Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок мировой литературы в 11 классе тема. Жизненный и творческий путь испанского поэта Гарсиа Лорки




Скачать 75.82 Kb.
Дата25.06.2017
Размер75.82 Kb.
ТипУрок
Ходова Людмила Сергеевна,

учитель русского языка

и мировой литературы

гимназии № 39

г. Днепродзержинска

Днепропетровской области.



Урок мировой литературы в 11 классе
ТЕМА. Жизненный и творческий путь испанского поэта Гарсиа Лорки.
Цель урока. Пробудить интерес к личности поэта, к творчеству Федерико Гарсиа Лорки, помочь осознать идейно-художественные особенности его стихотворений; развивать навыки выразительного чтения, анализа лирических произведений, высказывания своих мыслей и впечатлений; воспитывать гуманистическое, оптимистическое мировоззрение, уважение к культурным ценностям испанского народа, способствовать воспитанию эстетического вкуса.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний, умений, навыков.
Оборудование урока. Портрет Ф.Г.Лорки, плакаты с его высказываниями.

  1. «Самая печальная радость – быть поэтом. Остальное не в счет. Даже смерть».

  2. «Истинная поэзия – это любовь, мужество и жертва».

Рисунки учащихся, созданные на основе прочитанных произведений; таблица с толкованием непонятных слов (кантэ хондо, солеа, сигирийа, газеллы, касыды); выставка книг об испанских художниках, произведений испанских писателей, книга о Барселоне (одном из испанских городов); географическая карта Испании; альбом с работами художника А.А.Мыльникова, его «Испанский триптих», музыкальные произведения.
Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний учащихся (приём «Мозговой штурм»).

Вспомните, пожалуйста, кого из поэтов начала ХХ века мы изучали в этом году. (Поэтов «серебряного века», А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского).

Дайте определение таких понятий, как лирика, лирический герой, виды лирики, романс, баллада, драма, трагедия.



  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы обратимся к творчеству еще одного поэта, тоже начала ХХ века.

Исполняется испанский танец.

Я думаю, зажигательный, темпераментный испанский танец помог нам мысленно перенестись в далекую Испанию.

Испания… С детских лет мы испытываем к ней особое чувство. Зачитываемся Сервантесом, который на всю жизнь покоряет нас уважением и верой в силу человеческого разума.

Мы боготворим испанскую живопись, преклоняясь перед пламенным Эль Греко, мощным колоритом Сурбарана и Риберы, жизненной правдой портретов Веласкеса. А для старшего поколения Испания – страна не только блестящих художников, поэтов, скульпторов, архитекторов. В нашей памяти она – та легендарная Испания, которая первой вступила в смертельную схватку с фашизмом. (Звучит песня «Гренада»).

В гражданской войне на испанской земле сражались добровольцы из многих стран мира, в том числе и русские. В неравном бою с душителями свободы и демократии погибло много героев.

Один из самых жестоких эпизодов этой войны – убийство Федерико Гарсиа Лорки, великого испанского поэта. Творчеству Гарсиа Лорки посвящается сегодня наш урок.

Имя поэта Лорки, неповторимость образов его произведений обладают магической силой и в Испании, и за ее рубежами. За словом и героями Лорки встает удивительный мир, который вот уже много лет тревожит людскую память и совесть, заставляет учащенно биться сердце, сопереживать обездоленным, бороться со злом и насилием.

В нашей стране творчество Лорки известно и любимо давно.

Прекрасные поэты и поэтессы переводили его стихи, драмы, статьи. Среди них – М.Цветаева, Б.Дубинин, М.Лукаш, А.Гелескул и др.

Сегодняшний урок мы проводим под девизом:



«Звезда, которая никогда не погаснет».
Задачи урока: пробудить интерес к личности испанского поэта, вызвать желание самостоятельно знакомиться с его творчеством, раскрыть идейно – художественное своеобразие произведений Гарсиа Лорки.

К уроку творческие группы получили опережающие задания:

1. Познакомиться с биографией поэта.

2. Прочитать указанные учителем стихи и самостоятельно их проанализировать.

