Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема урока: Рассказ Е. И. Чарушина "Страшный рассказ"




Скачать 163.32 Kb.
Дата21.07.2017
Размер163.32 Kb.
ТипУрок




Урок литературного чтения во 2-м классе.



Тема урока:

Рассказ Е.И. Чарушина "Страшный рассказ"

Цели: создать условия для

  • раскрытия смысла художественного произведения;

  • расширения представления об особенностях жанра (в основе лежит реальное событие);

  • развития художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни.

Оборудование: книги Е.И. Чарушина (выставка), портрет писателя, презентация
Тип урока: изучение нового материала.

Урок литературного чтения в 4-м классе.



Тема урока: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Цель урока: выявление духовно-нравственной проблематики рассказа.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством В.М. Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе».

  2. Развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала.

  3. Способствовать формированию нравственных ценностей личности.

  4. Анализ сюжетных отношений и образов персонажей.

  5. Отрабатывать навык беглого и выразительного чтения.

  6. Воспитывать чуткость по отношению к людям, противостоять злу.






І. Орг.момент.

  1. Эмоциональная мотивация 
    Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Возьмите друг друга за руки и пожелайте удачи на уроке. А я вам всем желаю получить больше хороших оценок.

Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

Доброта-отзывчивость

Доброта-приветливость

Доброта-любовь

Доброта-улыбка, умение дружить
- Кому нужна наша доброта, внимание, любознательность и забота? (родителям, друзьям, окружающим людям, братьям нашим меньшим)

-Кого мы называем братьями нашими меньшими?




I1. Проверка домашнего задания.

Работа с учителем

- Вспомните, какую тему мы изучаем на уроках чтения. (О братьях наших меньших)

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?(М.Пришвин “Ребята и утята”).

Какое домашнее задание нужно было подготовить?


( нужно было подготовить пересказ)

Самостоятельная работа.

Восстановите последовательность событий.

1.Ребята ловили утят. (2)

2.Приказ взрослого. (3)

3.Утка повела утят к озеру. (1)

4.Семья продолжает путешествие. (4)

- Перескажите рассказ по этому плану.
- Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа?



I1. Проверка домашнего задания.

- О каком животном говорят эти строки.

Когда она в первый раз увидела цветок своими глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

- Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?



Самостоятельная работа

Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?

Свою историю назвать сказкой Гаршину позволило то, что в ней действуют кроме девушки и мальчика сказочные персонажи — жаба и роза, которые ведут себя, как мыслящие существа, как люди.


Работа с учителем

Давайте взглянем на краткое содержание.

Жаба и роза жили в одном и том же заброшенном цветнике. В саду раньше играл мальчик, но теперь, когда роза расцвела, он лежал в постели и умирал. Противная роза по ночам охотилась, а днем лежала среди цветов. Запах прекрасной розы ее раздражал, и она решила ее съесть. Роза ее сильно боялась, так как не хотела умирать такой смертью. И в тот момент, когда она почти уже добралась до цветка, сестра этого мальчика подошла срезать розу, чтобы дать больному ребенку. Девушка отшвырнула коварную жабу. Мальчик же, вдохнув аромат цветка, умер. Роза стояла у его гроба, а потом ее засушили в книге.





III. Постановка темы и цели урока.

Что хотел писатель подсказать названием сказки? (жаба и роза вместе не смотрятся)

Что это будет? (конфликт)

 «Мир жабы злобен,

Нам предстоит его раскрыть.

А роза милое создание,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить »
Наша задача понять, что существует два мира добро и зло.
Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»


III. Постановка темы и цели урока.

Работа с учителем

Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?

А как называют человека, который пишет картины?

А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?



Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.

IV. Работа по теме урока
Работа с портретом.

Биография Е.И. Чарушина

Учитель рассказывает о биографии Е.И. Чарушина.

Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник –архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.

Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях. Он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.

Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки, С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных , их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью.

О ком мы сегодня будем читать произведение вы узнаете, отгадав загадку.



а) Отгадайте загадку:

Лесом катится клубок,


У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами

Кто это? . (Ёж).

