Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок-мультимедиа по музыке в 6 классе тема урока: «старинной песни мир». Песни франца шуберта. Разработан преподавателем мбоу лицей №90 Г. Краснодара




Скачать 123.38 Kb.
Дата17.06.2017
Размер123.38 Kb.
ТипУрок
УРОК-МУЛЬТИМЕДИА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: «СТАРИННОЙ ПЕСНИ МИР». ПЕСНИ ФРАНЦА ШУБЕРТА.
РАЗРАБОТАН ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ МБОУ ЛИЦЕЙ № 90 Г. КРАСНОДАРА

ТРЕБУХОВОЙ ИРИНОЙ ВАСИЛЬЕВНОЙ

Цели урока:


  1. Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.

  2. Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить , рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

  3. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка» для 6 класса, творческая тетрадь к данному учебнику, фонохрестоматии к учебнику «Музыка» 6 и 5 классов.
План урока:

1. Организационный момент.



  1. Изучение нового материала.

2.1. История возникновения романтизма.

2.2. Краткий обзор биографии Ф. Шуберта.

2.3. Песня - баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта. Особенность баллады как жанра, характеристика музыкального образа произведения.

3. Закрепление нового материала, вывод урока.

4. Домашнее задание.
1. Организационный момент. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - «Здравствуйте, ребята, здравствуйте!» (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей – «Здравствуйте, учитель, здравствуйте!» (полное повторение исходной попевки).

2. Изучение нового материала.



Учитель. Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Тема нашего сегодняшнего урока - « Старинной песни мир». Песни Франца Шуберта (слайд 1). Прежде чем познакомить вас с творчеством этого замечательного австрийского композитора, я расскажу вам об эпохе, в которой жил и творил Шуберт (слайд 2).

Романтизм – это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев верований могут доставить им наибольшее наслаждение.

Фредерик Стендаль
Романтизм – (франц. romantisme) художественное направление в культуре и искусстве европейских стран, возникшее на рубеже XVIII- XIX веков (слайд 3).Романтическое искусство было явлением сложным и противоречивым: с одной стороны, оно впитало в себя идеи, рождённые эпохой Великой Французской революции; с другой стороны, в нём нашли отражения разочарованность окружающей действительностью (слайд 4).

Это направление в искусстве во все времена вызывало много споров. Одни считали романизм стилем, ограничивающим творчество некоторых композиторов: Шумана, Шопена. Листа, Вагнера, Мендельсона. Другие считали, что в музыке будет жить романтизм, пока в мире существуют любовь и страдание.

Возникновение романтизма связано с эпохой, которая последовала за Великой Французской революцией(1789-1799) и периодом наполеоновских войн (слайд 5). Произошли события, которые затронули все сферы жизни, - упразднение монархии и провозглашение республики. Это событие впоследствие оказало огромное влияние на дальнейшее развитие всей Европы. Свидетелями грандиозных исторических событий оказались писатели, художники, музыканты. Многие из них приветствовали перемены, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства. Однако время шло, общественный порядок был далёк от совершенства и не похож на то общество, которое предвещали философы VIII века.

Начались мрачные годы, когда рушились надежды на устройство справедливого общества. Социальное неравенство снова стало набирать силу, и снова любое проявление свободной мысли преследовалось церковью, цензурой и полицией. В философии и искусстве начала XIX века вновь зазвучали трагические ноты.

Возникновение романтизма явилось попыткой, с одной стороны, уйти от действительности, с другой – осмыслить действительность. Это направление выразило «обманутые надежды и разочарования» в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, в последствиях Великой Французской революции. Но в нём возникли черты, обусловленные исторической обстановкой. Весь XIX век отмечен подъёмом национально- освободительного движения во многих европейских странах. И эти настроения нашли живой отклик у деятелей всех видов искусств.