3. Выучить наизусть понравившееся произведение и выразительно прочитать его в классе.

4. Создать рисунки на основе прочитанных стихов.

5. Подобрать иллюстрации, написать плакаты с высказываниями Лорки.

6. Подготовить сообщения на темы:

а) «метафоричность – основная особенность лирики Г.Лорки»;

б) «художественное своеобразие канте хондо»;

в) «цыганское романсеро» - любимая книга стихов Г.Лорки»;

г) «любовь и смерть» - традиционная тема испанской поэзии»;

д) «предчувствие трагической гибели поэта».

7. Инсценировать отрывки из трагедии «Кровавая свадьба».

Предоставляю слово творческой группе, которая готовила художественное оформление урока.

(Звучит «Реквием» Моцарта. На фоне музыки).

Ученица. Ребята, перед вами «Испанский триптих» русского художника А.А.Мыльникова. Одна из частей триптиха называется «Смерть Гарсиа Лорки».

Смотрю на эту картину и, кажется, испытываю весь ужас той страшной ночи: чуть проступающий куст колючего татарника на сухой земле, еле видимый ров с телами казненных людей – и в центре полотна, словно высвеченная светом фары, фигура Лорки…

Странное у меня возникает ощущение – расстрелянный поэт не падает, а словно возносится, летит, запрокинув голову, в глухую тишину ночи. И руки его, широко раскинутые, будто пригвожденные к невидимому кресту, безжизненные, мертвые, а все же призывающие.

Думаю, главное, что хотел сказать художник, - это то, что смерть не убила его поэзию. Стихи Г.Лорки живы и бессмертны, как и любовь к Испании, в светлое утро которой он всегда верил.

Готовясь к уроку, я прочла стихотворение украинского поэта Дмитрия Павличко, которое, на мой взгляд, является продолжением картины А.А.Мыльникова.
На золотій околиці Гранади

Гарсіа Лорка горілиць лежить.

Він утопив свій погляд у блакить,

Як у невісту, повну світла й знади.

А кров його в сухій траві горить

І сліпить, наче блискіт канонади.

Навколо вбивці повзають, мов гади,

Маскуючись, міняє шкуру бридь.

Це єзуїтська головна прикмета –

Розстрілювать живого, наче пса,

В боги ж возводить мертвого поета!

Та куля в серці вже не погаса.

І спалить з плазнів сплетені тенета

Поезії • безсмертної • яса.
Ученик ( на фоне музыки).

Перед нами портрет Федерико Гарсиа Лорки, выполненный днепродзержинским художником Сергеем Юрьевичем Бабичем. В нем меня поражают глаза. Они сияют с портрета - большие, темно – карие, удивительно прекрасные глаза, о которых можно говорить много, но это много можно выразить одним словом: честность.

Честность – самая великая сила искусства, которая ведет художника к правде жизни. Лорка не принадлежал ни к одной партии, он не написал политических стихов, но его произведения проявляли его позицию. Это была позиция честного, принципиального человека, который превыше всего ценил свободу, независимость, человеческое и национальное достоинство.

Жизнь и поэзия Лорки оборваны на полуслове. Но и через годы мы слышим голос поэта… «Самая великая радость – быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть».



Творческая группа знакомит учащихся с биографией поэта.

Работа в группах по основным вехам биографии Г.Лорки.

Учитель. Ребята, прежде, чем мы войдем в поэтический мир Гарсиа Лорки, я хочу узнать, каковы ваши впечатления от прочитанных дома стихов и трагедий. (Учащиеся говорят о своих впечатлениях, используя приём

«Микрофон»).

Теперь войдем в поэтический мир Гарсиа Лорки и прежде всего, - в малую родину поэта, в родную Андалузию.

Вглядитесь в места, которые так любил поэт, без которых не было бы, наверное, ни неповторимых стихов кантэ хондо, ни удивительного «Цыганского романсеро», ни замечательных трагедий. Вы услышите стихотворения «Селенье», «Гренада», «Солнце село», «Поэт». (Звучат стихи).

