые она была исполнена Краснознамённым ансамблем Красной Армии. Давайте послушаем ее вместе с вами.

Песня «Священная война». Музыка А.В.Александрова

Слова В.Лебедева-Кумача (исполняет хор)

Чтец (Песня С. Никитина «Рио-рита»)

Городок провинциальный,


Летняя жара.
На площадке танцевальной
Музыка с утра:
Рио-рита, рио-рита –
Вертится фокстрот.
На площадке танцевальной
Сорок первый год.

(Звучит женский голос без сопровождения.)

Двадцать второго июня


Ровно в четыре утра
Киев бомбили,
Нам объявили, что началась война.

Показываем слайды № 4, 5,

Первый ведущий: Продолжим путь по фронтовым дорогам вместе с песнями. Представим, что между боями небольшая передышка, и пехотинцы, сидя на привале, запели. Каждый солдат, напевая эту песню, вспоминал свой дом, свою любимую…

песня «Огонек» Слова М.Исаковского
Музыка М.Блантера
Слайд №6

Второй ведущий одной из самых любимых лирических песен была «Вечер на рейде». Её пели все, думаю секрет тут в верно подобранном чувстве любви  к родному дому, ко всему, что нам дорого и что надо было отстоять в жёстком смертельном бою. Родилась песня в Ленинграде. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой (1907-1979) и поэт Александр Дмитриевич Чуркин (1903-1971) рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы. У Соловьева-Седого, думавшего о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к Ленинграду, родилась мелодия и одна фраза: «Прощай любимый город». Композитор позвонил поэту АД. Чуркину, попросил его приехать. Несколько строк- «уходим завтра в море» и другие Василий Павлович «подкинул» поэту, а поэт додумал остальное- песня была готова. Осенью и зимой 1941 года участники обороны Ленинграда пели эту песню.
Прослушивается песня «Вечер на рейде» Слова А.Д. Чуркина
Музыка В.П. Соловьева-Седого.

Идет показ слайдов № 7, 8, 9, 10.

Третий ведущий: «Прощай», «До свидания» - этими словами начиналась долгая дорога войны. На этой дороге взрывались мины, пылали огнём мосты, над нею кружились вражеские самолёты. Шли солдаты в летний зной и зимнюю стужу. Шли на встречу пулям и огню. До самой победы. И про эти дороги Анатолий Новиков и Лев Ошанин написали в 1945 году песню «Эх, дороги». Композитора и поэта волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня могла быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне. И она была написана.

песня «Эх дороги» музыка А.Новикого
Слова Л.Ошанина
Показ слайдов № 11, 12, 13, 14, 15.

Первый ведущий: Иногда во время привалов, когда не было военный действий и бойцы отдыхали, они пели-шутили весёлую песню под гармонь…

Песня «Смуглянка»
Идет показ слайда №16

Второй ведущий: Счастливая судьба у песни «Синий платочек». Эту песню пели многие известные певцы и певицы: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. Очень много вариантов этой песни гуляло по дорогам войны – но на слуху у всех остался один вариант. Первые слова «Синего платочка» были написаны поэтом и драматургом Яковом Марковичем Галицким на одну из мелодических импровизаций польского композитора и пианиста джаз-оркестра «Голубой джаз» Ежи Петерсбургского, гастролирующего в 1939 году в Советском Союзе. Этот вариант получил самую широкую известность и распространение в годы войны, а исполнительницей его стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. Время написания стихов этого фронтового варианта «Синего платочка» - 9 апреля 1942 года. Их автор – литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-ой армии Болховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов (1907-1985г.) В ноябре 1942 года на экране страны вышел фильм режиссера Ю.Слуцкого «Концерт-фронту» и именно в нем прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К.И. Шульженко.

песня «Синий платочек»
Идет показ слайдов № 17, 18, 19, 20.

Третий ведущий: Среди военных песен были не только лирические прощальные песни, песни о дорогах войны, но и песни которые приближали победу и стали песнями победы. Одна из таких песен – песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Режиссер фильма Андрей Смирнов считал, что это должна быть песня, которую как бы сложил участник войны, сложил в те далекие военные годы, пусть и не очень умело, но искренне. Шло время, уже была отснята добрая половина.

Будущего фильма, а песню все никак не могли подобрать. И тогда решено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве-автору многих замечательных песен, в том числе и о войне. Первой и пока непревзойденной исполнительницей песни в фильме стала заслуженная артистка РСФСР Н.И.Ургант, игравшая медсестру Раю в «Белорусском вокзале».



Звучит песня «Нам нужна одна победа»
Идет показ слайдов № 21, 22, 23, 24, 25.
«А значит, нам нужна одна победа»

Учитель: Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти миллионов людей. Для меня и для вас, дети, это история нашей страны. Бесценные страницы в семейных фотоальбомах и строках фронтальных песен.

Кто победил фашистских захватчиков, кто восстанавливал города и сёла, кто писал песни, которые помогали в дни войны. ЛЮДИ! Конечно же русские люди.

Правильно наш народ победили. И он чтит ветеранов, в последние годы была написана песня Давида Тухманова «День победы»…
История песни

В марте 1975 г. поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвященной Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.

Буквально за несколько дней до окончания конкурса В. Г. Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса.

Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Мало этого, прослушивание песни вызывало болезненную, острую реакцию старших коллег Д. Тухманова, против песни прозвучали очень резкие высказывания, о чем немедленно стало известно на Гостелерадио.

Причина была в музыке и в ее авторе. Поэт В. Г. Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи еще в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (Анатолий Новиков, Вано Мурадели и другие). А Давид Тухманов был молодым автором, известным лишь по эстрадным шлягерам.

В те времена всю музыкальную политику государства определяло руководство Союза композиторов, то есть в основном весьма пожилые люди. Возраст в 30 с небольшим лет считался еще незрелым. По мнению руководства Союза композиторов, а также теле- и радионачальников, Тухманов никак не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба.

Хотя Д. Тухманов уже создал хиты «Последняя электричка», «Эти глаза напротив», «Белый танец», «Песенка про сапожника», «Я люблю тебя, Россия», «Гуцулочка», «Мой адрес — Советский Союз», «Как прекрасен этот мир» и многие другие, никаких званий и регалий, кроме премии Московского комсомола, у него еще не было. И потому он, имея диплом профессионального композитора и написав три десятка популярных песен, только в 1973 году, с трудом, был принят в Союз композиторов.

Был и второй «минус» — в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота. В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении.

Некоторые из бывших начальников Гостелерадио, которые сейчас рассказывают о том, как они стали «крёстными отцами» песни «День Победы», на самом деле были теми цензорами, кто не пропускал песню в эфир. А без эфира песня как бы и не существовала.

Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен еще раз — на «бис». После чего эту песню стала петь вся страна.

«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.

 

Весь зал исполняет песню «День победы» на фоне  показа слайдов № 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33.




  • Ход урока Музыкальное приветствие. Цель
  • Слушание
  • Чтение стихотворения на фоне минусовой фонограммы песни “Священная война”