По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем питается еж?

Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от коварной лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при по пытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее.



б) Эмоциональная подготовка к восприятию.
Вы когда-нибудь вечером дома были одни?

Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх?


Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”.

- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?


Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, читая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод.
(Ответы детей).

в). Словарная работа.

- Прежде чем читать рассказ, уточним значения некоторых слов.


- Что такое сени? (В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом).

Чулан? (Помещение в доме, служащее кладовой).




IV. Работа по теме урока

Самостоятельная работа

Выразите свои представления о жабе и розе по следующему плану.



Поисковая работа

Рождение розы.

Подробно ли описана красота розы? (нет)

А что описано? (утро, роса, всё вокруг)

О чём это говорит? (о счастье)

Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить)

Когда плачут люди от счастья?

Главное для розы: СЧАСТЬЕ ЖИТЬ

Что помогает понять счастье розы? Найдите строки в учебнике и запишите.

___________________________________

_______________________________

ТОНКИЙ СВЕЖИЙ АРОМАТ БЫЛ СЛОВАМИ, СЛЕЗАМИ, МОЛИТВАМИ

Что вы поняли? (роза счастлива)

Говорит ли автор об этом напрямую? (нет)

-Дайте характеристику розе.

Роза-_________________

1.Роза.

2.Добрая, счастливая.

3. Любит, наслаждается, жертвует.

4. Роза плачет от счастья жить.

5. Добро.

А теперь посмотрим, что использовал автор при описании жабы?

Выберем точные подробные выражения.

Какая она?_______________



Жаба_------------ завистлива.

_______________________---

Роза и жаба живут в двух противоположных мирах. Используя учебник и опорные слова, создайте два мира.

Мир розы

Мир жабы


(Цветник,  всё хорошо,   чисто,  ясно,  свежий утренний ветерок,  лучи солнца,  мирно,  спокойно.)

Мир розы: цветник, всё хорошо, чисто, ясно, свежий утренний ветерок, лучи солнца, мирно, спокойно, тонкий свежий аромат

Роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру. Роза хочет жить и приносить людям пользу.  



Мир жабы:

- А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы?

-Выберите из текста точные подробные выражения.

Живет среди корней куста, сырая земля,  тень, безобразность,  лень. Жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное. Ненавидит розу. Хочет ее сломать.

-Что делает жаба? (Ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, выражать свои чувства)

-Оцените действия жабы. 9 Главное для жабы – это плотно поесть, отдохнуть после еды, она хочет уничтожить розу)

- О чем мечтает роза? Что она чувствует? (Она не умеет радоваться солнцу, утру. Хорошей погоде, мечтает погубить розу. Запах розы причиняет ей смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть, она ненавидит красоту и не чувствует её.)

Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?

- Как мы выяснили автор противопоставляет героев. Положительный персонаж – роза, а отрицательный – жаба. Добро и зло.

- Итак, мы видим два мира, два противоречия.

А каких людей, к сожалению и детей напоминает нам жаба?

(Жестоких, равнодушных, чёрствых душою, обижающих окружающих, разрушающих природу)

А чем отличаются люди похожие на розу?

(Чистотой души, любовью к ближним, миру, кротостью, смирением, но и силой воли в своем служении)




V.Самостоятельное чтение рассказа

 

VI. Анализ произведения.

Работа с учителем

1.

- Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения)

- Почему мальчики испугались ежа?
- Какими вы представляете мальчиков?
- Как автор говорит об этом вначале рассказа?
- Какую подсказку нам дает? (“в постельки”)

- Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?

- Кто испугал ребят? 
- Почему ёжик не ушел потом в лес? 
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? 
- А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить) 
2. Художественное исполнение.

.
(Чтение диалога по ролям. Работа в парах).
Перечитайте в парах отрывок диалога ребят, стараясь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор.
Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.

3.

Тест

1.Мальчиков звали Шура и Петя.

2.Без мамы и папы дети не ложились спать. -

3.В темноте по стене ползал- шуршал таракан. -

4.От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5.В углу свернулся шариком ежик.