Герой романтических произведений - личность сложная и страстная с необычайно глубоким внутренним миром. Романтиков интересовали страсти - высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех её проявлениях, низкая страсть - зависть, жадность, честолюбие. Романтиков не интересовало материальное устройство жизни. Её они противопоставляли жизнь и силу духа, религию, философию, искусство. Для человека сильных страстей и высоких устремлений были необходимы исключительные обстоятельства. И романтики открывают для широкой аудитории народную музыку, поэзию, сказания – всё, что долгое время считалось не стоящим внимания.

Романтизм в музыке сложился в 20-е годы XIX века под влиянием литературы и развивался в тесной связи с ней. Обращение к опере, песне, инструментальной миниатюре является отличительной чертой музыкального романтизма. Характерно также обращение к внутреннему миру человека, в тяге к эмоциональному напряжению, что определило главенство музыки и лирики в романтизме (слайд 6).

Тема любви у композиторов - романтиков занимает господствующее место. Но эта тема не ограничивается мотивами любви в прямом смысле слова, а отождествляется с самым широким кругом явлений. Лирические переживания героев раскрываются на фоне широкой исторической панорамы. В немецкой и австрийской музыке романтизм вызвал расцвет песни - самого лирического музыкального жанры, слившего поэзию и музыку воедино.

Кто сегодня не знает эту знаменитую мелодию? (звучит фрагмент «Баркарола» Ф.Шуберта). Да, звучит «Баркарола» Ф. Шуберта. А между тем её автор при жизни не добился широкой признательности. Один из первых композиторов - романтиков, Франц Шуберт, вкладывал в каждое своё произведение частицу своей удивительно чистой и наивной души.

Франц Шуберт(1797-1828)- австрийский композитор. Вошёл в историю музыки как основоположник музыкального романтизма и создателя ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно - сюжетного вокального цикла (слайд 7).

Как композитор Шуберт воспитывался на музыке венских классиков.



Венская классическая школа - творческое направление - первой четверти XIX века. К нему принадлежат три великих композитора - Й. Гайдн, В.А.Моцарт и Л.Бетховен (слайд 8). Каждый из них обладал творческой индивидуальностью. Однако при всём индивидуальном разнообразии в творчестве этих композиторов имелись и важнейшие общие черты. Это, в частности, единый стиль и композиторский язык, схожий выбор жанра, реализм, оптимистический и жизнеутверждающий характер музыки. В творчестве венских классиков сложились и окончательно сформировались основные музыкальные формы, на которых было построено композиторское искусство последующих времён (слайд 9).

Франц Серафим Шуберт родился 31 января 1797 года в предместье Вены. Отец музыканта был школьным учителем, и начальное образование он получил под его руководством. Обучаться музыке начал с 8 лет, играя в домашнем квартете. Научился играть на скрипке и фортепиано. В 1808 году поступил в школу для придворных певчих и пел в хоре Венской придворной капеллы. Теорию музыки и искусство игры на органе ему преподавал В. Ружичка, теорию композиции - А.Сальери. Этих уроков было достаточно, чтобы Франц заявил сам себе, что будет серьёзно заниматься сочинением музыки. Звонкий голос и необычайная музыкальность очень скоро сделали мальчика маленькой звездой. Своё первое сочинение Шуберт создал в 13 лет.

Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из конвикта. Отец уговорил его поступить в учительскую семинарию. Так Шуберт, повинуясь отцовской воли, стал преподавать азбуку в младших классах. Между уроками он продолжал сочинять музыку. К 20 годам он был автором 5 симфоний, 20 фортепианных сонат, около 300 песен, среди которых «Маргарита за прялкой», баллада «Лесной царь» на слова Гёте.

Этот невысокий, застенчивый, но очень обаятельный молодой человек создал вокруг себя такое пространство, которое притягивало лучшие умы Вены (слайд 10). Композитор устраивал для друзей знаменитые вечера музыки – шубертиады, на которых звучала исключительно его музыка (см. иллюстрации в учебнике стр.41). Беседы об искусстве, философии, политике чередовались с исполнением песен и танцев, которых Шуберт написал огромное количество танцевальной музыки: это менуэты, вальсы, экосезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы.