Одна из творческих групп получила задание подготовить сообщение на тему: «Метафоричность – отличительная черта поэзии Г.Лорки».

Учитель. Откроем сборники стихов и прочтем еще раз самостоятельно прочитанные стихи. Какие мысли они вызвали у вас, ребята? Создайте сенкан на тему «Поэзия Ф.Г.Лорки».

Учитель. Главное для меня в ваших ответах то, что я чувствую: вы восприняли стихи душой, наверное, каждый вспомнил близкие и его сердцу места, где прошло босоногое детство.

Многие стихи поэта входят в книгу стихов кантэ хондо. Обращаю ваше внимание на таблицу с комментариями, так как появились незнакомые для вас слова: кантэ хондо, сигирийа, солеа, кассыды, газелы (толкование этих слов даётся в таблице).

Следующая творческая группа получила опережающее задание – подготовить сообщение на тему: «Особенности стихов кантэ хондо».

Ребята положили стихотворение «Гитара» на музыку, и сейчас вы услышите настоящее кантэ хондо.



(Звучит песня «Гитара» в сопровождении гитары).

Ученица. Я предлагаю сравнить стихотворение «Крик» в переводах на русский и украинский языки. (Учащиеся сравнивают, обосновывают свой выбор).

Учитель. Всё в творчестве Лорки основано на столкновении двух начал:

народного фольклора с его свободным колоритом и традиций салонной поэзии Луиса де Гонгоры в сочетании с влиянием поэтики модернизма.

Несутся ли песни кантэ хондо из сердца гор, или из апельсиновых рощ Севильи, или с чарующего побережья моря, в их основе одно и тоже: Любовь и Смерть. Этой теме Гарсиа Лорка остается верен и в книге стихов «Цыганское романсеро», которую он называет своим любимым детищем.

(Презентация иллюстраций к стихам из книги «Цыганское романсеро»).

Учитель. Прежде чем перейти к романсеро, несколько слов о сборнике. (Выступление с сообщением ученицы).

Учитель. Ну что же, а сейчас прильнем к живительному источнику – романсам.

(Учащиеся читают «Романс о Луне», «Если бы мог по Луне я гадать», «Сомнамбулический романс»).

Учитель. Стихи о любви прекрасны, но все они печальны, рядом с Любовью находится Смерть.

Кто из вас, ребята, получил задание ответить на вопрос: «Почему в стихах и трагедиях Гарсиа Лорки Любовь и Смерть идут рядом?»



Ученик. Любовь и Смерть – исконно традиционные темы испанской поэзии.

Учитель. Ребята, а что вы можете сказать о женских образах в творчестве Г.Лорки?

Предлагается послушать устное сочинение – рассуждение: «Почему женщины в произведении Г.Лорки печальны?»



Инсценировка трагедии «Кровавая свадьба».

Учитель. Таким образом, трагедией «Кровавая свадьба» Г.Лорка завершил тему Любви и Смерти. Любовь – сильнее смерти, она – основа жизни человека. А свою смерть Г.Лорка предсказал рано, еще в 1924 году.

Об этом сообщение ученицы.



Звучит стихотворение «Прощанье».

После этого стихотворения слушаем «Песнь о Гарсиа Лорке» в исполнении А. Градского.



Рефлексия. Интерактивный приём «Продолжите предложение»:

«Больше всего мне понравилось…(запомнилось, впечатлило…)»



Учитель. Раскрывая в нас духовное, поэзия Г.Лорки открывает вечное, неумирающее, то, на чем держится мир, - совесть, любовь, взаимопонимание между людьми.

Домашнее задание. Рассказывать о жизненном и творческом пути Ф.Г.Лорки, выразительно читать, анализировать его стихи «Баллада о чёрной тоске», «Газела о тёмной смерти», «Кассыда о сне под звёздами».

  • Тип урока.
  • Ход урока Актуализация опорных знаний учащихся
  • Мотивация учебной деятельности.
  • «Звезда, которая никогда не погаснет». Задачи урока
  • Творческая группа знакомит учащихся с биографией поэта.
  • Инсценировка трагедии «Кровавая свадьба».
  • Домашнее задание.