6.Дети дали молока и кусочек яблока.-

7.Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.


Работа с учителем

V. Проверка поисковой работы

Скажите, кто из персонажей  похож на розу? (Мальчик).



Дайте характеристику мальчику.

(Тихий, кроткий, беззащитный маленький хозяин цветника, болеет, переживает, умирает)

- Чем? Какая у них душа?

Что же  сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).

- Зачем мальчику нужна была роза?

- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

- Как автор показывает розу? (Бледное создание).

- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

- Что случилось с мальчиком? (Он умер)

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

-Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) 



VI. Продолжение работы над сказкой

Самостоятельная работа

1. Тест по проверке знания содержания и идеи сказки:

1.О чем думает роза в период цветения?
А. быстрей бы распуститься.
Б. умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное?
А. грязно-серые бородавчатые бока.
Б. скверные липкие лапы.
В. Бесчувственность и равнодушие.

3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что
А. она не досталась жабе.
Б. ее гибель была неизбежна
В. Она украсила последние минуты жизни мальчика.
4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба

2.Найдите ошибки в тексте и исправьте их.


Авторский текст

Она отдыхала довольно долго. Наступило утро, прошел полдень, роза почти забыла о своем враге. Она совсем уже распустилась и была самым красивым созданием в цветнике.

Деформированный текст

Она отдыхала довольно долго. Наступило утро, прошел день, роза полностью забыла о своем друге. Она совсем уже отцвела и была самым милым созданием на грядке.




Физминутка





VII. Работа с пословицами.

Выберите те пословицы, которые подойдут к вашим произведению, помогут определить главную мысль произведения.(поставьте номера пословиц у себя на листочках)

1. Красота спасет мир.

2. Добро победит зло.

3. О хорошем всегда помнят.

4. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.

5. Доброе дело два века живет.

6. Добрые дела и после смерти живут.

7. Все хорошо, что хорошо кончается.
8. На всякую беду страха не напасешься.
9. У страха глаза велики.

 - Чему научили вас рассказы?

(Добрые поступки , дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям ).


VIII. Подведение итогов урока

- Чему научил нас рассказ Е. Чарушина(Учиться контролировать свой страх, бережно относиться к животным).




VIII. Подведение итогов урока  

Работа с учителем       

- У. В чём же основная мысль сказки

Красота спасёт мир.

Добро победит зло.

(Гаршин  хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. Показать противостояния добра и зла.  Добро всегда побеждает зло)

Всеволоду Михайловичу принадлежит удивительная мысль: « Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил миссию на земле…»


В сказке В.Гаршина встречается животное, которое мальчик встречал в своем цветнике. Кто это? (ёж)

Давайте проследим, как мальчик и еж относились друг к другу. (отрывок зачитывается)



Художественное творчество

Поищите вокруг себя примеры, когда человек и животное оказываются рядом.

(Предлагаются подсказки ввиде картинок)

Для чего нужно оберегать животных?



Почему надо любить и беречь природу?

Е.И. Чарушин на этот вопрос ответил так: “Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные - это наша родная природа. Оберегать и любить их - это значит любить и беречь свою Родину”.



- Чему научили вас рассказы?

(Добрые поступки , дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям ).


- Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.

Девочка-роза читает стихотворение под музыку.

Я распустилась в чудесном саду,

Славную песню я миру пою:

Пусть только доброе в мире живёт,

Пусть всё вокруг любовью цветёт.

В прекрасном саду я себя обрела,

Пускай я страдала, но я ведь жила,

Пускай мне пришлось побороться со злом,

Но я ведь в саду любимом моём.

Как счастлива я! Как мне хорошо!

Ведь в сердце моём любовь и тепло.

Исполнила долг я свой до конца.

Ребёнку цветок свой отдала.

Раздает букет из конфет.

-Пусть этот цветок станет для вас символом добра и веры во все светлое и хорошее, а также светлой памятью о нашем уроке.



IX. Домашняя работа

С.136-138. Выразительное чтение.

Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки.

– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.




IX. Домашняя работа

Придумать и записать сказку о растении или животном, оформить ее в виде книжки.