Экосез (франц.- шотландский танец) старинный шотландский танец. Музыкальный размер 3/2,3/4, темп умеренный, сопровождался волынкой. В конце XVIII в. появился во Франции, затем под названием «англсез» распространился по всей Европе. Позднее стал весёлым парно - групповым танцем быстрого темпа. Под названием «экосез» известен с 1726 года во Франции. У многих выдающихся музыкантов экосез получил художественную обработку (слайд11).

Лендлер – австрийский и немецкий круговой парный танец. Темп умеренный, движения с прыжками. Как жанр стал популярным со второй половины XVIII века и часто фигурировал в произведениях венских классиков (слайд 12).

Уверившись в своём призвании, Шуберт бросает ненавистную работу школьного учителя. Возмущённый отец оставил его без средств существования. Несколько лет Шуберту пришлось жить у своих друзей, которые как могли, помогали композитору. Он писал ежедневно, ежечасно, без устали и остановки. Музыка не оставляла его даже во сне: он вскакивал посреди ночи, чтобы записать её на клочках бумаги.

Знаменитый тенор Иоганн Фогель, мастерски исполнявший песни Шуберта, стал звездой венских музыкальный салонов, а сам автор этих романтических произведений оставался скромным аккомпаниатором. Шуберт не был пианистом - виртуозом, как многие его современники – Моцарт, Лист, Шопен. Он не мог потворствовать интересам публики, ожидающей головокружительных пассажей. Чтобы прокормиться, он давал уроки бездарным детям богачей. Он был робок и не умел просить, ожидая милости от влиятельных особ. Франц часто становился жертвой своих издателей, наживавшихся на его доверчивости. Нищета не позволила ему жениться на любимой девушке. «Что будет со мной, - писал Шуберт,- мне, пожалуй, придётся в старости как гётевскому артисту, ходить с протянутой рукой, стучась в дверь, и просить милостыню». Он не знал, что старости у него не будет. Когда композитор был на грани отчаяния, переменчивая фортуна улыбнулась ему: он был избран членом Общества друзей музыки и 26 марта 1826 года впервые дал авторский концерт. Успех превзошёл все ожидания. Первый и последний раз он узнал, что такое триумф. Жизнь Шуберта была подорвана годами лишений. Судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни. На скромном памятнике высечено: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды».

Своеобразным эпиграфом к песенному творчеству композитора могут случить его слова (слайд13):



Я пел песни и пел их много, много лет.

Когда я пел о любви, она приносила мне страдания,

Когда я пел о страдании - оно превращалось в любовь.

Так любовь и страдание раздирало мне душу.

Ф.Шуберт

Песни Шуберт писал на протяжении всей своей жизни, их более 600.Слова, прочитанные вами, определяют творчество композитора. Что стремился передать в своих произведениях композитор?



Ученик (предполагаемый ответ): он стремился передать радость, счастье, скорбь, - чувства и жизненные переживания, знакомые каждому человеку.

Учитель: Композитор очень чутко относился к теме и подбору стихов для своих песен, обращал внимание на музыкальность стиха. Стихотворение И.В.Гёте «Лесной царь» настолько вдохновило и поразило совсем ещё молодого Шуберта, что он за один вечер написал песню – балладу «Лесной царь». Прежде чем послушать эту балладу, послушайте первую интонацию и определите характер произведения (учитель играет на фортепиано первую интонацию вступления баллады).

Ученик: Эта интонация восходящая сначала, но затем она мелодически опять возвращается к тонике. Звучит в низком регистре, в минорном ладу.

Учитель: Простучите, пожалуйста, воображаемый ритм и исполните штрих (дети простукивают ритм, подчёркивая штрихи).

Ученик: Ритм - чередование «триолей» с восьмыми нотами - длительности короткие. Штрих исполнения - стаккато, характер музыки тревожный.

Учитель: Давайте обратим внимание на слова баллады (количество куплетов) и сравним её с песней. Что сразу обращает на себя внимание?

Ученик: В балладе 8 куплетов текста. Обычно в песне 3 или 4 куплета. Баллада – это более масштабное произведение.

Учитель: Особенность баллады ещё и в том, что есть сюжет и тема из области фантастики, что является особенностью романтических произведений (слайд 14).

Баллада (от ит. ballade-танцевать) в средние века песня народного происхождения, сопровождавшая танец. Позднее - литературное лирико-эпическое произведение драматического характера, часто с элементами фантастики, содержание которого опирается на прошедшие события, предания, легенды. В эпоху романтизма баллада вошла в вокальную и инструментальную музыку.

Теперь предлагаю вам послушать балладу «Лесной царь» на немецком языке в исполнении Д. Фишер-Дискау. Слушая музыку, обратите внимание на сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности. Какими приёмы развития музыки использовал композитор? (прослушивание баллады «Лесной царь»).



Ученик: Было ощущение, что произведение прозвучало на одном дыхании, в движении без остановки, события драматические. В аккомпанементе - ритм скачки, звучание в низком регистре. Вокальная партия исполнена низким мужским голосом, что ещё раз говорит о трагических событиях. Приёмы развития - повтор и контрастность. Вокальная мелодия повторяется, но каждый звучит иначе интонационно.

Учитель: Теперь давайте прослушаем балладу «Лесной царь» на русском языке в исполнении Б. Гмыря и проследим слова баллады В.Гёте (в переводе В.А.Жуковского), после чего вы назовёте действующих лиц (см. учебник, стр.45).

Ученик: Реальные лица - повествователь отец и ребёнок, фантастический образ – лесной царь.

Учитель: предлагаю вам, дети, поработать с таблицей на экране (слайд 15). В учебнике даны музыкальные фразы каждого из персонажей (см. учебник стр.44). Мы будем читать литературную фразу, напевать музыкальную фразу, характеризовать первоначальную интонацию каждого персонажа, отмечая изменения в динамике и аккомпанементе . Таким образом проследим, как развиваются, взаимодействуют, сливаются в одно целое слово и музыка, создавая музыкальный образ и сделаем вывод.


действующие лица

литературная строка и музыкальная фраза

интонация

динамика

аккомп-нт

повествователь

- Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

- Ездок погоняет, ездок доскакал…












отец

- Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?

- О нет, то белеет туман над водой.

- О сын мой, ослышался ты…

- О нет. Всё спокойно в точной глубине…

- Родимый, лесной царь нас хочет догнать.











ребёнок

- Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;

- Родимый, лесной царь со мной говорит…

- Родимый. Лесной царь созвал дочерей…











лесной

царь


- Дитя, оглянися; младенец, ко мне; весёлого много в моей стороне

- Ко мне, мой младенец!

- Дитя, я пленился твоей красотой…










3. Ученик (возможный вывод): зная содержание произведения, очевиден контраст общего состояния и эпизодов тревоги и опасности, лирических эпизодов. Музыка явилась дополнением к литературному произведению, давая новое прочтение текста.



Учитель: Музыкальная трактовка баллады показала образы каждого из персонажей, но и образы «невидимые»- это жизнь с её стремлением и движением, и смерть, которая пугает, влечёт и убаюкивает. Создан драматический образ, который имеет сквозное развитие благодаря задуманному композитором и мастерством исполнителя (слайд 16).

Наш урок будет завершён следующими словами:



«Что за неисчерпаемое богатство

мелодического изобретения было в

этом безвременно окончившим свою

карьеру композиторе! Какая роскошь

фантазии и резко очерченная

самобытность».

П.И. Чайковский о Шуберте

4. Домашнее задание: выполнить задание в творческой тетради на стр. 34-35 (слайд 17).



Список литературы:


  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5-6 классы. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2005.

  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007.

  3. Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск III.М.: Музыка, 2008.

  4. Келдыш В.С. музыкальная энциклопедия, том 6 .М.: Советская энциклопедия, 1982.

  5. Великая история великой музыки. Музыка на все времена. Шуберт. 6. М.: Текст, 2007, Межрегионального агентство информации «Вся история».


  • Фредерик Стендаль
  • Ученик